Стиль минимализм в архитектуре. Минимализм в архитектуре: описание стиля. Индивидуальные и типовые проекты домов Минимализм в архитектуре и дизайне

Минимализм в архитектуре в последнее время набирает все большую популярность. Его основная идея – это функциональность и лаконичность, отказ от излишеств, нагромождения деталей, вычурности. Некоторым он кажется слишком холодным и неуютным, другие, наоборот, ценят его за оригинальность и простоту. Дома в стиле минимализм не требуют дорогой отделки, но при этом всегда смотрятся эффектно и выразительно, а еще отлично вписываются в природный ландшафт.

У минимализма очень много общего с такими стилями, как хай-тек и лофт:

  • преобладание прямых строгих линий и правильных форм;
  • лаконичность в отделке;
  • большая площадь остекления;
  • сдержанная цветовая гамма;
  • просторная внутренняя планировка.

Такие дома очень сильно отличаются от традиционных жилых построек своим внешним видом, а потому выбирают их преимущественно люди творческие, уверенные в себе, не склонные к накопительству и ценящие личное пространство. Несмотря на лаконичность построек, разработка проектов требует от архитектора безупречного чувства стиля и высокого мастерства – без этого создать притягательную атмосферу в подобной конструкции не получится.

Архитектура

В архитектурном плане эти дома очень разнообразны. Есть сооружения в виде больших кубов, вытянутых параллелепипедов, сложных конструкций из нескольких модулей. Для зданий характерна разноуровневость, наличие ниш и выступов, асимметрия. Крыши чаще всего плоские либо двускатные без свесов и тоже асимметричные. Приветствуется наличие открытых террас, причем он могут располагаться сразу с нескольких сторон дома или опоясывать его узкой лентой. Фундамент обычно низкий, цоколь если и присутствует, то имеет неброскую однотонную отделку.

Материалы

Традиционно в минимализме сочетаются натуральные и искусственные материалы – дерево, бетон, стекло, камень, металл. Для возведения стен широко используется кирпич, бетонные блоки, каркасные стальные конструкции, а также газобетон и керамические блоки. Отделочные материалы тоже достаточно разнообразны: для наружной облицовки применяется планкен, композитные панели, искусственный и натуральный камень, керамическая плитка, профнастил. В большинстве проектов эти материалы комбинируются с белой или светлой штукатуркой. Для кровли самый распространенный вариант – ПВХ мембраны и профнастил.

Цены на планкен для отделки

Планкен для отделки

Окна

Чем больше площадь остекления, тем лучше. Многие проекты предусматривают панорамные окна, стеклянные перегородки и стены, есть варианты с застекленными фронтонами и крышами. Если это простые окна, то они должны быть по размеру больше стандартных, с минимальным количеством перемычек, а то и вовсе без них. Форма окон только прямоугольная, никаких арок, круглых или фигурных проемов. Также отсутствуют наличники, ставни, фигурные решетки, витражи и любой другой декор. Максимум, что допускается, это тонировка стекол от солнца и наличие рольставен.

Цветовое оформление

Для минимализма характерны приглушенные цвета, близкие к природным: теплые древесные, песочный, бежевый, темно-зеленый. Но основой палитры являются белый и серый, которые присутствуют практически в каждом проекте. Цвета комбинируются в различных вариантах, как правило, по 2-3 оттенка в одном доме, хотя нередко встречается и монохромная отделка. Яркие тона и контрастные сочетания здесь неприемлемы, даже в качестве акцента.

Разновидности минимализма

Идеи минимализма очень быстро обрели популярность, но при этом даже многие сторонники стиля считают его излишне строгим и холодным. Благодаря попыткам сделать его комфортнее, возникло сразу два направления – софт минимализм и эко-минимализм.

Софт минимализм характеризуется более мягкими линиями, теплыми тонами и приятными текстурами. Здесь все те же сдержанные формы и отсутствие декора, но дом кажется гораздо уютнее и привлекательнее. В отделке преобладает дерево, камень и штукатурка в самых разных сочетаниях, а также металл и пластик с имитацией природных текстур. Основой цветовой палитры являются бежевый, песочный и белый цвета, которые оттеняются темно-серым и темно-коричневым.

Эко-минимализм предусматривает использование натуральных, экологически чистых материалов для строительства и отделки домов. Основой является природный камень и древесина различных пород, а дополняют их декоративной штукатуркой, керамикой, стеклом. На крышах таких домов часто устанавливают солнечные батареи и создают зеленые газоны. Постройки в стиле эко-минимализма идеально гармонируют с окружающим ландшафтом, а цветовая гамма дополнительно включает нежные оттенки изумрудного, салатного, нежно-голубого цвета.

Есть еще две интересных разновидности стиля – скандинавский и японский минимализм. Они полностью соответствуют общей концепции, но при этом обладают уникальными этническими чертами. В скандинавском минимализме допускается наличие пестрых элементов и более контрастных сочетаний, в отделке преобладает дерево различных текстур. Из-за этого скандинавские дома кажутся более уютными даже в таком аскетичном оформлении.

Минимализм по-японски характеризуется очень простыми формами и монохромной отделкой. Жилые дома очень компактные, правильной прямоугольной формы. Зонирование выполняется при помощи деревянной обшивки, перегородок из стекла, реечной отделки из металла. Цвета: белый, темно-серый, все оттенки древесного. При обустройстве таких зданий важная роль отводится подсветке, которая монтируется по периметру проемов, карнизных свесов, нижней части стен.

Отделка дома в стиле минимализм

Для отделки в минималистическом стиле можно использовать самые разнообразные материалы: планкен, панели ДПК, профнастил, штукатурку, фактурные панели из фибробетона и другие. Выбор зависит лишь от ваших финансовых возможностей и предпочтений. Одним из наиболее практичных вариантов является комбинирование бетонной поверхности и деревянной обшивки.

Пример сочетания деревянной обшивки с оштукатуренными поверхностями

Большинство жилых домов возводится из кирпича или блоков, а не из бетона, поэтому, чтобы получить нужную текстуру, необходимо подобрать отделку, имитирующую бетон. Благодаря разнообразию современных материалов, сделать это не составит труда. Для примера рассмотрим обшивку фасада цементными аквапанелями Knauf и финишную отделку штукатуркой под бетон.

Цементная плита «Аквапанель». Наружная

Фасадные цементные панели – это уже готовая основа под любую финишную отделку. Применяются они при обустройстве вентилируемых фасадов, отличаются идеально ровной поверхностью, благодаря чему стены не нужно тщательно выравнивать под покраску или штукатурку. Эти панели представляются собой армированные сеткой листы с сердечником из портландцемента и легкого минерального наполнителя.

Структура панели

Технические характеристики аквапанелей

Штукатурка под бетон очень часто используется при отделке в стилях минимализм, хай-тек и лофт. Она отлично подходит для наружных работ, так как обладает устойчивостью к влаге и высокой морозостойкостью. Самые популярные марки: Loft-Beton, Novacolor, Concret Art, Prof Decor.

Цены на различные виды декоративной штукатурки

Штукатурка декоративная

Подготовительный этап

Первым делом нужно демонтировать водосточные желоба, карнизы, наличники, фасадный декор, если есть. После этого стены осматривают на предмет повреждений, проверяют качество старого покрытия. Если дом был оштукатурен, и видимых дефектов на поверхности нет, нужно слегка постучать по штукатурке молотком: звонкий звук – покрытие крепкое и надежное, глухой – нужно все счищать и штукатурить заново. Кладочные швы обязательно обрабатывают стальной щеткой, чтобы выявить возможные пустоты.

Далее обнаруженные дефекты устраняют при помощи цементного раствора: расшивают и заделывают трещины, заполняют пустые швы, выемки и сколы на поверхности. Мелкие выступы и бугорки легко убрать болгаркой с шлифовальной насадкой. После высыхания ремонтного раствора стены очищают от пыли и наносят грунтовочный состав. Если стены впитывают слишком быстро, грунтовать придется в 2-3 слоя, чтобы обеспечить качественную защиту от воздействия влаги.

Цены на грунтовку под декоративные штукатурки

Грунтовка под декоративные штукатурки/s>

Монтаж обрешетки

Аквапанели крепятся на обрешетку, поэтому нет необходимости дополнительно выравнивать стены штукатуркой. После высыхания грунтовочного слоя можно сразу приступать к установке направляющих. Для обрешетки подходят как металлические профили, так и деревянный брус. При выборе второго варианта убедитесь, что пиломатериал не имеет серьезных дефектов и хорошо просушен.

Шаг 1. На углу стены отмечают вертикальную линию при помощи отвеса и намечают на ней точки крепления направляющих через каждые 40 см. Такую же разметку выполняют на противоположном углу стены.

Шаг 2. По разметке просверливают отверстия, выдувают пыль, вставляют дюбели. Далее прикладывают к стене первый брус, наживляют его саморезами, выставляют по вертикали, при необходимости используя деревянные подкладки. Убедившись, что брус расположен правильно, фиксируют его саморезами до упора. Так же монтируют второй угловой брус.

Шаг 3. По верхнему и нижнему краю между угловыми направляющими натягивают шнур, чтобы упростить выравнивание остальных элементов обрешетки. Промежуточные брусья крепятся с шагом 50 см. Завершив установку обрешетки, еще раз проверяют вертикальность конструкции, чтобы избежать перекосов обшивки.

Крепление панелей

Для монтажа аквапанелей понадобятся оцинкованные саморезы, уровень, шуруповерт, монтажные распорки толщиной 3-5 мм. Раскраивать материал можно электролобзиком, циркулярной пилой и даже монтажным ножом, так как панели режутся достаточно легко.

Шаг 1. Первую панель прикладывают по ширине к обрешетке от угла, ровняют по нижнему краю, затем по горизонтали. Прикручивают саморезами к брусьям с шагом 25 см – сначала закрепляют по центру, затем переходят к краям.

Шаг 2. При установке второй панели обязательно оставляют зазор шириной от 3 до 5 мм, для удобства можно вставить кусочек деревянной рейки соответствующей толщины. Все последующие панели крепятся точно так же.

Монтаж листов аквапанели

Совет. Если последний лист необходимо подрезать, его укладывают на ровную поверхность, намечают карандашом линию среза, прикладывают к ней уровень либо ровную рейку и с усилием проводят острием ножа. Разрезав армирующий слой на лицевой стороне, панель разламывают по образовавшейся кромке и разрезают сетку на обратной стороне.

Шаг 3. Начинают монтаж второго ряда. Вертикальные швы в покрытии не должны совпадать, поэтому первую панель следует разрезать пополам. Между верхней и нижней панелью укладывают распорки, чтобы ширина швов на всей площади оставалась одинаковой.

Шаг 4. Возле проемов панели крепятся встык с оконными рамами и подоконником. Материал должен плотно прилегать на срезах, наличие у проемов сквозных зазоров недопустимо.

Шаг 5. Завершив обшивку стен, приступают к заделке швов штукатурно-клеевой смесью (например, Боларс ARMIBOND, Основит Каверпликс, КНАУФ-Севенер). Сухой состав разводят в воде, тщательно перемешивают миксером и наносят шпателем по швам. Раствор наносят толстым слоем, вдавливая в зазоры между панелями, излишки снимают.

Шаг 6. Берут армирующую стекловолоконную сетку с ячейками 3,5х3,5 мм, разрезают ее на полосы шириной 7-8 см и накладывают сверху на раствор так, чтобы шов располагался по центру полосы. Далее опять набирают шпателем раствор, наносят его на сетку и распределяют равномерным слоем, хорошенько растирая по поверхности. Углубления от шляпок саморезов также заделывают небольшим количеством клея.

Шаг 7. Углы фасада, а также дверные и оконные проемы армируют специальным уголком с сеткой: на угол с обеих сторон наносят раствор, сверху накладывают уголок, ровняют и вдавливают в клей, а сетку прижимают и заглаживают шпателем.

Шаг 8. В завершение клеящий раствор наносят сплошным тонким слоем на всю поверхность обшивки. Так как раствор сохнет быстро, удобнее всего обрабатывать стену по квадратам. Клей наносят, разравнивают, сверху укладывают армирующую сетку и разглаживают шпателем от центра к краям, утапливая сетку в раствор на 1/3 толщины слоя. Смежные куски сетки обязательно крепят внахлест на несколько сантиметров.

Цены на клей Ceresit

Клей Ceresit

После того, как поверхность высохнет, стены обрабатывают теркой с наждачным полотном. Это позволит устранить мелкие неровности, потеки, следы от шпателя. Затем щеткой сметают пыль и покрывают фасад грунтовкой.

Видео — АКВАПАНЕЛЬ: заделка стыков и нанесение базового армирующего слоя

Финишная отделка

Данный этап является самым творческим, а потому требует максимум старания и аккуратности. Готовая поверхность должна иметь характерную для бетона текстуру, окрас и неглубокий рельеф. Имитация грубо обработанного или состаренного бетона здесь неуместна, такая фактура больше подходит для стиля лофт.

Шаг 1. Готовят штукатурную смесь: в указанных на упаковке пропорциях смешивают сухие компоненты с водой, на низких оборотах перемешивают массу миксером до однородности.

Шаг 2. Набирают состав на шпатель и распределяют его по стене ровным слоем. Толщина нанесения равняется толщине зерна наполнителя. Шпатель все время удерживают под одним углом к поверхности и распределяют раствор с одинаковым усилием. Старайтесь не оставлять следов от инструмента и не возвращаться на уже пройденные участки.

Шаг 3. Когда высохнет базовый слой, замешивают новую порцию раствора и так же распределяют его по поверхности. Как только масса начнет схватываться, берут пластиковую или металлическую терку и формируют текстуру, с усилием растирая штукатурку круговыми движениями.

Шаг 4. После высыхания покрытие обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой, очищают от пыли и покрывают специальным лаком для камня или гидрофобизатором.

В результате такой обработки стены будут выглядеть, как полированный бетон, что полностью соответствует стилю минимализм. Для контраста можно выделить парадную зону белым цветом, путем окрашивания поверхности. Если дом большой, таких зон может быть несколько, главное – чтобы выделенные зоны имели строгую прямоугольную форму.

Видео – Дома в стиле минимализм

Видео – Обшивка фасада цементными панелями

Последнее обновление: 07.06.2019

«Меньше – больше». На протяжении своей карьеры архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ повторял эту фразу, которая была фактически впервые принята его наставником Петером Берренсом в начале 20-го века. Минимализм – это один из подходов к творческим начинаниям, который уходит своими корнями в архитектуру и искусство 20-го века. Он оказал длительное влияние практически на все художественные дисциплины: от музыки до продуктов, от дизайна к моде. По иронии судьбы, хотя все вещи, которые мы склонны считать минималистическими, легко идентифицируются по их блаженной простоте и ясности цели, само движение минимализма все-таки не поддается категоризации.

Минималистская архитектура – это прямые линии, пространства открытой планировки и бетонные и стеклянные поверхности. Происходит от (и часто взаимозаменяемы с) международного стиля модернизма. Минималистическая музыка, созданная Терри Райли, Стивом Райхом и Филиппом Глассом кажется при первом прослушивании, как это ни странно, имеет много летающих нот. В моде слово «минималистский» можно было легко применить к почти невидимому брендингу и пристрастию Мэйсона Мартина Марджелы.

Кроме того, когда «меньше – больше» становится «насколько этого достаточно?», минималистский подход вызвал оживленные, даже агрессивные ответы. Когда композитор Джон Кейдж показал премьеру своей самой известной композиции, 4’33» (состоящей из четырех минут, 33 секунды молчания) в 1952 году, люди просто ушли. «Они не смеялись, они просто раздражались … и они все еще злились», – размышлял он в интервью 1982 года. Когда в галерее Tate выставлялись работы Карла Андре «Эквивалент VIII» (прямоугольная куча кирпичей) в 1976 году, она была вандализирована синим растительным красителем. Жесткость редукционизма минимализма была пародирована в массовом развлечении.

«Они не смеялись, они просто раздражались … и они все еще злились» – Джон Кейдж

Однако, хотя все это нельзя игнорировать, также верно и то, что минимализм в настоящее время несколько ортодоксальный как в высокой, так и в популярной культуре. Когда-то загадочные тотемические скульптурные стоги покойного художника Дональда Джадда стали священными. Повторяющиеся петли и импульсы, создаваемые такими композиторами, как Кейдж и Райх, нашли свой путь во всем: от окружающей электроники The Orb до народной музыки Суфьяна Стивенса. Архитекторы по требованию, такие как Дэвид Чипперфилд (человек, стоящий за храмовым магазином Valentino в Нью-Йорке) и японский дуэт, который создал SANAA, были описаны как нео-минималисты. Джонатан Ив, руководитель дизайна Apple, явно минималист. Самое популярное изобретение компании, iPhone, является ярким примером менее приемлемого подхода.

Действительно, термин «минимальный» теперь настолько небрежно брошен, что ты должен напомнить себе, что он имел в виду нечто совершенно конкретное в разных средствах массовой информации и в разное время. И отслеживать историю и развитие минимализма непросто, потому что многие из тех, кто был объявлен минималистами, были далеки от самоидентификации себя с этим ярлыком. Сказав это, есть ряд исключительных личностей, которые всегда будут связаны с минимализмом, благодаря исключительной экономике жестов и цели своей работы. Если ты задумываешься об приведении порядка в свою жизнь, то наверняка будешь рад ближе познакомится с минималистами, которые точно подарят массу вдохновения.

Людвиг Мис ван дер Роэ

Мис ван дер Роэ – возвышающаяся фигура архитектуры 20-го века. Он родился в Германии в 1886 году и отправился учиться к немецкому художнику и архитектору Петеру Беренсу, работая вместе с Ле Корбюзье и Вальтером Гропиусом, прежде чем начать свою собственную практику. Он был главой школы Bauhaus между 1930 и 1933 годами, прежде чем покинуть Германию и уехать в Чикаго.

Объединив элементы русского конструктивизма (особенно поставив акцент на промышленные материалы и эффективность дизайна), чистые линии и яркие цвета голландской группы De Stijl и свободно распространяющиеся пространства стиля Prairie Фрэнка Ллойда Райта, он разработал архитектуру, которая была за функциональную честность и избавлена от лишнего украшения. Его работы наполнены светом и легкостью, открытостью и прозрачностью, из стекла и стали. Он разработал серию того, что теперь является культовыми зданиями, уточняя и определяя модернизм. Barcelona Pavilion 1929 года, революционная одноэтажная структура, построенная из тонких материалов, таких как мрамор и оникс, которые размывали идеи внутреннего и внешнего пространства. Farnsworth House, окончательная модернистская стеклянная коробка. Жилые здания Lake Shore Drive в Чикаго, модель для всех небоскребов из стекла и стали, завершенные в 1951 году. Также его работа Seagram Building в Нью-Йорке в 1958 году, шедевр корпоративного модернизма.

Фрэнк Стелла

В искусстве термин «минималистический» обычно применяется к определенному набору художников, в основном работающему в Нью-Йорке, который прибыл после могущественных абстрактных экспрессионистов – Джексона Поллока, Виллема де Кунинга, Марка Ротко и остальных.

Для абстрактных экспрессионистов искусство все еще было предметом всплеска чего-либо от души на холсте или гигантской борьбы за возвышение. Это было героическое и личное. С другой стороны, минимализм возвращался к Малевичу, Мондриану, Баухаузу и «Де Стейл». Он больше касался формы, геометрии и материала – оптика, а не эмоция, метафора или символ.

Стелла окончил Принстон в 1958 году и сразу же переехала в Нью-Йорк. Яростно умный и уже погруженный в художественную сцену города, у него была большая идея на ранней стадии. Он производил картины, которые были о… краске. Его полностью черные полосы конца 1950-х годов считаются стартовой линией минимализма. «Искусство исключает ненужное. Фрэнк Стелла счел нужным рисовать полоски. В его картине нет ничего другого», – прокомментировал Андре. Стелла просто сказал: «То, что ты видишь, это то, что ты видишь».

Дональд Джадд

Хотя художник Стелла был зачинщиком этого, художественный минимализм проявил себя наиболее мощно в трех измерениях. Были тщательно контролируемые композиции Дэна Флавина цветных флуоресцентных ламп. Были гипнозные стеклянные кубики Ларри Белла. Была концептуальная геометрия Сола Левитта. Но наиболее поразительно просто были «конкретные предметы» Дональда Джадда. Особенно его вертикально выровненные, точно спроектированные коробки из нержавеющей стали, анодированного алюминия или плексигласа.

Дональд Джадд, почти на десять лет старше Стеллы, изучал философию и историю искусства. В начале 1960-х годов он работал художественным критиком и теоретиком. Его работы стали чрезвычайно влиятельными, а в качестве художника его работа продвигалась через живопись и гравюры на дереве до его первозданных стогов.

Дональд Джадд был намерен разорвать связи с великой европейской традицией. Его «конкретные объекты» не были скульптурами в традиционном смысле. Его работы не представляли ничего. Они были просто объектами в космосе. И пространство, которое они создали, – отрицательное пространство – было такой же частью образца, как и сам объект. «Фактическое пространство по своей природе является более мощным и специфичным, чем краска на плоской поверхности», – сказал он.

Джадд также настаивал на том, что его искусство может быть изготовлено квалифицированными производителями, которые могли бы сделать это даже лучше. Он позже разработал модель дизайнерской мебели – и его влияние на современный дизайн стало еще глубже, но он всегда старался настаивать на том, чтобы его стол был столом, а не «конкретным объектом».

Джон Поусон

Хотя этот термин был применен к мексиканскому архитектору Луису Баррагану и японскому Тадао Андо, то, что большинство людей теперь считают минималистской архитектурой, иллюстрируется работой Джона Поусона, чья репутация и влияние намного перевешивают его фактический результат.

Когда он появился на архитектурной сцене в начале 1980-х годов, Поусон, казалось, был отправлен в небо, способствуя спокойствию и порядку после беспорядка и диссонанса постмодернизма (архитектурное движение, которое имело определенный смысл на бумаге, но не столько в кирпичах и строительном растворе). Его минимализм заключался в архитектуре, которая вновь открывала свою душу и чувство возвышенности – идею, которая, как ни странно, была в прямом противоречии с миссией минимализма в искусстве.

Джон Поусон не начинал обучение формальной архитектуре, пока ему не исполнилось 30 лет, и он никогда не завершал его (причина остаточной слабости среди некоторых его полностью квалифицированных сверстников). Но к тому времени, как он начал, у него уже было четкое представление о том, что он хотел сделать. Как и для Ллойда Райта еще в 1920-х годах, японская архитектура оказала ключевое влияние на Поусона. Он путешествовал и преподавал в Японии, стремясь стать буддийским монахом, но вместо этого отправился в круг дизайнера и архитектора Широ Курамата.

Когда он, наконец, пришел к созданию пространств, будь то монастырь в Богемии, магазин Calvin Klein на Мэдисон-авеню или дом в Токио, они были храмами идеально выполненной пустоты: элегантный баланс, лучшие материалы, идеальная пропорция, чистые белые или серые проекции и медленное движение света и тени. Это была материальная медитация, но, в четкой связи с работой Джадда, они требовали самых острых углов, самых строгих допустимых отклонений. У Людвига Миса ван дер Роэ был афоризм: «Бог сокрыт в мелких деталях».

Наото Фукасава

Япония оказала большое влияние на минималистический дизайн. Японский дизайнер Наото Фукасава, вместе со своим другом и британцем, Джаспером Моррисоном, который пришел, чтобы определить минималистический дизайн. Фукасава проектировал мебель и электронику, принимая сильный функционализм Дитера Рамса и привнося в него более органичное чувство чистой формы. Он также долгое время работал консультантом и дизайнером MUJI (он разработал знаменитый настенный CD-плеер). Ты можешь оценить сеть японских канцелярских товаров как чемпиона повседневного, доступного минимализма. Его рисовая плита для MUJI и увлажнитель воздуха для собственного ± 0 (плюс минус ноль) бренда – элегантные изгибы и едва ли присутствующие кнопки и дисплеи иллюстрируют то, что Фукасава назвал «супер нормальным» дизайном. Это объекты, которые превращают визуальную и функциональную экономику в, своего рода, искусство.

Минимализм – не просто продукт работы художников и дизайнеров, это закономерность. Тенденция перехода количества в качество прослеживается не только в моде, музыке, дизайне, она четко отражается в архитектуре: больше пространства и света, меньше ненужных деталей. Человек стремится к простоте, которую ему дает чистый, функциональный, почти идеальный – минимализм.

Возникновение направления

Отсекать все лишнее, оставлять рациональное – было принципом работы нидерландского общества художников «Стиль», созданного в 20-х годах прошлого века в Лейдене (Нидерланды). Именно их утилитарный подход к разработке архитектурных объектов стал толчком для развития минимализма. А после Второй мировой войны, когда потребовались новые архитектурные решения для восстановления разрушенных зданий, минимализм как нельзя лучше подошел для воплощения задумок градостроителей.
Окончательно направление сформировалось, когда Западный мир познакомился с японской культурой. Новым девизом архитекторов стало выражение Людвига Мис ванн дер Роэ о своем творчестве: «Меньше – значит больше». Отныне и посей день кредо строителей – делать больше, проще и с минимальными затратами.

Основные черты и элементы стиля

Главная идея архитектуры минимализма состоит в том, чтобы каждая из составляющих созданного объекта выполняла как можно больше функций – какие-либо украшения или не несущие на себе нагрузки элементы исключены. Красота создается посредством использования природных фактур и геометрических форм в качестве контуров и направляющих, а также при помощи игры света и тени.


  • Фигуры. Основные – это круг, прямоугольник, прямые линии (вертикальные или горизонтальные, редко – диагональные). Допускаются мягкие изгибы, но не спирали.
  • Цвета. Их количество должно быть минимальным. Базовые цвета – это нейтральные, светлые оттенки природных материалов, используемых при строительстве. Чаще других применяются белый, оттенки серого и коричневого. Геометричность подчеркивается черным. В последнее время в моду также входят оттенки зеленого.
  • Свет. Свет – протагонист в архитектурном спектакле минимализма. Он дает тепло и объем. Делать ставку на фактуры материалов, забыв о грамотном расположении источников света, бессмысленно – благородство штукатурки или фактура древесины ценных пород рискуют остаться неоцененными по достоинству.
    Естественному освещению уделяется не меньше внимания, чем искусственному, именно поэтому дома в стиле минимализм имеют максимально большие оконные проемы, чтобы впустить в помещения как можно больше дневного света. По этой же причине, количество межкомнатных перегородок сводится к минимуму.

Минимализм в экстерьере – это всегда сочетание горизонтальных и вертикальных прямых. Даже крыша располагается не под наклоном, а горизонтально – на ней обустраивают террасы или смотровые площадки.

Здания в минималистском стиле часто называют «коробками». Но не все так примитивно, как кажется на первый взгляд – акцент сознательно смещен на созерцание идеальной геометрической формы и красоты природных фактур.
Выбирая или разрабатывая собственный проект жилого дома в стиле минимализм, стоит обратить внимание на следующие особенности внешнего вида фасада:

  • Этажность. Как правило, подобные дома состоят из одного, реже двух этажей. Это обусловлено удобством эксплуатации здания: не придется беспокоиться о том, что маленький ребенок или пожилой человек будут преодолевать потенциально опасный лестничный проем, проводить коммуникации в такой дом и отапливать его гораздо проще, быстрее и дешевле.
  • Геометрические формы. Как говорилось выше, они должны быть простыми и лаконичными: плоская крыша, прямоугольные оконные и дверные проемы.
  • Фактуры. Природные, но максимально выявленные.
  • Цвет. Чем больше здание, тем, как правило, светлее его внешняя отделка. Но в моду входят фасады благородных оттенков серого цвета, а также с отделкой из натуральной древесины.
  • Линии. Тонкие и аккуратные, словно подчеркивающие натуру владельца дома. Люди, знающие толк в красоте, чаще всего выбирают минимализм, поскольку это подчеркивает их хороший вкус.

Применяемые материалы

При возведении дома в стиле минимализм, строительным материалам и их качеству уделяется особое внимание. Поскольку, чаще всего – это монолитное строительство, то самыми распространенными материалами являются бетон и стекло.

В последнее время специалисты предлагают использовать газобетонные и пенобетонные блоки, так как это значительно ускоряет процесс строительства, но в то же время позволяет сохранить жесткость форм и чистоту линий.

Достаточно часто дома в минималистическом стиле оштукатурены и выкрашены в светлый цвет. И также органично смотрится клинкерная плитка и натуральная деревянная доска. Стильно и необычно будет выглядеть сочетание бетона, композитных панелей и древесины.

Декор

Работа над проектом в стиле минимализм требует чувства меры. Поскольку красота заключается в лаконичности, простоте и натуральности, декоративные элементы, такие как роспись фасада или лепнина исключены.



Допускаются мелкие детали, выполненные вручную из натуральных материалов. Это могут быть дверные ручки, неброские элементы ажурной ковки, нейтральные витражи – они придают дому индивидуальность и эксклюзивность.

Продолжая разговор о стилях в архитектуре и дизайне интерьеров , IK architects посвятит следующую статью стилю минимализм .

Стиль минимализм происходит от функционализма и конструктивизма . Минимализм получил широкое распространение в архитектуре и дизайне интерьеров и сейчас является очень популярным.

Минимализм – это стиль, отдающий дань простоте, функциональности, лаконичности. Это отказ от переизбытка мебели и вещей в пользу только самого необходимого. Лозунгом этого течения стало изречение архитектора Людвига Мис ванн дер Роэ «меньше — значит больше» .

Некоторые посчитают минимализм холодным неприветливым стилем, но если и Вы того же мнения, то, возможно, Вы не понимаете что такое минимализм в интерьере и архитектуре.

Минимализм в архитектуре

Минимализм в архитектуре выделяет красоту структуры. В минимализме не применяется декор, и силы направляются в сторону поиска совершенных форм. Ярким примером минимализма становится архитектура Японии , которая собственно, и распространила минимализм по всей Европе.

Геометричность фигур – это один из признаков минимализма : использование кругов, прямоугольников, прямых линий с небольшими изгибами.

Количество используемых цветов минимально, а цветовая гамма колеблется между белым и серым, иногда природные цвета.

Окна и двери в архитектуре минимализма максимально большие, прямоугольные, часто стеклянные.

Минимализм применяется в архитектуре в большинстве для общественных зданий: небоскребов, торговых центрах, культурных и общественных центрах.

Минимализм в интерьере

Минимализм , как и любой другой стиль, отличается своими особенностями. Он хорошо подойдет для любителей простоты, функциональности и отсутствия захламлённости. Например, проект интерьера .

Пространство

Минимализм предпочитает большое свободное пространство с отсутствием перегородок и других вещей, мешающих движению. Не редко минималисты объединяют все комнаты в одну.

Освещение

Свет должен быть мягким и литься отовсюду, но желательно чтобы все источники света были скрыты от человеческих глаз. Естественный свет – второй обязательный источник света в минимализме , который можно создать с помощью больших окон.

Материалы

В дизайне интерьеров в минимализме используются природные материалы, такие как дерево, пробка и камень, а также кирпич и стекло. При этом следует сохранять их первозданность.

Цвет

Дизайнер-минималист выберет несколько оттенков одного или двух цветов, и они станут радовать Вас. Цвета берутся спокойные, неяркие, в общем, подойдет любой цвет, но хорошо разбавленный с белым. Такие цвета придадут уют. Ярким элементом может стать красивая яркая мебель, как в проекте .

Мебель и декор

Мебель должна быть простая по своей форме и, обязательно, функциональна. А плоская поверхность мебели поможет заиграть фактуре интересными красками. Такая мебель использована в интерьере .

Минимализм не предусматривает декора в интерьере , поэтому он должен сводиться к минимуму.

Затевая попробовать стиль минимализм , пригласите дизайнера IK architects , который поможет Вам его освоить и получитьроскошный дизайн интерьера . К примеру вот один из проектов IK architects .

Но никогда не забывайте, что минимализм это не «бедненько, но чистенько», это дорого, чего можно добиться соответствующей мебелью и материалами.

Минимализм (англ. minimalism, лат. minimus - наименьший) - тенденция в современном искусстве, скульптуре, музыке, архитектуре, дизайне XX-XXI веков. Эстетическая тактика организации многочисленных необходимых компонентов здания, чтобы создать впечатление крайней простоты и четкой функциональности. По сути, является тенденцией и направлением, а не самостоятельным стилем.

Структура минимализма использует относительно простой элегантный дизайн. Красота структуры определяется и выявляется игрой с освещением, использованием основных геометрических форм как контуров и направляющих. Для минимализма характерна простота форм и компонентов, природные текстуры и натуральные цветовые сочетания.

История возникновения минимализма

Предпосылки минимализма можно увидеть в конструктивизме 1920-х годов.

Большое влияние на возникновение и формирование Минимализма оказала художественная группа «Стиль» (нидерл. De Stijl) - общество художников, образованное в Лейдене в 1917 г. Согласно программе группы De Stijl художественное произведение должно иметь рационально-утилитаристский акцент - разработано трезво, ясно и энергично, в «инженерной чистоте и конкретности». При применении этих принципов в архитектуре и дизайне выявилось общефункциональное правило: постройка выражалась как пластический образ, как бы вздымающийся над землей. Эстетический пуризм группы «Стиль» оказал огромное влияние на архитектуру ХХ столетия, и прежде всего через Баухаус. Особенно проявилось оно в работах Вальтера Гропиуса, Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Эриха Мендельзона, Бруно Таута.

Однако основное влияние на возникновение этого стиля оказали японская архитектура и дизайн, чьи тенденции проникли в Западный мир после Второй мировой войны. Пресыщенность декоративными элементами, новые технологии, новый взгляд на мир и новые философские и религиозные течения требовали отображения в архитектуре и дизайне.

Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ принял девизом своего творчества «Меньше - значит больше» (Лучше меньше да лучше), тем самым описав основной принцип минимализма. Его идеи подхватил конструктор Бакминстер Фуллер чьим кредо стало «делать больше с меньшими затратами».

Знаменитые архитектурные сооружения минимализма:

  • Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe)
    Выставочный павильон Веймарской республики (Германии) в Барселоне " target="_blank"> Павильон Германии Павильон Германии
  • Алвар Хуго Хенрик Аалто (Hugo Alvar Henrik Aalto)
    Концертный зал «Финляндия» в Хельсинки " target="_blank"> Концертный зал «Финляндия» Концертный зал «Финляндия»
  • Тадао Андо (安藤忠雄)
    Фонд Ланген в комплексе Музейного острова Хомбройх, Германия 2002-2004 " target="_blank"> Фонд Ланген Фонд Ланген
  • Йошио Танигучи (谷口 吉生)
    Музей современного искусства MoMA на Манхеттене в Нью-Йорке " target="_blank"> Музей современного искусства Музей современного искусства

Основные признаки минимализма

Архитектуре и дизайну минимализма присущи простота и лаконичность форм и структур. Геометричность фигур - использование кругов, прямоугольников, прямых линий, иногда с мягким изгибом, но не спиралей. Минимальное количество цветов, сами цвета природной гаммы, часто светлые. Высокая функциональность.

Преобладающие и модные цвета

Белый, светло серый, мягкие природные цвета

Линии стиля минимализм

Строгие лаконичные прямые, иногда со слабым изгибом

Формы минимализма

Четкость и геометризм форм, отсутствие декора как такового

Характерные элементы интерьера

Простой, лаконичный, без декора и лишних деталей, важное значение имеет освещение

Конструкции

Функциональные, логичные и лаконичные

Окна минимализма

Прямоугольные, максимально большие

Двери стиля минимализм

Прямоугольные простые, часто раздвижные стеклянные

Архитекторы минимализма

Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe, 1886-1969 гг.) - немецкий, американский архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке. Основоположник минимализма. Руководствуясь принципом «Меньше - значит больше» (Less is more), в американский период Мис ван дер Роэ развивает концепцию «универсального» здания - предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками. Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса».

Тадао Андо (安藤忠雄, 1941 г.) японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии, последователь Алвара Аалто. Стиль этого японского архитектора был охарактеризован как «критический регионализм». Работы этого архитектора хорошо известны массированным использованием естественного света, а также использованием натуральных форм ландшафта в архитектуре. Его сооружения часто характеризуются сложными трехмерными путями циркуляции, которые переплетаются с внешним и внутренним пространством, образуя крупные фигуры.

Алвар Хуго Хенрик Аалто (Hugo Alvar Henrik Aalto, 1898-1976 гг.) финский архитектор и дизайнер, «отец модернизма» в Северной Европе, один из основоположников современного дизайна. От строго геометрических форм ранних построек пришел к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов функционализма и органической архитектуры, к свободе и гибкости объемно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду.

Йошио Танигучи (Yoshio Taniguchi, 谷口 吉生, 1937 г.) - японский архитектор широко известный за проект редизайна Музея современного искусства в Нью Йорке (MoMA).

Типы сооружений стиля минимализм

Минимализм широко применяется как в общественных сооружения, огромных офисных небоскребах, торговых центрах, так и в музеях, культурных и общественных центрах. Отдельно стоит отметить чрезвычайно интересные с точки зрения архитектурного дизайна частные дома и виллы в стиле минимализм.

Минимализм в интерьере

Сложность направления минимализм в том, что он строг и требует безупречного чувства меры и стиля, не прощая ошибок и суеты. В минималистических интерьерах все должно быть сделано очень функционально, прочно и красиво. Дизайн должен быть построен на тонкой игре нюансов. Все помещения в доме выдержаны в одном стиле, но при этом ярко индивидуальны.

Современный интерьер в стиле минимализм можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. В стиле минимализм самое важное - грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света.

Важно помнить, что когда предметов мало - каждый из них должен быть совершенным, как и композиционное решение интерьера, каждый элемент уже выступает как композиционная доминанта. Поверхности должны быть идеальными, цельными. Дизайнер-минималист обычно берет за основу один-два цвета, чаще всего доминантный белый цвет - как наиболее подчеркивающий линии и формы предметов. Оживляется интерьер за счет немногочисленных выразительных деталей, контрастирующих с общим фоном. Такими дополнениями могут стать ваза, искусная икебана (в минимализме можно смело обращаться к истокам стиля - японским традициям), современная или классическая живопись, интересная но не кричащая инсталляция.

В минимализме свет играет решающую роль. Интерьеры минимализма наполнены рассеянным светом, который отражаясь от светлых стен, потолка и пола создает заполняющее «эмбиентное» освещение. Минималистические интерьеры наполнены воздухом, в них много свободного пространства. По возможности в таких интерьерах стоит отказаться от внутренних перегородок, создавая максимально большое внутреннее пространство.

  • Минимализм в интерьере
    Кухня " target="_blank"> Кухня Кухня
  • Минимализм в интерьере
    Столовая и кухня " target="_blank"> Столовая и кухня Столовая и кухня
  • Минимализм в интерьере
    Спальня и гостинная " target="_blank"> Спальня и гостинная Спальня и гостинная
  • Минимализм в интерьере
    Ванная " target="_blank"> Ванная Ванная
  • Минимализм в интерьере
    Вид на террасу " target="_blank"> Вид на террасу Вид на террасу
  • Минимализм в интерьере
    Спальня " target="_blank"> Спальня Спальня
  • Минимализм в интерьере
    Ванная комната " target="_blank"> Ванная комната Ванная комната
Статьи по теме: