Какие функции выполняет философское знание. Функции философии (2) - Реферат

Специфика философских проблем. Предмет и основные разделы философии.

Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Первым, кто назвал своё учение философией был др.греч. математик и философ Пифагор (VI – нач.V в.в. до н.э.) «Никто не мудр – писал Пифагор – ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего. А тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть назван любомудром, т.е. философом». Любить мудрость – это стремиться к тому, чтобы самому, силой своего собственного мышления проникнуть в тайны мироздания. Любящий мудрость сам постигает, не полагаясь только на авторитет, веру и традицию. Такой человек «философствует; т.е. проявляет способность к абстрактным размышлениям о природе, собственной жизни, отношениях к другим людям и к Богу. Например, он размышляет о том, в чём состоит смысл человеческой жизни, что такое судьба, добро, зло, истина и об других вопросах, которые являются «вечными» т.к. всегда интересовали мыслящих людей.

Из изложенного, таким образом, следует, что философия – изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру, в его ценности и ориентирующих людей в их социальных действиях.

Так как философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир и на место в нём человека, то и её предмет, т.е. круг её проблем шире предмета исследования любой отдельной науки.

Основанием философии является не слепая вера, а обоснованное знание и в этом отношении она похожа на частные, отдельные науки. Однако философское знание и научное знание существенно отличаются друг от друга. Это отличие состоит, например, в том, что частные науки (химия, физика, биология и мн. др.) безразличны к проблемам цели и смысла человеческой жизни, счастья и судьбы человека. Другими словами, философия разрабатывает такие знания, которые недоступны никакой иной форме духовной деятельности – науке, религии, искусству и т.д. Характерными признаками философского отражения природной и социальной действительности являются универсализм и субстанциализм.

Универсализм означает, что философия претендует на выработку универсального, всеохватывающего, всеобъемлющего знания. Поэтому очевидно, что философия – это познание всеобщих оснований бытия.

Субъективизм (лат.substantia – сущность, и то, что лежит в основе) означает, что всё , что происходит в мире, само его устройство и развитие философия стремится объяснить, через единое устойчивое начало.

Таким началом может признаваться Бог, абсолютная идея (религия и идеализм) или материя (материализм).



Общую структуру предмета философии составляют четыре основных раздела.

1. Онтология – учение о бытии.

2. Гносеология – учение о познании.

3. Философская антропология – учение о сущности человека.

4. Социальная философия – учение об обществе как целостной системе.

Функции (лат.functio –исполнение) – это основные направления применения философии, через которые реализуется её цели, задачи, назначение.

Выделяют следующие девять функций философии:


1 Мировоззренческую;

2 Методологическую;

3 Гносеологическую;

4 Критическую;

5 Аксиологическую;

6 Социальную;

7 Воспитательно-гуманитарную;

8 Прогностическую;

9 Мыслительно-теоретическую


Каждая функция имеет свою цель и своё содержание.

1. Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, целостных представлений об его устройстве, о месте человека нём.

2. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

3. Гносеологическая функция имеет целью обеспечить правильное и достоверное познание природной специальной действительности.

4. Роль критической функции состоит в том, чтобы подвергать сомнению окружающий мир и существующее о нём знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Таким способом расширяются границы познания, разрушаются догмы, увеличивается достоверность знания.

5. Аксиологическая (гр.axios – ценный) заключается в оценке явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, социальных, идеологических и др.

6. Социальная функция имеет целью объяснить общество, причины его возникновения, его эволюцию, современное состояние, структуру, движущие силы, вскрыть противоречия указать пути их разрешения и совершенствования общества.

7. Цель воспитательно-гуманитарной функции – культивировать гуманистические ценности, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

8. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний спрогнозировать тенденции развития, предвидеть будущее человека, природы и общества.

9. Мыслительно-теоретическая функция ориентирует на то, как концептуально мыслить, философствовать, т.е. рассуждать на самые общие, абстрактные темы, умствовать, мудрствовать.

В заключение отметим, чтобы философствовать, по мнению др.греч. философа Аристотеля, люди должны были достичь знания своего незнаний.

Знание незнания не дано непосредственно и нередко люди своё незнание не осознают. А незнание, если оно не осознано, не может быть преодолено. Др.греч. философ Платон отмечал, что прежде чем стремиться познать что-либо, человек должен осознать, что он этого не знает. Это ввергает его в состояние удивления, недоумения, изумления и здесь находится психологический источник философии.

Контрольные вопросы

1 Что такое мировоззрение? Все ли люди обладают мировоззрением?

2 какова структура, уровни и исторические формы мировоззрения?

3 Каковы основные черты мифологического мировоззрения?

4 Каковы основные черты религиозного мировоззрения?

5 Что такое философское мировоззрение?

6 Чем отличается оно от мифологического и религиозного мировоззрения?

7 Возможно ли «чисто научное» мировоззрение?

8 В чём состоит специфика философских проблем?

9 Сводима ли философия к науке?

10 Какова структура философского знания?

11 Может ли философия изменить мир? Каким образом?

12 Каковы основные функции философии?

13 Может ли человек философствовать если он не осознает своего незнания?


Литература

1 История философии. Под ред. проф.Ч. Кирвеля. Мн.2001

2 Е.З.Волчек. Философия. Мн.2006

3 Философия. Под ред. Ю.Харина. Мн.2006

4 О.Г.Волкогонова, Н.М.Сидорова. Основы философии. М.2006

5 А.Г.Спирин. Философия. М.2006

6 В.Г.Кузнецов и др. Философия. Учебник. М.2006

7 В.Д.Губин. Философия: актуальная проблема. М.2006

Дополнительная литература

8 Мир философии: в 2т. М.1991

9 Философия. Под ред. проф. В.П.Кожановского. Ростов-на-Дону. 2004

Задание

1. Подготовить ответы на вопросы.

2. Составить глоссарий.

Философия тесно связана с жизнью людей, удовлетворяет определенные социальные потребности, выполняет определенные функции.Функция (лат. functio – совершение, исполнение) – осуществление отношений двух групп объектов, при котором изменение одного из них сопутствует изменению другого. Философское мышление направлено не на рассмотрение изолированных объектов, а на изучение взаимоотношений между объектами, т.е. на изучение функций.

Одной из важнейших функций философии была и остается функция универсального знания или пропедевтики (вводного курса) к универсальному знанию.

Важными функциями философии являются также: мировоззренческая, гносеологическая (теоретико-познавательная или эпистемологическая), методологическая, идеологическая (социальная), гуманистическая, культурно-воспитательная, критическая, аксиологическая (ценностно-регулятивная), эвристическая, экспликативная, прогностическая.

Мировоззренческая функция, выражает отношение человека к миру, ориентирует его действия в духовно-практической сфере. Влияние этойфункции проявляется в том, что: 1) философия как теоретически – рационально обоснованное мировоззрение вооружает человека знаниями о мире в целом, о месте человека в этом мире, указывает на предельные основания бытия и тем самым формирует более адекватную картину мира; 2) философия берет на себя роль критического отбора и накопления мировоззренческого опыта прошлого и настоящего и передает уточненные представления последующим поколениям; 3) во взаимодействии человека с миром, мировоззрение приобретает значимость для анализа, оценки и понимания природных и общественных процессов и трансформируется в деятельность и поступки человека.

Гносеологическая функция (теоретико-познавательная или эпистемологическая ) - решает вопрос о познаваемости мира и достоверности знания;

Методологическая (греч. metodos – путь, способ исследования; logos – учение, понятие) функция. Философия выступает как система методов познания применяемых в процессе познания. Обобщая развитие теоретического мышления и творческую деятельность, она формирует и продуцирует методологические нормы и границы их применимости. Методологическое воздействие философских методов в том, что оно позволяет в процессе познания строить модели мира и являются программным руководством исследования.

Идеологическая (социальная ) – вскрывает взаимозависимости, влияющие на социальные отношения и взаимосвязи социальных групп.

Гуманистическая функция направлена на признание приоритета личности на основе общечеловеческих ценностей.Понятие «гуманизм» происходит от лат. humanus – человечный. Гуманизм – это признание ценности отдельного человека, его права на свободное развитие, реализацию своих способностей, утверждение и соблюдение принципов справедливости и блага, как критерия общественных отношений.

Культурно-воспитательная - способствует формированию у человека культуры мышления и общения, ориентирует человека на истину, добро и справедливость.

Критическая - связана с ориентацией на ценности и идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Критическая функцияили критицизм – это методологическая позиция философии, направленная против догматизма и агностицизма, критический анализ собственных оснований мышления, на выяснение границ применимости фундаментальных понятий и методов. Философские идеи исторически изменяются, поэтому возникает проблема взаимоотношения прошлых и новых философских учений. В философии, в отличие от частнонаучных теорий, критика предыдущих учений не означает отказа от них. Они сохраняются, развиваются и углубляются, изменяя свое содержание и форму в соответствии с состоянием культуры той или иной исторической эпохи. В результате обобщаются итоги прошлого, определяется облик настоящего, и создаются модели будущего (футурология). В настоящее время критицизм во все большей степени играет роль регулятивных идей, т.к. содержание философских проблем накладывает отпечаток на их решения.

Аксиологическая (ценностно-регулятивная) - заключается в определении ценностей жизни, системы нравственных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни человека. Аксиология (от греч. actia – ценность, logos - учение) – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира. Как теория ценностей, аксиология исследует ценностные связи, сущностные характеристики социальных и культурных факторов, определяет их иерархическую значимость для личности и общества.

Эвристическая - служит приращению научных знаний, отыскиванию путей к новым открытиям.

Экспликативная функция (от лат. explication – разъяснение, развертывание) – разъяснение и уточнение позиций, понятий, значения слов, когда представления обыденного сознания наполняются научным содержанием и обретают значение философских категорий. Эта функция философии проявляется в двух направлениях: с одной стороны, она переводит понятия обыденного сознания на уровень теоретического мышления и раскрывает их смысл, а с другой стороны, разъясняет общие идеи, представления и формы опыта, на которых основана культура и жизнь общества.

Прогностическая - направленная на философское осмысление перспектив развития человека, культуры и цивилизации, решения глобальных проблем.

Роль философии не ограничивается указанными функциями. Они, как и многие другие функции философии, характеризуют ее роль в обществе, в нравственно-духовном развитии человека и общества, отражают связь философской теории с практикой.

Схема № 1.

Схема № 2.

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

(Представления различных философов)

ФИЛОСОФ ИЛИ ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ СУТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ ФИЛОСОФИИ
Пифагор «Любовь к мудрости» (фило-софия)
Гераклит Философ – человек, занимающийся исследованиями
Платон Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия
Сократ Средство познания Добра и Зла
Аристотель Исследование причин и принципов вещей
Эпикур Путь достижения счастья посредством разума
Средневековая христианская философия Средство рационального познания и доказательства Бога. Средство разъяснения истин Священного Писания
Гегель Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя
Кант Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия
Учение «Живая Этика» Средство познания мира, основанное на духовной интуиции и разуме. Средство духовного совершенствования человека и мира.

Основные функции философии

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

4. Гносеологическая – это познавательная функция философии.

5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача – разрушение догм, увеличение достоверности знания.

6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.

9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

10. Общекультурная – функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.

Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.

Из книги Учебное пособие по социальной философии автора Бенин В. Л.

1.2 Предмет и функции социальной философии История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают споры о том, что же она собой представляет – мировоззрение, науку, идеологию,

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

Раздел первый. Мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии. Ее основные функции Философия и мировоззрение Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

Функции философии Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Некоторые из них мы уже рассматривали выше. Прежде всего – это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим,

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

2. Основное содержание и функции философии Предварительное представление о проблемах, вынесенных в заголовок, может дать образная и лаконичная формулировка одного из основоположников немецкой классической философии – И. Канта. По его мнению, философия должна дать

Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

1. Понятие культуры, ее сущность и основные функции Культура – фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и

Из книги Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие автора Волков Вячеслав Викторович

5. Философия в системе культуры. Функции философии Философия многогранна. Обширна область философского исследования. Абсолютизация, искусственное сужение проблематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

1.11. Функции философии Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и методологическую. В своей мировоззренческой функции философия выступает как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов, как основа сознательного формирования

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ Философия в переводе с греческого - это любовь к мудрости (phileo - люблю, sofic - мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (580–500 гг. до н. э.) по отношению к людям стремящимся к интеллектуальному

Из книги Философия и история философии автора Ритерман Татьяна Петровна

Основные функции социальной системы Все, функции, реализуемые социальной системой, могут быть сведены к двум основным.Во-первых, это функция сохранения системы, ее устойчивого состояния (гомеостаза). Все, что делает система, все, на что нацелены основные сферы

Из книги Основы теории аргументации [Учебник] автора Ивин Александр Архипович

Возникновение философии, ее понятие и основные

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

Основные функции философии Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира,

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

Из книги автора

Из книги автора

4. Основные функции языка Наш обычный язык, язык, на котором мы говорим, полноправный соавтор всех наших мыслей и дел. И притом соавтор нередко более великий, чем мы сами. В известном смысле, он классик, а мы только современники самих себя.«Законы действительности

Из книги автора

1. Социальное назначение и основные функции логики Возникая из насущных потребностей общества и развиваясь вместе с ним, логика, в свою очередь, оказывает на него обратное, и притом более или менее значительное, воздействие. Ее социальное назначение и роль в обществе

Из книги автора

§ 3. Основные функции права Основные функции права: коммуникативная; семиотическая; эгалитарная и кратическая. ? Коммуникативная заявляет о себе в двух ипостасях – как координация правовых отношений и как трансляция права – информация о должном. ? Семиотическая (от

Фотограф Chris Wells

Функция науки – это сфера деятельности, где проявляется интерес и совершается научное действие (изыскание); или комплекс исполнения поставленных задач и целей в зависимости от изменяющихся условий и величин.

  • Мировоззренческая функция философии – это определение изыскательных и прикладных ориентиров человека в частности и человечества в общем путём исследования мировоззрения. То есть это совокупность критериев оценки восприятия мира человеком и культурой, создаваемой им как общностью (социумом);
  • Гносеологическая функция философии – это научно верное осмысление окружающей действительности и её достоверное познание. Она отвечает за определение научности, вненаучности и отсутствия оной, то есть осуществляет экспертную оценку знания;
  • Методологическая функция контролирует выработку и проверку способов достижения философией своих целей и исследований. Она разрабатывает методы и подходы, используемые в философском исследовании, а также осуществляет их оценку и апробацию;
  • Информационно-коммуникативная – эта функция контролирует передачу и содержательность передаваемых данных между любыми агентами, вовлечёнными в её процессы. То есть выполняет распространение знания между разными дисциплинами как внутри философии, так и вне её, поддерживая сотрудничество между другими науками и их дисциплинами;
  • Ценностно-ориентирующая функция является специфической и смежной для ряда дисциплин, среди которых аксиология, этика и эстетика, и выполняет роль оценочной деятельности по различным критериям широкого спектра явлений, в том числе и создания или исключения самой ценности. Если проще, то она отвечает за определение, обоснование и распространение иных ценностей кроме знания, которое по умолчанию является целью и ценностью любой науки. Например, эстетические ценности вроде понятия "прекрасное" недостижимы для понимания или обоснования некоторых наук типа химии или физики. В последнем примере без участия философии исследование культуры будет формальным и бедным;
  • Критическая функция оценивает явление или процесс и сравнивает его с мнением философии, то есть, как следует из названия – подвергает критике, делает выводы и даёт заключение. Экспертная оценка философии шире нежели в других науках и ориентируется на различные критерии, которые для некоторых других дисциплин не имеют смысла;
  • Интегрирующая функция заключается в том, что философия аккумулирует, компилирует и накапливает знания, включая их в свои концепции, то есть интегрирует. В сотрудничестве с другими описанными выше функциями она осуществляет распространение знания, гипотез и теорий в научной среде;
  • Идеологическая функция занимается изучением, классификацией и оценкой систем взглядов и мнений различных социальных групп. То есть эта функция философии исследует идеологии. Легко понять, что она тесно связана с социальными дисциплинами, например, социологией;
  • Прогностическая – функция философии, предоставляющая прогнозы на основании известных данных. Модели и прогнозы, составляемые с помощью этой функции. шире и лучше интегрируются как в культуру, так и в научное знание нежели другие теоретические построения;
  • Проектировочная функция философии отвечает за создание замыслов, систем идей и образов. Она очень схожа с предыдущей, в действительности они выступают парой, взаимодействуя в процессе теоретического прогнозирования, проектирования и моделирования;
  • Воспитательная функция ставит своей целью воздействие на формирование взглядов человека и его групп. Одна из самых древних функций ставшей очевидной с самого появления философствования, которое изначально предполагало поучение осмысленному и понятому. Таким образом в древности распространялось научное знание по понятным причинам (ограниченному количеству владеющих грамотой, отсутствие или закрытость институтов образования и другим).

Функции философии происходят из её дисциплин и тесно связаны с предметами и объектами каждого конкретного направления, в то же время имеют свою неповторимую специфику. Рассматривая их, необходимо учитывать сказанное выше.

В статье мы рассмотрим функции философии кратко, ее предмет и особенности метода. Все это - основополагающие вопросы при изучении данной науки. Прежде чем обозначить функции философии, кратко расскажем о самом термине, обозначающем интересующую нас науку.

Термин "философия"

Отметим, что философия зародилась примерно две с половиной тысячи лет назад. Произошло это в Греции, Индии, Риме. В Древней Греции она приобрела наиболее развитые формы.

Термин "философия" происходит от двух греческих слов: "любовь" (phileo) и "мудрость" (sophia), то есть он означает в переводе "любовь к мудрости". Сами философы на вопрос о том, что же представляет собой мудрость, отвечали по-разному, и каждый по-своему мудрствовал. С этим связано и то, что понятие "философия" сегодня употребляется в различных значениях. Первым, кто объяснил само это слово, был Пифагор, живший во второй половине шестого - начале пятого века до н. э. Согласно этому мыслителю, смысл философии заключается в поиске истины.

Смысл философии (по мнению софистов)

Софисты придерживались другого мнения о том, в чем состоят функции философии. Краткое содержание их позиции по этому вопросу следующее. Основная задача философа заключается в необходимости научить мудрости своих учеников. Они при этом отождествляли мудрость не с достижением истины, а со способностью доказывать то, что каждый считает выгодным и правильным. Для этого любые средства признавались приемлемыми, вплоть до различных ухищрений и уловок.

Мнение Платона и Аристотеля

Платон, древнегреческий мыслитель, также изучал предмет и функции философии. Краткое содержание его трудов позволяет сделать ряд важных замечаний, касающихся рассматриваемой нами темы. В частности, он считал, что задача философии состоит в познании абсолютных и вечных истин. А это под силу лишь мудрецам, с рождения наделенным соответствующей душой. С его точки зрения, философами рождаются, а не становятся. Аристотель (на фото ниже) полагал, что задача философии заключается в постижении всеобщего в мире, а предмет ее - причины и первые начала бытия. При этом она является единственной наукой, существующей ради самой себя. Философия представляет понимание и знание ради них самих.

Связь предмета философии с социально-историческими условиями

Следует отметить, что и с социально-историческими условиями связано понимание предмета философии. Например, разложение общества (средневекового, античного, греческого и т. п.), конечно же, повлияло на возникновение концепций, по которым эта наука должна освободить людей от страданий и страха перед будущим, способствовать достижению душевного здоровья и счастья.

Выполняет также функции культуры философия. Кратко поясняя это утверждение, можно сказать, что она обеспечивает адаптацию человека к среде, к историческим и природным условиям обитания.

В чем состоит предмет философии?

Философию отличает множество и разнообразие пониманий и подходов к ее предмету, что говорит о плюралистическом характере. Предмет и функции философии, кратко изложенные в этой статье, действительно позволяют сделать вывод о том, что наука эта далеко не однозначна. Сказанное, однако, не подразумевает, что философским концепциям общее не присуще.

Можно выделить свойственные предмету философии некоторые существенные моменты:

Исследование вопросов бытия, являющихся наиболее общими (сама проблема бытия при этом понимается в смысле универсальном: идеальное и материальное, бытие человека, общества и природы, бытие и небытие);

Анализ общих вопросов познания, таких как: познаваем или непознаваем этот мир, каковы цели, методы и возможности познания, в чем состоит сущность познания как такового и что такое истина, каков объект и субъект познания;

Изучение общих вопросов развития и функционирования общества;

Исследование самых существенных и общих вопросов человека.

Изучив такие темы, как предмет, структура и функции философии, кратко можно определить эту науку как учение об общих принципах познания, бытия и отношениях человека с миром.

Философия оформляется всегда в виде теории, которая формулирует определенные категории и их систему, принципы, методы и закономерности исследования. Специфика такой теории состоит в том, что ее принципы, категории и законы имеют всеобщий характер. Они одновременно распространяются на само мышление, человека, общество и природу. Предмет этой науки включает и вопрос о том, что такое философия, а также изучение ее истории.

Специфические вопросы

Продолжая раскрывать тему "Структура и функции философии" кратко, выделим специфические вопросы этой науки. Дело в том, что как сложившаяся система интересующая нас область знания имеет свои собственные вопросы. Она должна на них ответить, опираясь на методы и функции философии. Кратко расскажем об основных.

В любой философской системе есть главный, стержневой вопрос. Его раскрытие составляет ее сущность и основное содержание. Например, для античных философов это был вопрос о первоосновах сущего, для Сократа - принцип "познай себя", для мыслителей Нового времени - возможность познания, для позитивизма современности - в чем заключается суть "логики научного открытия". Однако существуют и общие вопросы, которые раскрывают характер самого философского мышления. Среди них, прежде всего, вопрос о том, что первично: материальное или идеальное, материя или дух. От решения данного вопроса зависит понимание бытия, поскольку идеальное и материальное - его предельные характеристики. Выделяются в зависимости от его решения такие философские направления, как идеализм и материализм.

Особенности метода

Любая наука имеет свой метод. Философия, однако, выступает как самая общая методология. В этом заключается суть ее метода. Он, можно сказать, является системой общих приемов практического и теоретического освоения действительности, представляет собой способ обоснования и построения системы философского знания.

Он берет начало, как и методы других наук, в практической деятельности человека. Философский метод является в истоке своем отражением закономерностей и логики развития объективной реальности. Это, конечно, относится лишь к философии, опирающейся на науку. Общие принципы исследования задает философский метод. Однако различные философские направления и школы в соответствии со своим пониманием предмета и своей спецификой формулируют и применяют разные методы.

Таким образом, плюрализм методов соответствует плюрализму концепций в этой науке. К их числу относятся логические методы (индукция, дедукция) и опытные (самонаблюдение, рефлексия, эксперимент). Общее, свойственное всем им, - теоретическое мышление, которое выражено в философских законах, принципах и категориях.

Идеализм и материализм

Идеализм и материализм выступают в качестве наиболее общих способов и подходов рассмотрения познания и бытия. С самого начала теория познания определяется во многом тем, что берется как первичное: сознание или материя, природа или дух, то есть идеалистические или материалистические предпосылки. Общий процесс познания в первом случае рассматривается как отражение объективной действительности в сознании, а во втором он понимается как самопознание сознания, изначально присутствующей в вещах абсолютной идеи (объективный идеализм) или же как анализ собственных наших ощущений (идеализм субъективный).

Метафизика и диалектика

Еще один аспект различения методов философии - метафизика и диалектика. Диалектика - это учение об общих закономерностях развития познания и бытия. Она выступает одновременно и общим методом познания действительности, рассматривающейся как единство и борьба различных противоположностей. В принципе, диалектика совместима как с идеализмом, так и с материализмом. Она выступает в первом случае как идеалистическая диалектика (например, Гегель), а во втором - как материалистическая (Энгельс, Маркс).

Диалектика возникла и в дальнейшем развивалась вместе с метафизикой как способ познания и мышления, противоположный ей. Ее особенностью является тенденция к созданию статичной, однозначной картины мира, а также стремление к абсолютизации и рассмотрению тех или иных фрагментов бытия или моментов изолированно.

Метафизический метод рассматривает процессы и предметы по одному принципу: да или нет, черное или белое, друг или враг и т. д. Метафизика при изучении движения тяготеет к сведению различных форм к некоторой одной. Например, характерно для материализма Нового времени сведение разных форм движения материи лишь к механической (так называемый механистический материализм). Ошибка метода возникает тогда, когда момент покоя или же некоторая сторона, характеристика предмета исследования возводится в абсолют, вырывается из общей взаимообусловленности и взаимосвязи.

Другие методы философии

Кроме указанных методов в философии есть и другие. Среди них наиболее распространенными являются следующие.

Сенсуализм - методологический принцип, согласно которому чувства берутся за основу познания. Он стремится вывести все знание из деятельности ощущений, органов чувств, абсолютизируя при этом их роль в познании (Фейербах, Гольбах, Беркли, Локк, Гоббс, Эпикур). Рационализм - это метод, по которому основой действия людей и познания является разум (Гегель, Лейбниц, Спиноза, Декарт). Иррационализм представляет собой методологический принцип, отрицающий или, по меньшей мере, ограничивающий роль в познании разума. Основное внимание он уделяет иррациональным способам постижения действительности (Бергсон, Дильтей, Ницше, Кьеркегор, Шопенгауэр).

Бурное развитие познания и науки в последнее время привело к пониманию методологии как области знания, являющейся специализированной. В ее рамках изучаются внутренние механизмы, организация и логика науки (знания). Например, рассматриваются критерии, по которым можно определить научность знания, анализируется язык науки, структура научных революций, прослеживаются рост и логика научного знания.

Функции философии

Специфику и предмет философии нельзя в достаточной степени полно раскрыть, не затрагивая при этом вопроса о функциях этой науки. Среди них стоит особенно отметить следующие.

Мировоззренческая связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением мира. Оно отличается от всех других уровней и видов мировоззрения (мифологического, обыденного, религиозного). Роль, которую играют мировоззренческие функции философии, кратко можно определить следующим образом: они способствуют формированию представлений об устройстве мира, его целостной картины, месте в нем человека, а также принципов, по которым происходит взаимодействие с окружающим нас миром.

Мировоззрение имеет свою структуру: знание (научное и обыденное), принципы, вера, убеждения. Оно служит средством познания окружающего мира человеком. Мировоззрение вбирает опыт познания, а философия ориентирована на понимание общих принципов того, как устроен мир, каковы его важнейшие характеристики. Она решает лишь наиболее общие мировоззренческие вопросы, отнюдь не стремится дать свой ответ на все познавательные вопросы.

Методологическая состоит в том, что философия является общим учением о методе, а также совокупностью общих методов освоения и познания человеком действительности. По-другому эта функция называется поисковой. Методологическая функция философии кратко может быть описана так: эта наука формулирует для всех частных наук правила познания.

Продолжая описывать функции философии кратко, мы переходим к прогностической, выдвигающей гипотезы об общих тенденциях, по которым развивается мир, человек, сознание и материя. Степень вероятности прогноза при этом будет выше в такой степени, в какой философия опирается на науку.

Эта наука является школой мудрости и теоретического мышления, что касается в особенности истории философии.

Критическая дополняет другие функции философии. Кратко о ней скажем следующее. Со времен античности многими философами проповедуется принцип, гласящий: "Подвергай все сомнению!". Это свидетельствует о важности в этой науке критического подхода, а также о наличии по отношению к существующим социокультурным ценностям и знанию некоторой доли скепсиса. Этот принцип играет в их развитии антидогматическую роль.

Описывая основные функции философии кратко, расскажем еще об одной, аксиологической. Она тесно связана с критической. Каждая философская система включает момент оценки изучаемого объекта с точки зрения различных ценностей: идеологических, эстетических, нравственных, социальных. Эта функция особенно остро проявляется тогда, когда в общественном развитии наблюдается переходный период, когда встает проблема выбора пути дальнейшего движения и вопрос о том, что из старых ценностей необходимо отбросить, а что - сохранить.

У философии есть также социальная функция. Она состоит в том, что эта наука должна выполнять двуединую задачу. Философия должна объяснить социальное бытие и в то же время способствовать его духовному и материальному изменению. Следует помнить при этом, что социальные реформы, эксперименты, различные изменения в общественной жизни имеют особое значение и ценность. Поэтому нужно до попыток изменить социальный мир его хорошо объяснить. Сегодня особенно важны социальные функции философии, кратко описанные выше. У этой науки есть прерогатива в разработке концепций консолидации и интеграции общества, являющихся всеобъемлющими.

Опишем и другие функции философии в обществе кратко. Тесно связана с социальной гуманитарная. С этой точки зрения философия должна играть жизнеутверждающую и адаптационную роль для индивидов, способствовать формированию в обществе гуманистических идеалов и ценностей, утверждению цели жизни и позитивного ее смысла. Таким образом, она призвана выполнять функцию интеллектуальной терапии, являющейся наиболее важной в периоды, когда состояние общества нестабильно, когда существование людей находится в пограничной ситуации и необходимо сделать свой выбор каждому.

Основные функции философии кратко были нами описаны. Каждая из них по-своему важна, а вместе они определяют то большое значение, которое имеет эта наука в системе знания. Ведь именно она описывает функции сознания. Философия, кратко о которой мы рассказали в этой статье, позволяет нам приблизиться к пониманию сути всех вещей.

Статьи по теме: