Формирование и становление первых государств

Политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в конкретного общества.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.

Основными причинами возникновения государства являются:

1. переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);

2. создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда;

3. социально-классовое расслоение членов общества , вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т. д.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

Формы возникновения государства

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы:

  • азиатская;
  • рабовладельческая;
  • прафеодальная.

Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке — Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная обшина, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировались специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.

Как свидетельствуют последние археологические данные и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства может быть именно восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, так как имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собствен ности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помошью специализирующихся на этой деятельности людей.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные:

  • древнегреческая;
  • древнеримская;
  • древнегерманская (возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Теория государства и права

Вопрос 1.

Каковы причины возникновения государства и права?

Государство и право - важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права - составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт - государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умерила столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ними, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Под термином «право» понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе. Есть еще и другие значения этого слова:

в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной на обычаях, т. е. нормах, вошедших в привычку.

в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения, основанной на принципах добра и справедливости.

в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения, основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.

в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.

Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.

Возникновение государства и права.

По поводу возникновения государства в мире существует множество теорий. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

Теологическая (божественная) теория относится к числу теорий, возникших раньше других. В силу особых взглядов и воззрений части общества значительная роль в решении вопросов о причинах и путях возникновения государства на протяжении всей итории развития человечества отводилась религии. Идеи божественного происхождения государства выдвигались еще в Древнем Египте, Иудее и Вавилоне. Наиболее известным приверженцем данной теории является Фома Аквинский (1225 - 1274). Основной смысл этой теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от Бога».

Патриархальная теория происхождения государства берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель (3 век до нашей эры). Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из семьи и является результатом разрастания семьи. Государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ни что иное, как продолжение отцовской власти. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием «абсолютной» («отеческой») власти монарха.

Договорная теория рассматривает государство, как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Основана эта теория была в V-IV веках до нашей эры. Впоследствии теория развивалась благодаря поддержке таких мыслителей и просветителей, как Гуго Гроций, Спиноза, Томас Локк, Жан-Жак Руссо. Сторонники договорной теории различают два вида права: естественное, предшествующее обществу и государству, и позитивное, являющееся порождением государства. В VII-VIII веках договорная теория активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Основатели и продолжатели теории выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В основу государства и права, вместо божьего провидения, они положили волю людей. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей.

Теория насилия. Эта теория возникла в XIX веке. Ее представителями были лидер 2-го Интернационала К. Каутский, немецкий философ Ф. Дюринг, австрийский государствовед Л. Гумплович и др. По мнению сторонников этой теории, основные причины происхождения государства лежат не в процессах развития экономики и общества, а в завоевании одной части общества другой, в установлении власти завоевателей над побежденными. Только насилие способно привести и приводит к образованию таких «противоположных» элементов государства, как рабовладельцы и рабы, властвующие и подвластные, победители и побежденные. Государство и право создаются завоевателями в целях поддержки и упрочнения своего господства над побежденными.

Психологическая теория государства возникла в середине XIX века. Ее наиболее крупный представитель - русский правовед Л. Петражицкий. Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психическими переживаниями и потребностями людей. Какие же это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости и потребности послушания, повиновения определенным лицам в обществе. Потребность следовать их указаниям. Психологическая теория возникновения государства и права рассматривала народ, как инертную массу, ищущую подчинения.

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX века. Она легла в основу фашистской политики и идеологии. Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положение о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй, о делении людей на низшую и высшую расу, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве, вторые не способны не только к созданию, но даже и усвоению сформированной цивилизации. Один из основателей расовой теории - француз Ж. Гобино. В фашистской Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново, как историю борьбы арийской расы с другими расами. Расовая теория государства и права повлекла за собой чудовищную практику «узаконенного» уничтожения целых народов.

Историко-материалистическая (марксистская) теория. Данная теория возникла во второй половине XIX века и связана с именем К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно марксистской теории, государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях. Разделение сфер труда, появление торговли и обмена привели к быстрому росту производительных сил. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали, стали превращать в рабов, заставлять их работать на себя и присваивать себе результаты их труда. Появилось расслоение общества на богатых и бедных. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Расслоение общества приводит к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать. Используя свое положение. Эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли и т.д. Со временем власть этих представителей общества стала наследственной и использовалась только для защиты своих интересов. Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организацией.

В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения, и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя, частично - путем полного вытеснения последних.

Марксистская теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую, германскую.

Афинская - классическая форма (самая чистая) - государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, развивающихся внутри общества.

Римская - родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, несущим обязанности, но лишенным политических прав плебсом. Победа плебеев взрывает строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская - государство возникает, как результат завоевания обширных территорий, для господства над которыми родовой строй не имеет никаких средств

Таким образом государство не навязывается обществу извне, оно возникает на его основе естественным путем. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется.

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохранилось.

Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права.

Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений».

При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее - с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством.

Другой подход к праву - непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды».

При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.

В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход, несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.

Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и, наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право в реальной жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются) государством. За нарушение их к нарушителю применяются различные меры государственного воздействия.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Что следует понимать под трудоустройством?

Необходимо дать понятие «трудоустройства», а также постараться отразить существующее положение на рынке труда.

Право на труд.

Статьей 23 Всеобщей декларации прав человека провозглашено право человека на свободный выбор при трудоустройстве. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем Российском законодательстве.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной ответственности за так называемое «тунеядство», бродяжничество и т.д. Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализует через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т.д.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Запрет принудительного труда, предусмотренный ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.

25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена норма о запрете принудительного труда (ст. 2), а из числа мер дисциплинарного взыскания исключено такое наказание, как перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем.

Трудовой договор (контракт) - понятие и сущность.

Понятие трудового договора содержится в Кодексе законов о труде РФ. Согласно статье 15 КЗОТ РФ трудовой договор (контракт) - это соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором или соглашением.

Таким образом, одной стороной в трудовом договоре (контракте) является трудящийся, желающий поступить на работу, а другой - работодатель (предприятие, учреждение, организация) независимо от его организационно - правовой формы.

Различаются основные и дополнительные условия трудового договора (контракта).

К основным условиям относятся:

место работы - наименование предприятия, куда принимается работник;

трудовая функция - работа в соответствии с квалификацией по определенной профессии (должности), которую должен выполнять работник;

дата начала работы и дата ее окончания, если заключается срочный трудовой договор (контракт);

обязанность работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии.

Дополнительные условия конкретизируют обязательства сторон трудового договора (контракта).

К дополнительным условием могут относиться условия об установлении испытательного срока, о совмещении профессий (должностей), переподготовке, обучение вторым совмещенным профессиям, о регулярном повышении квалификаций, продолжительность дополнительного отпуска, режиме рабочего времени, времени отдыха и т.д.

Установление дополнительных условий трудового договора (контракта) не должно ухудшать положения работника по сравнению с законодательством.

Кодексом законов о труде РФ (статья 17) предусматривается, что трудовой договор (контракт) может заключаться на неопределенный срок, на определенный срок не более 5 лет, на время выполнения определенной работы.

В 90 - 91 годах в замен трудовых договоров, заключаемых на неопределенный срок широко практиковались срочные трудовые договоры - контракты. Это значительно ухудшало положение работников, т. к. по истечении срока трудового договора их могли уволить без объяснений и причин. Кроме того, они теряли право на увольнение по собственному желанию.

Однако изменения и дополнения в Кодексе законов о труде РФ внесли ясность в этот вопрос.

Поскольку термин «контракт» толкуется как письменное соглашение, он употребляется в настоящее время как синоним трудового договора.

В целях недопущения ущемления трудовых прав граждан статья 17 КЗОТ РФ была дополнена частью 2, согласно которой срочный трудовой договор - контракт может заключаться на срок до 5 лет в следующих случаях:

когда характер работы и условия ее выполнения не дают возможности установить трудовые отношения на неопределенный срок (сезонные или временные работы);

когда срочный трудовой договор заключается с учетом интересов работника, т. е. по его инициативе;

когда это непосредственно предусмотрено законодательством.

Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме. Составляется он в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон.

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации и объясняется работнику под расписку.

Согласно части 3 статьи 18 КЗОТ РФ фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, не зависимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.

Следовательно, фактическое допущение к работе приравнивается к заключению трудового договора.

Однако трудовой договор считается заключенным только в том случае, если работник допущен к выполнению должностных обязанностей по распоряжению или с ведома должностного лица, пользующегося правом приема на работу.

Не может быть отказано в приеме на работу работнику, приглашенному на работу в порядке перевода из другого предприятия, учреждения, организации по согласованию между руководителями предприятий.

Согласно Типовым правилам внутреннего трудового распорядка администрация обязана потребовать у поступающего на работу:

трудовую книжку, а от поступающего на работу впервые - справку о последнем занятии;

При поступлении на работу, требующую специальных знаний, обязательно предъявляется диплом о полученном образовании или профессиональной подготовке.

При заключении трудового договора может быть обусловлен соглашением сторон испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. Условия об испытании должно быть указано в трудовом договоре или в приказе (распоряжении) о приеме на работу. В период испытания на работников полностью распространяется законодательство о труде.

Срок испытания не может превышать трех месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом - шести месяцев.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

При неудовлетворительном испытании освобождение работника от работы производится администрацией предприятия без согласования с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия и без выплаты выходного пособия. Такое освобождение от работы работник вправе обжаловать в районный (городской) народный суд (статья 23 КЗОТ РФ).

Одним из основных условий трудового договора является трудовая функция, т. е. работа в соответствии с квалификацией по определенной профессии (должности), которую должен выполнять работник.

Поручение работнику другой работы, не соответствующей его профессии, должности, квалификации, на том же предприятии является переводом на другую работу.

В соответствии со статьей 25 КЗОТ РФ перевод на другую работу на том же предприятии, а также перевод на работу на другое предприятие либо в другую местность, хотя бы вместе с предприятием, допускается только с согласия работника.

Согласие работника должно быть получено администрацией в письменной форме. Согласно части 2 указанной статьи не считается переводом на другую работу и не требует согласия работника перемещение его на том же предприятии на другое рабочее место, а так же поручение работы на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором.

Перемещения предусмотренные данной статьей не должны ухудшать положения работника.

В связи с этим частью 2 статьи 95 КЗОТ РФ установлено, что если в результате перемещения в соответствии с частью 2 статьи 25 КЗОТ РФ уменьшается заработок по независящим от него причинам, производится доплата до прежнего среднего заработка в течении двух месяцев со дня перемещения.

В соответствии с частью 3 статьи 25 КЗОТ РФ в связи с изменениями в организации производства и труда допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности. То есть в отличии от перевода на другую работу изменение существенных условий может иметь место лишь при изменениях в организации производства и труда.

Об изменениях существенных условий труда - систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего дня, совмещения профессий, изменения разрядов и наименования должностей и других - работник должен быть поставлен в известность не позднее чем за два месяца.

Если прежние существенные условия труда не могут быть соблюдены, а работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор прекращается по пункту 6 статьи 29 КЗОТ РФ.

Если же работник переводится на другое предприятие, то меняется одна сторона трудового договора (контракта) - работодатель. Такой перевод является самостоятельным основанием прекращения трудового договора (п. 5 ст. 29 КЗОТ РФ).

Однако законодательством предусмотрены случаи, когда работник может быть переведен временно на другую работу без его согласия.

Согласно статье 26 КЗОТ РФ такой перевод допускается в случае производственной необходимости для предприятия.

Администрация имеет право переводить работников на срок до одного месяца на необусловленную трудовым договором работу на том же предприятии, но в той же местности с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка на прежнем месте работы.

Такой перевод допускается в следующих случаях:

для предотвращения или ликвидации стихийного бедствия, производственной аварии или немедленного устранения их последствий;

для предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи государственного или общественного имущества;

для замещения отсутствующего работника;

в других исключительных случаях.

Перевод на другую работу для замещения отсутствующего работника не может длиться более одного месяца в течение календарного года.

Временный перевод на работу по вакантной должности возможен лишь с согласия работника. Исключением являются случаи, когда этот перевод связан с производственной необходимостью.

Законодательство запрещает перевод квалифицированных работников на неквалифицированные работы в случае простоя или временного замещения отсутствующего работника.

Основания прекращения трудового договора (контракта) предусмотрены законодательством. Статья 29 КЗОТ РФ устанавливает следующие основания увольнения работников:

соглашение сторон;

истечение срока, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

призыв или поступление работника на военную службу;

расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 31 и 32), по инициативе администрации (ст. 33) либо по требованию профсоюзного органа (ст. 37);

перевод работника с его согласия на другое предприятие или переход на выборную должность;

отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, а так же отказ от продолжения работы в связи с изменениями существенных условий труда;

вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы.

Передача предприятия из подчинения одного органа в подчинение другому не прекращает действия трудового договора.

При смене собственника предприятия, а равно его реорганизации трудовые отношения с согласия работника продолжаются; прекращение в этих случаях трудового договора по инициативе организации возможно только при сокращении численности или штата работников.

Соглашение сторон является самостоятельным основанием увольнения.

Эволюция понятия «рынок труда».

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.

В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения.

С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т. е. отпуск), различные социальные выплаты и т. п.

Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.

Поэтому сокращение потребности в рабочей силе в определенные периоды, ранее приводившее в росту безработицы, стало в известной мере регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние не только на социально-экономические, но и на политические процессы. Так, беспрецедентный рост безработицы в Германии в годы крупнейшего мирового экономического кризиса 1929-1933г. г., когда каждый третий трудящийся оказывался безработным, сыграл свою роль в становлении фашистской диктатуры.

Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы - с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т. п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

Рынок труда в Российской Федерации

Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности - всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в КЗоТ от 23. 11. 1995г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.

Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т. к. сущность взаимоотношений наемных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

Скорее всего для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.

Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

С учетом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:

признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны - работника;

учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;

гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;

учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;

установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным образом подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться прежде всего путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Обычно к ним относятся:

  • - углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;
  • - возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации. Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, - указывал Ленин, - это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы".

Немарксистские научные направления не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но и не абсолютизируют роли частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

  • - демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;
  • - антропологические факторы. Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;
  • - психологические, рациональные и эмоциональные факторы. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д.Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, до государственной формы общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественноисторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

Завоевание одних народов другими. Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия - Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, - географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

государственный строй правовой

Причины возникновения государства

Период поздней первобытной общины характеризовался существенными качественными и количественными изменениями, способствующими дальнейшей эволюции первобытного общества в государственное образование. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное производство избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем неизбежным установление социального неравенства и государства. Фаза поздней первобытной общины была последней стадией развития первобытного общества, на смену которой пришла эпоха перехода от общины к формированию государственных структур, так называемая эпоха “протогосударста”. Развитие этой формы было длительным и противоречивым процессом. В результате таких факторов как: трансформация первобытной общины в систему все более обособленных хозяйств; возникновением большой, патриархальной семьи; выделение ремесел; развитие товарообмена; углубление имущественного и социального неравенства; формирование частной собственности на орудия труда; появление различных форм эксплуатации; внешние территориальные войны и конфликты, увеличивались размеры социальных образований; общины все в большей степени из самостоятельных социальных единиц превращались в составные части формирующихся государств. Таким образом, в конце неолита в основном завершилось эволюционное развитие общества от низшей формы организации (первобытное стадо) к более высшей (государство), характеризующейся более высоким уровнем социальной организации и общественного сознания, уровнем развития экономики и производительных сил, наличием власти, подчинения и нормативного регулирования.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени - более миллиона лет - этапом истории человечества. В ученой среде сегодня нет единого мнения о том, когда возник древнейший человек (а вместе с ним и первобытное общество). Одни считают, что это произошло 1,5 - 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени ко времени более 2,5 млн. лет назад. (Подтверждением последнего являются находки в верхних слоях палеолита (древнекаменного века).

Также нет единого мнения и в вопросе периодизации первобытной истории, где параллельно существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизация.

Из специальных периодизаций наибольшую важность имеет археологическая, в основе которой лежат различия в материалах и технике изготовления орудий труда. Еще древнекитайским и древнеримским философам было известно деление древнейшей истории на три века - каменный, бронзовый (медный) и железный. В Х1Х - ХХ в. эпохи и стадии этих веков были типологизированы и научно разработаны. Каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором выделяют эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита. Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют «послепалеолитом» (а иногда не выделяют вообще). Заключительная эпоха каменного века - новокаменный век (неолит), в конце которого появляются первые орудия из меди.

Археологическая периодизация дает возможность хронологии первобытной истории. «Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит - 45-40 тыс., верхний палеолит - 12-10 тыс., мезолит - не ранее 8 тыс. и неолит - не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа».

Другим видом специальной периодизаций является палеоантропологическая, в основе которой лежит критерий биологической эволюции человека. Здесь выделяются эпохи существования архантропа (древнейшего человека), палеоантропа (древнего человека) и неоантропа (ископаемого человека современного вида).

Также заслуживает интереса подразделение первобытной истории на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями. (Так называемые «аполитейные первобытные общества» (АПО) и «синполитейные первобытные общества» (СПО).

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории, они не могут заменить общей (исторической) периодизации, разработка которой идет уже не одно столетие.

Первую серьезную попытку исторической периодизации предпринял в Х1Х в. американский этнограф Л. Г. Морган, использовав в своей работе «Древнее общество» установившееся членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и выделив в каждой из них низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя - с возникновения рыболовства и применения огня, высшая - с изобретения лука и стрел. В качестве критерия периодизации Л. Г. Морган выдвинул уровень развития производительных сил.

Периодизация Л. Г. Моргана была высоко оценена Ф. Энгельсом, который в то же время положил начало ее пересмотру. Обобщив периодизацию Моргана, он определил эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства - как время производящего хозяйства. Ф. Энгельс также подчеркнул качественное своеобразие низшей ступени дикости как своего рода периода «человеческого стада». Такое же качественное своеобразие высшей ступени варварства было показано им в особой главе («Варварство и цивилизация») его работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Последовавшие в дальнейшем теоретические разработки, применявшие уже в качестве критерия периодизации первобытной истории не уровень развития производительных сил, а различия в способе производства (в частности, в формах производственных отношений), привели к тому, что большинство исследователей сегодня придерживаются отождествления основных этапов этой истории с основными типами развития первобытной общины:

Праобщина (первобытное человеческое стадо), или период

становления первобытного строя;

  • - раннепервобытная и позднепервобытная (раннеродовая и позднеродовая), или период зрелости первобытного общества;
  • - первобытная соседская (протокрестьянская) общины, или период разложения первобытного общества.

Исходя «…из наиболее устоявшихся точек зрения, эпохи общей (исторической) периодизации могут быть составлены с важнейшими звеньями археологических и палеоантропологических схем следующим образом.

«Первые люди, вероятно, жили стадами и, насколько наш взгляд может проникнуть вглубь веков, мы находим, что так это и было».

В эпоху праобщины «…люди жили малыми родственными группами в 20 - 30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место». Когда группа увеличивалась, возникали сложности в организации и питании. Если она слишком разрасталась, то некоторым семьям приходилось откалываться и отправляться на поиски новых земель - обычно в том же регионе. С этим не возникало никаких проблем, пока численность населения оставалась относительно небольшой, а свободной земли было вдосталь. Основным занятием и основными источниками пропитания людей в автономных локальных группах были охота, рыболовство и собирательство. Они требовали больших затрат времени, при этом собирательство давало относительно мало пищи, которая к тому же была низкокалорийной, а охота еще и была занятием опасным, зачастую сопровождавшимся жертвами, и не всегда удачным.

Людям приходилось вести непрестанную борьбу за существование: «…первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой».* Необходимость защищаться против врагов, помогать друг другу переносить житейские тяготы, наконец, просто выживать, служили побудительной причиной для соединения людей в родственные группы. Причем это единство ограничивалось только рамками кровного родства. «Наши дикие предки не признавали никакого братства, за исключением действительного единокровия, которое рассматривалось ими, как существующий факт. Если два человека не имели кровной связи, между ними не могло быть ничего общего». Узы родства были отправной точкой, связывавшей индивидов в коллектив.

Автономные локальные группы уже строятся по принципу семейных пар, хотя следует подчеркнуть, что парные союзы чрезвычайно непрочны.

Присваивающий характер экономики и вытекающая из него специфика потребления предопределяют целую совокупность фундаментальных принципов, на которых строятся отношения внутри группы.

Человек на этом этапе не мог обеспечить стабильного поступления пищи, достаточного для удовлетворения минимальных потребностей. Ритм потребления очень неравномерен. Периоды удачной охоты влекли изобилие пищи, которая не подлежала хранению. Зато потом могли следовать длительные периоды голодного существования. И в том в другом случае единственным выходом закономерно являлся принцип уравнительного потребления - иначе группа просто-напросто вымирала. Присваивающая экономика и вытекающее из нее уравнительное потребление накладывали соответствующий отпечаток на отношения внутри группы. Автономная локальная группа эгалитарна (уравнительна). Половозрастное деление внутри коллектива сказывалось на порядке потребления, вызывая определенные отклонения от принципа уравнительности, но это вовсе не зародыш социального неравенства, «…это неравенство иного плана, генетически восходящее к неравенству, известному и в мире животных».

Кто осуществлял в локальной группе функции управления, в чем они заключались и каков вообще механизм регуляции поведения членов группы?

До какого бы то ни было имущественного и социального неравенства еще очень далеко. Хотя нормы поведения и существуют - нет специальных, посвященных их соблюдению, основанных на принуждении, механизмов. Лидер в группе есть, но единственное, на что он мог опереться, был его авторитет (престиж), при помощи которого он и решал относящиеся к его компетенции вопросы жизни группы. Никаких других рычагов власти у него не было.

Значительным подспорьем в осуществлении лидером своих функций и, вероятно, основным регулятором, обеспечивающим надлежащее поведение членов группы, были сами условия существования. Индивид без коллектива был обречен на гибель, отсюда, боязнь самого сурового наказания - изгнания из коллектива - определяла конформность поведения отдельного члена. Но не только страх был движущим мотивом соблюдения внутригрупповых норм. Во главе иерархии ценностей первобытного человека лежал уже упоминавшийся престиж, который зависел от общественного мнения. Вообще, оценка коллективом индивида играла в тот период исключительно большое значение. Это было связано и с особенностями сосуществования экономических и социальных отношений. «...Экономические отношения в древних обществах... не являют собой особую и тем более детерминирующую сферу, а погружены в социальные отношения, составляя вместе с ними как бы единое целое».* Суть этого слияния экономического и социального - в существовании системы эквивалентного обмена, так называемой “реципрокности” (от лат. гесiргосо - двигать туда-сюда, возвращать обратно). Поскольку охота, добыча пищи оставалось делом индивидуальным, а потребление - коллективным, внесение в общий котел группы добытого продукта влекло за собой получение взамен вполне ценимых в тот период социальных благ, более того, социальных благ, стоявших на вершине пирамиды ценностей и выражавшихся в одобрении со стороны группы, в получении престижа. «Вождь должен был быть щедрым. Все что он имел или приобретал, вождь отдавал группе, получая взамен уважение и престиж».

Довольно непрактичный по нашим представлениям образ поведения являлся единственным способом выживания группы и, более того, впоследствии, на этапе появления избыточного продукта, сыграл одну из главных ролей в формировании обособленного слоя “управленцев”, в закреплении принципа централизованной редистрибуции (от лат. redistribuo- перераспределяю) совокупного продукта коллектива. Интересно отметить, что в рассматриваемый период развитие производительных сил не имело того значения для эволюции общественных форм, которое ему приписывалось в отечественной литературе. Скорее наоборот - главенствующую роль в этом смысле играло субъективное начало, заложенное в принципе меритократии (от лат. meritus - достойный и греч. kratos - власть), который создавал необходимые предпосылки для появления общественного продукта. Причины для возникновения последнего лежат в другой плоскости, но жажда лидером престижа - а отсюда, как следствие, появление на последующих этапах стремления к максимальному росту экономической функции коллектива - фактор исключительно субъективный.

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.

В теории государства различают два основных концептуальных подхода относительно причин возникновения государства - классовый и экономический. Сторонники классового подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс и их сторонники) видят причину возникновения государства в расколе общества на классы, возникшего в результате социально-экономического развития общества и разделения труда, в то время как сторонники экономического подхода (А.В.Венгеров и др.) считают, что государство сформировалось в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (ок. 4-3 тыс. до н. э.). Так или иначе, государство явилось высшим уровнем эволюционного развития первобытного общества и социального сознания человека.

Итак, причины возникновения государства выглядят следующим образом:

  • 1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
  • 2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей - купцов;
  • 3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
  • 4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально - классовое расслоение общества.
  • 5) усиление публичной власти, формирование органов управления, а как следствие - создание государственного аппарата.

В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической -- божественная сила; в договорной -- сила разума, сознания; в психологической -- факторы психики человека; в органической -- биологические факторы; в материалистической -- социально-экономические факторы; в теории насилия -- военно-политические факторы и т. д.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

Введение

Происхождение государства и права в современной теории государства и права относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных вопросов. Она посвящена вопросам возникновения государства и права и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.

Изучение процесса происхождения государства и права позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего.

Теория государства и права изучает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества.

Цель работы - рассмотреть возникновение государства и права.

Для достижения поставленной цели рассмотрим такие задачи:

· рассмотрим основные причины возникновения государств;

· рассмотрим особенности возникновения права;

· изучим основные теории происхождения государства и права.

Объект работы - государство и право.

Предмет работы - происхождение государства и права.

государство общество право расслоение

Основные причины возникновения государства

Современная наука, исходя из объективного материалистического понимания мироздания, объясняет происхождение государства как продукт внутренней эволюции общества.

Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, а появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многочисленных и разнообразных причин. Речь, прежде всего, идёт о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, появлению классов, к закреплению государства как новой организационной формы жизни общества.

Государство появилось тогда, когда социальные и классовые противоречия объективно не могли быть примирены, а социально-экономическое развитие общества позволило содержать за счет населения особый аппарат управления для руководства ими.

Государство возникло по следующим причинам:

1. неолитическая революция - переход от собирательной к производственной экономике.

2. разделение труда:

Отделение скотоводства от земледелия;

Отделение ремесел;

Появление купечества.

3. рост производительности труда и появление излишек, дополнительного продукта (богатства).

4. появление частной собственности.

5. раскол общества на антагонистические страты (класса, группы)

Современная теория государства и права выделяет следующие пути образования государства:

1. Восточное государство - государство азиатского способа производства. Выделялось через расслоение общества, одна малая община не могла построить каналы, поэтому общины стали объединяться, потом выделяется орган управления. Данная теория характеризует путь образования государства как естественный путь развития государства.

2. Европейское государство выделяют по основным направлениям создания:

Полисная система. Государства бассейна Средиземноморья (полисы, города-государства) становились центром для жителей, после роста «лишние» жители отправляются на новые территории, которые захватывали. Суть государства бассейна Средиземного моря - добровольное формирование государства, изначально демократическое. По мере укрепления власти - власть вождей усиливается, подчиненные - в повиновении, либо в зависимости, и власть перерастает в царства.

Франкский путь, выражается через налет, захват чужих территорий. Жителей захваченных территорий делали рабами, богатство отбирали и делили, города ставили на данные отношения. Например, варвары распространили свою власть на территорию Галлии. Оставаясь надсмотрщиками, франки оставили государственную верхушку, ассимилировались с местным населением (франкская знать, римская, галльская)

Буржуазное направление, образовывались в результате революции, свержения монархии, например, Нидерланды, Германия, Австро-Венгрия.

Распад крупных государств, СССР, др. империи.

Крах колониализма.

Таким образом, государство - это механизм, аппарат управления обществом. Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов сложившихся в рамках родового строя, частично путем вытеснения последних.

Появление признаков государства - это, прежде всего, выделение особого слоя людей занятых лишь управленческими делами, наделенных особыми правами и полномочиями, и правом собирать налоги, появление особых отрядов вооруженных людей призванных защищать территорию и общество.

Основными признаками государства является:

1. Единая организация политической власти, распространяющаяся на все население страны в пределах ее территории, т.е. государственной границы

2. Государственный суверенитет, который включает в себя полноту и самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти на всей территории. Верховенство по отношению к другим властям внутри страны и независимость от других государств.

3. Социальный аппарат власти, т.е. публичная власть управления и принуждения существует для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

4. Правовая форма организации и осуществления власти.

5. Выступление государства в качестве официального представителя общества.

6. Наличие налогов.

7. Наличие символов, флага, гимна, др. атрибутов.

В целом, государство - это политико-территориальная организация общества, обладающее суверенной публичной властью, осуществляемой для решения общих дел общества.

Статьи по теме: