Пища богов

У каждого из народов Древнего мира были свои божества, могущественные и не очень. Многие из них обладали необычными способностями и были владельцами чудесных артефактов, дающих им дополнительные силы, знания и, в конечном итоге, власть.

Аматэрасу («Великая богиня, озаряющая небеса»)

Страна: Япония
Суть: Богиня Солнца, правительница небесных полей

Аматэрасу - старшая из троих детей бога-прародителя Идзанаки. Появилась на свет из капель воды, которой тот омывал левый глаз. Она получила во владение верхний небесный мир, в то время как её младшим братьям достались ночь и водное царство.

Аматэрасу научила людей возделывать рис и ткать. От неё ведёт свою родословную императорский дом Японии. Она считается прабабушкой первого императора Дзимму. Подаренные ей рисовый колос, зеркало, меч и резные бусы стали священными символами императорской власти. По традиции одна из дочерей императора становится верховной жрицей Аматэрасу.

Юй-Ди («Нефритовый государь»)

Страна: Китай
Суть: Верховный владыка, император Вселенной

Юй-Ди появился на свет в момент сотворения Земли и Неба. Ему подвластны и Небесный, и Наземный, и Подземный миры. Все остальные божества и духи находятся у него в подчинении.
Юй-Ди абсолютно бесстрастен. Он восседает на троне в расшитом драконами халате с нефритовой дощечкой в руках. У Юй Ди есть точный адрес: бог живёт во дворце на горе Юйцзиншань, который напоминает двор китайских императоров. При нём функционируют небесные управы, отвечающие за различные природные явления. Они и выполняют всевозможные действия, до которых не снисходит сам владыка неба.

Кетцалькоатль («Пернатый змей»)

Страна: Центральная Америка
Суть: Творец мира, владыка стихий, создатель и учитель людей

Кетцалькоатль не только создал мир и людей, но и обучил их важнейшим умениям: от земледелия до астрономических наблюдений. Несмотря на свой высокий статус, действовал Кетцалькоатль порой весьма своеобразно. Например, чтобы добыть для людей маисовые зёрна, он проник в муравейник, сам обернувшись муравьём, и выкрал их.

Кетцалькоатль изображался как в виде покрытого перьями змея (тело символизировало Землю, а перья – растительность), так и бородатым мужчиной в маске.
Согласно одной из легенд, Кетцалькоатль добровольно отправился в заокеанское изгнание на плоту из змей, пообещав вернуться. Из-за этого ацтеки первоначально приняли предводителя конквистадоров Кортеса за возвратившегося Кетцалькоатля.

Баал (Балу, Ваал, «Владыка»)

Страна: Ближний Восток
Суть: Громовержец, бог дождя и стихий. В некоторых мифах - творец мира

Баал, как правило, изображался или в виде быка, или скачущим на облаке воином с копьём-молнией. Во время празднеств в его честь происходили массовые оргии, часто сопровождавшиеся членовредительством. Считается, что Баалу в некоторых местностях приносились и человеческие жертвы. От его имени произошло название библейского демона Вельзевула (Балл-Зебула, «Повелителя мух»).

Иштар (Астарта, Инанна, «Госпожа небес»)

Страна: Ближний Восток
Суть: Богиня плодородия, секса и войны

Иштар, сестра Солнца и дочь Луны, ассоциировалась с планетой Венера. С легендой о её путешествии в подземное царство был связан миф о ежегодно умирающей и возрождающейся природе. Часто она выступала в роли заступницы людей перед богами. В то же время, Иштар была ответственна за различные распри. Шумеры даже называли войны «танцами Инанны». Как богиня войны, она зачастую изображалась верхом на льве, и, вероятно, стала прообразом Вавилонской блудницы, сидящей на звере.
Страсть любвеобильной Иштар была губительна и для богов, и для смертных. Для её многочисленных возлюбленных всё обычно заканчивалось большими неприятностями или даже смертью. Отправление культа Иштар включало храмовую проституцию и сопровождалось массовыми оргиями.

Ашшур («Отец богов»)

Страна: Ассирия
Суть: Бог войны
Ашшур – главный бог ассирийцев, бог войны и охоты. Его оружием был лук со стрелами. Как правило, изображался Ашшур вместе с быками. Другой его символ – солнечный диск над древом жизни. Со временем, когда ассирийцы расширили свои владения, он стал считаться супругом Иштар. Верховным жрецом Ашшура был сам ассирийский царь, а его имя часто становилось частью царского имени, как, например, у знаменитого Ашшурбанапала, а столица Ассирии так и называлась, Ашшур.

Мардук («Сын чистого неба»)

Страна: Месопотамия
Суть: Покровитель Вавилона, бог мудрости, владыка и судья богов
Мардук победил воплощение хаоса Тиамат, вогнав в её пасть «злой ветер», и завладел принадлежавшей ей книгой судеб. После этого он рассёк тело Тиамат и создал из них Небо и Землю, а затем сотворил весь современный, упорядоченный мир. Другие боги, видя могущество Мардука, признали его главенство.
Символ Мардука - дракон Мушхуш, смесь скорпиона, змеи, орла и льва. С частями тела и внутренностями Мардука отождествлялись различные растения и животные. Главный храм Мардука - огромный зиккурат (ступенчатая пирамида) стал, вероятно, основой легенды о Вавилонской башне.

Яхве (Иегова, «Он Сущий»)

Страна: Ближний Восток
Суть: Единый племенной бог иудеев

Основной функцией Яхве была помощь избранному народу. Он дал иудеям законы и строго следил за их исполнением. При столкновениях с врагами Яхве оказывал избранному народу помощь, порой самую непосредственную. В одной из битв, например, он бросал во врагов огромные камни, в другом случае – отменил закон природы, остановив солнце.
В отличие от большинства других богов древнего мира, Яхве крайне ревнив, и запрещает поклоняться любым божествам, кроме себя. Ослушников же ждут суровые кары. Слово «Яхве» – замена тайного имени Бога, произносить которое вслух запрещено. Нельзя было создавать и его изображения. В христианстве Яхве иногда отождествляется с Богом-отцом.

Ахура-Мазда (Ормузд, «Бог Мудрый»)


Страна: Персия
Суть: Создатель Мира и всего хорошего, что есть в нём

Ахура-Мазда создал законы, по которым существует мир. Он наделил людей свободой воли, и они могут выбирать путь добра (тогда Ахура-Мазда будет всячески им благоволить) или путь зла (служение извечному врагу Ахура-Мазды Ангра-Майнью). Помощники Ахура-Мазды – сотворённые им благие существа ахуры. Он пребывает в их окружении в сказочном Гародмане, доме песнопений.
Образ Ахура-Мазды – Солнце. Он старше всего мира, но, в то же время, вечно юн. Ему ведомы и прошлое, и будущее. В конце концов, он одержит окончательную победу над злом, и мир станет совершенным.

Ангра-Майнью (Ахриман, «Злой дух»)

Страна: Персия
Суть: Воплощение зла у древних персов
Ангра-Майнью – источник всего плохого, что происходит в мире. Он испортил совершенный мир, созданный Ахура-Маздой, внеся в него ложь и разрушение. Он насылает болезни, неурожаи, стихийные бедствия, порождает хищных зверей, ядовитых растений и животных. Под началом Ангра-Майнью находятся дэвы, злые духи, исполняющие его злую волю. После того, как Ангра-Майнью и его подручные будут побеждены, должна наступить эра вечного блаженства.

Брахма («Жрец»)

Страна: Индия
Суть: Бог – творец мира
Брахма родился из цветка лотоса, а затем создал этот мир. По прошествии 100 лет Брахмы, 311 040 000 000 000 земных лет, он умрёт, а через такой же промежуток времени самозародится новый Брахма и создаст новый мир.
Брахма четырёхлик и четврёхрук, что символизирует стороны света. Его непременные атрибуты – книга, чётки, сосуд с водой из священного Ганга, корона и цветок лотоса, символы знания и власти. Живёт Брахма на вершине священной горы Меру, передвигается на белом лебеде. Описания действия оружия Брахмы Брахмастры напоминает описание ядерного оружия.

Вишну («Всеобъемлющий»)

Страна: Индия
Суть: Бог – хранитель мира

Главные функции Вишну – поддержание существующего мира и противостояние злу. Вишну проявляется в мире и действует через свои воплощения, аватары, самые известные из которых – Кришна и Рама. У Вишну синяя кожа, он носит жёлтые одежды. У него четыре руки, в которых он держит цветок лотоса, булаву, раковину и Сударшану (вращающийся огненный диск, его оружие). Вишну возлежит на гигантском многоголовом змее Шеша, который плавает в мировом Причинном океане.

Шива («Милостивый»)


Страна: Индия
Суть: Бог – разрушитель
Главная задача Шивы – разрушения мира в конце каждого мирового цикла с целью освобождения места для нового творения. Происходит это в процессе танца Шивы – Тандавы (поэтому Шиву иногда именуют танцующим богом). Впрочем, есть у него и более мирные функции – целителя и избавителя от смерти.
Шива восседает в позе лотоса на тигровой шкуре. На его шее и запястьях – браслеты-змеи. На лбу у Шивы - третий глаз (он проявился, когда жена Шивы, Парвати, в шутку закрыла ему глаза ладонями). Иногда Шиву изображают в виде лингама (полового члена в состоянии эрекции). Но иногда он изображается и гермафродитом, символизируя единение мужского и женского начал. По народным поверьям Шива – курит марихуану, поэтому такое занятие некоторые верующие считают способом его познания.

Ра (Амон, «Солнце»)

Страна: Египет
Суть: Бог Солнца
Ра, главный бог Древнего Египта, зародился из первичного океана по собственной воле, а затем сотворил мир, в том числе и богов. Он является персонификацией Солнца, и ежедневно с многочисленной свитой проезжает по небу в волшебной ладье, благодаря чему и становится возможной жизнь в Египте. Ночью ладья Ра проплывает по подземному Нилу через загробный мир. Око Ра (его иногда считали самостоятельным божеством) обладало способностью усмирять и подчинять врагов. Египетские фараоны вели своё происхождение от Ра, и называли себя его сыновьями.

Осирис (Усир, «Могущественный один»)

Страна: Египет
Суть: Бог возрождения, владыка и судья загробного мира.

Осирис научил людей земледелию. Его атрибуты связаны с растениями: корона и ладья – из папируса, в руках – связки тростника, а трон увит зеленью. Осирис был убит и разрублен на куски братом, злым богом Сетом, но воскрес при помощи своей жены и сестры Исиды. Однако, зачав сына Гора, Осирис не остался в мире живых, а стал владыкой и судьёй царства мёртвых. Из-за этого его часто изображали в виде спелёнатой мумии со свободными руками, в которых он держит скипетр и цеп. В Древнем Египте большим почитанием пользовалась гробница Осириса.

Исида («Трон»)

Страна: Египет
Суть: Богиня-заступница.
Исида – воплощение женственности и материнства. С мольбами о помощи к ней обращались все слои населения, но, в первую очередь, угнетённые. Особо она покровительствовала детям. А порой выступала и защитницей мёртвых перед загробным судом.
Исида смогла магическим путём воскресить своего мужа и брата Осириса и родить от него сына Гора. Разливы Нила в народной мифологии считались слезами Исиды, которые она проливает об Осирисе, оставшемся в мире мёртвых. Египетские фараоны именовались детьми Исиды; иногда её даже изображали в виде матери, кормящей фараона молоком из своей груди.
Известен образ «покрывало Исиды», означающий сокрытие тайн природы. Этот образ издавна привлекал мистиков. Недаром знаменитая книга Блаватской называется «Разоблачённая Изида».

Один (Вотан, «Провидец»)

Страна: Северная Европа
Суть: Бог войны и победы
Один – главный бог древних германцев и скандинавов. Он перемещается на восьминогом коне Слейпнире или на корабле Скидбладнир, размеры которого можно произвольно менять. Копьё Одина, Гугнир, всегда летит в цель и поражает наповал. Его сопровождают мудрые вороны и хищные волки. Один живёт в Вальхалле с дружиной из лучших павших воинов и воинственными девами-валькириями.
За то, чтобы получить мудрость, Один пожертвовал одним глазом, а ради постижения смысла рун девять дней провисел на священном дереве Иггдрасиль, прибитый к нему собственным копьём. Будущее Одина предопределено: несмотря на своё могущество, в день Рагнарёка (битвы, предшествующей концу света) он будет убит гигантским волком Фефниром.

Тор («Гром»)


Страна: Северная Европа
Суть: Громовержец

Тор – бог стихий и плодородия у древних германцев и скандинавов. Это – бог-богатырь, защищающий от чудовищ не только людей, но и других богов. Тор изображался в виде великана с рыжей бородой. Его оружие – волшебный молот Мьёльнир («молния»), удержать который можно только в железных рукавицах. Подпоясывается Тор волшебным поясом, удваивающим силы. Он разъезжает по небу на колеснице, запряжённой козлами. Иногда он съедает козлов, но потом воскрешает их своим волшебным молотом. В день Рагнарёка, последней битвы, Тор расправится с мировым змеем Ёрмунгандом, но сам погибнет от его яда.

Хаос, Гея, Уран. Раньше всего во Вселенной зародился Хаос. Никто не может сказать, что это такое и как он выглядел. Это была черная мгла, похожая на раскрытую огромную пасть (даже само название Хаос происходит от греческого слова, означавшего «зеваю»). В нем были перемешаны все начала будущего мира: земля и вода, воздух и огонь. Следом за Хаосом появились Гея — Земля, мрачная подземная бездна — Тартар и прекраснейший между всеми богами — Эрос (Любовь), сила которого движет всем во Вселенной и которому подвластны не только люди и животные, но и сами бессмертные боги.

Из Хаоса зародилась черная Ночь и угрюмый Мрак — Эреб, которые затем, вступив в брак, породили Эфир, в котором живут бессмертные боги, и сияющий День — Гемеру. Гея-Земля тоже произвела на свет потомство. Она прежде всего родила Урана, звездное Небо, которое было равно ей своей беспредельной ширью, затем — нимф, лесных богинь и наконец — Понт, шумное безбрежное море.

Мужем Геи стал Уран. Широко раскинулась Земля, могучая, дающая жизнь всему, гордо поднялись к Небу рожденные Землей горы. С нежностью глядел на Гею Уран: и вот с неба на землю упали капли живительного дождя — и породила она цветы, деревья, зверей и птиц. От дождя же начали течь реки, а все впадины заполнились водой, образовав озера.

Три поколения великанов. Вскоре родилось у Геи и Урана трое детей. Но не на радость родителям появились они на свет: ведь оказались они ужасными чудовищами — великанами, вышиной с гору, по пятьдесят голов было у каждого и по сто рук (поэтому и назвали их гекатонхейры — «сторукие»). Взглянул Уран на своих детей и устрашился их непомерной силы. Заключил он их в недра Земли, в глубину и мрак, и не позволил выходить на свет. Вздрогнула Земля-Гея под их тяжестью, но не посмела спорить с мужем.

Затем еще трое детей родились у Урана и Геи, но были они немногим лучше первых. Правда, голова у них была одна, руки — две, но они тоже были великанами, и во лбу у них свирепо горел один глаз. Назвали их циклопами, и поступил с ними Уран, как и с их братьями.

Наконец, родилось третье поколение детей Урана и Геи, которое позже назвали титанами. Шесть сыновей-титанов было у Урана и Геи — Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет и наиболее ужасный из них, самый младший из титанов — хитроумный Кронос; кроме сыновей, родились и шесть дочерей-титанид — Фея, Рея, Фемида, Мнемосина, Тефия и Феба. Все они, как раньше них гекатонхейры и циклопы, оказались заключенными в Тартар.

Великаны-титаны и их дети . Жестоко страдала Гея от тяжести заключенных в ее недрах ее собственных детей; стала она уговаривать своих детей-титанов восстать против отца и лишить его власти. Все титаны испугались недоброго дела, и только хитрый и коварный Кронос согласился на это. Подкараулив своего отца, он изувечил его ударом серпа и лишил этим всей его силы и могущества. С тех пор и назвали детей Урана и Геи, которые простерли руку к нечестивому делу, титанами, образовав это слово от греческого глагола, означавшего «простирать». А из крови Урана, пролившейся на землю, родились страшные богини мщения Эринии и могучие змееногие гиганты.

Так власть в мире приобрели титаны. Вскоре у них появилось множество детей, среди которых были и Гелиос-Солнце, и Селена-Луна, и румяная Эос-Заря и многие другие. Мало-помалу установился в мире порядок. Светило над землей молодое солнце, из туч падали обильные дожди, и еще зеленее становилась трава; в темных просторах ночи сияли звезды, а когда они бледнели, птицы встречали приветливой песней зарю.

Рея вручает Крону камень,
завернутый в пеленки.

Повелителем мира стал Кронос. Но не было ему покоя: ведь неправедным путем добыл он власть, проклял его истекающий кровью Уран и поэтому боялся, что кто-нибудь из его детей поступит с ним так же, как он поступил со своим отцом. Решил он уничтожать своих детей: как только у него рождались дочь или сын, он приказывал принести ребенка к себе и проглатывал его. Так он пожрал трех дочерей, Гестию, Деметру и Геру, и двух сыновей, Аида и Посейдона.

Рождение Зевса. Когда же родился еще один сын, Зевс, жалко стало богине Рее, его матери, отдавать младенца на съедение отцу, и, по совету Земли-Геи, подала она Кроносу завернутый в пеленки камень; проглотил его Кронос и ничего не заметил. А маленького Зевса Гея-Земля укрыла на острове Крит, в глубокой пещере на горе Иде, где он и рос втайне от отца. За маленьким Зевсом ухаживали богини-нимфы, они кормили его медом и поили молоком чудесной козочки Амалфеи. Позже Зевс отблагодарил ее за это, вознесши на небо и сделав созвездием Козерога. Кроме того, один из рогов Амалфеи был обращен им в Рог изобилия, который, по желанию своего владельца, может давать любую пищу и питье.

Зевс возвращает сестер и братьев. Золотая колыбелька маленького Зевса висела на дереве, чтобы Кронос не мог заметить его ни на земле, ни на небесах, ни в море. Ее окружали слуги Реи — куреты; если ребенок начинал плакать, то они били копьями по щитам и исполняли шумную пляску, чтобы плач не донесся до Кроноса.

Так прошло много лет. Зевс вырос, возмужал и решил вернуть на свет проглоченных Кроносом сестер и братьев, чтобы вместе с ними отомстить отцу. По совету дочери Океана Метиды (Мудрости) он незаметно подмешал в медовый напиток, который пил Кронос, соль и горчицу, так что тот немедленно изрыгнул сначала камень, заменивший Зевса, потом двух его братьев — Посейдона и Аида, наконец, трех сестер — Геру, Деметру и Гестию. Поэтому про Гестию говорили, что она была рождена и первой из детей Кроноса, и последней — ведь ее первую произвела на свет Рея и последнюю изрыгнул Кронос.

Борьба детей Кроноса с титанами. Все дети Кроноса были целы и невредимы и в благодарность предложили Зевсу возглавить их борьбу с титанами. Так началась ужасная война Кронидов (детей Кроноса) и богов-титанов, длившаяся десять лет. Ни те, ни другие не могли одержать победу: равными были их силы. Тогда Гея дала Зевсу совет привлечь на свою сторону страшных союзников, заключенных в недрах Земли, гекатонхейров и циклопов (ведь Кронос, лишив отца власти, вывел из тартара только титанов). Зевс, послушавшись праматери всех живущих, отправился в Тартар. Освободив узников, Зевс дал им отведать нектара и амброзии — пищи богов, которая поддерживает бессмертие — и воспрянули великаны, исполнились силы и приняли в борьбе сторону Зевса.


Нимфа Адрастея кормит малень-
кого Зевса из рога козы Амалфеи.
Справа стоит Пан.

Для решающей схватки выковали циклопы оружие братьям-богам: Аиду — шлем-невидимку, Посейдону — трезубец, а Зевсу — громы и молнии. Боги укрепились на вершине горы Олимп. К ней и двинулись титаны. Ужасно заревело безбрежное море, застонала земля, содрогнулось даже широкое небо, задрожал до подножья великий Олимп. Начал Зевс метать свои громы и молнии — загудела земля от жары, взвихрилось пламя, загорелся лес, закипели воды древнего седого Океана. Сторукие великаны отламывали куски скал и метали в титанов, по триста камней одновременно, так что затмевали камни солнечный свет. Шум от сражения был такой, что казалось, будто небо обрушилось на землю и разбило ее на неисчислимые куски.

Наконец, титаны были побеждены и заключены в мрачный Тартар, ворота которого Зевс поставил сторожить гекатонхейров. Там, в подземном мраке, должны были они находиться вечно.

Судьба Атланта и циклопов. Один титан Атлант, бывший предводителем их войска в битве, получил иное наказание. Боги поместили его на крайнем западе мира, где он держит на плечах небесный свод. Что касается циклопов, союзников Зевса, опасных своей свирепой, не знающей удержи мощью, то и они были удалены подальше от солнечного света. Зевс поместил их в подземную кузницу, где они должны были ковать ему его грозное оружие.

Война с титанами была первой из битв Зевса за власть над миром. Впереди у него было еще две страшные битвы — с гигантами и с Тифоном.

Битва с гигантами. Роль Геракла. Первыми на богов совершили нападение гиганты — рожденные из крови Урана дети Геи, возмущенные тем, что их братья-титаны заключены в Тартар. Каждый из них был огромен и страшен, все они были длиннобородыми и имели вместо ног извивающиеся змеиные тела.

С вершин гор, на которых они жили, они закидали небо огромными камнями и горящими стволами деревьев, и их страшный натиск сначала даже потеснил богов. В отличие от титанов, гиганты были смертными, но поразить их мог только человек. Пришлось богам обратиться за помощью к смертному герою — Гераклу. Узнала про это Гея и решила защитить своих детей от стрел Геракла при помощи волшебной травы. Однако найти траву ей не удалось — Зевс узнал про ее намерения и запретил появляться на небе Эос, Гелиосу и Селене. Мраком покрылся мир, и в этой тьме сам Зевс нашел нужную траву и срезал ее, лишив гигантов надежды на победу.

Битва происходила на родине гигантов, на Флегрейских полях в Греции. Однако и стрелы Геракла сначала не доставляли победы богам. Сраженный им гигант Алкионей, упав на землю, тут же вскочил и с новыми силами бросился в битву. Тогда богам стало ясно, что на родной земле, дающей им силы, гигантов поразить насмерть невозможно. Выход нашла Афина: сраженных богами гигантов Геракл оттаскивал за пределы Флегрейских полей и там добивал своей палицей. Так гиганты оказались побежденными.

Вот как кормит Бог!

Садху пошли дальше, пока им не попалась деревня, где они остановились на ночлег в храме Марути. Как правило, они довольствовались одной горячей едой в день. Вечером Рамчарандас, если удавалось, съедал какую-нибудь легкую пищу. Почти во всех деревнях Махараштры – а почитай, и во всей Индии, есть храм и примыкающая к нему дарамшала. Во время этого путешествия они неизменно проводили ночи в храме или в дарамшале и всегда пускались в путь ранним утром. Первый привал на «обед» они устраивали в той придорожной деревне, где их заставал полдень.

На следующий день они приближались к деревне, где собирались сделать дневную остановку.

– Рам, ты не забыл, что мы больше не просим милостыню? – на всякий случай напомнил Рамдас. – Полностью положись в этом деле на Бога. Давай просто пойдем в храм, сядем спокойно и займемся повторением Его имени.

Войдя в деревню, они направили стопы к храму Витталы и уселись на веранде. Время было за полдень. В храм вошел местный житель и, увидев садху, спросил: «Что вы сидите тут в бездействии? Сейчас время обеда. Пойдите в общину брахманов и там просите милостыню».

Рамдас ничего не ответил, Рамчарандас тоже хранил молчание. Мужчина ушел. Прошло еще с полчаса. Всем своим видом Рамчарандас показывал, что настроен весьма скептически. Минут через десять в храм вошел другой человек.

– Вы уже пообедали? – последовал вопрос. – Услышав отрицательный ответ Рамдаса, он поинтересовался:

– И как вы собираетесь добывать еду?

– Бог пошлет, – скромно ответил Рамдас. – Похоже, его слова отправились по адресу.

– Этот Бог, о котором вы толкуете, обязывает меня пригласить вас на обед к себе домой, – оценил ситуацию друг. – Но сложность в том, что я из касты портных. Может быть, вы не захотите принимать еду из моих рук.

– Ты сам Господь в глазах этих садху, – поспешил заверить его Рамдас. – Поэтому не может быть никаких возражений.

– Я сейчас вернусь, – ответил тот и скрылся, чтобы почти сразу же появиться вновь с ведром и веревкой. Он отвел садху к колодцу и помог им умыться, после чего они направились к его дому, стоящему в нескольких ярдах от храма. Жена и дети портного встретили их с огромной радостью и теплотой и от всей души накормили сытным обедом. Покинув дом, они вернулись в храм и немного отдохнули, а потом снова тронулись в путь.

По дороге Рамдас спросил Рамчарандаса:

– Ну что, разве ты не веришь, что сам Бог накормил нас с такой любовью?

Рамчарандас был не склонен вступать в разговоры и промолчал. День прошел и настал другой. К полудню они подошли к очередной деревне и укрылись в местном храме Витхобы. Солнце миновало зенит. Время летело быстро и приближалось к часу. Сигналов к обеду пока не поступало. Рамчарандас беспокойно ерзал – его терпение было на исходе.

– Свамиджи, – не выдержал он, – на этот раз Витхоба сильно замешкался. Боюсь, он начисто позабыл про нас.

– Перестань думать о еде, Рам, – призвал Рамдас. – Просто вспоминай Его. Давай покоримся Его воле.

Подождав еще немножко и убедившись, что не грядет никаких событий, Рамчарандас заявил, что лучше вздремнет. Он улегся, накрывшись с головой, но какой там сон, если живот сводило от голода? Парень то и дело отгибал краешек одежды и в щелку смотрел, нет ли кого на улице. Каждую секунду он проверял, не приближается ли еда. Наверное, было уже два часа, когда Рамчарандас внезапно сел и закричал:

– Свамиджи, Свамиджи, наконец-то идет Витхоба – смотрите, вот он на улице, бежит к нам!

И вправду, к храму спешил темнокожий человек. Он направился прямехонько к садху и тут же спросил, обедали ли они (будто бы не знал!). Получив отрицательный ответ, он убежал и вернулся через несколько минут с двумя тарелками еды. Поставив их перед садху, он стал с жаром просить их отведать угощения. Уговаривать их, понятно, не пришлось, и они незамедлительно приступили к обеду. В этот самый момент в храм вошла группа исполнителей киртана, человек десять, с цимбалами, мридангой и виной. Пока садху были заняты содержимым своих тарелок, они танцевали и пели прославленные гимны Тукарама. О чем все это говорит? Бог не удовлетворился тем, что обеспечил им пищу для тела, но устроил и духовное пиршество. Как милосердны дела твои, Господи!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Гибель прежнего и создание нового мира

Практически все перечисленные выше и многие другие предания о появлении луны, солнца, изменении направления движения светил, падении на землю огненных тел, охвативших ее пожарах, погружении Земли во мрак, появлении новых неба и земли , создании новых людей сопровождаются утверждением, что все эти события происходили при смене старого и нового миров. Новый мир почти везде называется «миром людей».
Старый мир в одних преданиях (славянских, скандинавских, иранских, Ветхозаветских, южноамериканских, по-видимому, египетских, японских и др.) называется (или считается, хотя и не называется) первым миром, в других - вторым (легенды индейцев хопи, араваков, майя, по-видимому, шумерские предания и др.), в третьих – третьим или четвертым (легенды майя, ацтеков, большинство индийских и китайских преданий), в четвертых – пятым (предания ацтеков), в пятых – шестым и даже седьмым (некоторые индийские предания). Но это ровным счетом ничего не меняет, потому что в мифологии большинства живущих на Земле народов говорится, что в старом мире еще не было настоящих или «новых» людей (их творение пришлось на рубеж старого и нового миров). А старый мир, согласно легендам майя, науа и ацтеков, а также индийским, китайским, германо-скандинавским и другим предания населяли разные великаны (и ),которые были вегетарианцами.
В мифологии многих народов мира старый мир сопоставляется с Раем (и ). Так, в славянских преданиях говорится, что на первой Земле, которая называлась Перстью , стояла вечная весна (тогда еще не было ночи), все цвело и благоухало. После гибели первого мира Сварог поднял свой чертог ввысь, и защитил его ледяной твердью. А поверх тверди сотворил новый, более прекрасный Лазоревый мир и перенес туда Рай-Ирий и провел туда новую дорогу - Звездный путь , по которому течет Рая-река, чтобы этим путем достойные Рая-Ирия могли достичь его. Затем Сварог залил водою горящую Персть, потушил пожары, и из разрушенного, погибшего Лазурного мира создал новый мир, новую природу, и назвал его Землею, что значит "пребывать в страдании" .
В древнеиранских преданиях также сообщается, что созданный Ахура-Маздой первый мир был миром
света, тепла, мира и жизни. Затем он был разрушен Анхра-Майнью, который создал смерть, зиму, холод, потоп. От всех этих невзгод людей спас Ахура-Мазда, построив для них убежище под землей.
В предании индейцев хопи утверждается, что Второй мир Токпа или Тёмная Полночь (соответствует Четвертой мировой эпохе ацтеков) оказался не столь совершенным, как первый, но тоже был по-своему прекрасен.
В противоположность этому, в
«Пополь-Вух» майя и большинстве ацтекских кодексов Четвертый мир описан в самых мрачных красках. По одним ацтекским преданиям, Третья мировая эпоха (Второй мир майя), по другим – Четвертая (Третий мир майя) представляла собоймир бесконечных кровопролитных войн, голода, холода и болезней. К этому можно добавить «и мрака», если распространить его хотя бы на часть Четвертой мировой эпохи. Боги , демоны и «старые» люди стали немилосердно уничтожать друг друга.
Согласно «Ватиканскому кодексу А», в Четвертую мировую эпоху происходила война между богами и на Земле был страшный голод. Об этом же повествуют многие шумерские, индийские и, по-видимому, китайские предания.
Так, в шумерском мифе о сотворении людей говорится:

« Во дни былые, когда небеса от земли отделились, в былые ночи, когда земля от
Небес отделилась, умножилось небожителей племя и от нехватки пищи
Страдал
о. Взмолились бессмертные праматери,

умоляя ее утолить их голод. Намму же Энки разбудила:
- Проснись, сын мой! Сон прогони! Избавь богов от терзаний!...
…Помощников ты не сделал, которые взяли бы на плечи твои заботы…
Людей … Пусть они будут по виду на братьев твоих похожи, но бессмертья не знают ».
В поэме аккадян и вавилонян «Когда вверху» повествуется сначала о длительном периоде беззаботной жизни Мардука в своем небесном дворце, а затем о тех временах, когда боги стали терпеть голод и холод и пришли к нему за помощью. Мардук решил создать «людей» , чтобы они кормили богов, и отправился к Эа за костьми и кровью. Принеся в жертву дракона Кингу, он слепил «людей».
А вот еще один шумерский миф на эту же тему – о битве Нинурты с армией страны Куру,
«которая не знает возврата» (драконов и других хтонических сил), которого я в книге «Земля до потопа – мир колдунов и оборотней » сопоставляю с сыном Индры Арджуной:
«На славный город Нинурты обрушились воды смерти, заливая землю, воде жизни путь преградили. Тогда всполошились боги, что на плечах носили корзины и рыхлили мотыгами землю. На страну обрушился голод, ибо текли по каналам ядовитые воды смерти. Вслед за ними спустились горцы, все на пути своем разрушая, людей обращая в рабство».
В мифе о Нинурте в ярких живых тонах описано, что происходило на Земле в то время. Война, разрушения, опустошения, земля и вода была отравлена.
С чем было связано настолько разное отношение к погибшему миру у разных народов, я расскажу в заключительной части работы .
А сейчас еще раз повторю, что новый мир, в отличие от предыдущего, стал контрастным и полярным. В нем появились другое солнце, луна, сезонная и климатическая зональность, ледники, пустыни и т.д.
Так, в «Авесте» сообщается, что прежде неподвижное « солнце стало двигаться по небу и регулировать смену времен года в соответствии с истиной-аша».
В шумерском мифе «О Горе Небес» утверждается, что после того, как рожденный в Земле бог Нанна (Луна) взошел на небо, он стал показывать смертным смену времен.
В египетском мире «Ра продолжает творить мир» говорится, что в момент передачи Ра (старому Солнцу) земного трона Гебу (новому Солнцу) он объявил:
«- Пусть змеи и враги мои знают, - провозгласил бог богов, - что хотя и удаляюсь я, всё же я сияю над ними. Ты, Геб, будешь теперь владыкой на земле!
Так закончилась эра земного царствования Ра-Хорахти. Наступила эра правления Геба
Согласно другому мифу, Ра отрекся от трона в пользу Тота (бога Луны). Однако, Тот не согласился царствовать один, и тогда боги поделили власть : Ра и Тот стали сменять друг друга на троне, поэтому стало сменяться время суток.
В скандинавском предании о последней битве богов Рагнарек говорится, что в пожаре и наводнении погибли почти все люди. Тем не менее, наша планета возродилась: возникли новое небо, новая земля и новый подземный мир. Выжили и заселили восстановленный Асгард младшие боги (Видар, Вали, Магни, Моди, воскресший Бальдр). Остались в живых и два человека - мужчина Ливтрасир и женщина Лив, положившие начало новому человечеству .
Суша, ранее поднятая из моря, погрузилась в него обратно, лед и огонь, уничтожили вселенную.

В книге Бытия, Книге Еноха и главной каббалистической книге «Зохаре» также содержится указание на катастрофу, которая с очень большой долей вероятности произошла на рубеже Четвертой и Пятой мировых эпох ацтеков. Эта катастрофа случилась во времена нахождения на Земле падших ангелов (и ) - сынов божьих, стражей, нефилимов и их потомков – рефаимов, и выражалась в спуске с небес солнца, луны и звезд и подчинении их падшим ангелам (как до этого они подчинялись Святому).
Согласно каббалистическим учениям, в результате катастрофы погиб предыдущий мир ,«который предшествовал настоящему, но погиб ранее его возникновения» Наказанием падших ангелов было заточение их под землю.
В качестве завершающего «аккорда» создания нового мира можно привести китайское предание о времени правления легендарного императора
Чжуань-сюя . Согласно ему, Чжуан-сюй поручил духу Чуну (Джюну) править югом, небом и духами, а духу Ли – севером, землёй и людьми, чтобы люди и боги не смешивались, и всюду царил порядок. По приказу Чжуань-сюя Чун и Ли прервали сообщение между небом и землёй, и люди не могли больше подниматься на небеса. Свет и тьма стали последовательно чередоваться , и, как гласит предание, в мире людей и на небе наступило спокойствие.

Мою работу "Предания и гипотезы о лунном кролике, пахтанье океана, раскрутке небесного свода, происхождении Луны и связи Луны со смертью и бессмертием - описание катастроф на рубеже Третьей и Четвертой и Четвертой и Пятой мировых эпох, приобретения Землей современного вида и появления современного человека - Homo Sapiens ", которая дополняет эту работу, а также серию моих работ "Эпохи развития человечества в мифологиях майя, науа и ацтеков " в разделе "Пять мировых эпох и человечеств майя, науа и ацтеков "
Читайте также мою работу о времени существования над Землей водно-паровой оболочки "

Статьи по теме: