Венская классическая школа: Гайдн. Биография Гайдна: детство, юность, личная жизнь Гайдн интересные факты

Йозеф Гайдн родился в 1932 г. в небольшом доме в городе Рорау в Австро-Венгрии. Здание родного дома Гайдна дважды пострадало от наводнений и три раза от пожара, но сохранилось до наших дней. Постройка, тщательно отреставрированная австрийским правительством, сейчас довольно красива. Семья, в которой родился Гайдн, была не бедной, хотя и жила просто. Отец Матиас Гайдн был колесным мастером, он ремонтировал экипажи и никогда не сидел без работы. Дома, на которой жила семья Гайднов, улице принадлежали фермерам. Утром они отправлялись на поля. А вечером возвращались в свою деревушку. Соседи вели общинную жизнь. Во владении Матиаса Гайдна был скот и земля. В родном городке он занимал пост мирового судьи, в обязанности которого входило следить, чтобы люди неукоснительно следили моральным и религиозным правилам. Отец будущего композитора также работал на местного землевладельца, отправлял людей работать в замки или синить дороги. Таким образом, он занимал видное место в обществе.

В Рорау возвышался старинный замок и церковь. Поскольку семья Гайдна, как и все местные жители, были ревностными католиками, религия оказывала на их жизнь большое влияние. В доме мирового судьи никогда не звучала музыка, а только народные песни. Маленький Йозеф с удовольствием подпевал взрослым. На его прекрасный голос и явные музыкальные способности обратил внимание приехавший из Гейнбурга дальний родственник. Будучи главным руководителем церковного хора, он всегда находился в поиске хороших голосов. С ним шестилетний Йозеф Гайдн навсегда уехал из родного дома. С этого момента началась биография композитора Йозеф Гайдн .

В Гейнбурге все было по-другому. Незнакомый город впечатлял юного гостя огромными разноцветными домами и магазинными, типичными для этой части Европы. Не исключением был и собор свв. Филиппа и Иакова, где одаренный мальчик нашел применение своему музыкальному таланту. Хотя большую часть денег на проживание он зарабатывал, помогая своему наставнику. Йозеф запоминал только хорошее, а плохое не причиняло ему вреда. В Гейнбурге композитора помнят до сих пор, ведь его замечательные музыкальные таланты стали известны далеко за пределами этого города.

Когда будущему музыкальному гению исполнилось 8 лет, придворный композитор и хормейстер Собора св. Стефана Рейтер, искавший исполнителей для своего хора, увез его в Вену. Храм находился в самом центре города. В середине ХVIII ст. религия, во времена расцвета религии Собор считался центром Вены. С этим храмом Йозеф Гайдн был связан на протяжении 9 лет жизни. Юноша поселился в доме наставника, рядом с собором, и музыка стала его лучшей пищей. Хормейстер был не слишком щедр к своим подопечным. Мальчиков обучали игре на скрипке и клавесине, но Рейтера не интересовали их детские чувства и переживания. Йозеф был любознательным, но учебную программу выполнял не всегда. Композицию он осваивал сам, наблюдая за опытными композиторами. Несмотря на все проблемы, мальчик был счастлив в школе, поскольку ежедневно соприкасался там с хорошей музыкой. Здесь Йозеф Гайдн находился в гармонии с самим собой. Все изменилось в 1745 году, когда у Йозефа начал ломаться голос.

Детство Йозефа Гайдна

(1732 – 1809 г .г.)

Слава австрийского композитора Йозефа Гайдна была велика уже при его жизни. С давних пор и по сей день его имя соединяется с почётными титулами «отца симфонии», «родоначальника инструментальной музыки», «венского классика». Давно утвердилось и словосочетание «жизнерадостный Гайдн». Действительно, он в полной мере обладал этим не столь уж простым свойством – радоваться жизни – претворил его в музыку, радующую людей.

Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийском селе Рорау. Отец Гайдна обрабатывал землю и одновременно был хорошим каретным мастером. Семья жила в небольшом домике, где каждую неделю устраивались семейные концерты. Мать пела. А отец, выучившись играть на арфе, «не зная ни одной ноты», ей аккомпанировал. Когда Йозеф подрос, он тоже стал принимать участие в семейных концертах. Он брал в руки два деревянных бруска – один из них служил скрипкой, а другой – смычком и таким образом аккомпанировал пению матери. На его музыкальные способности обратил внимание один из двоюродных братьев отца и посоветовал родителям отдать его в церковный хор. В шесть лет Йозеф покидает родительский дом, переезжает в Хайнбург. Кроме пения он обучается игре на скрипке и клавесине.

Песенка – исп. скрипка

Однажды пение Гайдна услышал регент собора св. Стефана в Вене. Он подыскивал для своего хора мальчиков. Его привёл в изумление чистый красивый голос мальчика. Он лишь заметил, что мальчик не делает трелей. Тот возразил: «Мой дядя тоже этого не умеет делать». Регент показал, как нужно сближать два звука, задерживать дыхание и вибрировать язычком…Йозеф едет в Вену и становится церковным певчим. Было ему в ту пору восемь лет.

Вена – столица Австрии являлась музыкальным центром Европы. Музыка звучала повсюду: в домах и дворцах, на улицах и в кабачках. Процветали австрийские танцы – лендлеры и вальсы, звучали народные мелодии и менуэты.

Менуэт – исп. фортепиано

Французский танец менуэт был очень популярен в то время. Его называли «королём танцев и танцем королей». Особенно он был популярен при французском дворе. Пышные одежды у дам, не позволяли делать быстрых движений. Менуэт звучал в умеренном темпе. Движения были изящные, плавные. Для него характерны реверансы, поклоны. Движения кавалера носили галантный характер и выражали преклонение перед дамой.

Менуэт – песня

Большой популярностью пользовался менуэт при дворе Петра I . Он исполнялся на его замечательных ассамблеях.

Менуэт быка – скрипка, фортепиано.

В 17 лет, голос у Йозефа начал ломаться, из капеллы его выгнали. Он бедствовал, голодал, играл на скрипке в бродячем ансамбле, редко удавалось давать частные уроки. Но как бы тяжело ему ни было, его никогда не покидало чувство юмора. Однажды он назначил свидание нескольким музыкантам…расставил их по разным углам улицы и договорился, что по условному знаку каждый заиграет, что ему вздумается. Когда начался этот кошачий концерт, он незаметно удалился, а, услышав шаги приближающейся стражи, удрали и другие, только двое музыкантов были задержаны, но вскоре были освобождены.

Наконец, счастье улыбнулось Гайдну. Он познакомился с венгерским князем Эстергази, который был большим любителем музыки и содержал в Эйзенштадте капеллу и театр. Эстергази пригласил Гайдна занять должность капельмейстера в Эйзенштадте. Через год старый князь умер и его место занял Николай Эстергази, прославившийся безумной роскошью, за что его прозвали «великолепный». Он построил дворец в 126 комнат. При дворце были выстроены театры – один для оперных спектаклей (400 чел.), а другой – для марионеток. Гайдн писал музыку для того и другого театра. По вечерам устраивались музыкальные академии. Князь Николай сам принимал участие в концертах, он играл на баритоне, инструменте, похожем на виолончель. Для этого инструмента Гайдн сочинил 126 трио.

А теперь давайте представим себе роскошный дворец, со стенами, затянутыми шелком, драгоценной мебелью и венецианскими зеркалами, отражающими блеск множества свечей. Собралось небольшое общество: шуршит шёлк, мелькают дорогие кружева. Исполняется музыка…

Анданте – виолончель

Около 30 лет прослужил Гайдн у князя Эстергази. В его обязанности входило не толь-

ко сочинение музыки, он должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле. Отвечать за сохранность нот и инструментов. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц. Вот лишь некоторые строки из его писем: «Я несчастное создание, постоянно измучен работой…очень редкие часы отдыха». И даже – «печально всё-таки быть рабом». Драматическими, тревожными настроениями окрашены минорные симфонии – «Траурная», «Страдание», «Прощальная». Однако в его музыке преобладает ясный взгляд на мир. Источники радости Гайдн находил повсюду – в природе, в жизни крестьян, в общении с близкими людьми.

«Вот опять уходит лето» — вокальная группа

Теперь давайте представим внешность композитора. Он был невысокого роста. Сред -

него телосложения с правильными чертами лица. С раннего детства он носил парик с косичкой и буклями по бокам. Был всегда опрятен. Он никогда не принимал визитов, если не был заранее полностью одет. Утром он вставал в половине седьмого, тщательно одевался, завтракал, садился за клавесин и импровизировал до тех пор, пока не находил нужные музыкальные мысли. Их он немедленно записывал. Днем разучивал с капеллой пьесы, которые должны были исполняться, а перед обедом выслушивал личные распоряжения князя. Он много трудился. Поэтому им создано огромное количество произведений. Здесь и симфонии, и оперы, песни (более 300), оратории, произведения для различных инструментов.

Музыканты ценили и любили Гайдна за доброту и справедливость, он помогал молодым музыкантам и рад овался их успеху. У него было много учеников, назовём лишь некоторые имена. Когда Гайдн впервые приехал в Лондон, концертная организация, конкурирующая с той, что пригласила Гайдна, задумала столкнуть венского мастера с его бывшим учеником, к тому времени известным композитором Игнацем Плейелем. В одном из писем Гайдн рассказывает: «Прибыв сюда, Плейель был столь скромен, что я вновь полюбил его…» «Славу мы разделим с ним пополам, и оба, д о вольные, разъедемся каждый к себе домой».

Среди его учеников – Вольфганг Амадей Моцарт. Они познакомились в Вене в начале 80-х годов во время о дного из приездов капеллы Эстергази в австрийскую столицу. Моцарт называл Гайдна «папой» и в 1785 году посвятил ему шесть струнных квартетов. Гайдн после венской премьеры «Дон Жуана» произнёс следующую фразу: «Моцарт — в е личайший композитор, которого сейчас имеет мир».

«Учитель и ученик» — фортепианные вариации

Музыка Гайдна была известна и в России. Всем хорошо известна песня «Волга – реченька глубока». А история её создания такова. В одном из московских журналов в 1793 году появилось стихотворение под названием «Песня». Кто-то приспособил её для пения, взяв для этого мелодию из второй части 53-й симфонии Гайдна. Так появилась песня «Волга – реченька глубока».

«Волга – реченька глубока» — (баян)

Русскому послу в Париже Дмитрию Алексеевичу Голицыну – ученому-философу – Гайдн посвятил симфонию «Охота» (1781). Известны так называемые русские квартеты Гайдна, посвященные великому князю Павлу (будущему русскому императору Павлу I). Гайдн бывал желанным гостем в доме Дмитрия Михайловича Голицына, который был послом России в Вене. В доме Голицыных устраивались музыкальные «академии», где часто звучала музыка Гайдна. В Россию музыку Гайдна привозили дипломаты, русские путешественники. Имя Гайдна часто упоминалось в газетах, журналах, дневниках, литературных произведениях его русских современников. Назовём лишь несколько примеров из хроники тех лет.

1784 год. Музыкант парижской оперы Ивар посылает владельцу крепостной капеллы и крепостного театра в подмосковных имениях Кусково и Останкино Николаю Петровичу Шереметьеву симфонии и квартеты Гайдна. В следующем году – десять симфоний и церковную композицию, через два года – одну симфонию, и ещё через два года – девять симфоний.

Ноябрь 1792 года, Петербург. Исполнением «большой симфонии господина Гайдна» открылся концерт, которым возобновилась деятельность Музыкального клуба.

В 1808 году Гайдн был избран почётным членом Санкт-Петербургского филармонического общества. В его честь изготовили золотую медаль с изображением античной лиры, цифры 1802 и имени Гайдн. На оборотной стороне выведены слова «воскресший Орфей».

Симфония № 103, 3 часть – фортепианный дуэт

Биография Гайдна представляет подлинный интерес для всех поклонников классической музыки. Знаменитый композитор по праву считается создателем симфонизма, который впоследствии стал основой творчества Людвига ван Бетховена. Также Йозеф Гайдн был первым, кто сумел представить миру полностью законченные произведения для струнного квартета и клавирной сонаты, создал светские оратории на немецком.

Детство

Краткая биография Гайдна включает в себя историю детства гениального музыканта. Франц Йозеф появился на свет 31 марта 1731 года в Австрии, в маленькой деревушке под названием Рорау. Его родители не имели музыкального образования, но были неравнодушны к музыке, поэтому рано сумели распознать исключительный слух и великолепный голос будущего композитора. В возрасте пяти лет мальчик звонко подпевал взрослым, так что его приняли в церковный хор, чтобы исполнять воскресные мессы.

Дальновидный отец не желал растрачивать талант сына понапрасну и в шестилетнем возрасте отправил Франца Йозефа в соседний город к своему родственнику Иоганну Матиасу Франку, который был ректором школы для мальчиков. Кроме традиционных дисциплин, дети здесь обучались пению и игре на скрипке, так что юный гений получил прекрасное начальное образование и на протяжении всей жизни был благодарен своему чуткому наставнику.

Благодаря упорству, невиданному трудолюбию и врожденным вокальным данным мальчик быстро стал известен в родных краях. Через два года Рорау посетил венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы найти молодых исполнителей для своей капеллы. Талантливый ребенок произвел на него сильное впечатление, и Георг принял восьмилетнего Йозефа в хор самого крупного собора столицы. В биографии Йозефа Гайдна началась новая эпоха. Два года будущий композитор изучал искусство пения, постигал тонкости композиций и даже сам сочинял религиозные песни.

Юность

Краткая биография Йозефа Гайдна содержит немало подробностей о юности этого гения. В 18 лет молодой музыкант начал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, давая уроки музыки, выступая в составе различных оркестров и исполняя песни в церковных хорах. Заработанные деньги настойчивый юноша тратил на обучение у знаменитого в то время композитора Николо Порпоры. Когда за уроки платить было нечем, Франц брался аккомпанировать другим ученикам своего наставника. В свободное время Гайдн, одержимый страстью к новым знаниям, до глубокой ночи изучал книги по композиции, разбирал сонаты и сочинял музыку в различных жанрах.

Первая опера Гайдна называлась «Хромой бес» и была представлена публике в 1751 году в небольшом театре в пригороде Вены. Через четыре года у композитора уже был собственный струнный квартет, а еще через четыре мир увидела первая симфония. Этот жанр стал ключевым в его будущем творчестве.

Йозеф Гайдн и князь Эстергази

1 мая 1761 года Франц Йозеф заключил контракт с венгерским князем Эстергази, который сыграл важную роль в биографии Гайдна. В течение следующих трех десятков лет композитор являлся придворным капельмейстром этого семейства.

Семья князя проживала в Вене лишь зимой, а летом переезжала в летнюю резиденцию в крошечном городке под названием Айзенштадт. Францу приходилось оставлять Вену и отправляться в уединенное имение, чтобы сочинять пьесы для своего работодателя. Контракт предусматривал, что композитор обязан писать произведения по заказу Эстергази, поэтому его ранние симфонии написаны для небольшого количества музыкантов, которых предоставлял князь. Через два года безупречной работы композитор получил разрешение добавлять в оркестр новые инструменты на свой выбор.

В 60-70-х годах на свет появились композиции «Страсти», «Осень», «Траурная». В этих произведениях композитор отобразил новый литературный стиль, который зарождался в Германии и назывался «Буря и натиск». В это же время автор создавал и симфонии для детей.

Творчество

Биографию и творчество Гайдна озарила дружба с другим гением этой эпохи - Вольфгангом Амадеем Моцартом. Их отношения никогда не омрачали ни зависть, ни соперничество, Франц считал своего друга величайшим композитором современности, обучил его искусству создания струнных квартетов. В ответ Моцарт посвятил своему учителю несколько своих произведений.

После окончания контракта с Эстергази Гайдн все еще числился придворным капельмейстром, но получил свободу, и привычный уклад его жизни поменялся. Композитор переехал в Вену, и в 1791 году его пригласили на гастроли в Англию. Йозеф получил в свое распоряжение оркестр из 40 музыкантов, его гастроли прошли блестяще, а следующие полтора года, проведенные в Лондоне, стали подлинным триумфом. За этот период автор создал более 280 музыкальных произведений.

Личная жизнь

В возрасте 28 лет Йозеф полюбил младшую дочь придворного парикмахера, но девушка решила посвятить свою жизнь служению богу и ушла в монастырь. По неизвестной причине Гайдн женился на старшей сестре свой возлюбленной, Марии Келлер, которой в то время было 32 года. Их брак оказался несчастливым. У пары не было детей, композитор не желал достойно заботиться о жене, на что она отвечала расточительством и неуважением. Несмотря на это, супруги прожили вместе более 40 лет.

Однако биография Гайдна таит в себе еще одно любовное приключение. Уже будучи в преклонном возрасте, Йозеф встретил свою последнюю любовь - молодую певицу Луиджу Польцелли, которая также работала в театре. Девушка очаровала композитора. Влюбленный, он создавал для своей пассии специальные музыкальные партии, так как талантом Луиджа не блистала. Кроме этого, она отличалась надменностью и корыстолюбием, так что Гайдн после смерти своей жены не рискнул заключить брак с молодой возлюбленной, однако оставил ей немалое наследство.

Смерть

В 1809 году Вена была оккупирована армией Наполеона. Великий композитор скончался 31 мая. Узнав об этом горьком событии, император выставил у его дома почетный караул, пожелав почтить его светлую память.

Биография Гайдна - это триумфальная история таланта, подкрепленного невероятным трудолюбием, упорством и настойчивостью. Творческое наследие композитора живо до сих пор, а его великолепные симфонии исполняются в лучших концертных залах мира.

Интересные факты из жизни австрийского композитора изложены в этой статье.

Йозеф Гайдн интересные факты

Считается, что датой рождения композитора является 31 марта. И интересно, что в его свидетельстве указана совершенно иная дата — 1 апреля. Согласно личным дневникам Гайдна, он сознательно изменил дату рождения, чтобы не отмечать ее в «день дурака».

Йозеф в детстве уже отличался талантом. В 6 лет он отлично играл на барабанах. А благодаря его певческому голосу, 5-летнего мальчика пригласили в Вену в школу хорового церковного пения Собора Св. Стефана. Когда у Гайдна началась ломка голоса, хормейстер школы предложил провести некую операцию, которая прекратила бы данный процесс. Однако отец мальчика вовремя вступился за сына, предотвратив неминуемое.

Будучи мальчиком, он переболел оспой.

Когда умерла мать Йозефа, его отец взял в жены молодую 19-тилетнюю служанку. Стоит отметить, что «сын» оказался старше «матери» на целых 3 года.

Однажды будущий композитор влюбился в девушку. Но она решила, что монашеская жизнь намного лучше семейной. Но он не стал унывать и позвал замуж ее старшую сестру Анну Марию. В своих дневниках Гайдн отмечал, что жена была довольно ворчливой и не разделяла музыкальные увлечения мужа. Она пользовалась нотными рукописями как кухонной утварью.

Гайдн дружил с . Друзья никогда не ссорились.

Существует легенда о создании струнного квартета «Бритвенный». Утром Йозеф брился тупой бритвой. Его терпение лопнуло, и композитор прокричал, что если бы кто-то дал ему нормальную бритву, то он подарил бы этому человеку свое произведение. Неподалеку был Джон Бленд, желающий издать новое произведение известного композитора. Издатель вручил композитору стальные английские бритвы, а тот, взамен вручил гостю новую работу. Созданный квартет получил свое название «Бритвенный».

Гайдн большую часть жизни промучился с полипами в носовой полости. Его хороший друг и хирург Йозеф Джон Хентер предложил ему провести операцию по удалению полипов. Композитор сначала дал согласие. Он пришел в кабинет хирурга, и увидел четырех больших помощников, которые держали пациентов во время болезненной операции. Музыкант испугался, кричал и вырывался. В конечном итоге избавиться от полипов ему не удалось.

Й. Гайдна по праву считают родоначальником сразу нескольких направлений: современного оркестра, квартета, симфонии и классической инструментальной музыки.

Краткая биография Гайдна: детские годы

Родился Йозеф в небольшом австрийском городке Рорау. Все его предки были ремесленниками и крестьянами. Родители Йозефа тоже были простыми людьми. Отец промышлял каретным делом. Мать служила кухаркой. Музыкальность мальчик унаследовал от отца. Еще будучи пятилетним ребенком, он обратил на себя внимание, так как обладал звонким голосом, отличным слухом и чувством ритма. Сначала его взяли петь в церковный хор в городке Гайнбург, а оттуда он попал в капеллу при соборе С. Стефана в Вене. Это была прекрасная возможность для мальчика получить музыкальное образование. Он пробыл там 9 лет, но как только голос его стал ломаться, юношу безо всяких церемоний уволили.

Й. Гайдн. Биография: композиторский дебют

С этого момента для Йозефа началась совершенно иная жизнь. Восемь лет он перебивался, давая уроки музыки и пения, играя на скрипке на праздниках, а то и просто на дороге. Гайдн понимал, что без образования дальше не пробиться. Он самостоятельно изучал теоретические труды. Вскоре судьба свела его со знаменитым комическим актером Курцем. Тот сразу оценил талант Йозефа и предложил ему написать музыку к либретто, которое он составил к опере «Кривой бес». Сочинение до нас не дошло. Но зато точно известно, что опера прошла успешно.

Дебют сразу же принес молодому композитору популярность в кругах, настроенных демократически, и плохие отзывы приверженцев старых традиций. Немаловажными для становления Гайдна-музыканта оказались занятия с Никола Порпорой. Итальянский композитор просматривал сочинения Йозефа и давал ценные советы. В дальнейшем улучшилось материальное положение композитора, появились новые сочинения. Существенную поддержку оказал Йозефу помещик Карл Фюрнберг, любитель музыки. Он рекомендовал его графу Морцину. Гайдн пробыл у него на службе в качестве композитора и капельмейстера всего год, зато при этом имел бесплатное помещение, питание и получал жалованье. К тому же столь удачный период вдохновил композитора на новые сочинения.

Й. Гайдн. Биография: женитьба

Во время службы у графа Морцина Йозеф подружился с парикмахером И. П. Келлером и влюбился в его младшую дочь Терезу. Но до женитьбы дело не дошло. По неизвестным доселе причинам девушка покинула дом отца. Келлер предложил Гайдну взять в жены его старшую дочь, и тот согласился, о чем потом не раз жалел.

Йозефу было 28 лет, Марии Анне Келлер - 32. Она оказалась очень ограниченной женщиной, нисколько не ценящей талант своего мужа, к тому же была слишком требовательной и расточительной. Вскоре Йозефу пришлось уйти от графа по двум причинам: он принимал в капеллу только холостых, а потом, разорившись, был вынужден и вовсе ее распустить.

Й. Гайдн. Биография: служба у князя Эстергази

Угроза остаться без постоянного жалованья недолго висела над композитором. Почти сразу он получил предложение от князя П. А. Эстергази - покровителя искусств еще более богатого, чем прежний. Гайдн провел у него в должности дирижера 30 лет. В его обязанности входило управление певцами и оркестром. Также он должен был сочинять симфонии, квартеты и прочие произведения по требованию князя. Большинство своих опер Гайдн написал именно за этот период. Всего же он сочинил 104 симфонии, главная ценность которых заключается в органичном отражении единства физического и духовного начала в человеке.

Й. Гайдн. Биография: путешествие в Англию

Композитор, имя которого стало известно далеко за пределами родины, до сих пор никуда, кроме Вены, не выезжал. Он не мог этого сделать без разрешения князя, а тот не терпел отлучек личного капельмейстера. В эти моменты Гайдн чувствовал свою зависимость особенно остро. Когда ему было уже 60 лет, князь Эстергази умер, и его сын распустил капеллу. Чтобы его «слуга» имел возможность не поступать на службу к кому-то другому, он назначил ему пенсию. Свободный и счастливый Гайдн отправился в Англию. Там он давал концерты, в которых был дирижером при исполнении собственных произведений. Абсолютно все они проходили с триумфом. Гайдн стал почетным членом Оксфордского университета. Он побывал в Англии дважды. В этот период он сочинил 12 «Лондонских симфоний».

Биография Гайдна: последние годы

Эти произведения стали вершиной его творчества. После них не было написано ничего значительного. Напряженная жизнь забрала его силы. Свои последние годы он провел в тишине и уединении в маленьком домике, расположенном на окраине Вены. Иногда его посещали почитатели таланта. Умер Й. Гайдн в 1809 году. Похоронили его сначала в Вене, а позже останки перенесли в Эйзенштадт - город, в котором композитор провел немало лет своей жизни.

Статьи по теме: