Богиня воительница в древней греции. Женские имена греческого происхождения. Мифы об Афине Палладе

Греческие женские имена – прекрасное наследие культуры Древней Греции, колыбели европейской цивилизации. Древняя Греция дала миру философию и науку, великое искусство и потрясающую воображение мифологию. На греческом языке был написан Новый Завет. Поэтому неслучайно множество красивых и звучных женских имен имеет древнегреческое происхождение.

Девушка Греции

Древнегреческие женские имена

Имена древнегреческих богинь и их значение:

  • Аглая (дочь Зевса и Эвриномы, одна из трех харит) – блеск, красота, радость;
  • Амфитрита (нереида, жена Посейдона) – двусторонняя;
  • Ананке (богиня рока, неотвратимости) – неизбежность;
  • Артемида (богиня охоты и плодородия) – медведица;
  • Астерия (божество звездного неба) – звездная;
  • Афина (богиня мудрости и войны) – значение не ясно;
  • Афродита (богиня любви и красоты) – пена;
  • Галатея (нереида, в которую был влюблен циклоп Полифем) – молочная;
  • Гармония (богиня, дочь Ареса и Афродиты) – союз, лад, согласие;
  • Геба (богиня юности, дочь Зевса и Геры) – юность, молодость;
  • Гера (богиня брака и семьи) – значение не ясно;
  • Гестия (богиня семейного очага) – очаг;
  • Гея (мать всех богов) – земля;
  • Дафна (речная нимфа) – лавр;
  • Деметра (богиня плодородия и земледелия) – божественная мать;
  • (богиня мира) – мир, спокойствие;
  • Ирида (богиня радуги, вестница богов) – радуга;
  • Калипсо (нимфа) – покрывать, окутывать;
  • Каллиопа (муза эпической поэзии) – красивый взгляд;
  • Каллисто (нимфа) – прекраснейшая;
  • Клио (муза истории) – слава;
  • Майя (плеяда) – кормилица, матушка;
  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Мирра – душистая смола;
  • Мнемосина (богиня памяти) – память;
  • Немесида (богиня возмездия) – праведный гнев;
  • Ника (богиня победы) – победа;
  • Персефона (богиня плодородия и весны) – значение не ясно;
  • Селена (богиня луны) – луна;
  • Талия (муза комедии) – цвести, расцветать;
  • Урания (муза астрономии) – небеса;
  • Фемида (богиня правосудия) – право, закон;
  • Эвтерпа (муза лирической поэзии) – доставляющая наслаждение.

Среди имен богинь встречаются как , вышедшие из обихода, так и распространенные до сих пор – Афродита, Ксения, Майя, Ника и ряд других.

В приведенный ниже список вошли самые , имевшие хождение в Древней Греции и упоминавшиеся в мифах; приведено их значение:

  • Агата – добрая;
  • Агния – непорочная;
  • Александра – защитница;
  • Алкидика – могучий закон;
  • Алкимеда – сильная забота;
  • Алкиона – зимородок;
  • Алфея – исцеляться;
  • Амалфея – нежная богиня;
  • Андромаха – человек+битва;
  • Андромеда – человек+заботиться;
  • Антея – цветок;
  • Антигона – против рождения;
  • Аполлинария – посвященная Аполлону;
  • Арахна – паук;
  • Арета – добродетель;
  • Ариадна – непорочная, чистая, священная;
  • Аспасия – желанная;
  • Аталанта – соблюдающая равновесие;
  • Варвара – чужестранка;
  • Василиса – царица;
  • – спокойная;
  • Гелла – значение не ясно;
  • Гермиона – посвященная Гермесу;
  • Глафира – изящная;
  • Гликерия – сладкая;
  • Даная – данайка, гречанка;
  • Евгения – благородная;
  • Европа – широкий взгляд;
  • – факел, светоч;
  • Иола – фиалка;
  • Ипполита – распрягать лошадь;
  • Ифигения – доблестный род;
  • Ия – фиалки;
  • Кассандра – блистающая;
  • Кассиопея – блистающий взгляд;
  • Клеопатра – слава отца;
  • Климена – слывущая сильной;
  • Коринна – девушка;
  • Ксантиппа – желтая лошадь;
  • Ксения – гостеприимная;
  • Лариса – чайка;
  • Левкиппа – белая лошадь;
  • Лидия – по названию области в Малой Азии;
  • Макария – блаженство, счастье;
  • Медея – думать, заботиться;
  • Мелисса – пчела;
  • Олимпиада – олимпийская;
  • – море;
  • Пенелопа – чирок, разновидность дикой утки;
  • Поликсена – очень гостеприимная;
  • Сафо – сапфир;
  • – мудрость, знание;
  • – венценосная;
  • Фаина – блестящая;
  • Федра – сияющая;
  • Филомела – любительница яблок;
  • Эвридика – широкий закон;
  • Электра – лучезарная.

Конечно, большинство древнегреческих имен, их значение и звучание, не подходят для имен современных девочек, но некоторые из них будут популярны еще долгое время, например – Александра, Ариадна, Елена, Ксения, София и другие.

Греческие женские имена, имеющие религиозное (христианское) значение

В конце эллинистического периода (конец IV в. до н.э. – V в. н.э.) Греция стала оплотом восточного христианства, а с крушением древнеримской империи и появлением нового мощного государства – Византии, центром распространения православия. Многие греческие имена приобрели христианское значение:

  • – возвращенная к жизни;
  • – вестница;
  • Дорофея – дар Божий;
  • Евангелия – благая весть, Евангелие;
  • Евдокия – благоволение;
  • Екатерина – чистая, непорочная;
  • Ефросинья – благомыслящая, радостная;
  • – жизнь;
  • – мудрость;
  • Фекла – слава Божия;
  • Феодосия – Богом данная.

Современные греческие женские имена

Большинство современных греческих женских имен имеет греческое происхождение и делится на две группы:

  • имена из православного календаря;
  • древнегреческие имена, в том числе мифологические.

Кроме того, встречаются имена древнееврейского и древнеримского происхождения, а также современные западноевропейские имена.

По сведениям 2013 года, самые популярные имена для девочек в современной Греции:

  • – от древнееврейского Мириам, желанная, горькая;
  • Элени – от древнегреческого Елена, факел;
  • Экатерини – от древнегреческого Екатерина, непорочная;
  • Василики – от древнегреческого Василиса, царица;
  • Георгия – женская форма имени Георгиос, земледелец;
  • София – мудрая;
  • – возвращенная к жизни;
  • Эвангелия – благая весть;
  • Иоанна – женская форма от Иоаннис, Бог милостив;
  • Димитра – от древнегреческого Деметра, божественная мать.

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов. В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

– главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер.

П осейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как оли цетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.

Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном.

Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница брака и супружеской любви. Ревнивая Гера сурово карает за нарушение брачных уз. У римлян ей соответствовала Юнона.

Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме

Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия. Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы.

Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл. С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь. С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой. У римлян Афине соответствовала богиня Минерва.

Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий.

Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс.

Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты. Её тип очень близок к семитско-египетскому почитанию производительных сил природы в образе Астарты (Иштар) и Исиды. Известное сказание об Афродите и Адонисе навеяно древнейшими восточными мифами об Иштар и Таммузе, Исиде и Осирисе. У древних римлян отождествлялась с Венерой.



Эрот – сын Афродиты, божественный мальчик с колчаном и луком. По просьбе своей матери пускает меткие стрелы, которые зажигают в сердцах людей и богов неисцелимую любовь. В Риме – Амур.

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями.

Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан.

Деметра – в Древней Греции олицетворяла производительную силу природы, но не дикую, как некогда Артемида, а «упорядоченную», «цивилизованную», ту, что проявляется в закономерных ритмах. Деметра считалась богиней земледелия, которая управляет ежегодным природным циклом обновления и увядания. Она же руководила и круговоротом человеческой жизни – от рождения к смерти. Эта последняя сторона культа Деметры составляла содержание Элевсинских таинств.

Персефона – дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве. Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Гестия – богиня-покровительница домашнего очага, семейных и общинных связей. Жертвенники Гестии стояли в каждом древнегреческом доме и в главном общественном здании города, все граждане которого считались одной большой семьёй.

Дионис – бог виноделия и тех буйных природных сил, которые доводят человека до безумного восторга. Дионис не относился к числу 12 «олимпийских» богов Древней Греции. Его оргиастический культ был заимствован сравнительно поздно из Малой Азии. Простонародное почитание Диониса противопоставлялось аристократическому служению Аполлону. Из исступлённых плясок и песен на праздниках Диониса позже произошли древнегреческая трагедия и комедия.

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами . Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов . В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Бог Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

Олимпийская богиня Артемида. Статуя в Лувре

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Венера (Афродита) Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Эрот Земной и Небесный. Художник Дж. Бальоне, 1602

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями .

– дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве . Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Похищение Персефоны. Античный кувшин, ок. 330-320 до Р. Х.

Амфитрита – жена Посейдона, одна из Нереид

Протей – одно из морских божеств греков. Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик

Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину. По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы. Близок к восточному богу Дагону.

Эйрена – богиня мира, стоящая у трона Зевса на Олимпе. В Древнем Риме - богиня Пакс.

Ника – богиня победы. Постоянная спутница Зевса. В римской мифологии – Виктория

Дике – в Древней Греции – олицетворение божественной правды, богиня, враждебная обману

Тюхе – богиня удачи и счастливого случая. У римлян – Фортуна

Морфей – древнегреческий бог сновидений, сын бога сна Гипноса

Плутос – бог богатства

Фобос («Страх») – сын и спутник Ареса

Деймос («Ужас») – сын и спутник Ареса

Энио – у древних греков – богиня неистовой войны, которая вызывает в бойцах ярость и вносит смятение в битву. В Древнем Риме – Беллона

Титаны

Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время. у римлян - Сатурн), Океан (отец всех рек), Гиперион , Кей , Крий , Япет . Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба .

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

Кроме титанов Гея родила от брака с Ураном циклопов и гекатонхейров .

Циклопы – три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния

Гекатонхейры – «сторукие» великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Воплощения страшных землетрясений и потопов.

Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона , отомстить отцу, Урану, оскопив его .

Крон сделал это серпом. От пролившихся при этом капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эриний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Из той части семени и крови оскоплённого Урана, что упала не на землю, а в море, родилась богиня любви Афродита.

Ночь-Нюкта в гневе на беззаконие Крона родила ужасных существ и божеств Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), богинь насильственной смерти Кер , Гипнос (Сон-Кошмар), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).

Власть над миром перешла теперь от Урана к титанам. Они поделили вселенную между собой. Крон вместо отца стал верховным богом. Океан получил власть над огромной рекой, которая по представлениям древних греков, течёт вокруг всей земли. Четверо других братьев Крона воцарились в четырёх сторонах света: Гиперион – на Востоке, Крий – на юге, Япет – на Западе, Кей – на Севере.

Четверо из шести старших титанов женились на своих сёстрах. От них пошло младшее поколение титанов и божеств стихий. От брака Океана с его сестрой Тефидой (Водой) были рождены все земные реки и водяные нимфы-Океаниды. Титан Гиперион – («высокоходящий») взял в жёны свою сестру Тейю (Блеск). От них родились Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря). От Эос родились звёзды и четыре бога ветров: Борей (северный ветер), Нот (южный ветер), Зефир (западный ветер) и Эвр (восточный ветер). Титаны Кей (Небесная Ось?) и Феба родили Лето (Ночную тишину, мать Аполлона и Артемиды) и Астерию (Звездный свет). Сам Крон женился на Рее (Мать-Гора, олицетворение производительной силы гор и лесов). Их дети – олимпийские боги Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс.

Титан Крий женился на дочери Понта Эврибии, а титан Япет – на океаниде Климене, которая родила от него титанов Атланта (он держит на своих плечах небо), надменного Менетия, хитроумного Прометея («мыслящий прежде, предвидящий») и слабоумного Эпиметея («думающий после»).

От этих титанов произошли другие:

Геспер – бог вечера и вечерней звезды. Его дочери от ночи-Нюкты – нимфы Геспериды , которые охраняют на западном краю земли сад с золотыми яблоками, некогда подаренный Геей-Землёй богине Гере при её бракосочетании с Зевсом

Оры – богини частей дня, времён года и периодов человеческой жизни.

Хариты – богини изящества, веселья и радости жизни. Их три – Аглая («Ликование»), Ефросина («Радость») и Талия («Изобилие»). У ряда греческих писателей хариты носят иные имена. В Древнем Риме им соответствовали грации

Древняя Греция переполнена мифами, преданиями и в большинстве из них фигурируют боги Олимпа. Каждый из богов имеет свое значение, наделен определенным характером и отражает уклад самой Греции того времени. Вопросы веры были всегда крайне щепетильны, но в этой стране богов нередко делили.

Выбор бога, которому будут поклоняться зависел от многого, в частности, от образа жизни горожан. Могло быть так, что мужская часть признает только Зевса, а вот женская отдает все почести Гере, венценосной супруге отца богов. При этом такое положение считалось абсолютно нормальным и нужно отметить, что одна сторона легко могла оскорблять другую, что становилось порой причиной настоящих трагедий.

Древние богини

Так, в Фивах были вырезаны семь мальчиков знатного человека, поклоняющегося Зевсу. Причиной такого зверства стало то, что во время пиршества мужчина оскорбил Геру, чего не смогли снести жрицы богини. Посчитав, что Гера богиня велит им смыть оскорбление, жрицы без жалости проникли в дом и убили мальчиков.

Вообще боги и богини Древней Греции имеют несколько поколений. Изначально был Хаос верховным богом, Гея – мать земли, Нюкта – мать ночи, Тартар – владыка мрачной бездны, Эреб – отец вечного мрака и тьмы. Дальше, уже во втором поколении, их дети: Кронос, сын бога Урана и матери-Геи, богини судьбы вещие Мойры и плеяда сверхъестественных существ. Но тогда они не были богами, они относились к могучим и непобедимым титанам.


Но мать предсказала Кроносу, что один из его детей свергнет его в глубину Тартара и верховный бог, первый из нареченных божественных существ, стал просто убивать тех детей, которых ему приносила супруга Рея. Но с последним ребенком Рея не могла расстаться: измученная душа матери слишком много страдала. Кронос проглотил вместо Зевса камень, а маленького сына Рея спрятала в зарослях девственного Крита, где его растили нимфы.

Пророчество сбылось: Зевс убил отца и тем самым освободил своих братьев и сестер, которых проглотил ненавистный отец.

Каждая богиня, каждый бог Олимпа был покровителем для человека, храмы и жертвенные алтари росли, множились по всей стране и за ее пределами.

Имена богинь Древней Греции. Список

Гера, хранительница брачных уз и преданности

Царственная супруга, дочь Кроноса и Реи, унаследовала характер своей матери. Невинное создание необыкновенной красоты, обладающее кротостью, привлекло внимание громовержца. Но как бы не хитрил Зевс, Гера не желала становиться любовницей избалованного божества. И тогда владыке неба и земли пришлось дать слово жениться, но хитрая Гера попросила его поклясться священными водами подземного Стикса. Она знала: такую клятву даже ветреный верховный бог не посмеет нарушить. Подземная река упоминается всегда в мифологии, если речь идет о какой-либо нерушимой клятве.

Но со временем громовержец стал изменять ей, а рождение Геракла от простой смертной и вовсе озлобило богиню. Она стала всячески портить жизнь матери Геракла и самому юноше, даже под страхом гнева Зевса. Именно поэтому в некоторых летописях о Гере говорится как о злобной и мстительной богине.

Афина, греч. - дочь Зевса, богиня мудрости и победоносной войны, защитница , искусства и ремесел.

Старые мифы высказываются о рождении Афина довольно скупо: Гомер говорит лишь, что она без матери. У более поздних авторов уже можно найти подробности. Как рассказывает Гесиод, Зевсу было предсказано, что богиня мудрости Метида родит ему дочь, которая превзойдет его мудростью, и сына, который превзойдет его силой и свергнет с трона. Чтобы не допустить этого, Зевс проглотил Метиду, после чего из его головы родилась Афина.

Еще более поздние мифы знают даже, как это произошло. После того как Зевс съел Метиду, он почувствовал, что голова у него просто раскалывается от боли. Тогда он призвал Гефеста (по другим версиям - Гермеса или титана Прометея), тот раскроил ему голову топором - и на свет появилась Афина Паллада в полном вооружении.

Таким образом, в соответствии с символикой мифов Афина была и силы Зевса. Он и любил ее больше всех своих дочерей: разговаривал с ней, как со своей собственной мыслью, ничего от нее не скрывал и ни в чем ей не отказывал. Со своей стороны, Афина понимала и ценила благоволение отца. Она всегда была рядом с ним, ни разу не увлеклась каким-нибудь другим богом или мужчиной и при всей своей красоте, величавости и благородстве не вышла замуж, оставаясь Афина-Девой (Афина Парфенос).

Благодаря своему происхождению и благорасположению Зевса Афина стала одной из самых могущественных богинь греческого пантеона. С древнейших времен она была, прежде всего, богиней войны, являясь защитницей от врагов.

Правда, война находилась в компетенции Ареса, но Афина это не мешало. Ведь Apec был богом яростной войны, кровавых сражений, в то время как она была богиней разумно, расчетливо ведомой войны, которая неизменно заканчивается победой, чего никак нельзя было сказать о войнах Ареса. Афину - богиню войны – греки почитали под именем Афины Эноплос (Афины вооруженной) или Афины Промахос (Афины-передового бойца или Афины, вызывающей на бой), как богиню победоносной войны ее называли Афина Нике (Афина-Победительница).

От начала и до конца античного мира Афина была богиней-защитницей греков, особенно афинян, которые всегда были ее любимцами. Как Афина Паллада, богиня охраняла и другие города, прежде всего те, где в храмах имелись ее культовые статуэтки, так называемые палладии; пока палладий оставался в городе, город был неприступен. Такой палладий имели в своем главном храме и троянцы, и поэтому ахейцам, осаждавшим Трою, непременно нужно было этот палладий украсть (что и сделали Одиссей с Диомедом). Грекам и их городам Афина покровительствовала и в войне, и в мире. Она была защитницей народных собраний и права, заботилась о детях и больных, даровала людям благополучие. Нередко ее помощь принимала сугубо конкретные формы. Например, она подарила афинянам оливу, положив этим основание одной из основных отраслей греческого народного хозяйства (кстати, до сегодняшнего дня).

На фото: картина Ривьера Брайтона «Афина Паллада и собаки пастуха».

Кроме этих важных функций Афина была также богиней искусства и ремесел (два этих понятия греки, как правило, не различали; труд скульптора, каменщика и сапожника они обозначали словом «техне»). Женщин она научила прясть и ткать, мужчин - кузнечному, ювелирному и красильному ремеслам, помогала строителям храмов и кораблей. За свою помощь и защиту Афина требовала уважения и жертв - это было правом каждого бога. Неуважение и оскорбления она наказывала, но умилостивить ее было легче, чем других богинь.

В жизнь богов и героев Афина вмешивалась часто и действенно, причем каждое ее вмешательство вело именно к тому результату, который она сама желала. С богом моря Посейдоном у Афины возник спор о господстве над Аттикой и Афинами. Совет богов назначил третейским судьей первого афинского царя Кекропа, и Афина спор выиграла, подарив оливу и этим обеспечив себе расположение Кекропа. Когда Парис оскорбил Афину своим нежеланием признать ее первенство в споре о красоте, она отплатила ему тем, что помогла ахейцам победить Трою. Когда ее почитателю Диомеду в сражении под стенами Трои пришлось туго, она сама заняла место возничего в его боевой колеснице и принудила к бегству своего брата Ареса. Она помогала Одиссею, его сыну Телемаху, сыну Агамемнона Оресту, Беллерофонту, Персею и многим другим героям. Афина никогда не покидала своих подопечных в беде, всегда помогала грекам, особенно афинянам, и такую же поддержку она оказывала впоследствии римлянам, почитавшим ее под именем Минервы.

На фото: копия работы Фидия, колоссальной бронзовой статуи Афины Паллады в центре Акрополя.

О богине Афине говорится уже в памятниках крито-микенской письменности 14-13 вв. до н. э. (так называемое линейное письмо «В»), обнаруженных в Кноссе. В них она называется богиней-защитницей царского дворца и близлежащего города, помощницей в бою и дарительницей урожая; ее имя звучит как «Атана». Культ Афины распространился по всей Греции, следы его остаются и после победы христианства. Превыше всех ее чтили афиняне, чей город несет до сих пор ее имя.

С незапамятных времен в Афинах проходили празднества в честь рождения богини - панафинеи (они приходились на июль - август). В середине 6 в. до н. э. афинский правитель Писистрат учредил так называемые Великие панафинеи, проходившие раз в четыре года и включавшие состязания музыкантов, поэтов, ораторов, гимнастов и атлетов, наездников, гребцов. Малые панафинеи праздновались ежегодно и более скромно. Кульминацией этих празднеств было приношение даров афинского народа богине, в первую очередь нового одеяния для древней культовой статуи Афина в храме Эрехтейон на Акрополе. Панафинейская процессия мастерски изображена на фризе афинского Парфенона, одним из авторов которого был великий Фидий. В Риме торжества в честь Минервы проходили дважды в год (в марте и в июне).

На фото: статуя Афины («Паллада Джустиниани») в садах Петергофа.

Архитектурные сооружения в честь Афины относятся к сокровищам общечеловеческой культуры - даже если от них сохранились одни руины. В первую очередь, это Парфенон на афинском Акрополе, построенный в 447-432 гг. до н. э. Иктином и Калликратом под художественным руководством Фидия и освященный Периклом уже в 438 г. до н. э. Более двух тысячелетий Парфенон простоял, почти не тронутый временем, пока в 1687 г. его не повредил взрыв пороха, который хранили в нем турки во время войны с Венецией. Неподалеку расположен небольшой храм Нике, посвященный Афине-Победительнице; во время турецкой оккупации он был полностью разрушен, но в 1835-1836 гг. снова восстал из руин. Последнее из этих строений на Акрополе - Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и Эрехфею (Эрехтею). Когда-то в нем хранился афинский палладий, а рядом с Эрехтейоном была посажена «олива Афины» (нынешняя была посажена в 1917 г.). Великолепные храмы Афины были построены греками также на спартском Акрополе, в аркадской Тегее, на Мраморной террасе в Дельфах, в малоазиатских городах Пергаме, Приене и Ассе; в Аргосе был общий храм Афины и Аполлона. Остатки ее храма сохранились в сицилийском Кефаледии (нынешний Чефалу) и в развалинах Гимеры; двенадцать дорических колонн ее храма в Сиракузах стоят до сих пор как составная часть тамошнего собора. Ее храм был и в Трое (не только в гомеровской, но и в историческом новом Илионе). Возможно, ей был также посвящен древнейший из трех сохранившихся храмов в Посейдонии, южноитальянском Пестуме, который теперь называется Пести) кон. 6 в. до н. э., Но традиции называемый «храм Цереры».

На фото: Афина Паллада (Минерва). .

Греческие художники изображали Афину в виде серьезной молодой женщины в длинном одеянии (пеплосе) или в панцире. Иногда, несмотря на женскую одежду, на голове у нее был шлем, а рядом с ней - ее священные животные, сова и змея. Из ее античных статуй наиболее высоко ценились: «Афина Парфенос», колоссальная хрисоэлефантинная статуя (т. е. из золота и слоновой кости), с 438 г. до н. э. стоявшая в Парфеноне; «Афина Промахос», колоссальная бронзовая статуя примерно 451 г. до н. э., стоявшая перед Парфеноном, и «Афина Лемния» (после 450 г. до н. э.), воздвигнутая на Акрополе благодарными афинскими колонистами с Лемноса. Все эти три статуи создал Фидий; к сожалению, мы знаем их лишь по описаниям и поздним копиям и репликам, в основном не очень высокого уровня. О некоторых статуях дают представление рельефы: например, о том, как выглядела скульптура Мирона «Афина и Марсий», мы знаем по ее изображению на так называемой «вазе Финлея» (1 в. до н. э.), хранящейся в Афинах, в Национальном археологическом музее. Пожалуй, лучший ее рельеф классической эпохи - «Задумчивая Афина», опирающаяся на копье и грустно глядящая на стелу с именами павших афинян (музей Акрополя). Самой верной, хотя и не слишком искусной и к тому же уменьшенной в десять раз копией культовой статуи «Афина Парфенос» можно, наверное, считать так называемую «Афина Варвакион» (Афины, Национальный археологический музей). Вообще же статуй Афины, целых или в виде торсов, сохранилось немало. Наиболее известные из них, римские копии греческих оригиналов классической эпохи, находятся в Италии и по традиции называются именами их бывших владельцев или по месту их нахождения: «Афина Фарнезе» (Неаполь, Национальный музей), «Афина Джустиниани» (Ватикан), «Афина из Веллетри» (Рим, Капитолийские музеи и Париж, Лувр). Наиболее ценная в художественном отношении копия головы «Афина Лемнии» находится в Городском музее в Болонье.

Образ Афины сохранился примерно на двухстах вазах, причем многие из них относятся к 6 в. до н. э. Архаизованное изображение Афины украшало все амфоры, которыми награждались победители панафинейских игр.

Из произведений нового времени, не менее многочисленных и не менее разнообразного уровня, назовем лишь две картины: «Паллада и кентавр» Боттичелли (1482) и «Рождение Афины из головы Зевса» Фьяминго (1590-е гг.). Из статуй - тоже две: работу Дроса начала нашего века, которая стоит на высокой ионической колонне перед афинской Академией, и работу Гудона конца 18 в., которая украшает Институт Франции.

На фото: статуя Афины у здания парламента Австрии в Вене.

Статьи по теме: