Патинирование монет (искусственное старение). Как нанести патину на старых медных монетах: рабочие способы А что на Западе

Всем известно, что коллекционирование является достаточно скрупулезным занятием. Абсолютно каждый нумизмат может неделями выискивать нужную ему монету в подходящем состоянии, но сожалению же малое количество старинных монет находятся в удовлетворительном состоянии.

И поэтому часто приходится покупать монеты немного не соответствующие своим ожиданиям. Из-за этой проблемы сообществом нумизматов было найдено несколько методик по преданию медным монетам нужного облика.

Когда и зачем необходимо патинирование медных монет

Есть несколько причин, почему нумизматы проделывают патинирование с монетами:

  1. Монета была куплена или же найдена в плохом состоянии. Например, сейчас на рынке достаточно много медных копеек, которые были откопаны с помощью металлоискателя. В таком случае, на «медяшке» образуются очаги коррозии, от которых необходимо избавиться. Бывают случаи, где находка уже обладает красивой патиной, но это скорее исключение. Это сильно зависит от грунта и места где её отыскали.
  2. Второй причиной проведения манипуляций является незнание предыдущих владельцев ценности сохранившейся патины. Чаще всего она стирается в попытках придать блеск. Или же её бросают в кислоту, после чего её окрас становится желто-оранжевым.
  3. Увеличение стоимости. Несомненно, что медная монета в коричневой патине заинтересует покупателя больше чем идентичный экземпляр, покрытый зелеными пятнами. На первый взгляд сохранность у них одинакова, но люди готовы немного переплатить за внешний вид.

Патинированием называется искусственное старение предметов. Проводится химической реакцией, в процессе которой образуется пленка или налет.

Сегодня же мы Вам подробно расскажем о лучших способах и инструкциях для нанесения патины. Не думайте, что это простое занятие, в процессе нужно соблюдать пропорции веществ иначе можно навсегда потерять редкую монету.

Рецепты патинирования медных монет в домашних условиях

Приведем Вам лучшие рецепты для самостоятельного патинирования монет. Если вы хотите достичь достойного результата, то не ленитесь предварительно подготовить материал.

Нуждающаяся в очистке медная копейка Российской Империи

Под этими словами подразумевается очистка от окислов и различных металлических наростов.

Советуем Вам для начала произвести данную процедуру на не дорогих экземплярах, чтобы немного потренироваться. Не стоит огорчаться, если у Вас, что-то не вышло. С первого раза сложно достичь нужного результата. Все приходит с опытом.

Серная мазь

Патинирование серной мазью не является наилучшим вариантов для коллекционера, потому что оно легко будет стираться даже при помощи губки.

Цвет же тоже нельзя будет назвать натуральным, он будет отдавать серым оттенком.

Технология достаточно проста и проводиться в три этапа:

  • Нанесите серную мазь на монету погруженную в теплую воду,
  • Подождите пока она получит нужную расцветку.
  • Смойте остатки мази с помощью мыльной воды.

Теплая вода необходима для медленного протекания реакции. Это поможет точнее подобрать цветовой тон.

Использование серной мазью на примере медного цента 2009 года

К единственному же достоинству применения серной мази можно отнести простоту и скорость появления патины.

Марганец и медный купорос

Если же Вы хотите, чтобы монета покрылась крепкой равномерной патиной, то лучше всего подойдет именно метод с применением марганца и медного купороса. Он придаст наиболее натуральный цвет изделию. Инструкция по приготовлению раствора не сложна.

Наглядный пример приминения раствора марганца и купороса

Всего потребуется 3-4 грамма марганца, 10 грамм медного купороса и пол литра воды нагретой до 90 градусов Цельсия. Во время патинирования не забывайте переворачивать монету, иначе стороны будут отличаться по цвету.

Старайтесь соблюдать пропорции иначе Вы можете не только не улучшить, но и навсегда потерять рельеф.

Также следите за поддержанием температуры, поэтому не забывайте время от времени греть раствор. Точных временных рамок по пребыванию монеты в растворе нет, нужно лишь дождаться пока равномерно ляжет патина.

Заключение

После прочтения нашей статьи Вы можете самостоятельно придать красивый старинный вид медных монет.

Главное не бойтесь экспериментировать и попробуйте каждый из описанных выше методов.

Так Вы сами сравните результаты. Помните, что описанные методы подходят только для медных монет, для других сплавов соответственно нужны другие решения.

Видео: Патинирование или старение медных монет

Как только не называют патину в мире нумизматики - и душой старинной монеты, и старой ржавчиной, испортившей ее внешний вид и «съевшей» такие милые сердцу коллекционера рельефы. Что такое патина на монетах, откуда она берется, можно ли ее удалить и нужно ли это делать? Почему на одних монетах появляется благородная патина, а на других ни разу не благородная ржавчина? Для тех, кто только постигает азы нумизматики, все эти знания будут нелишними, чтобы правильно оценить попавшую в руки монету и ее подлинность, и исключить соблазн сделать что-либо такое, что может превратить ценный раритет в кружочек ничего не стоящего старого металла.

Что такое патина?

Слово «патина» имеет итальянское происхождение, в котором имеет обобщенное значение: образование налета, окисной пленки на любой поверхности из любого материала под воздействием факторов окружающей среды. Появиться она может на чем угодно, даже на камне. По сути, это то же самое, что ржавчина, которой подвержено железо, вся разница лишь в химической структуре, которая обусловлена химическим составом самого предмета (в данном случае, металла). Если ржавчина появляется на железе, то патина образуется на меди, серебре и других цветных металлах.

Патина на монетах - это хорошо или плохо?

Однозначно ответить на вопрос нельзя. С одной стороны, присутствие оксидной пленки подтверждает подлинность монеты, ее возраст, и даже придает определенный шарм и переводит в категорию антиквариата. С другой, разрушает ее поверхность и портит внешний вид. В итоге патина может как ощутимо поднять стоимость отдельного экземпляра, так и обесценить его. Отсюда вывод: патина хороша лишь до определенного предела, пока не начался процесс явного разрушения поверхности монетного диска и утраты рельефов его рисунка.

«Кабинетная» патина

Полной защиты от окисления металлической поверхности не дает даже правильное хранение. Однако разница в конечном результате может быть ощутимой. Если монета хранится в герметично закрытой капсуле, максимально ограничивающей доступ воздуха и выполненной из неагрессивного материала, пленка окисла будет ложиться на ее поверхность медленно и аккуратно. Это именно та патина, которую называют благородной. В некоторых случаях специалисты называют ее кабинетной.

Слово «кабинет» в данном контексте означает не помещение, а специальные шкафчики из лакированного дерева с выдвижными ящичками, выстланными бархатом - так называемые мюнцкабинеты, используемые нумизматами прошлых столетий. Бархат и дерево по большому счету не несли функций качественного хранения, а служили более для эффектной подачи коллекции. Налет при таком хранении получался красивый, но достаточно толстый. Отсюда впоследствии образовался термин «кабинетный износ», применяемый к экземплярам, которые не были в регулярном обращении, но хранились не самым качественным образом.

Данный термин применим к случаям, когда экземпляр долгое время находился в земле, просто на воздухе, во влажном месте или в иной крайне агрессивной среде. Образовавшаяся патина при таком хранении получается грубой, толстой и некрасивой. Более того, она уже представляет собой не тонкую пленку налета, а въедается в сам металл, становится неотделимой частью монеты. Если ее очистить от патины, но она не будет гладкой и ровной, в ней будут видны выемки и могут стать неразличимыми рельефы. В самых запущенных случаях металл кристаллизуется полностью, т.е. фактически исчезает, и монетный диск представляет собой одну сплошную патину.

За патину иногда принимается забившаяся в пазы рельефа грязь. Отличить их можно по площади покрытия. Настоящий возрастной налет всегда задевает и часть гладкого поля, а грязь скапливается в складках рисунка.

Виды патины в зависимости от сплава

Разные металлы окисляются по-разному, а значит, отличается тип и цвет появившегося возрастного налета. Это обусловливается не только параметрами и сроками хранения, но и составом сплава, включая все его примеси. К примеру, если в составе имеется даже крохотная доля железа, патина будет иметь характерный рыжий отлив. Именно примеси становятся причиной появления окислительной пленки на монетах из драгметаллов.

Патина на серебряных монетах обычно обусловлена примесью меди, а золотые денежные диски вообще не имели бы следов окислов без наличия примесей, поскольку для чекана обычно используется золото высшей пробы, а оно практически не подвержено окислению. Однако на золотых экземплярах нередко можно наблюдать точки или незначительные разводы более темного цвета (вплоть до коричневого), что выдает присутствие меди.

Первым признаком появления патины на серебряных монетах является легкий желтый налет, затем он приобретает малиновый цвет, переходит в сине-зеленый и, наконец, становится темно-серым или практически черным.

Патина на медных монетах

Лидером по образованию оксидной пленки является медь. У оксида меди цвет близок к черному, иногда может быть более светлым коричневым. Всем известный зеленый цвет возрастной меди образуют ее сульфиды и сульфаты. Если на поверхности появляются рыхлые наплывы с зеленоватым оттенком, значит, мы имеем дело с хлоридом меди, который ведет себя хуже всего и в короткие сроки разрушает металл, оставляя глубокие следы после ее очистки («бронзовая болезнь»).

Кроме того, с наплывами приходится иметь дело, если монета состарена искусственно. И, наконец, еще один вид патины на медных монетах, которую называют «малахитовой». Выглядит она благородно и красиво, имеет изумительный сине-зеленый цвет и представляет собой тончайший кристаллический слой.

Современные металлические деньги

Что касается современных образцов, за основу которых взята нержавеющая сталь или медно-никелевое соединение, то окисляется их поверхность медленно и слабо, цвет налета варьируется от серого до медно-золотистого. Алюминиевые диски теряют блеск и приобретают невзрачный сероватый налет. Очень быстро портятся монеты из латуни, начиная темнеть или теряя цвет и становясь почти белыми уже спустя несколько месяцев. Качественное хранение может в определенных случаях замедлить этот процесс. Если на латунный сплав воздействовать химикатами, он приобретает красный оттенок.

Еще один вид современных монет - сталь с гальванопокрытием из цветных металлов. Малейшее повреждение покрытия, практически незаметное глазу, вызывает бурный процесс окисления, в результате которого вся нанесенная пленка вспучивается, а металл под ней ржавеет. Очень сомнительно, что такие монеты смогут когда-нибудь обрести благородный вид в старости.

Классификация патины старинных монет

Различный вид окисной пленки зависит не единственно от состава сплава, но и от условий, в которых находилась старинная монета и некоторых других субъективных факторов. В нумизматике существует следующая их классификация.

Представляет собой изысканно-благородный налет, образующийся в условиях бережного содержания. Имеется характерный переход от практически незаметных изменений до более темного цвета в направлении от центра к гурту монеты. Иногда темные участки расположены не по внешней окружности, а в отдельных местах монетного поля. Такое старение считается красивым и увеличивает стоимость старинной монеты.

В этом случае налет более неоднороден по цвету, переходы не имеют точной локализации, но являются плавными и не имеют резких границ оттенков. Причиной такого неравномерного старения является неоднородность состава из-за некачественного перемешивания сплава. Это не является недостатком, а наоборот, указывает на подлинность монеты, выпущенной в условиях, далеких от идеальных. Лет 200 назад технологии еще не позволяли получать идеально однородный металл.

Переливчатая патина

Так называют однородный налет, меняющий окраску в зависимости от угла зрения.

Кладовая патина

Как понятно из названия, речь идет об окислении поверхности монет, долгое время пролежавших в закрытой емкости в земле, т. е. не имевших с ней непосредственного контакта. Однако внешняя среда при таком хранении все равно слишком агрессивна для качественной сохранности клада. Внешне представляет собой толстый слой коричневого цвета, который въелся в металл. После удаления такого налета на его поверхности остаются каверны. Если монеты выполнены из серебра, то говорят о «роговом серебре», имеющем вид выпуклостей из-за контакта с почвенными хлоридами.

Образуется исключительно на медных образцах, которые хранились в песке. Внешне выглядит как ровный бежево-желтый налет.

Искусственная патина

Высокая ценность старинных монет часто служит причиной искусственного наведения возрастных признаков. Не всегда это делается с целью неправедного обогащения. Например, искусственное старение используют при создании официальных копий или после чистки, результатом которой стал неестественный для металла цвет или неприличный для возраста монеты блеск. Помимо этого, патину наводят с целью визуального сокрытия некоторых физических дефектов в результате регулярного хождения или неправильного хранения. В любом случае искусственную «старость» при определенном навыке легко отличить от естественной, как бы красиво не выглядел результат. Способов его получения существует несколько.

Подкрашивание

По шкале профессионализма наведения искусственной патины этот способ стоит на самой низшей ступени и применим лишь при массовом производстве дешевых копий. Первым очевидным признаком подделки является блеск, которого в подлинном случае быть не должно, толстый слой налета и его резкий перепад в местах, где переход к центру должен быть очень плавным. Однако обмануть совершенно несведущих людей можно и такими подделками.

Обжиг

Для придания монетному диску старого вида его нагревают на открытом огне любого типа - газовая горелка, паяльная лампа, костер и т. д. Еще одна недальновидная методика, поскольку отличие слишком очевидно.

Химические способы

Они могут быть разными, но сводятся к имитации условий, провоцирующих ускоренный процесс старения. Выдумкам затейников нет числа, приведем лишь несколько примеров:

  • Раствор медного купороса и марганцовки на основе дистиллированной или просто кипяченой воды, нагретый ниже точки кипения. Монета опускается в него на короткое время (пару минут).
  • Натирание серной мазью с последующим полосканием в растворе обычного хозяйственного мыла.
  • Погружение в любой серный раствор или в саму серную кислоту. Используется даже обычная спичечная сера. Воздействие очень сильное и быстрое. Но и результат легко узнаваем.

«Народное творчество»

Про него можно сказать то же самое, что и про химические опыты, с той разницей, что в ход идут естественные агрессивные среды без применения активных веществ. Это всевозможные сочетания температурных воздействий, влажного воздуха, воды и даже продуктов питания (в качестве примера можно привести запекание монеты в картофелине). Иногда удается получить неплохие результаты, впрочем, хорошо отличимые от подлинников специалистами. Но без должного навыка чаще всего итогом оказывается безнадежно испорченная монета.

Как определить, что патина наведена искусственно:

  • Слишком резкие переходы от темных мест к светлым, чрезмерно темный цвет в труднодоступных местах рельефа и по краю окружности монетного поля.
  • Блеск. Подлинная патина всегда матовая и не имеет блеска.
  • Наличие несвойственных металлам оттенков. Наиболее частый пример - красный оттенок латуни, безошибочно указывающий на применение химии.
  • При детальном рассмотрении удается различить каверны или царапины под ровной пленкой налета.
  • Распределение патины зависит от высоты рельефа, в то время как в натуральном случае этого не происходит.

Искусственно состаренная монета не прибавляет в цене, нумизматы утверждают даже то, что истинный коллекционер чувствует «душу монеты», ее благородные седины. Такое заявление одинаково сложно как доказать, так и опровергнуть, поэтому можно говорить только о физически очевидных параметрах. Единственным допустимым исключением искусственных процессов можно считать метод ускоренного окисления в естественной среде, но на это все равно уходят долгие годы.

Защитная пленка на металле называется патиной. Патинирование монет придает им вид старины. Можно сказать, что это искусственное старение. Зачастую патинирование применяется после чистки монет, так как родная защитная пленка может повредиться или совсем уничтожиться. Как нанести патину на медную монету в домашних условиях, и что для этого нужно?

Способы патинирования

Для того чтобы придать эстетический вид монетам, повысить цену при продаже, используют несколько способов нанесения патины.

Монета до и после нанесения патины

Патинирование медных монет можно осуществлять дома с помощью:

  • нашатырного спирта;
  • серной мази;
  • марганца и медного купороса;
  • гипосульфита натрия;
  • газовой плиты;
  • аммиака.

1) Если вы хотите придать медной монете приятный коричневый цвет, для патинирования можно использовать нашатырь. Для этого поместите монету в закрытую емкость с паром спирта, при этом монета не должны касаться жидкости. Для этого монету подвесьте или поместить так, чтобы все ее стороны могли покрыться ровной пленкой. Закрытый контейнер нагревать нельзя, так как может образоваться конденсат, что приведет к неровному патинированию. На пару монету оставляйте всего на несколько минут, не передерживайте.

2) Для того чтобы придать монетам темно-коричневый цвет, нанесите на нее серную мазь, тщательно втирая. Но делайте это под водой. Когда монета начнет немного темнеть, вынимайте ее из воды. Хорошо высушите салфеткой, так как если не убрать все серную мазь, то монета может почернеть. После всех процедур оставьте ее на два дня в покое, после чего отполируйте вазелиновым маслом.

3) Нанесение патины на медные монеты с помощью марганца или медного купороса является хорошим способом, чтобы получить светлый или темный коричневый цвет. Для этого сделайте раствор из половины литра воды, трех грамм марганца, 30 грамм купороса. Нагрейте его до 90 градусов, положите в раствор монеты минут на пять, но через каждую минуту переворачивайте их на другой бок. Выньте, посмотрите цвет, если бледноватый, положите еще. После того как вы добились нужного оттенка, тщательно протрите монету пальцами.

4) Для получения бронзового цвета используйте гипосульфит натрия. Опустите в него монету на несколько секунд и хорошо протрите салфеткой.

5) Медную монету можно нагреть на газу. Держите монету с помощью зажима и разогревайте ее до золотистого цвета, после чего смажьте детским кремом с помощью пальцев. Монета покроется светло-коричневой пленкой.

6) Еще один способ получить светло-коричневую патину более сложный. Для этого понадобится нейтрализатор ржавчины и кусочки меди. Ждем, пока цвет меди станет синевато-зеленым, после чего вытаскиваем ее из нейтрализатора и кладем в туда монеты. Промойте монету водой и нанесите серную мазь.

7) Можно патинировать монету с помощью аммиака. Для этого возьмите емкость, налейте на дно аммиак. Поставьте стакан или рюмку, положите сверху ватный диск, на него - монету. Монета не должна касаться аммиака, она патинируется на парах. Емкость обязательно закрывайте. Через пятнадцать минут переверните монету на другую сторону.

Для того чтобы правильно наносить патину, нужна сноровка. После нескольких попыток вы уже будете знать, как добиться нужного эффекта. Патинированные монеты стоят дешевле, чем изделия с «родной» защитной пленкой, поэтому патинируйте монеты, только после того, как ее пленка уничтожена или повреждена.

Как распознать патинированную монету?

Искусственную патину можно распознать если:

  • неровно ложился цвет;
  • пленка нанесена поверх царапин и повреждений;
  • оттенки получились неестественные;
  • патина не окрасила изделие в углублениях;
  • окраска поверхностная.

С помощью патинирования медные монеты снова приобретут вид старинных монет различных оттенков.

Слово «патина» пришло из итальянского языка и означает плёнку на любой поверхности, образовавшуюся под воздействием окружающей среды. Таким образом, патина может быть и на металлических, и на предметах из любого другого материала (даже камня). Обычно она позволяет судить о подлинности старинного предмета, антиквариата. В данной статье рассматривается патина на монетах, которая бывает нескольких типов.

Монета с кабинетной патиной

Даже хранящаяся правильным образом монета никогда не защищена полностью от окисления металла. Но если отсутствует (или максимально ограничено) воздействие воздуха, а материал хранилища не обладает агрессивными свойствами, то слой окислов будет ложиться аккуратно и медленно. Такую патину называют «благородной» или «кабинетной» . Второе понятие используется среди российских коллекционеров и пришло из прошлых веков, когда коллекции хранились в мюнцкабинетах – специальных деревянных шкафчиках с выдвигающимися лотками. Дерево, бархат и лак воздействовали на металл, приводя к образованию красивого, но достаточно толстого налёта. В других странах иногда употребляется термин «кабинетный износ», означающий не бывшие в обращении монеты, но хранившиеся неправильным образом. Действительно, выбор отделки мюнцкабинета зависел не от желания обезопасить монеты, а от желания создать красивую оболочку коллекции.

Если монета пролежала в земле, или на воздухе, а возможно даже под водой или ещё в какой-либо неблагоприятной среде, то она тоже получает патину, однако такая патина скорее всего будет некрасивой. В данном случае применяют термин «окисление металла». Окислы могут настолько сильно воздействовать на металл, что приводят к образованию выемок, которые становятся видны после чистки. Пятна окислов лучше вовремя удалить, иначе монета может испортиться. В некоторых кладах находят даже монеты с полностью исчезнувшим металлом (кристаллизовавшиеся), то есть остаётся только патина в виде монеты.

Задачей коллекционера является обеспечение монетам такого способа хранения, при котором будет образовываться хорошая привлекательная патина, свидетельствующая о возрасте экспоната и защищающая его от дальнейшего воздействия окружающей среды. Отсутствие патины не украсит старинную монету, скорее даст усомниться в её подлинности, поэтому намеренно смывать патину категорически не рекомендуется. Не следует принимать за патину грязь, забившуюся в труднодоступные места. Настоящая патина обязательно покрывает ещё и часть поля монеты без рисунка, а не только углубления.

Виды натуральной патины


Благородная патина на монете из обращения

Тип и цвет патины зависит не только от условий хранения и металла, но даже от примесей, входящих в состав монеты. Например, даже незначительное содержание железа может привести к рыжеватому оттенку. Обычно именно окисление примесей приводит к образованию патины на драгоценных металлах. Например, золото вообще не подвержено заметному окислению, но его проба почти всегда не наивысшая, а значит в состав входит некоторый процент других металлов.

На золотых монетах могут образовываться точки или полосы от оранжевого до коричневого цвета, это результат окисления меди – основного компонента в сплавах высокой пробы (червонного золота). Наличие наплывов патины (а не полос или точек) свидетельствует о том, что она скорее всего искусственная.


Чёрная патина на серебре

Серебро вначале покрывается желтоватой патиной, затем малиновой, потом сине-зелёной, а в конечном счёте появляется чёрная или тёмно-серая патина. Всё это результат взаимодействия с серой в самых разных её проявлениях.

Больше всего вариантов патины на медных монетах. Оксид меди образует коричневый или чёрный цвет, сульфаты и сульфиды дают зелёный цвет. Зеленоватые рыхлые наплывы («бронзовая болезнь») – это результат появления хлорида меди, который очень быстро приводит к повреждению металла. При удалении таких пятен образуются выемки. Самой красивой патиной на меди является «малахитовая», образующаяся под действием углекислоты от контакта с воздухом. На поверхности монеты образуется тончайший слой из кристаллов малахита, имеющий сине-зелёный цвет.


Окислы, вызвавшие повреждение монеты

Современные монеты из медно-никелевых сплавов или нержавеющей стали слабо подвержены образованию налёта, цвет может варьироваться от серого до золотистого. Алюминий со временем тускнеет и покрывается сероватым налётом. Латунные монеты при контакте с воздухом темнеют уже через несколько месяцев, при правильном хранении этот процесс значительно замедляется. Некоторые экземпляры могут потерять цвет и стать почти белыми, а другие становятся коричневыми. Красноватый цвет латуни говорит о имевшем место воздействии химикатов.

В последнее время в России всё больше производится стальных монет с покрытием из цветного металла. В случае наличия малейшего, даже незаметного отверстия возникает контакт стали с воздухом или влажной средой, она ржавеет, а покрытие вспучивается. Такие монеты вряд ли когда-то похвастаются «благородной» патиной.

Виды патины на старинных монетах:

Пулевая патина. Красивый тонкий налёт в результате бережного хранения, изменяющийся от почти незаметного в центре к довольно тёмному по окружности. Часто отдельные участки имеют более тёмный цвет. Такой тип патины очень украшает монету и придаёт ей ценность.

Радужная патина. Представляет собой налёт, имеющий слегка отличающиеся цвета в разных частях монеты. В целом цвета должны быть схожими, и переходить плавно, без резких перепадов. Обычно это связано с неоднородным перемешиванием металлов сплава, особенно на старинных монетах. Технологии производства двухсотлетней давности далеко не всегда позволяли добиваться однородности металла, это помогает отличить оригиналы от подделок.

Переливчатая патина. Ровный налёт, который меняет цвет при изменении угла осмотра.


Монета с кладовой патиной

Образуется естественным путём при нахождении монеты длительное время под землёй в закрытой ёмкости. На медных монетах появляется очень толстый коричневый налёт, после удаления которого могут образоваться выемки. На серебряных монетах, как правило, появляется «роговое серебро» - выпуклые пятна из-за контакта с хлоридами, содержащимися в почве.

Песчаная патина. Образуется на медных монетах, долгое время пролежавших в песке. Имеет ровный желтовато-бежевый цвет.

Искусственная патина


Копия редкой монеты

Ценность патины для старинных монет приводит к её искусственному наведению. Такое может понадобиться в случае чистки, если монета приобрела неестественный для своего возраста блеск или цвет. Кроме этого, с помощью искусственной патины могут скрывать дефекты (царапины, выбоины, вмятины, «цветение металла»). Состаривание могут применять и при изготовлении копий редких монет, они почти во всех случаях легко распознаются по мелким деталям, даже при наличии красивого искусственного налёта.

Подкрашивание. Самый непрофессиональный способ, применяется при изготовлении дешёвых копий монет. Отличить можно по блеску (настоящая патина не блестит) или по заметному толстому слою тёмного вещества. Такая патина резко прерывается, а не плавно исчезает к центру. Новичка даже такой способ состаривания может запутать, но для нумизмата со стажем достаточно одного взгляда, чтобы узнать подделку.

Обжиг. Тоже недальновидный способ, поскольку слой гари отличить от патины сможет даже не совсем опытный коллекционер. Применяют паяльную лампу, нагрев на открытом огне газовой плиты, помещение в костёр и т.д.

Химические способы. Сводятся к созданию условий, при которых процесс старения ускоряется во много раз. Способов придумано множество, приведём только некоторые из них:
- на литр дистиллированной воды положить 80 г медного купороса и 5 г марганцевокислого калия, затем жидкость сильно нагреть (но не до кипения) и поместить монету на несколько минут;
- натереть монету серной мазью и смыть мыльным раствором с водой;
- погружение в серную кислоту, или другой раствор серы. Сера сильно воздействует на металл, вызывая быстрое окисление. Применяют даже серу, счищенную со спичек.

Народные методы. Здесь фантазия безгранична, но без выработки опыта скорее всего вместо состаривания получится просто испорченная монета. Монеты держат длительное время в неблагоприятной среде (тепло, влага, испарения, агрессивные жидкости), запекают внутри картофелины и т.д.

Определение искусственной патины:
- резкие перепады цвета, слишком сильное потемнение к краям или в труднодоступных местах;
- блеск патины (настоящая патина матовая и никогда не блестит);
- появление несвойственных металлу цветов (например красноватый цвет латуни) говорит о химическом воздействии;
- под ровным слоем патины обнаруживается царапина или выбоина;
- наличие патины только на высших точках рельефа.

Искусственная патина никогда не повышает ценность монеты, а в большинстве случаев только понижает её. У настоящей патины есть уникальный оттенок старины, который никогда не удастся повторить абсолютно точно. Исключение – способы ускорения естественных окислов, но для этого всё равно требуются годы.

Статью исправил и дополнил Admin, фотографии предоставлены пользователями сайта: Андрей_П, Монета100, 3715.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-261686-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-261686-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Занимаясь поисками монет или коллекционируя их, вы наверняка не раз слышали это странное слово. Если же не имеете понятие, что оно значит или желаете узнать о нем подробнее, то эта статья для вас.

Патина — это оксидно-карбонатный налет на поверхности металла, образовавшийся в результате воздействия внешней среды. Патина на монете подчеркивает ее старину, делает красивее и даже дороже. Тем более если она натуральная.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-261686-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-261686-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Естественная патина — это обыкновенный процесс окисления металла, в результате которого образуются окислы, то же самое, что и ржавчина на железе. Но тут немного не так. Естественная патина на монете образуется очень долго. Десятилетия, а то даже и столетия. Этот налет не только говорит о подлинности монеты, но и даже защищает ее от разрушительной коррозии. Так же по патине можно смело утверждать, что над монетой не производили никаких действий: не пытались ее чистить, не поднимали рельеф, и что монета сохранилась в том виде, в котором она есть.

Так же есть искусственная патина, выполненная с помощью химических веществ, ускоряющих реакции окисления металла. Но повторить натуральную природную патину очень сложно. Я бы даже сказал, что невозможно. Но все же иногда приходится прибегнуть к патинированию монет, чтобы как раз придать старинный и благородный вид свежепочищенной и еще сверкающей голым металлом монете.

VK.Widgets.Subscribe("vk_subscribe", {}, 55813284);
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-261686-5", renderTo: "yandex_rtb_R-A-261686-5", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Статьи по теме: