21.10 1805 год битва франция испания британия. Трафальгарское сражение (1805). Соотношение сил флотов

Вконтакте

Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис.

В этой решающей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания - ни одного.

Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон.

С этого времени его имя стало символом военно-морской мощи Великобритании.

Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв.

Под его управлением находился испанский адмирал Федерико Гравина, руководивший испанскими силами.

Из-за ран, полученных во время сражения, Фредерико умер спустя несколько месяцев после его окончания.

Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века.

Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке.

После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и начал войну против двух других главных сил Европы: России и Австрии.

Предпосылки

В 1805 году главной наземной силой Европы была армия первой французской империи под командованием Наполеона; на море такой силой был королевский военно-морской флот Великобритании.

В ходе войны Великобритания ввела морскую блокаду Франции, что повлияло на торговлю и не позволило Франции мобилизовать все её морские силы.

Несмотря на несколько удачных прорывов блокады, французским кораблям не удалось окончательно пресечь действия английского флота, который мог в одинаковой степени атаковать их как на своей территории, так и вне её.

Наполеон проводил схожую политику: им была основана континентальная блокада, воспрещающая всем подвластным и зависимым от Франции странам, а также её союзникам вести торговлю с Британскими островами.

Таким образом была нарушена связь Великобритании с Европой, что привело к тому, что страна была вынуждена атаковать неприятеля на земле.

После того как Третья коалиция объявила Франции войну после непродолжительного Амьенского мира, Наполеон принял решение начать наступление на Великобританию.

Основная часть французского флота находилась в Бресте (в Бретани) и в Тулоне на побережье Средиземного моря.

Также существовали и менее крупные эскадры, которые размещались в портах на Атлантическом побережье Франции.

Помимо этого на стороне Франции был испанский флот, базирующийся в Кадисе и Ферроле.

Великобритания обладала хорошо обученным и опытным морским офицерским корпусом, в то время как лучшие офицеры французского флота были либо казнены, либо отстранены от службы ещё в начале Великой французской революции.

Самым надёжным человеком, которому можно было доверить командование Средиземного флота Наполеона, был Пьер-Шарль Вильнёв.

Наполеон готовил мощнейший десант, который должен был высадиться на Британских островах.

По его приказу спешно готовились баржи, которые должны были перевезти десант через Ла-Манш.

Было запланировано две волны десанта. Первая: 1700 барж должны были перезти 113 тыс. человек и 5600 лошадей. Вторая: еще 590 барж вмещали 48 тыс. солдат и 3400 лошадей.

Плавсредства были подготовлены. Однако они не могли выйти в Канал, поскольку были совершенно беззащитны перед британскими линейными кораблями.

Поэтому Бонапарт поставил перед Вильнёвым задачу отвлечь Королевский флот мнимым походом в район Карибского бассейна. Поход состоялся, однако целей не достиг: Нельсон, разгадав замыслы Наполеона, продолжал сторожить Канал. Более того, на обратном пути корабли Вильнёва были перехвачены у мыса Финистерре.

Испанцы потеряли два корабля, французы в бой не вступали.

Тогда Наполеон задумал другой план. Он заключался в том, что французские силы в Средиземном море и испанские силы в Кадисе должны были прорвать блокаду и соединиться в Вест-Индии.

После этого им предписывалось помочь французским силам в Бресте вырваться из блокады и очистить Ла-Манш от английских кораблей, чтобы обеспечить безопасность десантным кораблям.

Ход сражения

Маневры перед боем

Франко-испанская эскадра была заблокирована английскими кораблями в порту Кадис. Вильнёв получил приказ Наполеона прорваться в Средиземное море для соединения с испанским отрядом.

Объединенная французско-испанская эскадра, несмотря на возражения Антонио де Эсканьо командующего с испанской стороны, вышла из Кадиса 19 октября.

Вильнёв держал свой флаг на Бюсанторе (фр. Bucentaure).

Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой линейной тактики, выстроил свой флот в одну линию.

Двигаясь на юг, к Гибралтару, рано утром в 5:30, 21 октября, его флот был в 10-12 милях от мыса Трафальгар, когда сигнальщики увидели на западе приближающуюся английскую эскадру.

Некоторое время Вильнёв колебался - принять ли бой или вернуться. Примерно в восемь утра Вильнев приказал своим кораблям сделать «Поворот фордевинд, все вдруг, курс норд, в обратном порядке», и двигаться назад, в Кадис.

Это означало, что авангард становился арьергардом. К 10:00 поворот был завершен.

Такой маневр перед началом боя расстоил боевой порядок, в строю кораблей союзников появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, вынуждены были увалиться и «выпасть» из строя.

В этот день дул слабый западный ветер, иногда заходящий на румб к северу. Приближался шторм, сильно качало. При таком волнении корабельная артиллерия не может эффективно вести стрельбу на больших дистанциях.

Нельсон учел все эти обстоятельства: слабый ветер, мертвую зыбь, свое преимущество в ветре - и решил отказаться от классической линейной тактики, где исход боя решает число кораблей, участвующих в битве, а также количество и калибр бортовой артиллерии.

Ветер благоприятствовал Нельсону: он шел в полный бакштаг, приказав поставить дополнительные лиселя, для увеличения скорости.

Нельсон построил свои корабли в две колонны (в англоязычной литературе часто можно встретить термин «дивизион»).

Флаг адмирала был поднят на Victory . Этот корабль шел головным в левом дивизионе. Правый дивизион вел контр-адмирал Катберт Коллингвуд на Royal Sovereign .

К моменту боестолкновения Вильнёв шел курсом практически на норд, левым галсом, в полный бейдевинд. После поворота строй его кораблей не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй, когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего.

Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка. Вильнёв был сильно ограничен в маневре - ветер давал ему единственную возможность: увалиться в фордевинд, тем самым сломав строй (и подставив корму под артиллерию Нельсона).

При этом у него под ветром был близкий берег материка.

Начало сражения

Вскоре после 11:00 раздался первый залп Трафальгарской битвы. St.Anne открыла огонь по опередившему всех Royal Sovereign.

Вслед за этим открыли огонь другие корабли союзников.

Сближавшийся под прямым углом Нельсон на некоторое время оказался в зоне действия дальнобойной бортовой артиллерии Вильнёва, сам лишившись возможности вести артилерийскую дуэль.

Первым около 12:30, строй противников прорезал более быстроходный Royal Sovereign. Он вклинился между испанским St.Anne и французским Fougueux. Остальные корабли его дивизиона отстали, и первые 20 минут он вел бой в одиночку.

Отстав от него на 45 минут, Victory, во главе наветренного дивизиона, прорвал колонну противника между самым большим кораблем испанцев Santisima Trinidad и флагманом союзников Bucentaure.

Нельсон в полной форме, при всех регалиях, находился на шканцах Victory, рядом с его капитаном, Томасом Харди.

Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз. Он заявил, что один вид адмирала на мостике флагмана должен вдохновлять всех моряков английской эскадры.

Британские канониры значительно превосходили выучкой артиллеристов союзников: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан.

Англичане, прорезая строй Вильнева, вели огонь с обоих бортов. Главной целью были пушечные порты неприятеля - таким образом, в первую очередь выводилась из строя тяжелая артиллерия.

Из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большим временным промежутком. Союзников подвела нерешительность и низкая сплоченность.

Авангард союзников (командующий - адмирал Пьер Дюмануар на флагмане авангарда Formidable) оторвался от центральной группировки, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис.

Он увел с собой девять кораблей: (Neptuno, Scipion, Intrepide, Raio, Formidable, Montblane, San Francisco de Asis, Duguay Trown) и один примкнувший к авангарду корабль из центральной группы - Heros.

Близкий бой

Флагман англичан, Victory, обогнув Bucentaure, повернул вправо. Такой маневр ему пришлось сделать, поскольку его слева стал обходить хорошо разогнавшийся Temeraire, до этого следовавший за кормой флагмана.

Temeraire вступил в бой с флагманом союзников, а Victory свалился в абордажный бой с Redoutable, следовавшим в кильватере Bucentaure .

Во время такого боя корабли обычно сцепляются снастями, и разъединить их очень трудно. Артиллерия молчит - весь бой сводится к рукопашной схватке и перестрелке из стрелкового оружия.

Стрелок на марсе Redoutable разглядел Нельсона на палубе Victory и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике.

Унесенный в лазарет Нельсон был еще жив и требовал отчета о проходящем бое.

Вскоре после 14 часов Bucentaure спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. К этому моменту времени уже 12 (или больше) кораблей французов и испанцев не могли продолжать бой или были захвачены.

Капитан Victory, Томас Харди, на вопрос умирающего Нельсона ответил: «Милорд, этот день за вами».

Однако бой только разгорался. Строй кораблей с обеих сторон был безнадежно сломан, и каждый капитан выбирал себе цель сам.

К 16 часам море было вперемешку покрыто французскими, английскими и испанскими кораблями, которые сражались друг с другом.

Наиболее ожесточенные поединки разгорелись в аръергарде союзников, которым командовал Федерико Гравина на Prince des Astorias.

Его кораблю пришлось сражаться против английских Defiance и Revenge.

Сам адмирал Гравина проявил в бою исключительное мужество, получив множество ран. Впоследствии он от этих ран скончался.

Завершение битвы 21 октября

Коллингвуд, во главе прорвавшихся сквозь строй неприятеля кораблей, устремился вслед за двигающимися к Кадису кораблями авангарда союзников.

Это была его тактическая ошибка: арьергард союзников был к тому времени обездвижен и не мог маневрировать, представляя более легкую цель.

Воспользовавшись этим обстоятельством, адмирал Федерико Гравина на Prince des Asturias поднял сигнал «Следовать за мной».

За ним последовали корабли: San Justo, San Leandro, Montanes, Indomptable, Nertuno, Argonaute. Эти корабли получили тяжелейшие повреждения как в оснастке, так и в живой силе.

Маневр адмирала Гравины позволил спасти эти корабли от английского плена.

Командир авангарда, адмирал Дюмануар на Formidable, видя преследование Коллигвуда, наконец, сделал поворот оверштаг.

Он приказал всем своим подчиненым кораблям следовать курсом на запад-юго-запад. Этот курс пролегал значительно мористее общего места битвы.

Однако Intrepide (капитан первого ранга Энфэрнэ) не подчинился приказу и довернул влево, устремляясь в самую гущу битвы.

За ним устремились почти все корабли, до этого следовавшие за командиром авангарда.

Завязалась новая фаза сражения, когда в бой вступили свежие силы союзников против потрепаных кораблей левого дивизиона англичан.

Однако четыре французских корабля: Formidable, Duguay Trown, Montblane и Scipion прошли мимо схватки.

В 16:30 Нельсон скончался. Бой продолжался до 17:30. К ночи разразился шторм.

Штормовой день 22 октября

Весь день 22 октября буйствовал шторм, который потопил множество кораблей, еле державшихся на плаву, или выкинул их корпуса на берег. Например, англичане потеряли захваченные Сантисима Тринидад и Bagama, которые пошли на дно во время буксировки.

Monarca разбился о скалы испанского побережья.

Экипажи боролись за плавучесть своих кораблей, спешно латая пробоины, откачивая из трюмов воду, сращивая перебитый такелаж, заменяя рангоут. В этот день было не до обрядов, поэтому тела убитых попросту сбрасывали в море.

Возобновление битвы 23 октября

Адмирал Гравина, наскоро подремонтировав за предыдущий день уведенные им корабли, снова вышел в море.

Он предпринял попытку отбить у англичан захваченные ими корабли, а также спасти экипажи тех кораблей, которые еле держались на плаву.

Гравина перенес свой вымпел на Montanes. За ним шлиSan Justo, San Francisco de Asis и Tronador (стопушечный корабль, который не участвовал в основном сражении 21 октября), а также несколько легких фрегатов и куттеров.

Увидев приближающиеся корабли под испанским флагом, экипаж St.Anne (капитан первого ранга дон Игнасио М. де Алава) взбунтовался, перебил английскую призовую команду и заменил английский флаг испанским.

Для подавления бунта к нему устремились два английских корабля. St.Anne открыла по ним огонь и мужественно сражалась, пока к ней не подоспел Гравина.

St.Anne к этому времени не могла передвигаться самостоятельно, потеряв весь рангоут, кроме фок-мачты. Поэтому ей с легкого фрегата Femida завели буксир и повели в Кадис.

Однако к вечеру шторм разыгрался с новой силой. Потерпели крушение San Francisco de Asis и Tronador. Тем не менее, St.Anne успешно добралась до Кадиса.

Фотогалерея




Полезная информация

Трафальга́рское сраже́ние
исп. batalla de Trafalgar
англ. Battle of Trafalgar
фр. bataille de Trafalgar

Итоги Трафальгарской битвы

Союзники потеряли 18 кораблей (один потоплен, остальные захвачены) и около 7 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен. Англичане потеряли около 2 тысяч человек.

Многие английские корабли были настолько повреждены, что не смогли самостоятельно следовать в порт.

Например, флагманский Victory пришлось ремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии (и доставить туда тело Нельсона).

Однако стратегические итоги этой битвы были гораздо значительней. Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии, направив свои усилия на восток, в том числе и на Россию.

Англия окончательно преобрела себе таким образом статус хозяйки морей.

Сигнал, поднятый Нельсоном

По легенде, перед началом Трафальгарского сражения вице-адмирал Горацио Нельсон поднял на своём флагманском корабле Victory флажной сигнал «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг» (England expects that every man will do his duty).

Хотя после окончания сражения в формулировке сигнала была неопределённость, значение победы и смерть Нельсона привели к тому, что фраза запечатлелась в сознании английского народа, часто цитировалась и перефразировалась.

«Адмиральский ром»

После боя Victory был настолько поврежден, что его отбуксировали для ремонта в Гибралтар. Тело адмирала Нельсона пришлось поместить в бочку с ромом.

Существует расхожая легенда, что матросы проковыряли в бочке дырочку, через которую выцедили весь ром. Учитывая почтение и величайшую любовь, которым пользовался на флоте Нельсон, такая легенда представляется сомнительной.

Однако, с той поры на английском флоте выдаваемый на кораблях ром моряки называли «адмиральской кровью» или «кровью Нельсона».

В день 204-летнего юбилея битвы, 21 октября 2009, на аукционе в Лондоне был продан последний из сохранившихся флагов с английского корабля, участвовавшего в сражении (HMS Spartiate ).

При начальной заявленной цене в £14,000 флаг был продан за £384,000.

Британская империя Командующие Потери Аудио, фото, видео на Викискладе

В этой решающей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания - ни одного. Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон .

Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв . Под его началом находился испанский адмирал Федерико Гравина , руководивший испанскими силами.

Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века . Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке . После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и сосредоточился на войне против двух других главных сил Европы: Австрии и России .

Предпосылки

После того, как в мае 1803 года после непродолжительного Амьенского мира , Великобритания и Франция снова оказались в состоянии войны друг с другом , Наполеон принял решение устроить вторжение в Великобританию.

В 1805 году главной наземной силой Европы была армия Первой французской империи под командованием Наполеона; на море такой силой был королевский военно-морской флот Великобритании . В ходе войны Великобритания ввела морскую блокаду Франции, что повлияло на торговлю и не позволило Франции мобилизовать все её морские силы. Несмотря на несколько удачных прорывов блокады, французским кораблям не удалось окончательно пресечь действия британского флота, который мог в одинаковой степени атаковать их как на своей территории, так и вне её.

Основная часть французского флота находилась в Бресте (в Бретани) и в Тулоне на побережье Средиземного моря . Также существовали и менее крупные эскадры, которые размещались в портах на Атлантическом побережье Франции.

Великобритания обладала хорошо обученным и опытным морским офицерским корпусом, в то время как лучшие офицеры французского флота были либо казнены, либо отстранены от службы ещё в начале Великой французской революции . Самым надёжным человеком, которому можно было доверить командование Средиземноморским флотом Наполеона, был Пьер-Шарль Вильнёв .

Соотношение сил флотов

Британские корабли Пушек Тип Французские корабли Пушек Тип Испанские корабли Пушек Тип
Victory 104 трёхдечный Бюсантор 80 двухдечный Сантисима Тринидад 136 четырёхдечный
Royal Sovereign 100 трёхдечный Формидабль 80 двухдечный Санта-Ана 112 трёхдечный
Britannia 100 трёхдечный Эндомтабль 80 двухдечный Принсипе де Астуриас 112 трёхдечный
Dreadnought 98 трёхдечный Нептюн 80 двухдечный Райо 100 трёхдечный
Neptune 98 трёхдечный Ашиль 74 двухдечный Нептуно (командир Каэтано Вальдес и Флорес) 80 двухдечный
Prince 98 трёхдечный Эгль 74 двухдечный Аргонаута 80 двухдечный
Temeraire 98 трёхдечный Альхесирас 74 двухдечный Багама 74 двухдечный
Tonnant 80 двухдечный Аргонот 74 двухдечный Монарка 74 двухдечный
Achille 74 двухдечный Дюге-Труэн 74 двухдечный Монтаньес 74 двухдечный
Ajax 74 двухдечный Фуге 74 двухдечный Сан-Агустин 74 двухдечный
Bellerophon 74 двухдечный Эро 74 двухдечный Сан-Франсиско де Асис 74 двухдечный
Colossus 74 двухдечный Энтрепид 74 двухдечный Сан-Ильдефонсо 74 двухдечный
Conqueror 74 двухдечный Монблан 74 двухдечный Сан-Хуан Непомусено 74 двухдечный
Defence 74 двухдечный Плютон 74 двухдечный Сан-Хусто 74 двухдечный
Defiance 74 двухдечный Редутабль 74 двухдечный Сан-Леандро 64 двухдечный
Leviathan 74 двухдечный Сипион 74 двухдечный
Mars 74 двухдечный Berwick 74 двухдечный
Minotaur 74 двухдечный Swiftsure 74 двухдечный
Orion 74 двухдечный Корнели 40 фрегат
Revenge 74 двухдечный Эрмион 40 фрегат
Swiftsure 74 двухдечный Ортенс 40 фрегат
Thunderer 74 двухдечный Рен 40 фрегат
Belleisle 74 двухдечный Темис 40 фрегат
Spartiate 74 двухдечный Фюре 18 шлюп
Africa 64 двухдечный Аргюс 10 шлюп
Agamemnon 64 двухдечный
Polyphemus 64 двухдечный
Euryalus 36 фрегат
Naiad 36 фрегат
Phoebe 36 фрегат
Sirius 36 фрегат
Pickle 10 шлюп
Entreprenante 10 шлюп
Четырёхдечных - Четырёхдечных - Четырёхдечных 1
Трёхдечных 7 Трёхдечных - Трёхдечных 3
Двухдечных 20 Двухдечных 18 Двухдечных 11
Фрегатов 4* Фрегатов 5* Фрегатов -
Шлюпов 2* Шлюпов 2* Шлюпов -
пушек: 2312 пушек: 1584 пушек: 1280
  • Фрегаты и шлюпы не включены в указанное число кораблей, как непригодные к линейному бою.

Ход сражения

Манёвры перед боем

Объединенная французско-испанская эскадра, несмотря на возражения испанского командующего Антонио де Эсканьо , вышла из Кадиса 19 октября, двинувшись на юг, к Гибралтару . Вильнёв держал свой флаг на Бюсанторе (фр. Bucentaure ). Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой линейной тактики , выстроил свой флот в одну линию.

Рано утром в 5:30, 21 октября, сигнальщики увидели на западе приближающуюся английскую эскадру. Флот союзников был в 10-12 милях от мыса Трафальгар. Некоторое время Вильнёв колебался - принять ли бой или вернуться. Примерно в восемь утра Вильнев приказал своим кораблям сделать «Поворот фордевинд , все вдруг, курс норд , в обратном порядке», и двигаться назад, в Кадис. Это означало, что авангард становился арьергардом. К 10:00 поворот был завершен. Такой манёвр перед началом боя расстроил боевой порядок, в строю кораблей союзников появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, вынуждены были увалиться и «выпасть» из строя.

В этот день дул слабый западный ветер, иногда заходящий на румб к северу. Приближался шторм, сильно качало. При таком волнении корабельная артиллерия не может эффективно вести стрельбу на больших дистанциях. Нельсон учёл все эти обстоятельства: слабый ветер, мертвую зыбь, своё преимущество в ветре - и решил отказаться от классической линейной тактики, где исход боя решает число кораблей, участвующих в битве, а также количество и калибр бортовой артиллерии. Ветер благоприятствовал Нельсону: он шел в полный бакштаг , приказав поставить, для увеличения скорости, дополнительные лиселя .

Нельсон построил свои корабли в две колонны (в англоязычной литературе часто можно встретить термин «дивизион»). Флаг адмирала был поднят на Victory . Этот корабль шел головным в левом (наветренном) дивизионе. Правый (подветренный) дивизион вел контр-адмирал Катберт Коллингвуд на Royal Sovereign .

К моменту боестолкновения Вильнёв шел курсом практически на норд , левым галсом , в полный бейдевинд . После поворота строй его кораблей не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй , когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего. Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка. Вильнёв был сильно ограничен в манёвре - ветер давал ему единственную возможность: увалиться в фордевинд , тем самым сломав строй (и подставив корму под артиллерию Нельсона). При этом у него под ветром был близкий берег материка.

Начало сражения

Вскоре после 11:00 раздался первый залп Трафальгарской битвы. St.Anne открыла огонь по опередившему всех Royal Sovereign . Вслед за этим открыли огонь другие корабли союзников. Сближавшийся под прямым углом Нельсон на некоторое время оказался в зоне действия дальнобойной бортовой артиллерии Вильнёва, сам лишившись возможности вести артиллерийскую дуэль.

Первым около 12:30, строй противников прорезал более быстроходный Royal Sovereign . Он вклинился между испанским St.Anne и французским Fougueux . Остальные корабли его дивизиона отстали, и первые 20 минут он вел бой в одиночку.

Отстав от него на 45 минут, Victory , во главе наветренного дивизиона, прорвал колонну противника между Redoutable и флагманом союзников Bucentaure .

Нельсон в полной форме, при всех регалиях, находился на шканцах Victory , рядом с его капитаном, Томасом Харди . Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз. Он заявил, что один вид адмирала на мостике флагмана должен вдохновлять всех моряков английской эскадры.

Канониры на британских кораблях значительно превосходили выучкой артиллеристов союзников: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан (французские историки приводят соотношение темпа стрельбы 7/4). Англичане, прорезая строй Вильнева, вели огонь с обоих бортов. Главной целью были пушечные порты неприятеля - таким образом, в первую очередь выводилась из строя тяжелая артиллерия.

Из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большими временными промежутками. Союзников подвела нерешительность и низкая сплоченность. Авангард союзников (командующий - адмирал Пьер Дюмануар на флагмане авангарда Formidable ) оторвался от центральной группировки, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис. Он увел с собой девять кораблей: (Neptuno , Scipion , Intrepide , Raio , Formidable , Montblane , San Francisco de Asis , Duguay Trown ) и один примкнувший к авангарду корабль из центральной группы - Heros .

Близкий бой

Флагман англичан, Victory , обогнув Bucentaure , повернул вправо. Такой манёвр ему пришлось сделать, поскольку его слева стал обходить хорошо разогнавшийся Temeraire , до этого следовавший за кормой флагмана. Temeraire вступил в бой с флагманом союзников, а Victory свалился в абордажный бой с Redoutable , следовавшим в кильватере Bucentaure . Во время такого боя корабли обычно сцепляются снастями, и разъединить их очень трудно. Артиллерия молчит - всем матросам раздают абордажное оружие и отправляют на верхнюю палубу. Весь бой сводится к рукопашной схватке и перестрелке из стрелкового оружия.

Стрелок на марсе Redoutable разглядел Нельсона на палубе Victory и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике. Унесённый в лазарет Нельсон был ещё жив и требовал отчёта об идущем бое.

Вскоре после 14 часов Bucentaure спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. К этому моменту времени уже 12 (или больше) кораблей французов и испанцев не могли продолжать бой или были захвачены. Капитан Victory , Томас Харди, на вопрос умирающего Нельсона ответил: «Милорд, этот день за вами».

Однако бой только разгорался. Строй кораблей с обеих сторон был безнадежно сломан, и каждый капитан выбирал себе цель сам. К 16 часам море было вперемешку покрыто французскими, английскими и испанскими кораблями, которые сражались друг с другом.

Наиболее ожесточенные поединки разгорелись в арьергарде союзников, которым командовал Федерико Гравина на Prince des Astorias . Его кораблю пришлось сражаться против английских Defiance и Revenge . Сам адмирал Гравина проявил в бою исключительное мужество, получив множество ран, от которых впоследствии скончался.

Завершение битвы 21 октября

Адмирал Коллингвуд, во главе прорвавшихся сквозь строй неприятеля кораблей, устремился вслед за двигающимися к Кадису кораблями авангарда союзников. Это была его тактическая ошибка: арьергард союзников был к тому времени обездвижен и не мог маневрировать, представляя более легкую цель. Воспользовавшись этим обстоятельством, адмирал Федерико Гравина на Prince des Asturias поднял сигнал «Следовать за мной». За ним последовали корабли: San Justo , San Leandro , Montanes , Indomptable , Neptuno , Argonaute . Эти корабли получили тяжелейшие повреждения как в оснастке, так и в живой силе. Манёвр адмирала Гравины позволил спасти эти корабли от английского плена.

Командир авангарда союзников, адмирал Дюмануар на Formidable , видя преследование Коллингвуда, наконец, сделал поворот оверштаг. Он приказал всем своим кораблям следовать курсом на запад-юго-запад. Этот курс пролегал значительно мористее общего места битвы. Однако Intrepide (капитан первого ранга Энфэрнэ) не подчинился приказу командующего авангардом и довернул влево, устремляясь в самую гущу битвы. За ним устремились почти все корабли, до этого следовавшие за головным кораблем. Завязалась новая фаза сражения, когда в бой вступили свежие силы союзников против потрёпанных кораблей левого дивизиона англичан. Однако четыре французских корабля: Formidable , Duguay Trown , Montblane и Scipion прошли мимо схватки.

В 16:30 Нельсон скончался. Бой продолжался до 17:30. К ночи разразился шторм.

Штормовой день 22 октября

Весь день 22 октября буйствовал шторм, который потопил множество кораблей, еле державшихся на плаву, или выкинул их корпуса на берег. Например, англичане потеряли захваченные Сантисима Тринидад и Bagama , которые пошли на дно во время буксировки. Monarca разбился о скалы испанского побережья.

Экипажи боролись за плавучесть своих кораблей, спешно латая пробоины, откачивая из трюмов воду, сращивая перебитый такелаж, заменяя рангоут. В этот день было не до обрядов, поэтому тела убитых попросту сбрасывали в море.

Возобновление битвы 23 октября

Адмирал Гравина, наскоро подремонтировав за предыдущий день уведенные им корабли, снова вышел в море. Он предпринял попытку отбить у англичан захваченные ими корабли, а также спасти экипажи тех кораблей, которые еле держались на плаву. Гравина перенес свой вымпел на Montanes . За ним шли San Justo , San Francisco de Asis и Tronador (стопушечный корабль, который не участвовал в основном сражении 21 октября), а также несколько легких фрегатов и куттеров.

Увидев приближающиеся корабли под испанским флагом, экипаж St.Anne (капитан первого ранга дон Игнасио М. де Алава ) взбунтовался, перебил английскую призовую команду и заменил английский флаг испанским. Для подавления бунта к нему устремились два английских корабля. St.Anne открыла по ним огонь и мужественно сражалась, пока к ней не подоспел Гравина.

St.Anne к этому времени не могла передвигаться самостоятельно, потеряв весь рангоут, кроме фок-мачты . Поэтому ей с легкого фрегата Femida завели буксир и повели в Кадис.

Однако к вечеру шторм разыгрался с новой силой. Потерпели крушение San Francisco de Asis и Tronador . Тем не менее, St.Anne успешно добралась до Кадиса.

Итоги Трафальгарской битвы

Союзники потеряли 18 кораблей (один потоплен, остальные захвачены) и около 15 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен. Англичане захватили или потопили почти весь союзный флот, не потеряв ни одного корабля. Потери убитыми и ранеными составили у них около 2 тысяч человек. Многие английские корабли были повреждены, например флагманский Victory пришлось ремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии (и доставить туда тело Нельсона).

Однако стратегические итоги этой битвы были гораздо значительней. Франция и Испания навсегда утратили морское могущество. Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии и вторжения в Неаполитанское королевство. Великобритания окончательно приобрела статус хозяйки морей.

Сигнал, поднятый Нельсоном

По легенде, перед началом Трафальгарского сражения вице-адмирал Горацио Нельсон поднял на своём флагманском корабле Victory флажной сигнал «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг » (England expects that every man will do his duty). Хотя после окончания сражения в формулировке сигнала была неопределённость, значение победы и смерть Нельсона привели к тому, что фраза запечатлелась в сознании английского народа, часто цитировалась и перефразировалась.

«Адмиральский ром»

После боя Victory был поврежден, его отбуксировали для ремонта в Гибралтар. Тело адмирала Нельсона пришлось поместить в бочку с ромом. Существует расхожая легенда, что матросы проковыряли в бочке дырочку, через которую выцедили весь ром. Учитывая почтение и величайшую любовь, которым пользовался на флоте Нельсон, такая легенда представляется сомнительной. Однако, с той поры в английском флоте выдаваемый на кораблях ром моряки называли «адмиральской кровью» или «кровью Нельсона».

Кадикс, куда 15 августа 1805 г. пришла эскадра Вильнева в составе 33 линейных кораблей (18 французских, 15 испанских), был заблокирован эскадрой Нельсона , насчитывавшей 27 линейных кораблей.

20 октября 1806 г. по приказанию Наполеона франко-испанская под командованием Вильнева вышла из Кадикса с целью прорыва в Средиземное море для действий против Неаполя. По боевой подготовке она уступала эскадре англичан. Сам Вильнев не верил в победу. Являясь представителем французской тактики XVIII в., он избегал боя. Разработанного плана боя Вильнев не имел. В инструкции, данной им перед выходом из Кадикса, указывалось только на необходимость взаимной поддержки в бою и предусматривалось выделение резерва. Нельсон же заранее разработал план боя, в котором стремился к решительному разгрому противника. В этом плане он предусматривал построение такого походного порядка, который одновременно мог быть и боевым, использование резерва в бою, сближение на самую короткую дистанцию, прорезание строя, разделение сил противника и удар по флагманским кораблям с целью нарушения управления.

Предполагая, что численность его эскадры будет доведена до 40 линейных кораблей, Нельсон решил разделить всю эскадру на три части, из которых две, по 16 линейных кораблей в каждой, в строе кильватерных колонн должны были одновременно атаковать противника, а третья из восьми линейных кораблей - образовать резерв.

Главный удар по должна была нанести колонна Коллингвуда , для чего ей следовало прорезать строй французской эскадры у 12-го корабля с конца и атаковать отрезанные корабли. Колонна Нельсона должна была в это время осуществить обеспечивающий удар: атаковать центр французской эскадры и, связав его боем, не дать прийти на помощь арьергарду колонны. Против французского авангарда не было выделено сил, так как Нельсон , зная о слабой подготовке французов, считал, что их арьергард и центр будут разбиты до того, как подойдет к месту боя.

Поставив перед командованием своих кораблей общие задачи, Нельсон предоставил им действовать самостоятельно, отказавшись от управления силами и корректировки задач в ходе боя.

Выйдя из Кадикса, Вильнев , стремясь избежать боя, повернул на северо-запад, пытаясь ввести в заблуждение англичан. Пройдя некоторое время в этом направлении, Вильнев повернул на юг. На рассвете 21 октября он приказал перестроиться из походного порядка - пяти кильватерных колонн - в боевой - одну .

Около 6 часов на параллели мыса Трафальгар англичане увидели противника. Около 8 часов Вильнев приказал повернуть на север через , чтобы быть ближе к Кадиксу. К 10(?) часам поворот был закончен. Несмотря на то, что он длился два часа, линия строя вследствие слабого ветра и плохой морской выучки командиров кораблей пришла в расстройство. Союзный флот шел со скоростью два-три узла.

В это время английская эскадра шла двумя параллельными колоннами, спускаясь на противника. Так как к началу боя у Нельсона было 27 линейных кораблей вместо предполагаемых 40, то он отказался от выделения резерва и приказал атаковать французскую эскадру двумя колоннами. Главный удар по французскому арьергарду наносили 15 линейных кораблей, а вспомогательный - 12 линейных кораблей.

Метеорологическая обстановка чрезвычайно благоприятствовала англичанам. Дул слабый ветер западо-северо-западного направления, который затруднял управление идущими в кораблями франко-испанской эскадры. Находясь полнее к ветру, англичане могли лучше управлять кораблями. Шедшую с запада океанскую зыбь корабли союзников принимали , что сильно затрудняло ведение прицельного артиллерийского огня. После поворота на север Вильнев так и не смог построить эскадру в боевую линию, что облегчило Нельсону прорезание строя противника.

В процессе сближения, когда угол между линией курса английской эскадры и направлением на противника для колонны младшего флагмана Коллингвуда составил примерно 30°, а для колонны Нельсона 60°, франко-испанская эскадра могла нанести англичанам сильные повреждения артиллерийским огнем, так как последние в это время почти не могли стрелять. Однако в силу слабой подготовки кораблей союзников и бортовой качки огонь их кораблей был неэффективным.

Первой сблизилась с союзной эскадрой колонна Коллингвуда . В 12 час. 30 мин. ее флагманский корабль «Ройал Соверен» прорезал строй противника под кормой корабля «Санта Анна» , шедшего шестнадцатым от конца, таким образом, наме ченное Нельсоном создание количественного превосходства на направлении главного удара путем прорезания строя у двенадцатого от конца французского корабля из-за просчета в маневрировании не было достигнуто. Следующие английские корабли прорезали строй поодиночке, подвергаясь мало действительным бортовым залпам союзников, между тем продольные залпы английских кораблей были весьма эффективными.

Флагманский корабль Нельсона «Виктори» только в 13 часов сблизился с флагманским кораблем Вильнева «Буцентавр» и прорезал строй у него под кормой. За Нельсоном поодиночке следовали остальные корабли. Ветер стихал, скорость хода уменьшилась до 1,2 узла, и подходившие корабли колонны Нельсона долгое время находились под огнем союзников. Англичане, отрезав центр франко-испанской эскадры от авангарда, сосредоточили огонь на флагманских кораблях - «Буцентавр» и «Сантиссима Тринидад». Несмотря на поднятый около 14 часов сигнал Вильнева об оказании помощи атакованному центру, 10 кораблей французского авангарда под командой Дюмануара продолжали идти прежним курсом.

Флагманский корабль Нельсона подвергся ожесточенному артиллерийскому и ружейному обстрелу, в результате чего английская эскадра потеряла управление. Во время этого обстрела Нельсон был смертельно ранен французским унтер-офицером, стрелявшим с мачты корабля «Редутабль» , и умер до конца боя.

Около 15 часов отдельные корабли французского авангарда стали поворачивать часть , часть через и пошли на помощь своим силам. Адмирал Коллингвуд, завершив к этому времени почти полное окружение арьергарда, обнаружил поворот французского авангарда. Но так как никаких сигналов с корабля Нельсона не последовало, а обстановка на северном участке боя Коллингвуду не была ясна, он поднял сигнал «привести к ветру», с тем чтобы пойти навстречу подходившему авангарду противника. Это ошибочное решение позволило и французским и испанским кораблям выйти из окружения и уйти в Кадикс. Кроме того, четыре корабля ушло с Дюмануаром . Корабли Коллингвуда имели сильные повреждения, личный состав понес большие потери, поэтому преследовать корабли союзников Коллингвуд не смог. В 17 час. 30 мин. бой закончился.

Союзники потеряли 18 кораблей (17 было взято в плен, один сгорел) и более 6 000 человек убитыми, ранеными и пленными. Англичане потеряли 3 000 человек. Английские корабли были так сильно повреждены, что не смогли привести в свои базы взятые в плен французские корабли. Одни из них на следующий день были отбиты французами, а другие затонули во время шторма. Таким образом, полностью уничтожить эскадру Вильнева англичане не сумели.

Выводы

1. Английский флот в Трафальгарском бою одержал победу над более слабым противником. Английские корабли показали большее, чем французские, искусство в раздельном и групповом маневрировании. Английская корабельная артиллерия стреляла лучше французской, и команды кораблей проявляли большую стойкость. Существенную роль сыграла принятая у англичан система ведения огня по корпусам неприятельских кораблей, в то время как французы вели огонь по рангоуту.

2. Нельсон смог обеспечить подготовку эскадры к бою и ее развертывание. Он заранее разработал план боя, направленный на решительный разгром противника. Предусмотренные Нельсоном в этом плане тактические приемы не являлись новшеством. Такие приемы, как построение нового походного порядка, который одновременно мог быть и боевым, выделение резерва, сближение на самую короткую дистанцию, удар по флагманским кораблям с целью нарушения управления, применял создатель наступательной тактики выдающийся русский адмирал Ф. Ф. Ушаков еще во время войны с Турцией в 1787-1791 гг.

Прорезание строя и разделение сил противника были рекомендованы еще Джоном Клерком .

3. В плане боя Нельсон допустил следующие ошибки:

- отказался от управления в бою;

- просчитался в определении темпа боя, что при отказе в последний момент от выделения резерва на случай подхода авангарда противника привело к тому, что младший флагман английской эскадры, не выполнив до конца задачу нанесения главного удара по арьергарду французов, повернул навстречу подходившему авангарду неприятеля и тем самым дал возможность 11 кораблям франко-испанского арьергарда выйти из окружения и уйти.

Ошибки Нельсона не оказали значительного влияния на результат боя потому, что противник не сумел ими воспользоваться.

Успеху англичан способствовали следующие недостатки франко-испанской эскадры:

- низкий уровень боевой подготовки;

- отсутствие взаимодействия;

- нерешительность Вильнева.

Трафальгарский бой не имел большого военно-политического значения. В этом бою англичане достигли лишь тактического успеха.

Фальсификация буржуазной историографией роли английского флота

в наполеоновских войнах и роли Нельсона в развитии военно-морского искусства

Буржуазные, в особенности американо-английские историки (Мэхэн, Коломб) утверждают, что решающую роль в победе над наполеоновской Францией сыграл английский флот. Подобное утверждение буржуазных историков не соответствует действительности. В борьбе против наполеоновской Франции главную роль сыграла Россия с ее вооруженными силами, действия же английского флота имели вспомогательное значение. Наиболее крупные бои на море между английскими и французскими флотами у Абукира в 1798 г. и у Трафальгара в 1805 г. принесли англичанам лишь тактические успехи. В последующие же годы борьбы с наполеоновской Францией английский флот вообще не имел крупных боевых столкновений с французским флотом.

Английские буржуазные историки для того, чтобы показать решающую роль английского флота в победе над наполеоновской Францией, возвеличили адмирала Нельсона, который командовал английскими морскими силами при Абукире и Трафальгаре. Личность Нельсона вполне устраивала английскую буржуазию, так как он был верным слугой своего класса и активно поддерживал реакцию. Например, летом 1799 г. он со страшной жестокостью расправился с республиканцами в Италии. Великий русский демократ А. И. Герцен справедливо называл Нельсона дурным человеком.

Ему приписывают честь создания новой тактики, основные положения которой были разработаны и применены выдающимся русским адмиралом Ф. Ф. Ушаковым в русско-турецкую войну 1787-1791 гг.

Сравнивая этих двух флотоводцев, необходимо отметить, что Нельсон был в лучшем случае талантливым тактиком. Ошибки Нельсона в анализе и оценке стратегической обстановки свидетельствуют о том, что он в отличие от Ушакова не обладал широтой стратегических взглядов на использование военно-морских сил.

Примечания "Кубрика":

На страницах нашего сайта можно прочесть стихи Дмитрия Маслова , а также статью Алексея Романова с красочными

иллюстрациями .

21.10.1805, у мыса Трафальгар (Trafalgar), около г. Кадис (Испания), во время войны Франции против 3-й антифранцузской коалиции. Английский флот адмирала Г. Нельсона разгромил франко-испанский флот адмирала П. Вильнева (P. Villeneuve), что обеспечило господство английского флота на море.

Трафальгарское сражение, крупнейшее морское сражение Наполеоновских войн между английским и испано-французским флотами, которое состоялось 21 октября 1805 у мыса Трафальгар (Trafalgar), около г. Кадис (Испания).

Ведя с 1803 войну против Англии, Наполеон к середине 1805 сосредоточил свою армию на левом побережье Ла-Манша для вторжения на Британские острова. Высадку планировалось начать с подходом основных сил французского флота. Однако объединенная испано-французская эскадра адмирала П. Вильнева не могла достичь Ла-Манша из-за противодействия английского флота адмирала Нельсона. Военачальник опытный, но безынициативный, Вильнев не решался дать сражение и при встрече с противником всякий раз отступал в испанские порты. В сентябре 1805 Нельсон блокировал его в Кадисе.

Вынужденный отменить высадку в Англию, Наполеон приказал своему флоту поддержать французские войска в Италии. 20 октября Вильнев решился выйти в море после того. как узнал, что император уже назначил ему преемника. Впрочем, получив сведения, что Нельсон ждет его у Гибралтарского пролива, французский адмирал повернул обратно.

Нельсон бросился в погоню. 21 октября в 5 ч.30 он обнаружил испано-французскую эскадру, идущую на север. Вильнев пытался маневрировать при неблагоприятном ветре, из-за чего строй его кораблей нарушился.

Английский флот действовал по плану, который Нельсон заранее довел до сведения капитанов, предоставив им при этом значительную свободу для проявления инициативы: «Если в бою не увидите сигналов или не поймете их, ставьте свой корабль рядом с вражеским- не ошибетесь». Союзники имели численное преимущество (33 корабля против 27), но английские моряки превосходили противника опытом и выучкой.

Эскадра Нельсона двумя колоннами под прямым углом с запада атаковала линию вражеских кораблей, растянувшихся почти на милю. Правая колонна (15 кораблей) под командованием адмирала К. Коллингвуда должна была отрезать испано-французский арьергард от основных сил и уничтожить его. Левая (12 кораблей), которую вел сам Нельсон, атаковала неприятельский центр.

В 11 часов раздались первые выстрелы. Около 12, сигнальщики «Виктори», флагманского корабля Нельсона, передали:«Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг».

В 12 часов 30 Коллингвуд отсек арьергард союзников. Его « Ройял Соверн» значительно опередил корабли своей линии и до их подхода в окружении вел бой с превосходящими силами противника.

В 13 ч. Нельсон вклинился между центром и авангардом вражеской эскадры. Корабли центра, оказавшиеся между двумя английскими колоннами, смешались и вынуждены были принять бой, в котором численное преимущество было уже у англичан. Авангард союзников продолжал двигаться на север. Входившие в него суда смогли лечь на обратный курс и двинуться на помощь основным силам лишь после 15 ч., когда исход сражения уже определился.

Корабль Нельсона взял на абордаж французский «Редутабль». Французы отчаянно сопротивлялись, ведя с мачт ружейный огонь по палубе «Виктори», и сдались лишь после того, как потеряли 80% экипажа. В этом бою Нельсон был смертельно ранен мушкетной пулей. Он умер в 16 ч. 30, получив перед смертью донесение о полной победе английского флота. В 17 ч.30 сражение закончилось.

Англичане захватили и уничтожили 18 кораблей противника. Союзники потеряли также около 7000 человек убитыми, ранеными и пленными, англичане - около 1500. Французский адмирал Ш. Р. Магон, командир арьергарда, погиб в бою. Испанский флагман К. Гравина умер от раны. Вильнев попал в плен, принял участие в торжественной церемонии похорон Нельсона, а по возвращении во Францию покончил с собой, не дожидаясь приговора военного суда.

В честь этой победы, окончательно избавившей Англию от угрозы наполеоновского вторжения, на Трафальгарской площади Лондона в 1867 была воздвигнута колонна, увенчанная статуей Нельсона, которую отлили из бронзы захваченных при Трафальгаре французских пушек.

Это морское сражение у берегов Испании оказалось решающим для судеб Европы. В случае победы франко-испанских морских сил Франция лишила бы Англию ее основного оружия защиты – флота, и тогда высадка наполеоновских войск на остров была бы предрешена, как, возможно, и судьба Великобритании. После же поражения у Трафальгара Наполеон отказался от планов десанта и сосредоточился на сухопутном театре военных действий – там, где ему не было равных. В дальнейшей перспективе было намерение ударить по Индии – главной колонии англичан – с суши, о чем Наполеон уже было договорился с русским царем Павлом в 1800 г. Планы завоевателя мира поломал английский вице-адмирал Горацио Нельсон – яркая личность, опытный и талантливый флотоводец. Он сумел подстеречь франко-испанский флот, когда он по приказу Наполеона вышел из порта Кадис с целью пройти в Средиземное море и соединиться там с кораблями, находившими в Тулоне и в испанских портах. Корабли союзников под командой адмирала Вильнёва имели численное превосходство над англичанами и шли кильватерной колонной курсом на юг, к Гибралтару. Недалеко от мыса Трафальгар Нельсон увидел вражеские суда. Английский флот, не перестраиваясь в линейную боевую колонну, двинулся двумя колоннами на сближение с кораблями союзников с запада перпендикулярно их движению. В мировую военно-морскую историю навсегда вошел мужественный флажный приказ Нельсона, вывешенный на его флагмане – корабле «Виктори»: «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг» (England expects that every man will do his duty). Вильнёв, заметив маневр англичан, решил вернуться в Кадис, его корабли сделали поворот «все вдруг» на 180 градусов фордевинд (т. е. с попутным ветром) и пошли обратно, но при этом сбили строй и замешкались, опасаясь столкновения друг с другом. Корабли Нельсона «взрезали» колонну Вильнёва, вклиниваясь между идущими на север кораблями противника и ведя огонь двумя бортами. Канониры англичан были подготовлены лучше французов и испанцев – на каждый выстрел пушки противника они отвечали тремя выстрелами, причем били преимущественно по нижним палубам, подавляя расчеты тяжелых пушек. Затем «Виктори» вступил в абордажную схватку с флагманом французов. В этот момент стрелок с марса французского корабля заметил блестящий парадный мундир и ордена Нельсона и смертельно ранил его. Тем временем Вильнёв спустил флаг и сдался противнику. Строй везде поломался, начались сражения кораблей один на один, причем 11 кораблей арьергарда союзников не стали ввязываться в бой и прошли мимо бьющихся с англичанами товарищей в Кадис, бросив их на произвол судьбы. В итоге результат сражения был невероятный: союзники потеряли один потопленный противником корабль, а 17 (!) сдались англичанам, которые, в свою очередь, не потеряли ни одного корабля. Потери в людях тоже были в их пользу: 2 тыс. человек против 7 тыс. у союзников. Но зато англичане потеряли адмирала Нельсона, который один стоил целых флотов: он умер еще до конца сражения. «Виктори» был в ужасном состоянии и пошел на ремонт в Гибралтар, а тело великого адмирала положили в бочку с ромом (по другой версии – с бренди), где оно и пролежало до возвращения в Англию.

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Из книги Описание примечательных кораблекрушений, претерпенных русскими мореплавателями автора Головнин Василий Михайлович

Крушение военного брига «Диспач» (под начальством капитан-лейтенанта Касливцова) у берегов острова Рюгена в ночь с 5 на 6 октября 1805 года Контр-адмирал Сарычев летом 1805 года начальствовал небольшой эскадрой, которая плавала в Балтийском море для окончания

Из книги Всемирная история. Том 4. Новейшая история автора Йегер Оскар

Из книги Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Аналитический обзор автора Мощанский Илья Борисович

Из книги Неизвестная война автора Мощанский Илья Борисович

Танковая битва у Эль-Аламейна (23 октября - 27 ноября 1942 года) Танковое сражение в районе Эль-Аламейна стало крупнейшей операцией подобного рода, проведенной в течение Второй мировой войны вне советско-германского фронта. На пустынных просторах Северной Африки

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

№ 10 Программа партии "Союз 17 октября" Воззвание "Союза 17 октября" Высочайший манифест 17 октября 1905 года, являющийся дальнейшим развитием закона 6 августа 1905 года о Государственной Думе, приобщает народ русский к деятельному участию, в согласии с Царем, в государственном

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА Уильям Тернер. Трафальгарская битваС начала Великой французской революции одной из основных противниц Франции была Великобритания. Здесь не столько переживали по поводу судьбы французского короля, сколько боялись торгового, промышленного,

Из книги История Франции. Том I Происхождение франков автора Стефан Лебек

Наступление ислама и битва при Пуатье (25 октября 732 года) Именно вторжение Ислама послужило Карму поводом для похода в Аквитанию, который не удалось осуществить его отцу. Следует напомнить, что в 507 году в результате битвы при Вуйе франки распространили свое господство на

Из книги Испытание огнем автора Мощанский Илья Борисович

Битва за Балканы Боевые действия в Южной Европе 28 октября 1940 года - 1 июня 1941 года Из всех южноевропейских стран только Греция и Югославия посмели сопротивляться германо-итальянскому нашествию. Силы противоборствующих сторон были неравны, однако подвиг солдат «малых»

Из книги Русь меж двух огней – против Батыя и «псов-рыцарей» автора Елисеев Михаил Борисович

Битва за Чернигов 18 октября 1239 г. Слыша же Мстислав Глебович нападение иноплеменных на град и приде на ня с своим воем, бившеся им крепко, лют бо бе бой у Чернигова. Пискаревский летописец В этой главе будет рассказано о событии, которое, на мой взгляд, явилось центральным

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1813, 16–19 октября Битва народов под Лейпцигом Эта битва решила судьбу Германии и привела к тому, что французы были вынуждены отступить во Францию. После провального похода в Москву Наполеон быстро оправился, создал две армии и, несмотря на переход Пруссии на сторону

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Битва при Лепанто 7 октября 1571 г. Дон-Хуан Австрийский с испанской эскадрой прибыл, наконец, 24 августа в Мессину, где Вениеро и Колонна давно его ожидали. Вскоре отношения между честолюбивым и вспыльчивым главнокомандующим, опыт которого в морском деле был еще очень,

Из книги Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812 автора Мэхэн Алфред

Глава XVI. Трафальгарская кампания (окончание) – Изменения в плане Наполеона – Движения флотов – Война с Австрией и Аустерлицкая битва – Трафальгарская битва – Существенная перемена в политике Наполеона, вынужденная результатом морской кампании За объявлением войны

Из книги Два ракурса времени в истории Ричарда III автора Стратиевская Вера Израилевна

50-8. Битва при Ладфорд Бридж (12 октября 1459 года) Ещё большие неприятности обрушились на графа Солсбери через месяц, когда после победы при Блор - Хите, объединив свои силы с основными войсками йоркистов, он вышел из Ладлоу и направился в Вустер. Здесь, по пути следования,

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

1805 Начато строительство…

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 6 Дева Мария и римлянка Вергиния Куликовская битва описана как Вторая Латинская война Рима и как битва при Клузии (Битва Дмитрия Донского с Мамаем отразилась в Библии как борьба Давида с Авессаломом, а у Ливия - как война Тита Манлия с Латинами) Еще раз вернемся к

Статьи по теме: