Как князь святослав на хазар ходил. Сабельный удар святослава по хазарскому "чуду-юду". Год. мятеж варды фоки

ПАМЯТНИК ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ РУСИ СВЯТОСЛАВУ ХРАБРОМУ


В нынешнем году в ряду многих памятных дат отмечается 1040-летие разгрома Великим князем Киевским Святославом Храбрым Хазарского каганата. Этому важнейшему в нашей истории событию посвятил свою работу выдающийся русский скульптор Вячеслав Клыков. Торжественное открытие созданного им величественного монумента высотой 13 метров состоится 15 ноября 2005 года в Белгороде.

Вячеслав Клыков. Во время моего пребывания в городе Белгороде меня познакомили со статьей от 14-21 декабря 2005 года под броским заголовком "Неокретинизм" (дожили!)".

Я привык к злобным выпадам против меня и моего творчества либеральных еврейских столичных СМИ и давно не обращаю внимания на их вопли и стенания о моем "национализме, фашизме, шовинизме, антисемитизме", ибо за всеми этими инсинуациями нет сколько-нибудь серьезного художественного или исторического анализа, но налицо дешевый еврейский гевалт призванный нагнетать истерию в обществе якобы нарастающего "русского фашизма" и удержать навязший уже на зубах российског общества миф о "несчастном, гонимом еврейском племени" в России. Как живут "гонимые и несчастные" евреи в России наши соотечественники хорошо осведомлены. И в данном случае, если бы статейка, опубликованная газеткой "МК в Белгороде" касалась только меня, этот фальшивый и лживый материал никогда не заставил бы меня отвечать на публикацию.

Памятник Святославу Храброму в Белгороде


Но в этой, кое-как состряпанной заметке затронута честь администрации Белгородской области и белгородцев, к которым я всегда питал искреннюю симпатию за их конкретные усилия и дела по превращению Белгородчины в богатый и стабильный регион России. Кроме того, материал в белгородской желтой газетке настолько точно скроен по выкройкам еврейских либеральных СМИ и еврейских общественных организаций, как это изложено в письме, подписанном профессором Михаилом Членовым, что мой ответ будет адресован и этим последним адресатам.

Уже сам ернический тон начала этой статейки неприкрыто пронизан духом неуважения, злобы к администрации Белгородской области и лично к губернатору Е.С.Савченко, который столько сделал добрых дел в духовной, образовательной, социальной и культурной сферах жизни белгородцев. Видно вам, господа из Белгородского МК, все эти достижения белгородцев, как говорят в народе, "серпом по одному месту". И вы еще кощунственно призываете администрацию: "Но, господа, надо же иногда и о чести родной земли думать". Да о чем вы? Вам ли до чести?! Бесполезно вопрошать "Не стыдно ли вам?". У вас нет стыда и совести, но есть холуйская исполнительность щедро оплачиваемая вашими хозяевами, положившими глаз на "лакомый кусок" - Белгородский регион с целью разграбления этой богатой и многострадальной земли. Не выйдет! Не пройдет! Русский народ терпелив, но до определенных пределов! И чаша нашего терпения уже переполняется…

А теперь отвечу по каждому пункту лживой "Справки МК" опубликованной на страницах "МК в Белгороде" 14-21 декабря 2005 г.".

Мне, как и журналистке, написавшей статью "Святослав защитил Русь, а кто защитит Святослава?", глубоко противны принципы той демократии, при которых вам можно хулить, ерничать, извращать факты русской истории, а нам нельзя защищать свою историю, говорить правду о ней в угоду вам. Чуть русский человек после восьмидесятилетней иудо-большевистской идеологии, насквозь лживой и химерической отравы для "советских людей", стал прозревать, вы тут же наклеиваете ему ярлык фашиста, шовиниста, антисемита. Ныне ваши шулерские ярлыки и двойные стандарты не пройдут, как не прошли ваши ярлыки против письма русских людей (500-1500-5000), направленного против человеконенавистнического учения Шулхан-Аруха, преподаваемого ныне в еврейских школах и предписываемого к исполнению евреями в повседневной жизни еврейскими раввинами. Ваша корреспондентка из "МК" так и поступает шулерски. Она извращает наше желание поставить памятник выдающемуся полководцу, Великому князю Святославу Храброму на своей Родине - России. Демонстрируя, мягко говоря, своеобразную логику, сия борзописка ставит знак равенства между Святославом Храбрым, освободившим Русь от иудо-хазарской химеры и Адольфом Гитлером, и, истерично заламывая руки, вопрошает: "Не поставить ли нам памятник Адольфу Гитлеру?".

Даже в мелочах в вашей газете - вранье и извращение фактов. Во-первых, монумент не тридцатиметровый, а тринадцатиметровый (6,5 м постамент и 6,5 м скульптура). Далее вы проливаете "крокодиловы слезы" о Белгородчине, столь хлебнувшей военного горя, поля которой орошены кровью защитников Отечества". Не кривите душой, не вам, продажным писакам, лить слезы о многострадальной курско-белгородской земле! Мне, сыну солдата, прошедшего две войны - финскую и Великую Отечественную, Господь дал талант и прозрение поставить на Прохоровском Поле Монумент Победы над фашистской танковой армадой, создав Третье ратное поле России, по образцу и подобию Куликова и Бородинского Полей. В народе так и закрепилось название Прохоровского Поля - как третьего ратного Поля России, о чем свидетельствуют каждые полчаса три удара колокола на Звоннице, которая выполнена моими руками и по моему проекту.

Вы и памятник Святославу квалифицируете, как "потворство властей" и возможно заказ администрации". Не теряйтесь в догадках "господа - любители жаренного". Знайте, что средства ушедшие на изготовление памятника привлечены из моего кармана и кармана моих московских, в том числе и белгородских друзей. Пишу об этом не для отчета вам (вы этого не достойны), а чтобы люди знали правду, а то ведь найдутся и легковерные люди, которые не дай Бог поверят вашим лживым сообщениям.

Цитирую далее ваше сочинение: "И тут возникает ряд вопросов. "Зачем нам памятник Святославу? Ведь уже есть монумент, посвященный князю Владимиру". Надо писать господа из "МК", если уважаете русскую историю так: "Святому Равноапостольному князю Владимиру". Но куда вам? Вам нужно другое - внушить доверчивому читателю, что это произведение "просто кишит(?!) историческими ошибками и не раз вызывало насмешки над теми, кто его создавал и утверждал".

Назовите хоть одну ошибку?
У кого вызывал этот величественный памятник насмешки?

Не у тех ли людей-нелюдей, у которых вызывает бешенную злобу, что мы русские люди просыпаемся ото сна и начинаем изучать не из ваших поганых учебников нашу историю а осознавать ее как неотделимую часть нашего многовекового бытия, становясь вновь народом православным, крепким в Вере и страшным для врагов нашего Отечества!

Пасквиль "МК в Белгороде"

Далее журналистка, следуя своей гадливой, враждебной всему русскому, логике, пишет: "Теперь господин Клыков пытается втулить нашим, видимо, далеким от истории, но близким к финансам товарищам под тем же соусом Святослава". Пусть вам втуливает, г-жа Малкова, ваш главный редактор за незнание русской истории. И извольте, ежели упоминаете имя лидера нашего государства, называть его во всей полноте, как принято у нас в истории "Великий князь Киевский Святослав Храбрый".

И опять вам не дают покоя "чужие денежки". Зарубите себе на носу - на мои кровные денежки, заработанные в поте лица и на "денежки" моих московских и белгородских друзей устанавливается этот памятник!

Теперь о "позоре перед мировой общественностью". Это, видимо, о письме общественных еврейских организаций, подписанном профессором Членовым?

"Мировой общественности" было наплевать, когда международными террористическими организациями готовилось величайшее преступление против Российской империи в XIX - начале XX веков, когда была узурпирована законная Российская власть, изуверски ритуально были убиты Помазанник Божий - Царь Николай II вместе с супругой и юными детьми, когда страна была ввергнута в братоубийственную гражданскую войну, унесшую жизни десятков миллионов русских людей.

Где была тогда эта мировая общественность? Где эта мировая общественность была, когда миллионы лучших людей России были расстреляны еврейским Чека во время "красного террора" в 1918 году?

Где эта "мировая общественность" прячется теперь, когда по сей день продолжается геноцид русского народа, унося по 1,5-2 миллиона жизней?

И у меня есть еще много вопросов к "мировой общественности".

Подумайте лучше господа из "МК" как вы неприглядно выглядите перед белгородским общественным мнением. Вы не любите русскую историю, не любите русских людей-тружеников, не любите и не уважаете руководство области, которое сделало реальные шаги в становлении Белгородской области, как стабильного региона с развитым сельским хозяйством, промышленностью, культурой, спортом и высокой духовностью. И не думайте, что русские люди не знают, кто стоит за вашей спиной, кто содержит вас деньгами, сколоченными на ограблении прежде всего русского и других народов. Мы знаем их поименно. И будем перед народом разоблачать их грабительские планы и авантюры.

Нам нужны памятники не Сталину, а Святославу Храброму

В последнее время по нашей стране идет кампания восстановления и установки памятников Сталину. Делается это, наверно, из благих побуждений, все-таки юбилей Победы, но жаль, что у большинства нашего населения память в прошлое не простирается дальше 1945 года.

«Но наша память восходит к древним временам...»
Святослав Храбрый, сокрушивший иудейский Хазарский каганат, последний великий князь языческой Руси, великий правитель и герой, общий для трех народов – русских, украинцев и белорусов. И равно ненавистный всем его врагам, каким бы именем они не прикрывались.

1 сентября 2003 г. памятник Святославу был воздвигнут перед входом в киевский городок МАУП - Межрегиональная академия управления персоналом, которую возглавляет Георгий Щекин, глава Украинской консервативной партии, активно борющейся с еврейским влиянием в этой славянской стране.


Источник: Пам’ятник видатному правителю Київської Русі князю Святославу Хороброму відкрито на території Міжрегіональної Академії управління персоналом. 01.09.2003 // Міжрегіональна академія управління персоналом.

Как отмечают бывавшие в МАУП, «МАУП по-настоящему знаменит как оплот хорошо организованного, финансово и пропагандистски обеспеченного антисионизма, подкрепленного, к тому же, именами и авторитетом докторов и кандидатов наук, которые умеют свою позицию обосновать данными исторической, экономической и других наук.

МАУП обладает в Киеве собственной сетью книготорговых точек, в которых помимо учебников продается литература по Judenfrage. В томчисле работы таких видных украинских мыслителей, как Иван Франко. МАУП издает газету (если не изменяет память, «Персонал»)».

«Киевский МАУП – это не здание. Это городок с тремя десятками зданий и цельной, продуманной концепцией оформления территории. Перед входом в городок (еще за воротами) стоит памятник князю Святославу Игоревичу. С художественной точки зрения выполнен превосходно (я ни в малейшей степени не искусствовед, но грубый критерий оценки «производит или не производит впечатление» моему пониманию доступен). На памятнике написано, что воздвигнут он не просто Святославу, а Святославу – истребителю хазар».

15 октября 2005 г. 5-метровый бронзовый памятник Святославу работы Вячеслава Клыкова был установлен рядом с каскадами фонтанов «Радуга» Воскресеновском парке в г. Запорожье, близ Порогов (место гибели князя 972 г.).

В итоге, они засорили интернет и представления читателей об истинном положении дел ложной информацией. Учитывая, что со всеми науками у неоязычников просто беда, стоит развеять ряд их ложных мифов о князе Святославе.

Князю Святославу досталось от неоязыческой братии начиная с его имени. Мало того, коверкают его имя, называя его Стославом. На самом деле его имя писалось так: Свѧтославъ. "Стослав" - это чистое недоразумение, потому что некоторые неоязычники почему-то игнорируют знак титла над именем в древнерусском тексте. Ради экономии места средневековые книжники сокращали слова, ставя над ними специальный знак - титло. Буква юс малый - ѧ, звучал в то время как носовое е . Греки, записавшие имя князя на слух, воспроизвели его как Сфендослав. Таким образом, при жизни князя имя произносилось как Свентослав, но со временем произношение звуков в русском языке изменилось и юс малый стал звучать как я . Так что или пусть неоязычники называют князя или согласно современному правописанию или следуют историческим реалиям. Еще смешнее получилось с прозвищем князя, которое неоязычники приделали к имени князя - Хоробре или Хороборе. Почему именно хоробре, а не хороб(о)ръ , хоробрый , как писали наши предки слово храбрый остается только гадать. Кто так впервые назвал князя для меня загадка, но это прозвище встречается на обложке книги Льва Прозорова (он же Озар Ворон), активного пропагандиста неоязычества, "Святослав Хоробре. Иду на вы", изданной в 2003 г. На мои вопросы об источнике, где князь получил такое прозвище, неоязычники обычно посылают меня в интернет. Но в любом случае это прозвище является фантазией и не имеет к князю никакого отношения.

Дата - 3 июля, так же остается загадкой. Ни один исторический источник этой даты не называет. Все поиски в интернете почему-то приводят на украинские националистические сайты. Эта дата полностью на пластилиновой совести неоязычников. История не знает точной даты падения Хазарии.

Полной фантазией неоязычников является утверждение,что Святослав уничтожил Хазарию. Как они уверяют, то войско Святослава сначала разрушило Саркел, потом уничтожило Итиль и Семендер на Северном Кавказе, после чего каганат прекратил существование. Однако это противоречит историческим источникам. Хазарский каганат выжил после похода Святослава. "Повесть временных лет" (ПВЛ) говорит только о разрушении Саркела: "В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев ". Думать, что могучую империю можно было уничтожить одним военным походом - это уже верх наивности. На самом деле была длительная война, спрятанная в ПВЛ под пустыми годами с 956 по 965 гг. Воевал с Хазарией Святослав не один, а в союзе с печенегами. Прорвать мощную систему пограничных крепостей требовало времени. Пока печенеги набегами уничтожали торговлю и земледельческие поселения каганата, русская армия громила белокаменные крепости хазар (это нашло отражение в былине "Волх Всеславьевич", где главный герой побеждает царя индейского, то есть иудейского, в крепости с белокаменной стеной). Вопреки ненависти неоязычников к христианству и Византийской империи, но Святослав был в то время союзником Византии. Союз заключила княгиня Ольга в 955 г. Русь поставила империи воинский корпус, а империя оплачивала русско-хазарскую войну. Арабский географ аль-Мукаддаси даже считает русов армией Византии: "Затем я слышал, что войско из ар-Рума, которых (воинов) зовут ар-Рус, напало на них и овладело их страной".

Русская летопись рассказывает только о сражении и взятии Саркела, который прекратил свое существование. А далее Святослав не пошел на Итиль, а пошел на ясов (осетин) и касогов (черкесов), то есть на Северный Кавказ, где твердыней каганата был город Семендер. Но город Святослав не захватил и не разрушил - он только разграбил окрестности. Арабский писатель Ибн Хаукаль пишет об этом походе: "И ал-Хазар - сторона и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нем многочисленные сады (...), но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма. Населяли этот город мусульмане, группы людей, исповедовающих веру, и идолопоклонники и они покинули его, но благодаря достоинствам их земли и хорошему их доходу не пройдет и трех лет и все станет как и было. В Самандаре были мечети, церкви и синагоги, и совершили они (русы) свой набег на всех, кто обитал на берегу реки Атиля из хазар, булгар, буртасов, и овладели ими, и искали люди Атиля убежище на острове Баб ал-Абваб, и укрепились они там, а некоторые на острове Сийах-кух, и оставались они там в страхе ". Как видите, русская армия разграбила и разорила окрестности Семендера (жители города больше всего сокрушались, что на три года без изюма остались), но не захватила город. Набег на Семендер был так малозначителен, что летописец даже не упомянул его, сказав о победе над ясами и касогами.

Таким образом Итиль остался цел и каганат уцелел, хотя уже не представлял из себя значимой силы. Не добил каганат Святослав по причине, что в ситуацию вмешалось сильнейшее государство Средней Азии - Хорезм. Хазарский царь попросил хорезмшаха о помощи, но тот поставил условие - принять ислам. Как пишет курдский историк адь-Асир: "И в этом (году) племя из турок напало на страну хазар, и хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, но если примите ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя, и тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них, а после этого и их царь принял ислам". Под турками автор спутал русских. Аль-Мукаддаси уточняет: "Слышал я, что ал-Ма’мун совершил на них поход из ал-Джурджании, овладел (Хазарией) и обратил ее в ислам ". Хазарский каганат продолжил существование, но уже как мусульманская страна. Сам же Святослав ввязался в войну с Болгарией на стороне Византии и забыл про Хазарию (как и Русь). одержав победу, Святослав начал дунайскую авантюру, ввязавшись в войну с Византией. У Святослава были великие победы и великие поражения.

Примерно в 985 г. (точной даты у нас нет, есть только краткое упоминание о походе у Иакова Мниха) князь Владимир Святославич совершил новый поход на Хазарию и, видимо, подчинил её. С этого времени у русских князей появился титул кагана. Окончательно каганат был уничтожен половцами (Итиль, скорее всего, также разрушили они) в 60-х гг. XI в.

Таким образом, князь Святослав не уничтожил каганат, а сильно ослабил.

Что касается победы над "жидами", то наши предки не были ни ксенофобами, ни юдофобами. Еврейский квартал в Киеве существовал вплоть до монгольского нашествия. Однако они прекрасно понимали, кто главный в каганате и какую идеологию исповедует верхушка каганата, поэтому антииудейские (религиозного, а не этнического смысла) мотивы красной нитью проходят в религиозной и политической мысли Древней Руси, вплоть до гибели каганата. Учитывая, что иудеи были людьми учеными и грамотными, православная церковь на Руси делала всё, чтобы не допустить влияния иудаизма на умы своей паствы. Поэтому все утверждения неоязычников о разгроме каганата, как именно государства евреев, являются фашистскими фантазиями. Святослав бил Хазарию, потому что это было враждебное государство, чье существование угрожало Руси потерей независимости. Никаких примеров антисемитизма в истории Древней Руси мы не найдем, в отличии от истории Европы. И если неоязычники такие принципиальные, то они должны наряду с евреями ненавидеть так же немцев, шведов, поляков, французов и другие народы с которыми наши предки воевали. Однако это уже будет полным абсурдом. Тем не менее, неоязычники каждое лето считают, что факт победы над хазарским каганатом является поводом для антисемитской пропаганды. В этом нет ничего удивительного, потому что неоязычники - самые обыкновенные банальные фашисты, только в упаковке славянского фэнтези.

И Игоре во главе крупнейших русских княжеств еще сидели местные князья. Ольга ввела своих управителей в местах сбора дани. Святослав же был первым, кто послал в наиболее важные русские земли в качестве наместников своих сыновей. Уходя на войну, старшего сына Ярополка он оставил в Киеве. Второго сына Олега отправил управлять древлянской землей, третьего — Владимира послал вместе с его дядей по матери воеводой Добрыней руководить Новгородом.

Продолжил Святослав и активную внешнюю политику. Но он вдохнул в нее такую силу и страсть, достиг таких поразительных результатов, что недаром заслужил имя Александра Македонского Восточной Европы.

В 964 г. Святослав направился в свой первый поход. Главной его целью было окончательное сокрушение Хазарии.

К этому времени Святослав был уже вполне сложившимся человеком и опытным предводителем дружины. Его отличали прямота, честность, скромность. Он делил все тяготы походной жизни с рядовыми воинами. В бою он шел впереди войска и вдохновлял его своим примером.

Разгром Хазарского Каганата

Прежде чем нанести удар по Хазарии, он обрушился на ее союзников — лесные поволжские племена буртасов и на Волжскую Булгарию — государство на Средней Волге. Армия булгар была разгромлена, их столица город Булгар — взята штурмом. Теперь Хазария оказалась в одиночестве.

Русская рать спустилась на ладьях вниз по Волге и подошла к границам Хазарского каганата . Сам каган с войском вышел навстречу руссам, но был разбит, а столица Хазарии город Итиль была захвачена и разгромлена Святославом. Огнем и мечом прошла русская рать по хазарской земле, оставив после себя пожарища и пепелища. С Волги князь двинулся в хазарские владения на Северном Кавказе и на Дону. По пути он разбил союзных Хазарии аланов (осетин)и касогов (черкесов). На берегу Дона войско Святослава взяло штурмом мощную крепость Саркел, которая как заноза стояла на юго-восточных границах Руси. Следы пожаров, разрушенные здания, разбитые крепостные стены, горы наконечников от стрел — таким предстал Саркел раскопавшим его археологам. Город был буквально стерт с лица земли.

После похода Святослава Хазария , по существу, прекратила сове существование как сильное государство.

Походы на Дунай. Теперь Святослав задумал начать наступление на крымские владения Византии. Это весьма обеспокоило правительство империи, и греки послали к Святославу своего представителя с просьбой оставить в покое Крым и направить удар своего войска против Дунайской Болгарии, с которой Византия находилась во вражде. В поддержку своей просьбе греки прислали Святославу большое количество золота. Золото русский князь взял, от натиска на Крым отказался, но это вовсе не означало, что он собирался защищать византийские интересы на Дунае. Русь давно уже сама вынашивала план овладения устьем Дуная — важным военным и торговым плацдармом.

В 967 г. князь Святослав привел на Дунай против Болгарии большую армию. Война закончилась очень быстро. Верный своей молниеносной манере ведения боевых действий, Святослав прорвался через сторожевые форпосты и в чистом поле разбил войско болгарского царя. Болгары были вынуждены заключить мир, по которому нижнее течение Дуная с сильной крепостью Переяславец отошло к Руси. Теперь все северное побережье Черного моря, за исключением Крыма, принадлежало Руси. Лишь в степях кочевали печенеги, с которыми у Руси были тогда мирные отношения.

Вот тут и выявились истинные планы Святослава. Он перенес в Переяславец свою резиденцию и, согласно летописи, заявил: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки (дорогие ткани), вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии — серебро и кони, из Руси же — мех и воск, мед и рабы» .

Но присутствие рядом сильного правителя не входило в расчеты Византии. Греки договорились с Болгарией о совместной борьбе против Руси. Одновременно они подкупили одну из печенежских орд, и та осадила Киев. Срочный гонец из Руси принес Святославу тревожную весть и отчаянную просьбу княгини Ольги прийти на помощь. Князь поспешил к Киеву и разбил печенегов.


Походы Святослава.

Русско-византийская война. За то время, что Святослав находился в Киеве, болгары при поддержке Византии выбили из дунайских городов русские гарнизоны. И тогда Святослав принял решение о втором походе на Дунай. В 969 г. он повел за собой 60-тысячное войско. Русский князь договорился и о помощи со стороны Венгрии и дружественных печенегов. Часть болгар, противников Византии, также поддержала русского правителя. Святослав быстро вновь занял все подунайские земли. Свои гарнизоны он поставил и в болгарских городах. Когда же греки потребовали от русского князя уйти, то он запросил за это огромный выкуп.

В это время к власти в Византии пришел новый император Иоанн Цимисхий, армянин по национальности, человек маленького роста, но огромной физической силы и ловкости. До этого он проявил себя как талантливый полководец, одержавший ряд побед над арабами. Цимисхий собрал для борьбы со Святославом все силы империи. Он создал специальный отряд «бессмертных» — воинов, закованных в тяжелые латы, и сам возглавил его. Но в решающей битве в 970 г. Святослав разгромил полководцев Цимисхия. Однако византийцы подтянули новые силы и сумели остановить один из отрядов Святослава, рвущихся к Константинополю. И тогда обе стороны заключили мир, по которому греки согласились на присутствие Руси на Дунае и обязались, как и прежде, выплачивать ей дань. Однако Цимисхий готовился к продолжению войны.

В 971 г. войско Цимисхия обрушилось на болгарские города с небольшими русскими гарнизонами. Все они были захвачены. Вскоре Святослав и Цимисхий встретились в решающей битве. К этому времени венгры и печенеги покинули Святослава, русская армия поредела: много воинов было убито и ранено в предшествующих сражениях. Греки выиграли это сражение, Святослав отступил и заперся в крепости Доростол на Дунае. Несколько недель Цимисхий осаждал Доростол. Наконец Святослав собрал последние силы и вывел свою рать на последний и решающий бой. Натиск руссов был столь стремителен, что греки дрогнули и побежали, и тогда, сияя золочеными латами, Иоанн Цимисхий сам повел в бой своих «бессмертных». Они остановили руссов. Святослав был ранен, и его унесли в крепость.

Силы противников были истощены длительным противоборством, и они решили начать мирные переговоры. По мирному договору Святослав должен был покинуть берега Дуная, но все прежние его завоевания в Причерноморье и Поволжье оставались за ним. Цимисхий обещал беспрепятственно пропустить остатки русского войска на родину. А в это время к враждебным Руси печенегам мчались с золотом византийские послы: Цимисхий просил нанести удар по своему ненавистному врагу.

Поздней осенью 971 г. русская рать появилась в устье Днепра, но все пути к Киеву были перекрыты печенегами. Тогда Святослав зазимовал в здешних русских селениях. Руссы терпели голод и холод, а весной 972 г. снова попытались прорваться к Киеву. Но на днепровских порогах, где им приходилось перетаскивать ладьи волоком, для того чтобы миновать бурлящие водовороты, их ждала печенежская засада. Русское войско было окружено и уничтожено, а сам Святослав погиб в бою.

Походы Святослава из «Повести временных лет»

В лето 964. Когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походах не возил за собой обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину ли, или зверину, или говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел он [походного] шатра, но [спал] постелив подклад и [положив] седло в головах. Таковы были и другие его вой. [Перед началом похода] он посылал послов к странам, говоря: «Хочу итти на вас». И пошел на Оку-реку и на Волгу и, встретив вятичей, сказал вятичам: «Кому вы дань даете?» Они же сказали: «Хазарам по шлягу и от рала даем».

В лето 965. Пошел Святослав на хазар. Услышав об этом, хазары вышли [ему] навстречу с князем своим Каганом и сошлись биться. И в битве одолел Святослав хазар и взял город их Белую Вежу; [после этого он] Ясов победил и Касогов.

В лето 966. Вятичей победил Святослав и дань на них наложил.

В лето 967. Пошел Святослав на Дунай и на болгар, и бились те и другие, и одолел Святослав болгар, и взял 80 городов по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, дань взимая с греков.

В лето 971. ...И собрали греки против Святослава 100 тысяч [воинов] и не дали дани. И пошел Святослав на греков, а те вышли против Руси. Увидев это, Русь убоялась большого множества воинов. И сказал Святослав: «Уже нам некуда деться, волей или неволей должны мы стать против, да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, мертвые ведь позора не знают, если же побежим, то примем позор и не спасемся; но станем крепко, я же пойду впереди вас, и если погибну, то сами помыслите о себе» . И сказали вой: «Где твоя голова ляжет, тут и мы свои головы сложим» . И построила полки Русь, и была великая битва, и одолел Святослав, и побежали греки... Заключив мир с греками, Святослав пошел в лодках к порогам, и сказал ему воевода отцовский Свенельд: «Пойди, княже, на конях стороною, ведь стоят печенеги в порогах» . И не послушал его [Святослав], пошел в лодках. Услышав это, печенеги преградили путь через пороги, и пришел Святослав к порогам, и нельзя было пройти пороги, и остался он зимовать в Белобережье, и не было у них пищи, и был большой голод, так что голова конская стоила полгривны. И зимовал Святослав тут.

«Сохраняйте память о всех ратных людях, кои положили животы свои за други свои, за землю Отцов своих, за Святую Веру Предков своих, за процветание и будущее Родов своих…»

«Славяно-Арийские Веды» ,
Слово мудрости волхва Велимудра

Помнить великие победы наших предков - святой долг каждого из нас, ибо знание о тех великих победах прошлого несут в себе ключи к пониманию того, как нужно строить своё будущее. Как помним мы победу дедов наших в Великой Отечественной войне над гитлеровским нацизмом 1945 года, так должны мы чтить и помнить неоценимый вклад в развитие Руси победы князя Святослава Храброго в 964 году над Хазарией.

О Святославе замолвите слово

Мало кому за пределами нашей Родины известно имя воина, правителя и человека - Великого князя Киевского Святослава Игоревича, прозванного Храбрым. Но ещё меньше известно, что правильное имя его Све тослав, а не Свя тослав, так как имя его происходит от слова «Свет », а не «свят ». Так, заменив лишь одну букву, враги Руси убили правильное понимание его имени, которое образовано из двух таких прекрасных слов как Свет и Славить. В итоге, получилось мужское имя Светослав, означавшее того, кто славит свет или свет славящего. Кроме того, в отличие от Александра Македонского, которого наши предки называли тёмным воином , князя-воина Светослава народ называл Светлым Князем и Светлым Воином.

Князь Светослав Игоревич с детства воспитывался, как воин. Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд (варяги были высшей кастой профессиональных воинов, формировавшейся из разных народов Славяно-Ариев), учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьёй, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Светослава другой варяг - главный киевский воевода Свенельд .

Будучи трёхлетним ребёнком в лето 6453 от СМЗХ (Сотворение Мира в Звёздном Храме - новое летоисчисление наших предков, которое берёт своё начало от момента заключения мирного договора после победы в войне над Древним Китаем) (945 год н.э.), он принял участие в своём первом сражении. Было это в тот раз, когда княгиня Ольга вместе с дружиной отправилась на войну с древлянами, чтобы отомстить за убитого мужа, князя Игоря. Князь Игорь решил собрать подать по второму кругу, за что и был убит древлянами. Впереди киевской дружины на коне сидел Святослав. И когда сошлись оба войска - киевское и древлянское, то маленький Светослав бросил копьё в сторону древлян. Тогда ещё Светослав был совсем мальчиком, поэтому копьё улетело недалеко - пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу. Но киевские воеводы сказали: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Таков был древний обычай русов - только князь мог начать битву. И неважно, в каком возрасте пребывал князь.

Кстати, слово КНЯЗЬ по расшифровке Гриневича Г.С. на древнем праязыке наших предков - КЪНАЗЬ, означает «к совершенству (утончённости) земли имеющий отношение или, просто, сокровенность (утончённость) земли»!

Пока Светослав подрастал и набирался опыта и мужества, княжеством правила его мать княгиня Ольга. Но Светослав Игоревич не был похож на свою мать. Если Ольга приняла крещение в греческую религию, которая впоследствии стала христианской, то Светослав оставался носителем ведических знаний и традиций своих предков.

Сквозь века сохранилось описание его портрета византийским историком Львом Диаконом: «Среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами…»

Больше всего Светослав ценил боевые доспехи и оружие. Древняя летопись «Повесть временных лет» повествует о князе Светославе, как об истинном воине. Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Такими же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Светослава, не обременённая обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх.

Сам же Светослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда посылал в чужие земли весть-предупреждение: «Иду на вы!» Что означало - хочу идти на вас, то есть вы мои враги. Забавно то, что на «вы» наши предки называли врагов, а сейчас это слово уважительного обращения к незнакомому человеку или старшему по возрасту.

Не нападать без предупреждения, не стрелять в безоружного, или не равного по силе противника - это кодекс воинской чести , древняя традиция Славяно-Ариев, которую чтил и соблюдал великий Светлый Воин князь Светослав.

Кроме воинской чести и мужества, выдающейся особенностью характера Светослава, как Светлого Воина, была его непримиримая борьба с ростовщичеством , приносимым на Русь хазарами. За то, что брали деньги под проценты и давали под проценты другим, рубил обе руки . Считал ростовщичество растлением души и денежным рабством, порождающим все пороки. А хазар, промышлявших на Руси кредитованием, приковывал к плоту и сплавлял по Днепру в Чёрное море.

Хазарcкий Каганат

Хазарское государство - Хазарский Каганат - самое сильное и богатое государство на юго-востоке от границ Киевской Руси. Располагалось оно в низовьях Волги, растянувшись на запад и на восток вплоть до Мордовии, включая такие территории, как Северный Афганистан, Крым (Тмутаракань - один из её городов). Хазарский город Семендер находился на Северном Кавказе, Саркел - в междуречье Волги и Дона, нижнего их течения. Столица Итиль находилась как раз в устье Волги, примерно на месте современной Астрахани.

До закабаления персидскими иудеями (и-УД-ей - означает иссекающие УД, т.е. обрезанные, а УД - мужской половой орган, откуда произошли слова УДовольствие - получение сексуального наслаждения, УДочка, УДилище) в середине 6 века н.э. Хазарии, в ней довольно дружно жили белые и чёрные хазары. Белыми хазарами называли тогда правящую касту профессиональных воинов из Славяно-Ариев, в то время как чёрными хазарами называли тюркские племена, пришедшие в низовья реки РА (Волги - Итиль) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. По сути своей, чёрные хазары были представителями жёлтой расы с примесями чёрной расы. У них были чёрные волосы, чёрные глаза и смуглая (жёлтая) кожа, за что и были они прозваны чёрными хазарами .

Хазария существовала как многонациональное государство, в котором люди как белой, так и жёлтой расы мирно жили бок о бок друг с другом. В таком же мире и согласии Хазария жила и со своими соседями. Выгодное месторасположение Хазарии (через Хазарский Каганат проходил знаменитый «Великий шёлковый путь») привлекло в страну персидских иудеев из колена Симонова, которые начали переселяться сюда после совершённой ими революции в Персии, когда евреи начисто обобрали персидский народ, и со всеми их богатствами бежали из страны. Подробнее о том, как была уничтожена Персидская Империя, которую основали предки Славяно-Ариев, можно прочитать в 1-м томе книги Николая Левашова «Россия в кривых зеркалах».

Выбор Хазарии, как места нового переселения иудеев, далеко неслучаен. Разорив персов, кроме как на север, бежать им было просто некуда. И, кроме того, на северо-востоке от разграбленной ими Персидской Империи располагалась Хазария, которая занимала очень выгодное месторасположение - через неё проходили торговые пути из Азии в Европу. А кто контролировал Хазарию, тот контролировал и весь «Великий шёлковый путь», и все богатства, через него проходящие!

Используя так называемый институт еврейских жён (специально обученные сексуальной магии еврейские женщины), отдавая их замуж за представителей высшей хазарской знати, евреи завладевали всеми ключевыми государственными постами. Как? Очень просто. Дети, рождённые от иудейки, являются исключительно иудеями. Именно по материнской линии передаётся национальный признак среди евреев. Итак, через поколение все ключевые должности в хазарском государстве были заняты детьми, рождёнными от иудейских жён и мужских представителей правящей иерархии Хазарского Каганата. Занимая высокие должности среди элиты, евреи-хазары стали всячески способствовать развитию торгового бизнеса для своих соплеменников. Получив экономику страны в свои руки, они также стали прибирать к рукам и политическое влияние.

Евреев по матери среди военной элиты было всё ещё немного, но и в их среде пришло время для восстания. Обадия, опираясь на хазарскую знать еврейского происхождения, с помощью наёмников - печенегов и гузов - развязал гражданскую войну, в результате которой хазарские тюрки были разбиты и вынуждены были покинуть Родину и осесть на территории современной Венгрии. После победы над хазарскими тюрками в гражданской войне, хазарские евреи обложили местное население тяжелейшей данью. Тех хазар, которые не покинули свою Родину, евреи превратили в самых настоящих рабов .

В очередной раз евреи старательно «отблагодарили» народ, который предоставил «беженцам» убежище на своей территории. Параллелей в недалёком прошлом можно найти много - Палестина, Персия, а современная Украина и Россия пребывают в таком же положении, как и тысячу лет назад народ Хазарии.

Полный контроль караванных путей, проходящих через Хазарский Каганат, позволил евреям создать торговую монополию, когда они стали контролировать закупочные цены и продажные цены ввозимых и местных товаров. В результате чего на товары местного производства были установлены минимальные закупочные цены, что приводило к ограблению местных товаропроизводителей, а на продаваемые евреями товары устанавливались максимальные цены, что давало евреям сверхприбыли за счёт откровенного грабежа производителей и покупателей.

Когда же гражданская война в Китае привела к резкому снижению товарооборота, хазарские евреи двинулись на север и разгромили и подчинили Камскую (Волжскую) Булгарию, а также заняли безкрайние земли Великой Перми, где организовали свои торговые поселения - фактории. Завоёванные земли давали драгоценный мех соболей, куниц, горностаев, а кроме того, хазарские евреи организовали торговлю детьми (прямо как сейчас в России). И снова потянулись караваны с мехами и рабами уже с Севера на Юг, а деньги - в закрома хазарских иудеев.

Разгром Хазарии

Киевская Русь оказалась самым могучим и последовательным врагом иудейского Хазарского Каганата. Смертельный удар по Хазарскому Каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесён Киевским князем Светославом, сыном Игоря.

В Лето 6472 от СМЗХ (964 год н.э.), будучи 22 лет от роду, готовя поход против Хазарии, Светослав не пошёл прямо в лоб по степи через волго-донское междуречье, предприняв искусный манёвр. Всего с 20-тысячным войском он обошёл её стороной, достиг Рязани, по Оке спустился до Волги и далее двинулся на 500 ладьях с небольшим количеством войска и сразу же осадил столицу Итиль . Хазары не ожидали удара с севера, и не смоги организовать серьёзную оборону. Светослав взял её штурмом, и, как пишут летописи, не оставил в ней камня на камне. Далее Светлый Воин предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разбил опорный пункт хазар - крепость Семендер . После этого дружина Светослава двинулась к Дону, где штурмом взяла и разрушила восточную крепость хазар - Саркел .

Таким образом, Светослав, совершив беЗпрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, на Волге и на Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для влияния Славяно-Ариев на Северном Кавказе - Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского Каганата, который прекратил своё существование на рубеже X-XI вв.

В результате походов Великого князя Светослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Хазарский Каганат рухнул и дал возможность Руси развиваться как государству. Одновременно были спасены славянские и многие другие племена, проживавшие вокруг. В результате, на много веков вперёд было определено их развитие. Положив конец хазарской кабале, Русь очистила со своего пути военный заслон, закрывающий торговые пути на Восток, что позволило возродить торговлю между Европой и Азией.

После уничтожения Хазарского Каганата, евреи покинули пределы Руси и расселились по своим торговым факториям в различных государствах и стали оказывать мощное влияние на экономику приютивших их стран, подрывая их экономику изнутри и влияя на политику этих государств.

Смерть Великого Воина

Защищая интересы русского государства Киевской Руси, Великий князь Святослав не проиграл ни одного сражения. Тем более странной выглядит смерть Великого Светлого Воина. Это было весной 6480 года от СМЗХ (972 год н.э.). После заключения мира в продолжительной войне с Ромейской Империей (Византией), когда неизбежное поражение Светослав превратил в очередную победу, тогда небольшая дружина князя нанесла ощутимый удар армии императора, и продолжение войны могло оставить императора вообще без армии, а окружённая дружина Светослава при оружии и своей добычей покинула вражеские земли.

На пути домой, находясь в районе днепровских порогов на острова Хортица, большая часть его дружины, подавляющая часть которой приняла крещение в греческую религию, внезапно покинула его. А ночью во время сна на спящих, оставшихся верными князю воинов, напали печенеги. Печенегами назывались славянские племена, ведшие кочевой образ жизни. Они имели свои поселения, куда они возвращались на зимовки, во время которых они валялись на своих печах и предавались неге или нежились. От этого и пошло их прозвище - ПЕЧеНЕГИ! И в этой последней битве погибли практически все верные князю Светославу воины и сам князь. По летописи, из отрубленной головы Светослава печенежский князь Куря сделал себе чашу, оправив её в серебро и золото.

В одном из поздних летописных списков приведена любопытная подробность - чашу эту печенежские князья использовали в обряде зачатия детей. Перед тем, как лечь на ложе, князь и княгиня поочередно пили из этой чаши, твердя, словно заклятье: «Пусть дети наши будут такими, как Он».

Смерть князя Светослава была выгодна как Ромее (Византии), ибо живой князь был опасен для них, так как мог в очередном походе уничтожить их империю, так и силам, которые стояли за малолетним Владимиром, будущим крестителем Киевской Руси в греческую религию, что повлекло за собой смерть 9 млн. из 12 млн. населявших тогда эту Русь в угоду «мирного бога», оставив только малолетних детей, в головы которых уже вкладывались понятия о господе боге и рабском подчинении ему.

Также смерть Светлого Воина была ещё и актом мести за полностью разрушенную еврейскую Хазарию, со стороны правящей еврейской элиты.

Значение разгрома Хазарии для Руси

3 июля 6472 от СМЗХ (964 год н.э.) государство Хазария прекратило своё мерзкое существование, принёсшее Славяно-Ариям неисчислимые беды, и угрожавшее белому человеку - Белая РАСА (Роды Асов Страны Асов, а Ас - бог, живущий на Земле) - полным и окончательным истреблением.

Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников в виде еврейской Хазарии.

Не за горами тот день, когда наш Великий предок - Светлый Воин Киевский князь Светослав по прозвищу Храбрый, будет объявлен национальным героем , как в России, так и в Украине! А дети будут брать пример не с бэтменов, суперменов и прочей нечисти, а с таких мужественных, храбрых и сильных, а самое главное настоящих героев нашей Великой Родины!

«Изведайте, чада Расы Великой, Мудрость сию: Никто не сможет защитить Роды ваши от чужеземных Родов и жестоких ворогов, ежели сами не захотите защищать себя. Никто не создаст достаток в Родах ваших, если сами не захотите созидать для Рода. Никто не воспитает достойно детей ваших, пока сами не воспитаете потомство своё». (Слово мудрости Волхва Велимудра )

Пусть эта заповедь предков наших станет напоминанием всем нам, о том, что только мы сами можем и должны заботиться о себе и о будущем земли нашей, которая окроплена кровью предков наших. И никакие другие народы никогда не проявят, как и не проявляли за всё наше прошлое, должного внимания или заботы о судьбе наших братских народов (Украины, Белоруси и России), еже ли мы сами себя не в силах защитить!

Слава нашим предкам, сложившим светлые головы на полях брани за землю нашу Руськую!

Подпишитесь на нас

Его практически не интересовали. Решение подобных вопросов князь полностью доверил своей мудрой родительнице. Поэтому походы Святослава кратко описать достаточно трудно, ведь каждый его день - это сражение. Как свидетельствуют летописцы, война была его смыслом жизни, страстью, без которой он не мог существовать.

Жизнь бойца

Походы Святослава начались, когда мальчику исполнилось четыре года. Именно тогда его мать Ольга предприняла все, чтобы отомстить древлянам, жестоко убившим ее мужа Игоря. По традиции, сражение мог возглавлять только князь. И тогда рукой ее малолетнего сына было брошено копье, отдавшее первый приказ дружине.

Возмужав, Святослав взял бразды правления в руки. Тем не менее он почти все время проводил в сражениях. Ему приписывается много черт, характерных для европейских рыцарей.

Военные походы Святослава никогда не начинались неожиданно. Князь побеждал только в честной битве, всегда предупреждая врага о нападении. Его дружина двигалась чрезвычайно быстро, поскольку походы Святослава - человека, не признающего роскоши, проходили без сопровождения из обозов и шатров, которые могли бы замедлить движение. Сам полководец пользовался среди воинов немалым уважением, он разделял их трапезу и быт.

Хазары

Это тюркоязычное племя проживало на территории современного Дагестана. Оно основало собственную империю - Каганат. Как и другие племена, хазары завоевывали чужие земли, регулярно совершая набеги на территории своих соседей. Каганат смог подчинить себе вятичей и радимичей, северян и полян, которые после перехода под его власть вынуждены были выплачивать постоянную дань. Все это продолжалось до тех пор, пока их постепенно не стали освобождать князья Древней Руси.

Многие из них вели продолжительную борьбу с этим тюркоязычным кочевым племенем, которая проходила с переменным успехом. Одним из самых знаменитых сражений можно считать поход Святослава на хазар, состоявшийся в 964-м году.

Союзниками русских в этой кампании были печенеги, с которыми киевский князь воевал неоднократно. Русское войско, дойдя до столицы каганата, сокрушило местного правителя и его многочисленную армию, по пути захватив еще несколько крупных городов.

Разгром хазар

Замысел князя поражает своей широтой и зрелостью. Надо сказать, что стратегической грамотностью отличались все походы Святослава. Кратко их, по словам летописцев, можно охарактеризовать как открытый вызов врагам.

Не стал исключением и хазарский поход. Святослава интересовало одно: найти в числе враждебных государств, которые окружали Древнюю Русь, самое слабое звено. Оно должно было быть изолировано недоброжелательными соседями и разъедено внутренней «ржавчиной».

О том, что пора сбить хазарский замок с направления торговли с Востоком, говорилось уже очень давно. На тот момент разгром каганата был для Руси просто насущной необходимостью. Замедлилось движение князей киевских на окраину славянских земель (они споткнулись на вятичах). Причина заключалась в том, что последние продолжали выплачивать дань хазарам. Чтобы распространить над ними Киева, сначала нужно было сбросить с вятичей каганатское иго.

Поход Святослава на хазар очень сильно отличался от прежних дерзких рейдов за добычей или пленниками. Князь на этот раз подбирался к границам каганата исподволь, собирая на каждом шагу союзников. Делалось это для того, чтобы до вторжения иметь возможность окружить врага войсками недружелюбных к ним народов и племен.

Тактика

Поход Святослава на хазар представлял собой грандиозный обходной маневр. Для начала князь двинул на север, покорив зависимые от каганата славянские племена вятичей и освободив их от хазарского влияния. Очень быстро перенеся ладьи из Десны на берег Оки, дружина поплыла по Волге. Разгромив зависимые от хазар племена буртасов и волжских булгар, Святослав тем самым обеспечил надежную безопасность для своего северного фланга.

Хазары совершенно не ожидали удара со стороны севера. Их дезорганизовал подобный маневр, и поэтому они не смогли достойно организовать оборону. Тем временем поход Святослава в Хазарию продолжался. Достигнув столицы каганата — Итиля, князь атаковал попытавшееся оборонять населенный пункт войско и в жестоком сражении разбил его.

Походы Святослава продолжились в Северо-Кавказском регионе. Здесь киевский князь разгромил другой опорный пункт этого тюркоязычного кочевого племени - крепость Семендер. Кроме того, ему удалось покорить касогов и основать на Таманском полуострове новое княжество с оригинальным названием - Тмутараканское, со столицей - городом-крепостью Матархой. Оно было образовано в 965-м году на месте древнего поселения.

Войско Святослава

Летописных трудов, описывающих биографические подробности этого очень мало. Но то, что военные походы Святослава значительно усилили Киевскую Русь, сомнений не вызывает. В период его правления продолжилось объединение славянских земель.

Походы Святослава Игоревича отличались стремительностью и характерной комбинированностью. Он старался уничтожать силы противника по частям - в двух или трех сражениях, перемежая битвы быстрыми маневрами своих сил. умело использовал распри и разногласия между Византией и подвластными ей кочевыми племенами. Он заключал с последними временные союзы, чтобы успеть разгромить войска своего основного противника.

Походы Святослава обязательно предварялись изучением обстановки отрядом разведчиков. В их задачу входили обязанности не только вести наблюдение, но и брать пленных или местных жителей, а также направлять во вражеский отряд лазутчиков для получения максимально полезной информации. Когда войско останавливалось на отдых, вокруг стана выставлялись сторожа.

Походы князя Святослава, как правило, начинались ранней весной, когда реки и озера уже вскрывались ото льда. Продолжались они до осени. Пехота по воде двигалась во ладьях, конница же - вдоль побережья, по суше.

Дружинами Святослава командовал приглашенный еще его отцом Игорем Свенельд, под руководством которого были и свои отряды из варягов. Сам же князь, как свидетельствуют летописцы, приняв командование киевским войском, никогда не хотел нанимать варягов, хотя и благоволил к ним. И это стало для него судьбоносным фактором: именно от их рук он и погиб.

Вооружение войска

Наступательная тактика и стратегия вырабатывались и самим князем. Им умело сочеталось применение многочисленного войска с маневренными и молниеносными точечными действиями конной дружины. Можно сказать, что именно походы Святослава положили начало стратегии бить врага на его же земле.

Киевские дружинники были вооружены копьями, обоюдоострыми мечами и Первые были двух типов - боевые, с листовидными металлическими тяжелыми наконечниками, насаженными на длинное древко; и метательные - сулицы, которые были ощутимо легче в весе. Ими забрасывалась приближающаяся вражеская пехота или конница.

На вооружении были также секиры и сабли, булавы, палицы, окованные железом, и ножи. Чтобы воины издалека могли узнавать друг друга, щиты дружинников окрашивались в красный цвет.

Дунайская кампания

Походы князя Святослава развалили и стерли с карты огромную Хазарскую империю. Расчистились торговые пути на Востоке, завершилось объединение восточнославянских племен в общее Древнерусское государство.

Укрепив и обезопасив свои границы в этом направлении, Святослав перенес внимание на Запад. Здесь был так называемый Остров русев, образованный дельтой Дуная и излучиной, оборонительным огромным Трояновым валом с заполненным водой рвом. Согласно историческим данным, его образовали дунайские переселенцы. Торговля Киевской Руси с Болгарией и Византией сближала ее с приморскими народностями. И эти связи особенно сильно укрепились в эпоху Святослава.

В ходе трехлетнего восточного похода полководец захватил огромные территории: начиная от окских лесов и до Северного Кавказа. Византийская империя в это время хранила молчание, поскольку еще действовал военный русско-византийский союз.
Но теперь, когда северным исполином начало оказываться давление на крымские владения, в Константинополе стали проявлять признаки беспокойства. В Киев срочно был направлен гонец для урегулирования отношений.

Уже в это время в Киеве назревал поход Святослава на Болгарию. План вторжения в Подунавье для присоединения к Руси устья Дуная у князя назревал давно. Однако эти земли принадлежали Болгарии, поэтому он заручился обещанием Византии сохранять нейтралитет. За то, чтобы Константинополь не вмешивался в походы Святослава на Дунай, ему было обещано отступление от крымских владений. Это была тонкая дипломатия, которая затрагивала интересы Руси как на Востоке, так и в западном направлении.

Наступление на Болгарию

Летом 967-го года русские войска, возглавляемые Святославом, двинулись на юг. Русская рать поддерживалась венгерскими отрядами. Болгария же, в свою очередь, опиралась на враждебных русичам ясов и касогов, а также на немногочисленные хазарские племена.

Как рассказывают летописцы, бились насмерть обе стороны. Святославу удалось одолеть болгар и захватить около восьмидесяти городов по берегам Дуная.

Поход Святослава на Балканы был закончен очень быстро. Верный своей привычке проведения молниеносного ведения боевых действий, князь, прорвавшись через болгарские форпосты, в чистом поле разгромил войско царя Петра. Противнику пришлось заключить вынужденный мир, по которому нижние течения Дуная с очень сильным городом-крепостью Переяславцем отошли к Руси.

Истинные замыслы руссов

Вот тут-то и выявились настоящие планы Святослава, которые князь лелеял очень давно. Он перенес в Переяславец свою резиденцию, заявив, как пишут летописцы, что ему не любо сидеть в Киеве. В «средину» земли киевской стали стекаться дань и блага. Греки сюда везли золото и драгоценные ткани, вина и многие диковинные по тем временам плоды, из Чехии и Венгрии доставлялись серебро и отличные кони, а из Руси - мед, мех воск и рабы.

В августе 968-го года его войска уже достигли пределов Болгарии. По данным хронистов, в частности, византийца Льва Диакона, Святослав привел шестидесятитысячную армию.

Однако, по некоторым сведениям, это было слишком большое преувеличение, поскольку киевский князь никогда не принимал под свои знамена племенных ополченцев. За него воевала только его дружина, «охотники»-добровольцы и несколько отрядов печенегов и венгров.

Русские ладьи беспрепятственно вошли в устье Дуная и стали быстро подниматься вверх по течению. Появление столь многочисленного войска стало неожиданностью для болгар. Бойцы стремительно выпрыгнули из лодок и, закрывшись щитами, бросились в атаку. Болгары, не выдержав, бежали с поля боя и укрылись в крепости Доростол.

Предпосылки для византийского похода

Надежды ромеев на то, что русы увязнут в этой войне, не оправдали себя. После первых же боев болгарская армия была разбита. Русские войска, разрушив всю ее оборонительную систему на восточном направлении, открыли путь к границам с Византией. В Константинополе реальную угрозу увидели для своей империи еще и потому, что столь победное шествие киевской армии по захваченным болгарским землям не закончилось грабежами и разорением городов и поселений, не было также насилия над местными жителями, характерного для предыдущих войн ромеев. Русы видели в них братьев по крови. К тому же в Болгарии хоть и утвердилось христианство, простой люд не забыл своих традиций.

Вот почему симпатии незнатных болгар и части местных феодалов немедленно обратились к русскому князю. Русские войска стали пополняться добровольцами, проживающими на берегах Дуная. К тому же некоторые феодалы захотели присягнуть Святославу, поскольку основная часть болгарской элиты не принимала царя Петра с его провизантийской политикой.

Все это могло привести Византийскую империю к политической и военной катастрофе. К тому же болгары под предводительством своего чересчур решительного вождя Симеона чуть самостоятельно не взяли Константинополь.

Противостояние с Византией

Попытка Святослава превратить Переяславец в столицу своего нового государства, а может быть, и всей Древнерусской державы, успехом не увенчалась. Этого не могла позволить Византия, увидевшая смертельную угрозу для себя в этом соседстве. Святослав Игоревич, первоначально следуя пунктам заключенного с Константинополем договора, не вторгался вглубь Болгарской державы. Как только он занял земли по Дунаю и город-крепость Переяславец, князь приостановил боевые действия.

Появление Святослава на Дунае и поражение болгар сильно встревожило Византию. Ведь рядом с ней поднимал голову беспощадный и более удачливый соперник. Предпринятая византийской дипломатией попытка стравить Болгарию с Русью, тем самым ослабив обе стороны, потерпела поражение. Поэтому Константинополь стал спешно перебрасывать из Малой Азии свои войска. Весной 970 года Святослав совершил нападение на фракийские земли Византии. Его войско дошло до Аркадиополя и остановилось в ста двадцати километрах от Константинополя. Здесь и произошла генеральная битва.

Из трудов византийских летописцев можно узнать, что были перебиты в окружении все печенеги, кроме того, разгромили и основные силы Святослава Игоревича. Однако древнерусские историки по-другому излагают события. По их сообщениям, Святослав, подойдя вплотную к Царьграду, все же отступил. Однако он взамен взял достаточно большую дань, в том числе и на своих погибших дружинников.

Так или иначе, самый крупный поход Святослава на Византию бал завершен летом того же года. В апреле следующего года византийский правитель Иоанн I Цимисхий самолично выступил против русов, направив на Дунай флот из трехсоткорабельной флотилии, чтобы отрезать им путь для отступления. В июле произошло еще одно большое сражение, в котором Святослав получил ранение. Битва закончилось безрезультатно, однако после нее русы вступили в мирные переговоры.

Смерть Святослава

После заключении перемирия князь благополучно добрался до устья Днепра, направившись на ладьях к порогам. Его верный воевода Свенельд настоятельно советовал обойти их на конях, чтобы не наткнуться на печенегов, но тот не послушался. Попытка Святослава в 971-м подняться вверх по Днепру не завершилась успешно, поэтому ему пришлось перезимовать в устье, чтобы весной повторить поход. Но печенеги по-прежнему ждали русов. И в неравной схватке оборвалась жизнь Святослава...

Статьи по теме: