Президент фонда информационной демократии илья массух. Илья Массух: «Колю вытащили Дворкович с Абызовым. — С Акимовым вы тоже знакомы

Бывшего профессионала из IBM Илью Массуха повысили в Минкомсвязи

Виктор Ильин

Вчера на политическом олимпе России засверкала еще одна звезда. Звезда эта, правда, зажглась еще несколько лет назад, на которые и пришлись основные годы сколоченных состояний и освоенных миллиардов, веселое время, одним словом. Вчера стало известно, что седьмым заместителем Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации стал Илья Иссович Массух. Два года он занимал пост советника министра Щеголева, а вот теперь, как в той самой песне про Африку Высоцкого, "и до замминистра дорос".

В прессе, в блогах сразу замелькало - "Щеголев нашел себе еще одного профессионала", "у министра связи может быть только 6 заместителей" и т.д. Я бы сказал, не там копаете. Пару слов об итогах работы Массуха по созданию «Электронного правительства» и развития отрасли в целом. Министр Щеголев совсем уж заигрался в аппаратные игры и, наверно, не успевает поинтересоваться у своих многочисленных заместителей, что отрасль, которой он руководит уже более 2 лет, находится в кризисе! А вотчина Массуха - «Электронное правительство» (а на самом деле его отсутствие) - постоянно подвергается критике со стороны президента.

Но теперь необходимо пару слов уделить бурной биографии нового замминистра. До прихода в Минкомсвязи Илья Массух работал в российском представительстве американской компании IBM. И вот тут полный провал. Ни на официальном сайте IBM, ни в Интернете нет никакой информации, чем занимался в IBM господин Массух.

Итак, практически абсолютный информационный вакуум. Притом что сам Массух очень любит собственный PR. Взять хотя бы запуск портала госуслуг - цитируемость Массуха в СМИ наравне с Щеголевым. Забиваем сочетание «Массух IBM» - нет результатов. Это весьма удивительный факт - потому, что даже менеджеры и специалисты среднего звена, работающие в офисе такой крупной западной компании, как IBM, постоянно на виду, участвуя в различных конференциях и круглых столах.

Возникает мысль, а не проводили ли зачистку Интернета по этой персоне. До поры до времени, отбрасывая эти мысли, вчера наткнулся на неопровержимые доказательства, которые раскрыли также кое-какие подводные камни в работе Массуха в IBM. Вчера на профессиональном портале Cnews появилась новость «Новым замом министра Щеголева стал Илья Массух». Новость не оставила следа, так как в целом была просто новостью без особых подробностей. Но далее, в ходе поиска на яндексе других сообщений по этой теме натыкаюсь на девятую ссылку на Cnews - «Известно, что ранее в российском отделении IBM Массух занимался проектом с Пенсионных фондом». Вот, что зачищали! Не будем сейчас останавливаться на том, что журналисты, редакторы или кто другой на портале удалил неугодную информацию. Однако теперь становится понятно, каким способом был достигнут этот информационный вакуум. Остается радоваться, что остался Яндекс, где поистине «найдется всё». Вчерашний ночной поиск по запросу «Массух IBM» дал следующее:


Так чего так боится Массух, зачищая рунет от своего ibm-овского прошлого?

Все помнят обыски, которые прошли в 2006 в московском офисе IBM . Они были связаны с расследуемым делом о масштабных поставках компьютерной техники и программного обеспечения в Пенсионный фонд РФ в 2004 - 2005 гг. Кроме того, обыски были проведены по месту жительства высокопоставленных сотрудников компании IBM. Если получить доступ к материалам УБЭПа, то там наверняка отыскались бы материалы выемки по Массуху. Но чего нет, того нет. Оснащение Фонда являлось на тот момент образцовым проектом американской компании, которая сотрудничала с Фондом много лет. Данный проект IBM демонстрировал своим партнерам и зарубежному менеджменту как показательный. Однако каким путем была достигнута такая показательность? По версии следствия, руководство ПФР по завышенным ценам заключило с IT-компаниями несколько соглашений на поставку персональных компьютеров и другого электронного оборудования. Милиционеры справедливо посчитали, что поставщики продавали оборудование Пенсионному фонду по заведомо завышенным ценам, рассчитывая на откаты. Сравнение цен для поставщиков и для Пенсионного фонда позволило следствию выявить, что цены были завышены. По делу Пенсионного фонда «присели» многие. А кто-то успел соскочить.

Ни для кого не секрет, что, "откаты" на отечественном IT-рынке составляют от 10% до 50% от стоимости контракта. Возьмем только один контракт, а их было много. В ноябре 2005 года Пенсионный фонд купил 547 серверов IBM iSeries 400 за 643 млн руб. Не будем говорить, о 50%-ных откатах, хотя такая сумма тоже реальна. 10% - это больше 60 млн рублей, которые оседают в карманах «кураторов». А за что Массух отвечал в IBM, знают многие участники рынка. Если доля "куратора" составляла даже совсем реальные 5%, то это более 30 млн государственных денег только за один контракт. А сколько их было? Не мудрено, что Интернет с такой легкостью «зачищается». И еще один факт, в 2004-2005 гг. шли основные поставки, в конце 2006 г. разразился скандал, в начале 2007 г. Массух увольняется из IBM, в 2008 г. он становится советником Щеголева. Говорят, что он Илья Иссович не то по какой-то линии приходится даже родственником Игорю Щеголеву. С корабля на бал, по другому и не скажешь. Жаль только, что новое «кормление» Массуха принесет только новые убытки государству.


«Илья Иссович, расскажите, что изменилось в вашей жизни после Министерства, какие итоги работы на посту чиновника можете подвести? Вы пришли из бизнеса, а сейчас ушли в НКО, почему? Почему Фонд?»,


— Максим Макаренков

Илья Массух:
Госслужба меняет людей. Нет, правда. Когда ты занимаешься бизнесом, ты зарабатываешь деньги. Иногда, достигнув определенного порога благосостояния и успеха в бизнесе, задумываешься о так называемой социальной ответственности. Я был так воспитан, что достаточно близко к сердцу воспринимаю то что происходит со страной и с народом. И вот когда удавалось что-то изменить в положительную сторону, а изменять можно вообще-то и в бизнесе,-то мне это приносит наибольшее удовлетворение. А к госслужбе я относился как одной большой социальной ответственности. Это невероятно сильное ощущение — когда ты понимаешь, что своей работой можешь сделать жизнь в стране чуточку лучше. Фонд — это продолжение этой работы, удачно (я считаю) начатой в Минсвязи, просто очень полезно менять ракурсы зрения на одну и ту же проблематику. Я посмотрел со стороны бизнеса, посмотрел со стороны чиновника, теперь вот гляжу со стороны гражданского, так сказать, активиста.


«Как сегодня обстоят дела с программой „Информационное общество (2011-2020 годы)“, являющейся преемницей „Электронной России“, которую вы критиковали, например, в интервью „Российской газете“?»,


— Максим Макаренков

Илья Массух:
Дела обстоят неоднозначно, мягко говоря. Во-первых, в нарушение законодательства в 2012 году так и не был утверждён план работы на 2012 год (его, кстати, нет и на 2013). Ведь сама программа в её нынешнем виде — это верхнеуровневый документ, неотъемлемой частью которого является ежегодный план с конкретными работами, результатами, расходами, ответственными за работу. Ничего этого сейчас нет. Министерство, судя по пресс-релизам, не устаёт «последние несколько месяцев каждые две недели проводить видеоконференции», такое же время продолжает собирать команду, а реальных дел не видно.

Во-вторых, последние изменения в программу, опять же в нарушение всех методических указаний ухудшают результаты программы. Смотрите сами: доля населения, получающего электронные госуслуги, снижена с 85% до 70% к 2020 году. С какой радости 15% жителей страны (больше 21 миллиона человек, на минуточку) вычеркнуты из информационного общества?! А из показателей «доля домохозяйств с ШПД в общем числе домохозяйств» и «доля организация с ШПД к Интернету, в общем числе организаций» исключены слова про минимальную скорость в 2 Мб/с. Т. е. подключил всех на скорости в 256 килобит — показатель достигнут! Очень удобно, однако…

Если тенденция сохранится, то «Информационное общество» рискует стать «мёртвой» декларативной программой, а не эффективным механизмом нужных обществу преобразований. Короче говоря, по-видимому, «кина не будет».

А Электронная Россия это была программа с хорошим названием и с отсутствием видимых результатов, к сожалению, не оправдавшая ожиданий общества. Я думал о ней уже забыли, но нет, видите, что делает удачное название:-)


«Минкомсвязь приостановила в 2012 году всю „научную“ работу. Ходят слухи, что и в 2013 деньги, выделенные по статье НИОКР, пойдут на оплату услуг консалтинговых компаний. Что вы можете сказать по этому поводу?»,


— Максим Макаренков

Илья Массух:
Я вообще за науку. Это единственное хорошее наследие, доставшейся нам с советских времен. И против этого вот какого-то повального в последнее время геноцида, если хотите, интеллигенции. Но, заметьте! Если большая часть министерств хоть вид делает, что печется об интересах науки — сквозь зубы, конечно, чтоб она сдохла, конечно, но без нее нельзя, то Минкомсвязь, увы, даже не скрывает неприязни. А у нас в отрасли и так в поколение разрыв научный произошел — среди молодежи нет почти ученых, кто остался бы в стране. Есть старики-ученые и редкие молодые бессребреники. Старики на пенсию уйдут — они умрут (это тот сорт людей, которые живут, пока работают) — и все. Останемся без науки. Потому что молодому поколению, похоже, делиться есть чем только с психологом. То есть отказ от НИОКР, конечно, шаг, может быть, сиюминутно и бизнес-эффективный, но стратегически смертоносный. В сегодняшней так называемой «команде» Минкомсвязи нет людей с профильным образованием, с научными степенями, они вон даже профильные вузы не зовут в свои советы. Какая тут наука? Не до науки, когда занимаешься великими свершениями:-)


«А что скажете про новый закон Об интернете, информация о котором прошла в СМИ?»,


— Максим Макаренков

Илья Массух:
А что про него говорить? Самого проекта закона пока нет. Есть только Концепция. Если удастся найти консенсус с сообществом и не будет никаких противоречий с существующей ситуацией — ничего плохого в этом не вижу. Мы, кстати, с удовольствием примем участие в работе, если удастся.

Илья Массух:
Бороться с пиратством конечно надо. Кроме того, Россия вступила в ВТО и у нее теперь есть определенные обязательства по совершенствованию законодательства в этом направлении. Но делать это надо все же как-то хотя бы минимально осмысленно.


«То есть?»,


— Максим Макаренков

Илья Массух:
Например, в этом законопроекте говорится, что хостер и владелец сайта при получении письменного заявления правообладателя о нарушении его интеллектуальных прав в Интернете обязаны удалить незаконно размещенную информацию или приостановить доступ к ней. И сделать это надо в течение двух суток.

При этом никто особо не озаботился вопросом законности предъявленных требований. Интеллектуальная собственность — это достаточно сложная область. Зачастую суды в этой сфере длятся десятки лет. Тот же суд между Apple и Samsung — ну «футбол» же: -) решение то в пользу одних, то других. А существуют еще так называемые «патентные тролли» — компании, специализирующиеся на предъявлении патентных исков.

В общем, получается, что по законопроекту Минкульта фирмы-конкуренты получают отличный инструмент для ведения нечестной конкурентной борьбы.

И еще, по законопроекту хостинг-компании и владельцы сайтов будут «обязаны оказывать содействие правообладателю… в сборе и обеспечении доказательств нарушения»! Обратите внимание, не правоохранительным органам или суду, а какому-то «дяде»! Хостер должен будет копировать, хранить и предоставить по первому требованию правообладателя (или того, кто им представится) информацию, являющуюся интеллектуальной собственностью.

В «предыдущем» Министерстве связи была создана рабочая группа в которую входили представители интернет-индустрии, правообладателей и т. д. Этой рабочей группой были подготовлены поправки в 4-ую часть ГК РФ, сбалансированные как для нужд правообладателей, так и для информационных посредников, таких как хостинг-провайдеры, и для простых пользователей. Предложения были направлены в Госдуму и там и застряли. К сожалению, видимо новая Минкомсвязь не считает необходимым продолжать работу по продвижению этих изменений.


«Ну и чтобы закрыть тему законопроектов — Депутат Госдумы Илья Костунов внес два законопроекта, касающиеся Госпочты и Конструктора сайтов. Насколько я понимаю эти проекты были в вашем ведении, когда вы были замминистра? Так это вы „подкинули“ идею господину Костунову?»,


— Максим Макаренков

Илья Массух:
Нет, Илья это сделал без моего участия. Но мне приятно, что эти темы находят поддержку на уровне Госдумы. К сожалению, нынешнее руководство отраслью априори считает сделанное при премьере Путине непригодным к употреблению и не дает им хода. При этом нового ничего тоже не создается, насколько мы можем наблюдать. Это наша многовековая традиция: если у соседа есть корова — это не повод завести свою, это повод зарезать соседскую.


«А можете привести примеры таких проектов?»,


— Максим Макаренков

Илья Массух:
Да хотя бы тот же Конструктор сайтов — в той версии, что мы сделали, были учтены все требования законодательства. За ним уже практически очередь стояла из муниципалов… Ну или например, Прототип национальной информационно-коммуникационной платформы для распространения цифрового контента. С помощью Платформы любой желающий мог бы поставить метку на свой контент, задать условия его скачивания и отслеживать его распространение.


«Недавно Минкомсвязь опубликовала документацию о проведении отбора исполнителя по реализации проекта „Российская общественная инициатива“ (РОИ). Вы достаточно жестко прокомментировали это в своем посте в Живом Журнале, упомянув в том числе о нелегитимности действий. По Вашему мнению, как будут развиваться события по этому проекту?»,


— Максим Макаренков

Илья Массух:
По моему мнению, это отчаянный стыд для Минкомсвязи, вся эта история.

Мало того, что документ не соответствует в полной мере законодательству, он резко сужает круг потенциальных исполнителей, объективность критериев оценки вызывает множество вопросов у экспертов, абсолютно непонятно, кому будет принадлежать проект национального масштаба, хотя по идее, должен государству. Такие инициативы вызывают удивление. За последние годы сложилось сообщество экспертов, организаций, которые занимаются проблемами, как информационного общества, так и электронной демократии — их никто даже не спросил! В итоге РОИ может превратиться в очередной проходной проект, что обидно.

Я уже устал комментировать противозаконные действия, пусть с этим разбираются уполномоченные органы. Надеюсь лишь, что Минкомсвязь все же обяжут (и даже не только в том, что касается ситуации в РОИ) действовать исходя из закона и порядка, а не по принципу генератора случайных идей.


«Ну давайте теперь непосредственно о том, чем занимается Фонд информационной демократии. Интернет трансформирует целые индустрии и сферы жизни людей. Может ли в результате эволюции электронной демократии появится новая форма государственного управления?»,


— Максим Макаренков

Илья Массух:
Понятие электронной (информационной) демократии сейчас на острие «популярности» именно из-за новых технических возможностей. Старые и вечные представления о демократии просто примкнули к новым возможностям. Ситуация описывается как «старое имя приобретает новый смысл». Появились технические возможности создания доступа каждого человека к принятию решений на уровне страны (региона), но при этом сама структура взаимодействия гражданина и общества не изменилась. Эволюция демократии — по сути, эволюция «привычки» людей к новому уровню возможностей, а не смена формы управления.


«Во многих странах считается, что молодежь не интересуется политикой и не голосует. Может ли внедрение принципов электронной демократии повлиять на повышение гражданского сознания?»,


— Максим Макаренков

Илья Массух:
Конечно. Тем более что наша молодежь политикой интересуется. На митинги так называемый «креативный класс» регулярно ходит. Заметьте, у всех разные политические предпочтения, разное видение того, как должны происходить в стране перемены, разный социальный статус, образование и достаток. Объединяет их одно — они хотят участвовать в жизни страны. И это само по себе очень хорошая для нас новость. А вот новые технологии проявления интереса к политике наше общество только начинает осваивать. Именно поэтому, главную задачу мы видим не столько в создании технологий, сколько именно в формировании культуры демократии, в привлечении людей к законному электронному участию в управлении страной.


«Возможна ли в принципе „электронная демократия“? Тенденции последнего времени говорят как раз о желании многих правительств использовать возможности технологий для „закручивания гаек“ и серьезной фильтрации информации. Не придем ли мы в итоге к „электронной диктатуре“?»,


— Максим Макаренков

Илья Массух:
Когда-то и ксероксы проходили как «власть машин»… Недолюбливаю я теории заговора, так как они толком ничего не объясняют, зато на них можно списать любое событие.


«В мире существуют различные примеры внедрения методов электронной демократии, с неожиданными лидерами вроде Эстонии. Насколько можно использовать международный опыт в этой области, и какие примеры вы считаете наиболее подходящими для России?»,


— Максим Макаренков

Илья Массух:
Лидерство, так называемое, в этой области — ни больше ни меньше — успех проекта у граждан, его востребованность, то есть, по сути, готовность общества к демократии вообще и к электронной — в частности. Поэтому успешность зарубежного опыта — показатель нерелевантный. Надеюсь, что удастся создать такие электронные условия, которые примет общество потребления, и которые заменят ему такие дорогие «антидепрессанты» как митинги на холоде.

Кстати, справедливости ради: мы тоже не так уж и отстаем. По рейтингу развития электронного правительства, подготовленному ООН, Россия в 2012 году совершила скачок с 59 аж на 27 место, а в Индексе электронного участия мы сейчас вообще на 8 месте (с 86 места в 2010 году).


«А вот по вашему мнению, что важнее: добиться роста исчислимых показателей (повысить место в рейтинге) или получить всенародную поддержку (имиджевый бонус), что позволит более легко внедрять инновации в будущем?»,


— Максим Макаренков

Илья Массух:
А что такое имиджевый бонус? Вот в прошлом (или позапрошлом) году, например, сайт Минздрава прекрасно себе посещаемость накрутил. На этого их дурацкого коня только ленивый не сходил и не посмотрел. Дешево и сердито. Всех затрат — ростовой костюм ущербной лошади. Имиджеый бонус? Имиджевый. Но, по мне так лучше бы они больницами занялись. Ну какую-нибудь неимиджевую ерунду, например, реализовали обещанную электронную запись на прием к врачу…. До сих пор у нас тех, кто через Интернет к врачу записался, и лечиться в Интернет отправляют… Не работает сервис.

Что я этим хочу сказать. Все лучшие дела — незаметны и кажутся нормой жизни до тех пор, пока они есть. А факты — упрямая, знаете ли, вещь. «Народная поддержка» в области взаимодействия государства и людей — она не имиджевая ни разу штука. Люди пользуются — хорошо. Люди предпочитают не пользоваться и делать все «по старинке» — надо переделывать.


«Вы Фонд — тоже сейчас НКО, и двигаете то, что двигаете. Как успехи? Вы объявили о РОИ, но сейчас вокруг реализации проекта происходит жаркие дебаты. Почему? А что регуляторы? Неужели Фонд — это целевая организация под один проект?»,


— Максим Макаренков

Илья Массух:
Я уже говорил, почему мы организовали Фонд. С моей точки зрения, в России на сегодня институт НКО отчаянно нуждается в развитии. Об этом, кстати, недавно говорил министр Абызов на заседании Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей соц-экономического развития. В современном мире — НКО — важный элемент системы госуправления, повышающий его эффективность, выполняющий функции общественного контроля в диалоге с властью. У нас пока эта система только выстраивается.

Что касается РОИ, то да — Фонд изначально, как только вышло поручение Президента России, поставил себе целью максимально полно подойти к проблеме. Главное, что у меня был уникальный опыт — опыт бизнесмена, госслужащего, опыт реализации масштабных проектов — Госуслуг, ВебВыборов. Как я уже говорил, платформа полностью готова к запуску. Но ее полноценное функционирование невозможно пока в силу определенных законодательных и технических моментов. Например, подключение к системе ЕСИА возможно только с разрешения регулятора.

Как вы знаете, технически РОИ должна была реализовать Минкомсвязь, будем говорить откровенно — министерство этот момент упустило, а теперь наверстывает, порой выдавая неоднозначные решения.

Может сложиться обманчивое впечатление, что Фонд занимается только РОИ. На самом деле мы работаем над всем спектром проблем, связанных с электронной демократией и вообще с влиянием ИКТ на общественную жизнь. Это и оценка работы чиновников, и госзакупки, и конструктор сайтов для муниципалитетов и другие проекты, которые, как мы надеемся, помогут гражданам лучше ориентироваться в управлении своей страной.


«Ваши прогнозы на 2013 год. Какие события и какие тенденции на ваш взгляд будут оказывать на развитие рунета решающее значение?»,


— Максим Макаренков

Илья Массух:
Ну что тут сказать.

После того, как прошли Веб Выборы, Рунет окончательно стал центральным местом развития гражданского общества в России. И тут наметились несколько очень важных тенденций: он начал привлекать как тех, кто раньше сторонился интернета, как ярых демократов, так и самых «зажатых» чиновников. На подходе Российская общественная инициатива, развиваются проекты электронной демократии. Поэтому бурное распространение и расширение использования интернета в 2013 году будет продолжаться и нагло отвоевывать территорию у офлайна, однозначно.

Бывший замминистра связи, демонстративно покинувший госслужбу из-за разногласий с Никифоровым, подводит итоги его правления

«Не имеет собственных системных взглядов на развитие IТ в России и настроен скорее на пиар, чем на продуктивную работу», — так высказался о Николае Никифорове в 2012 году замминистра связи Илья Массух, уходя из ведомства. В интервью «БИЗНЕС Online» он делает вывод, что оказался прав, а также рассуждает о том, поможет или помешает новому министру Константину Носкову его непубличность, почему Павел Дуров ведет себя не совсем правильно, а за «пакет Яровой» должно платить государство.

Илья Массух: «Моя личная позиция в том, что охранять от терроризма надо обязательно, но за это должно платить государство. Так сделано во всем мире» Фото: Алексей Филиппов, РИА «Новости»

«В ОБЛАСТИ IT МИНИСТЕРСТВО НИКУДА НЕ СДВИНУЛОСЬ»

— Когда вы уходили из минсвязи, вы написали: «Ухожу я потому, что не вижу перспектив в работе в новом министерстве, потому что не вижу возможности продолжить то, над чем работал, потому что новый министр не имеет собственных системных взглядов на развитие IT в России и настроен скорее на пиар, чем на продуктивную работу». Ваше мнение изменилось за прошедшие годы?

— Я поражаюсь, но мне кажется, что я был прав, потому что в области IT министерство действительно никуда не сдвинулось. Оно никакую новую политику не проводило, шарахалось из стороны в сторону. Сначала объявляли, что будем использовать лучшие западные решения, тем самым повышать эффективность экономики. Потом, когда в 2014 году ввели санкции, продолжали по инерции ездить по всяким Всемирным банкам, а затем были вынуждены сделать крен в сторону импортозамещения. Но это не было движением от министерства, не значило, что минсвязи вырабатывало госполитику в области информатизации. Они лишь следовали трендам, которые существовали в стране. Так же оказалось в итоге с точки зрения IT. В итоге импортозамещение пришлось делать сторонним структурам типа моей (центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ прим. ред. ), министерство не лидировало в этом вопросе, а по идее должно лидировать.

— Но оно же составляло реестр отечественного ПО.

— Этот реестр мы заставили министерство сделать через Совет Федерации, Госдуму при полном нежелании [Николая] Никифорова этим заниматься. Потом, когда вышел закон, он его исполнял кое-как. Реестр хоть и наполнялся продуктами, но разобраться в нем обычный человек не может. Поэтому, возвращаясь к вопросу про пиар, скажу, что 4 тысячи продуктов отечественного ПО – хорошая цифра, но эффекта от этого никакого нет. Вы сами попробуйте найти какой-то продукт в реестре. Там нет ни системы поиска, ни аннотаций, при этом российские компании точно могли бы о себе написать.

— А если бы не было 2014 года, было бы у нас импортозамещение?

— С Николаем Анатольевичем точно бы не было. За эти годы прорывов в информатизации не было, как и не было поддержки отечественных разработок. В 2011 году была принята программа «Информационное общество», в ней был раздел «Информационная безопасность», где было написано про российскую программную платформу. Как раз к 2018 году надо было разработать отечественную операционную систему, отечественную базу данных, офисный пакет, браузер и всякие другие компоненты. В документе были прописаны программа, план ее разработки и совсем небольшое финансирование. Кстати, денег было бы достаточно, если бы их регулярно выделяли. Если бы следовали этой программе, то к 2018 году спокойно имели бы эти компоненты, или кого-то посадили за то, что он их не сделал, как у нас водится. При Никифорове первым делом был закрыт этот раздел.

Так что если бы не было санкций, наверное, тот состав министерства, который был в 2014 году, централизованно закупил бы Microsoft, IBM, Oracle, SAP. На самом деле это не так плохо, дело не в том, что я их ругаю, скорее всего, компании понизили бы цену для них, дали сверхскидки и начали бы внедрять в экономику. С одной стороны, если бы было все хорошо, мы бы получили эффект от внедрения, потому что это новые системы. Но, с другой стороны, мы бы попали в еще большую зависимость от этих корпораций. Это было бы в лучшем случае. Но, учитывая, как министерство работало, вряд ли бы это случилось. Они даже умудрились не купить Microsoft для госорганов.

«Мы до сих пор с ним [с Никифоровым] в хороших личных отношениях. У нас все разногласия только профессиональные» Фото: kremlin.ru

«Я НЕ ОБРАЩАЛ ВНИМАНИЯ НА ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И БЫЛ ПРАВ: ЕГО ОТМЕНИЛИ»

— Наверняка вы помните, как и откуда появился Николай Никифоров. Можете ли рассказать все-таки, кто был инициатором того, чтобы его, тогда еще очень молодого человека, поставить на должность министра?

— Кстати, мы до сих пор с ним в хороших личных отношениях. У нас все разногласия только профессиональные.

Честно скажу: 2012 год был тяжелым для меня, потому что мы ставили по всей стране веб-камеры к президентским выборам. Задачу по камерам поставили только в конце декабря, перед Новым годом, поэтому я почти не спал и не ел, ездил по стране. Задача была нетривиальная, потому что до этого нигде даже в мире не было подобного. Это уже сейчас камеры используют, даже на ЕГЭ те же системы. Я был очень уставшим и не смотрел на всякие политические конъюнктуры, кто кого и куда двигает. Кстати, мне казалось, что в связи с тем, что мы сделали такой проект, нас не за что ругать, у нас не было каких-то провалов и скандалов. Поэтому я не смотрел на эти назначения.

Знаю, что Колю вытащили [Аркадий] Дворкович с [Михаилом] Абызовым. Абызов придумал Открытое правительство, Коля там активно выступал. Я не обращал внимания на это Открытое правительство и был прав: его отменили. Потом он, видимо, понравился президенту [Дмитрию Медведеву], прошел собеседование у премьера и президента, так и стал министром.

Фото: Александр Астафьев, РИА «Новости»

— Прошло 6 лет. Были ли к минсвязи какие-то вопросы? Теперь же вместо него вообще министерство цифрового развития. Может, Никифоров не справился? Почему он не остался в новом правительстве?

— Я думаю, что руководство заметило, что не было развития. Экономические данные показывают, что отрасль перестала развиваться за последние четыре года. Можно это как-то связывать с санкциями. Но когда вся страна растет, а отрасль стагнирует... ВВП у нас растет на 1 процент, а тут стагнирует. Думаю, что руководство заметило, что не было импульса развития. А ведь у нас большой потенциал в технологиях, ПО.

— Вы верите в российские технологии?

— Абсолютно. Я меньше верю в российское «железо», но точно верю в ПО. Но и «железо» можно поднимать, просто оно очень капиталоемкое. Тем не менее нельзя сказать, что были большие провалы за 6 лет.

— То есть была стагнация, как и во всей экономике?

— В отличие от периода, предшествующего Николаю Анатольевичу, где был рост IT-отрасли опережающими темпами на 20 процентов. С 2012 по 2018 год она стагнировала: оставалась на том же уровне или уменьшалась.

— Николай Никифоров в разговоре со мной на ПМЭФ заявил, что к тому, чем он гордится, можно, например, отнести программу устранения цифрового неравенства, подключение к интернету тех населенных пунктов, где его не было, внедрение сети 4G и даже кое-где («Сколково» и Иннополис) сети 5G, а также развитие электронных госуслуг, цифрового телевидения и улучшение работы «Почты России». Согласны, что по этим направлениям все было хорошо?

— Устранение цифрового неравенства – проект хороший, это и развитие ШПД (широкополосный доступ в интернет прим. ред. ). Но он не настолько масштабный и не дает эффекта для экономики. А именно это то, чего сейчас хотят от министерства цифрового развития. С приходом новых технологий ожидается рост экономической активности населения либо активности бизнеса. Программа устранения цифрового неравенства рассчитана на то, что будет доступ в интернет в достаточно маленьких населенных пунктах. Это хорошая история, но она не дает какого-то эффекта бурного развития в этих населенных пунктах. Это же деревни и села, где живут бабушки и дедушки. Второй момент – в рамках программы никаким боком не использовались отечественные технологии, а лишь китайское или американское сетевое оборудование. В один момент мы настояли, чтобы использовали российский кабель. По идее, такой проект должен подстегивать спрос на отечественное и давать возможность российским разработчикам поставлять свою продукцию. Так делается во всем мире. Если строишь дорогу в Америке, то используешь местный бетон, свои бульдозеры – все это дает экономике кумулятивный эффект. В нашем случае этого не было.

Развитие сайта госуслуг точно не впишу в успехи Никифорова. Ресурс никак не развивался с 2012 года: новых услуг не появилось. Портал был в 2012 году, он и сейчас есть. А то, что увеличилось количество пользователей, то это эволюционный процесс. Например, построили МЦК (Московское центральное кольцо прим. ред. ), читал новость, что в мае был установлен рекорд по пассажиропотоку. Разве это достижение? Достижение в том, что МЦК построили. Но рекорд по пассажиропотоку будет снова через три месяца, потому что люди начинают пользоваться МЦК. Так что новость про увеличение пользователей госуслуг о том же. Хорошо, что посетителей не стало меньше. Но гордиться этим...

«Почта России» стала чуть-чуть получше работать. Но разве это может быть достижением? «Почта России» стала работать кое-как приемлемо, я бы так сказал. То, как она работала, было безобразием. А стало выправляться, но она не стала Alibaba, не стала проводящей сетью для всех уголков. Идея устранения цифрового неравенства была в том, что человек, сидя в деревне, получает весь спектр информационных услуг и каких-то новых, вплоть до доставки продуктов. Мы же в Москве заказываем продукты по интернету: по идее с помощью новых технологий должны стираться расстояния, особенно в нашей стране.

— По-моему, стирать расстояния должны в первую очередь дороги. Но это уже не поле деятельности минсвязи.

— Да, согласен, тоже считаю, что сначала надо было сделать дороги, а потом уже проводить интернет. Так что проект устранения цифрового неравенства даже чуть-чуть опередил дороги.

4G – это тоже хорошо, но и это опять же эволюция. Хорошо же, что все ездят на 95-м бензине и никто не заправляется 76-м. Но никто же не говорит: «Какие мы молодцы, что не заправляемся 76-м!» Так и 4G.

«С отменой роуминга не получилось. Первоначально, когда Николай Анатольевич пришел, то в своих целях он заявлял отмену роуминга по всей стране к 2018 году. Но пока не отменили»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОХРАНЯТЬ ОТ ТЕРРОРИЗМА НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО, НО ЗА ЭТО ДОЛЖНО ПЛАТИТЬ ГОСУДАРСТВО»

— Также среди достижений минсвязи часто вспоминают отмену «мобильного рабства». Это можно записать в плюс?

— В этом смысле он молодец. Это нормальный проект, который добавил конкуренции на рынке сотовой связи. Но опять же не надо считать миллионы, всего 2–3 миллиона поменяли оператора. Но хорошее зерно в этом проекте есть, так как оператор теперь всегда понимает, что абонент может уйти достаточно безболезненно для себя, поэтому начинает заботиться о качестве услуг и сервисов для абонентов. Хотя эта история работает по всему миру, так что мы не первопроходцы.

— Что насчет отмены роуминга? Обещали в этом году точно отменить.

— С отменой роуминга не получилось. Первоначально, когда Николай Анатольевич пришел, то в своих целях заявлял отмену роуминга по всей стране к 2018 году. Но пока не отменили.

— Я так понимаю, сотовые операторы противились, были споры с ФАС.

— Я не понимаю, как оператор может сильно противиться. Они же противились «закону Яровой», но все равно: их послушали и выпустили постановление. С роумингом история намного проще, чем с «законом Яровой». Если бы была бы воля Николая Анатольевича, мог бы продавить и выпустить постановление – никуда бы операторы не делись. Тем более обоснований с точки зрения житейской логики для такого постановления намного больше, чем для «закона Яровой». Думаю, его бы поддержал и Дмитрий Анатольевич.

— Кстати, на днях провайдеры пообещали повысить тарифы из-за «закона Яровой». Не приведут ли новые требования к переделу рынка, когда останутся только крупные игроки, а мелкие уйдут? Как вы оцениваете в принципе «закон Яровой»? Сначала ведь и Никифоров говорил, что реализация закона неподъемна для операторов, а потом, казалось бы, смирился.

— Да, он не сильно выступал против. Но на самом деле не позавидуешь Яровой, не хочется на всю жизнь такое клеймо получить. Во-первых, закон, может, для безопасности государства нужный, но понятно, что для всего бизнеса и населения из-за того, что его не до конца объяснили, стал такой притчей во языцех. Да, я видел оценки реализации этого закона сначала триллионные, сейчас все спустились до 10–15 миллиардов в год, но и это все равно нагрузка на операторов связи. Чтобы не допустить дробления рынка, насколько я понял, изменились правила присоединения маленьких операторов к большим. По идее большой оператор может сохранить все за маленького и не нагружать его серьезными издержками. Основные издержки как раз в инфраструктуре хранения.

— У нас есть возможности хранить столько информации?

— Факты и звонки хранятся легко, а вот видео хранить тяжело. Надо посмотреть, как будет действовать закон. Если у нас спецслужбы ответственные, то они могут в какой-то момент сказать, что в таком виде все хранить не требуется или избыточно. Надо даже смотреть не на то, как хранится, а насколько следователи, суды применяют эти данные, которые сохраняют операторы. Надо посмотреть через год, было ли хоть одно заседание суда, где в уголовном деле следователи в качестве доказательств приводили эти записи. Если они есть и массово используются, то тогда, наверное, надо хранить. Но мне кажется, что такого не будет, наберут два уголовных дела за год, а хранили мы все весь год.

— Но «закон Яровой» на отрасли как отразится, есть ли хоть какая-то польза?

— Моя личная позиция в том, что охранять от терроризма надо обязательно, службы должны работать, но за это должно платить государство. Так сделано во всем мире. АНБ хранит все переговоры, в Англии — MI5, в Германии – BND. Они все хранят и записывают, но только операторы к этому отношения не имеют. Вот тогда будет ответственность. Если государство придумало такую систему, которая никому не нужна, ни одному следователю, но за это платят 15 миллиардов, то в итоге Кудрин из Счетной палаты на это посмотрит и скажет: «Что же, неэффективно используются средства». А сейчас ситуацию преобразовали в таком виде, что платят за это операторы, и никто не может сказать, эффективно это или нет.

Вы спросили, полезен ли такой закон для отрасли. Если там будут использоваться, как поручал президент, отечественные технологии, то в этом плане будет полезен. Иначе это лишь нагрузка, а не развитие.

— Так у нас есть необходимые ресурсы?

— У нас есть в «Ростехе» какие-то наработки. Это же цифровые слепки, так что хранить их, с точки зрения ЦОДД, не так сложно. Поэтому системы хранения должны сделать.

«Политическое противостояние приводит к эффектам на нашем айтишном уровне» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я БЫ СОВЕТОВАЛ ДУРОВУ ХРАНИТЬ КЛЮЧИ, ЧТОБЫ ВЫПОЛНЯТЬ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ЗАПРОСЫ»

— Давайте поговорим про смешную историю с попытками заблокировать Telegram. Всем сказали, что это делается из-за борьбы с терроризмом. Действительно ли невозможно передать ключи шифрования, как об этом говорит Павел Дуров? В чем смысл истории?

— Решение суда касалось 6 телефонных номеров и 6 взаимодействий 6 террористов, которые взрывали в Питере метро. Если мы говорим про конкретных 6 террористов, идентифицированные личности и номера, то, конечно, есть возможность получить их секретный код. Надо смотреть, насколько он хранится на сервере. Если он не хранится, то Дурову я бы советовал его хранить, чтобы выполнять такие антитеррористические запросы. Не было запроса от ФСБ передать ключи шифрования всех 5 миллионов абонентов. Насколько я знаю эту технологию, ключ шифрования создается либо сессионный, например, мы с вами начали секретный чат, потом мы его можем удалить и новый сделать, и это будет новый ключ шифрования. Поэтому не было запроса от ФСБ дать все ключи шифрования. Если бы был такой запрос, это было бы глупостью.

Так что, скорее всего, возможность такая есть либо Дурову ничего не стоит ее сделать для каких-то конкретных запросов. Да и покрывать террористов не совсем правильно при всей необходимости соблюдения свободы слова. Так что это очень странный для меня конфликт. Либо не до конца донесли до Дурова, что хотят точечно работать по каким-то личностям. У него же не просили ключи шифрования Навального. А если бы просили, то он бы сказал: «Слушайте, тут никакие не террористы, а политическая борьба».

— Со стороны Telegram было подано так, что ФСБ хочет читать все переписки.

— Не знаю, как подано, но вы посмотрите кейс суда, там все касалось 6 номеров. А дальше Telegram начали так неумело блокировать.

— Когда Никифорова просили прокомментировать эту историю, он отвечал, что у минсвязи есть вопросы к «Фейсбуку», WhatsApp и прочим. Может ли так случиться, что в России останутся только «свои»: «ВКонтакте», «Одноклассники» и «ТамТам»?

— Сложный вопрос. Эти претензии Никифорова к другим я больше ни от кого не слышал: ни от ФСБ, ни от Жарова. Просто он, наверное, обобщал, что Telegram такой же, как «Фейсбук», WhatsApp и прочие, что использует такие же технологии, что они тоже должны сотрудничать. Очевидно, что идет определенное противостояние между Россией и западным миром, и это противостояние вышло на информационные технологии и средства коммуникации. Это видно. Поэтому если это противостояние будет развиваться, то, наверное, в каком-то смысле можно предполагать, что нам придется использовать только свои мессенджеры либо мы должны что-то сдать Западу в ответ, например Сирию. Поэтому политическое противостояние приводит к эффектам на нашем айтишном уровне. Это точно.

А с точки зрения развития собственного рынка, мы одна из тех стран, у кого есть собственные не ущербные соцсеть, поисковик, также мессенджеры, которые тоже можно сделать не ущербными. Даже Telegram наш по идее. Если будет открыт рынок для российских разработчиков, то они сделают мессенджер еще лучше.

«У Носкова есть опыт работы в правительстве, и аналитический центр, может, был несильно заметен, но через него проходили все бумаги правительства. Кругозор у него обширный» Фото: ac.gov.ru

«ОТ НАЗВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА МАЛО ЧТО ПОМЕНЯЛОСЬ, НАДО К НАЗВАНИЮ ПРИДЕЛЫВАТЬ НОГИ»

— «Сегодня мы действительно можем сказать, что готовы к построению цифровой экономики, и это будет очередным шагом в наше будущее», — заявил на итоговой коллегии минсвязи Никифоров. Не случайно, что минсвязи перестало существовать, сменив вывеску на министерство цифрового развития. Согласны? Настанет ли в России цифровое будущее и когда?

— У России есть потенциал к разработке своих цифровых платформ и продуктов, к их использованию. Насколько готовы отрасли экономики, сложный вопрос. Некоторые, наверное, не до конца готовы, тут должно быть поступательное движение: образование, медицина, даже промышленность в каком-то смысле. Если вы посмотрите, мы все равно мыслим инфраструктурными проектами, а не какими-то технологиями. У нас до сих пор мышление про закачать бетон, поставить мост, и это считается инфраструктурным проектом и прорывом. Мне кажется, новая экономика может и без этого развиваться: создал новую цифровую платформу и начинаешь ее внедрять везде. Вроде у тебя не появился новый мост, а эффект колоссальный. Насколько страна готова к этому, не знаю. От названия министерства мало что поменялось, надо к названию приделывать ноги. А что, назвали и успокоились? Кстати, такие истории у нас в стране были.

— Я так понимаю, новому министру сейчас как раз и придется заниматься цифровым развитием. Вы знакомы с Константином Носковым?

— Да, знаю, работали с ним вместе. У него базовое образование по IT-технологиям, что немаловажно. У Николая Анатольевича было госуправление. У Носкова есть опыт работы в правительстве, и аналитический центр, может, был несильно заметен, но через него проходили все бумаги правительства, они аналитическую работу вели. Поэтому, видимо, кругозор у него обширный. Он не совсем публичный, но и это можно поменять, а может, он изберет тактику не общаться с прессой. Мне кажется, он достаточно достойный, тоже молодой, ему 40 лет, значит, свободно мыслит.

— Какая главная задача министерства на следующие 6 лет?

— Оно не должно замыкаться только на своей отрасли. Я вижу такие задачи, как внедрение информационных технологий в другие отрасли экономики, развитие собственных платформ. Также одна из задач, которой должно заниматься министерство, финансирование каких-то отечественных разработок в этой области, а самое главное — их внедрение, например, в минздрав, МЧС. Все системы пожаротушения в МЧС неизвестно кем сделаны, все импортное, а заодно и не работает. Датчики не работают, нет нормального цифрового управления процессом. Вот у меня на даче газовый котел, я подключил его через интернет, если он отключился, мне e-mail приходит. То же самое должно быть и в МЧС. Если в «Зимней вишне» отключилось что-то, должен сразу на пульт приходить сигнал, вот тогда и не было бы этих трагедий. То есть надо внедрять эти технологии в повседневную жизнь, в управление государства, в здравоохранение, в промышленность и т. д. Вот в этом задача министерства.

— Как думаете, получится или через 6 лет вы скажете мне, что ничего не изменилось?

— Не знаю, я бы хотел, чтобы получилось.

«ДЕМОКРАТИЯ В РОССИИ ВЫГЛЯДИТ В ОСНОВНОМ С ГЛАГОЛАМИ «ЗАПРЕТИТЬ», «СОКРАТИТЬ»

— Вы возглавляете фонд информационной демократии. Я понимаю, что такое демократия. А что такое информационная демократия?

— Этот фонд мы создали для того, чтобы продвигать новые формы взаимодействия государства и общества, например, один из наших проектов — Российская общественная инициатива (РОИ).

— Я читала эти инициативы, там часто на сайте просят понизить зарплату депутатам.

— Да, и там люди за них голосуют, в отличие от таких проектов-опросников типа «Активный гражданин», где власть спрашивает: «А хотите мы тут вам деревья посадим?» У нас же люди сами задают вопросы и предлагают: хотим новый детский сад или хотим понизить зарплату депутатам. Хотя, если честно, демократия в России выглядит в основном с глаголами «запретить», «сократить» и т. д. На сайте РОИ мы не очень модерируем то, что пишут, это же такой глас народа. Фонд был создан для того, чтобы расширять взаимодействие с населением, выводя его в другие формы общения, помимо улицы и митингов.

— Удачно? На улицу все равно выходят люди.

— Неудачно. Проект РОИ придумал, кстати, президент, а мы просто его реализовали. Но появилось Открытое правительство в лице Абызова, которое если не узурпировало, но поставило свой фильтр между инициативами и их воплощением в жизнь. И что получилось? У нас, например, была прекрасная инициатива отменить мигалки для чиновников.

— Отличная инициатива, я считаю.

— Пусть мигалки будут для фээсбэшников, ментов, скорой помощи, МЧС. Ведь все гаишники и так знают номера всех чиновников, так что зачем ими мигать, крякать, их же и так не останавливают, они едут по встречке.

— И провоцируют ДТП.

— Да. Эта инициатива набрала более 100 тысяч голосов, по идее она должна была после этого попасть в Госдуму на голосование, ведь там же сидят избранные народом депутаты. А в итоге все инициативы стали попадать к Абызову. Он же обычный министр, а вызывал к себе замов из минздрава, МЧС, МВД и прочих, спрашивал, какова их ведомственная позиция. Те отвечали: «Вы знаете, мы считаем, что это неактуально, так как мигалок и так немного, а чиновники торопятся».

Была еще одна полезная инициатива про оружие. Помните, где-то в Тульской области один человек, защищая семью, ударил ножом преступников, одного убил, второго порезал. В отношении него завели уголовное дело за то, что он превысил самооборону. После этого у нас на сайте появилась инициатива разрешить самооборону и убрать эту дурацкую статью, ведь если ты на свой территории, в своей квартире, то должна же быть какая-то неприкосновенность – не применять сразу статью об убийстве и нанесении тяжких телесных повреждений. Инициатива тоже набрала 100 тысяч голосов, но и ее зарубили.

Поэтому ничего не получилось, людей жалко. А ведь у нас 16 миллионов людей за это время проголосовали.

— Сейчас же все подают петиции на change.org

— Значит, власть проигнорировала?

— Власть не проигнорировала, рассматривала и не принимала комиссия в Открытом правительстве. А власть – это Госдума, президент.

— А что теперь будет? Открытого правительства больше нет, кто теперь будет рассматривать эти инициативы?

— Слава богу, что его нет. Кстати, надо с Акимовым поговорить об этом. Надо придать РОИ импульс, ведь можно спрашивать мнение людей, они могут голосовать за и против. У нас же авторизация через сайт госуслуг, нет ботов — кстати, на change.org в основном как раз боты. Я горжусь, что у нас их нет, мы специально этим занимались.

— С Акимовым вы тоже знакомы?

— Да, не близко, я работал когда-то с ним.

— Поговорим про выборы президента. В этот раз была применена новая технология, помимо камер, открепительное можно было получить через госуслуги. Хотя Навальный, например, систему критиковал. Как думаете, настанет такое время, когда президента будем выбирать по интернету?

— Я думаю, что настанет время, когда часть людей сможет воспользоваться интернетом для голосования. Хотя есть соображения, что этого делать все же не стоит. Мне кажется, молодежь и современных людей такие технологии могли бы заинтересовать, на повышение явки это бы точно сработало. Кстати, история с открепительными как раз имела эффект для повышения явки. Например, я и раньше ходил на выборы, но в этот раз было удобнее: сходил около дома, хотя прописан в другом районе Москвы.

Однако при введении подобных интернет-технологий важно отслеживать пропорцию «один человек – один голос». В интернете действительно удобно, но, с другой стороны, надо обеспечить 100-процентное доверие. А его можно обеспечить только путем третейского механизма, когда в интернете есть государство, есть пользователи, а еще негосударственная структура, которая не зависит от государства. Например, РОИ сделана негосударственной структурой, но использует государственные механизмы.

Соответственно, чтобы сфальсифицировать те же выборы, надо договориться с «Ростелекомом» или минсвязи, которое эту платформу держит. А если накручивать что-то, то тут уже много людей будет задействовано: администраторы, технари... А если добавляешь в процесс еще третью сторону, то тем самым еще увеличиваешь число людей, с которыми надо вступать в сговор. А ведь в нашем современно мире кто-то обязательно сделает скриншот и напишет: «Знаем, как тут все считают», — и это выплывет наружу.

Сейчас же выборы делаются внутри государственного механизма, есть ТИКи, где кто-то сидит и считает. Там же людей вызвал и сказал: «Вот вам секретная записка, выполняйте». Такая история возможна. А с общественными структурами такое намного сложнее провернуть, а иногда и невозможно.

— Ели б вам предложили вернуться на госслужбу, вы бы вернулись?

— На самом деле не сильно хотел бы.

— Почему?

— Во-первых, я нормально занимаюсь сейчас задачами по импортозамещению. На госслужбе много ограничений — и по доходам, и по поездкам. Если будут предлагать какую-то большую должность, придется спрашивать разрешения: «А можно съездить в Турцию, Грецию?» Хотя все, конечно, зависит от конфигурации, когда я работал в минсвязи, премьером был [Владимир] Путин, начальником – министр Щеголев, даже Собянин был вице-премьером. Тогда можно было что-то придумать, убедить, и все быстро реализовывалось. И все же сидеть снова замминистра, когда нельзя ничего сдвинуть с места... Не знаю, раз 10 подумал бы.

Илья Иссович Массух — российский общественный деятель, президент фонда информационной демократии, создатель и один из идеологов проекта «Российская общественная инициатива».

Биография

Илья Иссович Массух родился 16 февраля 1970 года в Москве в семье советских ученых. После школы поступил в Московский государственный горный университет на факультет автоматики и управления в технических системах, который окончил в 1993 году. Служил в советской армии (1988-1990). В 1993–1995 годах работал по специальности в Российском государственном гуманитарном университете и фонде развития внешнеэкономических связей России. В 1995–2008 годах трудился в российском представительстве компании IBM, где прошел путь от инженера до руководителя департамента по продажам решений для государственных заказчиков и социальной сферы. В 2008 году перешел на работу в ФГУ «Объединение Росинформресурс» в должности заместителя директора.

С ноября 2008 года работал в центральном аппарате министерства связи и массовых коммуникаций РФ в качестве советника министра. В этой должности занимался развитием электронного правительства. В июле 2010 года был назначен заместителем министра связи и массовых коммуникаций РФ. Во время его работы в минкомсвязи был реализован проект «Веб-выборы», запущен портал госуслуг, внедрена система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

После увольнения из минкомсвязи в 2012 году выступил с жесткой критикой министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова из несогласия с незрелой, по его мнению, позицией последнего.

« Ухожу я потому, что не вижу перспектив в работе в новом министерстве, потому что не вижу возможности продолжить то, над чем работал, потому что новый министр не имеет собственных системных взглядов на развитие IТ в России и настроен скорее на пиар чем на продуктивную работу. Именно глубинные противоречия с Никифировым Н.А. (новый министр) в подходах к управлению отраслью, к методам реализации крупных проектов и побудили меня уйти из министерства, так как не хочу быть ассоциирован с деятельностью нового министерства»...

«Новый министр считает развитие национальной программной платформы бесперспективной затеей. По его словам, лучше не переводить госорганы на национальное программное обеспечение, а заключить с Microsoft договор, добиться больших скидок и на том успокоиться. Скажу как айтишник – это убьет свободное российское программирование. Люди, работающие сегодня над продуктами свободного программного обеспечения (СПО) – это во многом энтузиасты. Без поддержки со стороны государства эта и без того небольшая прослойка и вовсе размоется. Российская национальная программная платформа так и не будет создана. Америка поддерживает своих гигантов, а мы не можем поддержать свои компании, которые еле выдерживают с ними конкуренцию! Убивать российское СПО и поддерживать американских производителей я не желаю. И потому ухожу».

С октября 2012 года возглавляет фонд информационной демократии. За время работы в Фонде им реализован проект «Российская общественная инициатива» — механизм публичного представления и голосования по предложениям граждан в интернете.

А вам жаль, что Никифорова больше нет в федеральном правительстве?

20% Сам он неплохой, но у него не было никакого веса и авторитета

50% Нет, он был не готов к такой должности

7% Думаю, он себя еще покажет

14% Каким бы он ни был, Татарстан потерял сильного лоббиста

5% Жаль, хороший был министр

4% Свой вариант (в комментариях)

Прием голосов по опросу закрыт

«Новости»

Д.Медведев дал поручения по сайту, на котором будут рассматриваться общественные инициативы.

16.03.2013, Москва 10:10:39 Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал поручения во исполнение указа президента России об интернет-ресурсе «Российская общественная инициатива». Об этом сообщила пресс-служба правительства РФ.
ссылка: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 20130316101039.shtml

От редакции: Как правильно пенять государству

Гендиректор «Почты России» о РОИ: без инфраструктуры не обойдется

В понедельник президент РФ Владимир Путин утвердил правила работы интернет-ресурса РОИ, согласно которым, ответственным за его работу значится негосударственный «Фонд информационной демократии», который возглавляет бывший замминистра связи Илья Массух.
ссылка: http://digit.ru/state/ 20130305/399528434.html

Путин утвердил правила рассмотрения интернет-петиций

Руководить сайтом будет некоммерческая организация «Фонд информационной демократии», которую возглавляет бывший заместитель министра связи Илья Массух.
ссылка: http://www.bbc.co.uk/russian/ russia/2013/03/130305_putin_ petitions_rules.shtml

Правительством РФ создан портал для проявления общественной инициативы

Правительство РФ утверждён порядок рассмотрения общественной инициативы граждан на выделенном для этой цели Интернет-ресурсе «Российская общественная инициатива» (РОИ). Портал принадлежит оператору НП «Фонд информационной демократии», который возглавляет бывший замглавы Минкосвязи Илья Массух.
ссылка: http://www.epochtimes.ru/ content/view/71639/3/

Волокита идей: интернет-петиции пройдут 2 фильтра и 4 месяца экспертиз

По какому принципу администрация президента выбрала именно «Фонд информационной демократии» для премодерации общественных идей – неизвестно. Представитель фонда порекомендовал адресовать запрос Кремлю. Отметим, фонд возглавляет Илья Массух, бывший заместитель министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, ныне работающего помощником президента Владимира Путина.
ссылка: http://www.aif.ru/politics/ article/60833

Челом бьем

Концепция была готова летом 2012 года, и в августе ее утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев. Споры о том, какая организация будет контролировать систему под названием «Российская общественная инициатива» прекратились в октябре прошлого года, когда за разработку проекта взялся Фонд информационной демократии. Президентом фонда является бывший заместитель главы Минкомсвязи Илья Массух.
ссылка: http://www.polit.ru/article/ 2013/03/05/petition/

Массух вместо закона «Об Интернете» предложил интернет-демократию

«Фонд информационной демократии» Ильи Массуха разработал концепцию госучастия в жизни Интернета, сообщают «Известия». Команда бывшего замглавы Минкомсвязи считает, что нет необходимости в государственном регулировании сети. Предложенные ФИД поправки в действующие законодательные акты просто дадут государству возможность учитывать общественные, гражданские и иные отношения, возникающие при использовании Интернета. А «регулировать нерегулируемое нецелесообразно» - считает Илья Массух.
ссылка: http://roem.ru/2013/02/27/ massuh64936/

Смайлы под запретом

Концепция законопроекта о регулировании Интернета будет готова к апрелю. Об этом сообщил на заседании Экспертного совета по правовому регулированию взаимоотношений в сети Интернет президент Фонда информационной демократии Илья Массух.
«Концепция регулирования взаимоотношений в Интернете, которая была представлена в Госдуме в феврале, сейчас дорабатывается. Мы можем сделать из нее свод правил по аналогу Правил дорожного движения с отсылками к разным кодексам и законам, в которые будут вноситься поправки. Отдельного закона об Интернете нет ни в одной стране мира. Кроме того, нельзя забывать о роли личности в Интернете. Важно понять, как будут влиять те или иные поправки на пользователей. Сейчас у нас также не решена проблема национальной юрисдикции. Нельзя совсем закрываться от международного сообщества. В применении нормативных актов должен учитываться международный аспект», — отметил Илья Массух.
ссылка: http://www.rg.ru/2013/03/05/ internet.html

Путин установил правила рассмотрения интернет-петиций

Как пишет 5 марта газета «Ведомости» глава фонда Илья Массух, ранее занимавший пост заместителя министра связи, заявил, что проект будет подготовлен без опоздания. По его словам, на запуск портала уйдет около 30 миллионов рублей, от 30 до 50 миллионов потребуется для работы системы в течение года, причем финансирование проекта будет обеспечивать сам фонд.
ссылка: http://lenta.ru/news/2013/03/ 05/petition/

Интернет-путинократия

Во-вторых, для фильтрации петиций будет создана специальная структура под названием «Фонд информационной демократии», руководить которой, как сообщает BBC, будет бывший замминистра связи Илья Массух. «Неактуальные» необоснованные, экстремистские, антиконституционные и прочие неправильные петиции будут просто уходить в корзину.
ссылка: http://rln.fm/arhiv/politics/ russian/1367-internet- putinokratiya.html

Депутатов попросят определиться с интернет-терминологией

Президент Фонда информационной демократии Илья Массух сообщил «Известиям», что все предложения будут обобщены рабочей группой и направленны в Госдуму. Как говорят в фонде, возможно, поправки предложенные фондом внесет депутат Госдумы Роберт Шлегель.
ссылка: http://izvestia.ru/news/545650

На Рунет наденут законодательную рубашку

На заседании экспертного совета по правовому регулированию взаимоотношений в Сети экс-замминистра связи, а ныне президент Фонда информационной демократии Илья Массух сообщил, что концепция законопроекта о регулировании Интернета будет готова к апрелю этого года. Автор концепции - единоросс Роберт Шлегель. По его словам, в готовящемся документе в первую очередь будет уточнен понятийный аппарат и урегулирована ответственность сторон. Впрочем, в России госрегулирование все чаще носит запретительный характер.
ссылка: http://www.mk.ru/politics/ russia/article/2013/02/27/ 819248-na-runet-nadenut- zakonodatelnuyu-rubashku.html

Проект законодательного регулирования интернета РФ будет готов весной

Примерные сроки разработки законопроекта подтверждает и президент Фонда информационной демократии Илья Массух. «У нас план такой, чтобы к апрелю выйти с определенной позицией», — сказал он на заседании, уточнив, что решение будет принято ближе к интернет-форуму РИФ+КИБ 2013, который пройдет 17-19 апреля.
ссылка: http://rapsinews.ru/ legislation_news/20130227/ 266543370.html

Бывшего профессионала из IBM Илью Массуха повысили в Минкомсвязи


ссылка:


Путин выбрал исполнителя проекта «Российская общественная инициатива»

Им стал Фонд информационной демократии, который создан и управляется бывшим замминистра связи Ильей Массухом
ссылка: http://www.vedomosti.ru/tech/ news/9744321/proshel_vne_ konkursa

Видеонаблюдение в России: Куратор «Веб-выборов» делится опытом

Медведев отправил в отставку замминистра связи и замминистра здравоохранения

Д.Медведев уволил замминистра связи и массовых коммуникаций РФ И.Массуха.

03.07.2012, Москва 12:30:51 Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев освободил от должности заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Илью Массуха по его просьбе. Как сообщает пресс-служба правительства, Д.Медведев подписал соответствующие распоряжение 29 июня 2012г.
ссылка: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 20120703123051.shtml

Русский Linux поставили под вопрос

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций России И.Массух покидает свой пост.

21.06.2012, Санкт-Петербург 10:30:26 Заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Илья Массух покидает свой пост. Об этом сегодня журналистам в Санкт-Петербурге в кулуарах XVI Петербургского экономического форума сказал сам чиновник. По его словам, он уже написал заявление об уходе, однако он затруднился назвать дату, когда официально покинет министерство, напомнив, что такие решения принимаются правительством.
ссылка:http://www.rbc.ru/ rbcfreenews2.shtml?/ 20120621103026.shtml

Минкомсвязи опровергает отставку замминистра Массуха

Министерство связи и массовых коммуникаций официально опровергло появившиеся в СМИ сообщения об отставке заместителя министра Ильи Массуха, говорится в сообщении ведомства.

«Информируем, что заместитель министра в настоящий момент не находится в отпуске и продолжает работать. В частности, Массух принимает участие в мероприятиях, связанных с реализацией программы построения электронного правительства», - говорится в сообщении. Ранее источник в министерстве связи сообщил, что Массух написал заявление об увольнении. Заместитель министра Алексей Малинин, курирующий телевизионное направление, также рассматривает возможность покинуть ведомство, но лично с министром еще не встречался.
ссылка: http://www.vedomosti.ru/ career/career

Бывшего профессионала из IBM Илью Массуха повысили в Минкомсвязи

Вчера на политическом олимпе России засверкала еще одна звезда. Звезда эта, правда, зажглась еще несколько лет назад, на которые и пришлись основные годы сколоченных состояний и освоенных миллиардов, веселое время, одним словом. Вчера стало известно, что седьмым заместителем Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации стал Илья Иссович Массух. Два года он занимал пост советника министра Щеголева, а вот теперь, как в той самой песне про Африку Высоцкого, «и до замминистра дорос».
ссылка: http://www.compromat.ru/page_ 29531.htm

ФСБ пытается запретить Gmail, Hotmail и Skype

Примечательно, что основная часть выступления представителя ФСБ транслировалась в закрытом режиме. После его окончания заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Илья Массух пояснил журналистам, что «по тому тексту, который он (Андреечкин) зачитывал, звучало так, что надо запретить гражданам использование этих сервисов (Skype, Gmail и Hotmail)», передает «Интерфакс». ссылка: http://ru-compromat. livejournal.com/355387.html

Распил на конкурсной основе

На днях новый заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух объявил победителя конкурса на создание национальной почты в домене.РФ. Победителем стал авторитетный «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича», сумма госзаказа составила 8 млн. рублей.
ссылка: http://www.compromat.ru/page_ 29589.htm

Илья Массух: вложенные в технопарки средства из федерального бюджета окупились

Заседание Межведомственной комиссии по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий состоялось 14 мая в рамках Дней инфокоммуникации-2012 под председательством заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Ильи Массуха.
ссылка: http://minsvyaz.ru/ru/news/ index.php?id_4=43355

И. Массух (Минкомсвязь): облачные технологии позволят создать защищенную информационную среду для госорганов

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Илья Массух выступил на заседании Совета главных конструкторов ведомственной информатизации с докладом «О результатах создания электронного правительства в Российской Федерации. Основные вопросы и задачи формирования электронного правительства в Российской Федерации». ссылка: http://www.gisa.ru/75028.html

Илья Массух: Миномсвязь поддерживает российское комьюнити разработчиков СПО

О государственной политике в области свободного программного обеспечения рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Илья Массух на Russian Open Source Summit 2012 – саммите, посвященном развитию СПО в России. По словам замминистра, модель СПО уже зарекомендовала себя как эффективная, в том числе при использовании в проектах национального масштаба, включая «Веб-выборы 2012».
ссылка: http://liberatum.ru/news/ilya- massukh-

Заместители главы Минкомсвязи покидают ведомство

Технопарки в хайтек-сфере выйдут на проектную мощность после 2012 года

По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций Ильи Массуха, выход технопарков «на проектную мощность» ожидается к 2014 году.
ссылка: http://digit.ru/it/20110712/ 382859321.html

Илья Массух обсудит вопрос о своей работе в министерстве с Никифоровым в понедельник

Вопрос о дальнейшей работе нынешнего замглавы Минкомсвязи Ильи Массуха будет обсуждаться им с новым главой министерства Николаем Никифоровым в понедельник, сообщил «Маркеру» источник в Минкомсвязи. На сегодня никаких окончательных решений на этот счет не принято ни Массухом, ни Никифоровым, и заместитель министра продолжает работать в своей должности.
ссылка: http://www.marker.ru/news/ 525506

Минкомсвязь против передачи Почте России веб-камер с избирательных участков

Минкомсвязь РФ считает нецелесообразным передачу «Почте России» веб-камер, высвободившихся после выборов президента РФ 4 марта, передает «РИА Новости» со ссылкой на сообщение замглавы министерства Ильи Массуха.
ссылка: http://news-technology.ru/ corp/news_2012-03-22-19-28-01- 551.html

Минкомсвязь предлагает продлить финансирование строительства технопарков

Программа финансирования строительства технопарков в сфере высоких технологий, рассчитанная до 2014 года, может быть продлена еще на 4 года. Как сообщил замглавы Минкомсвязи Илья Массух, выступая на форуме InfoSpace, вопрос ее продления и финансирования обсуждается с Минфином. Программа, в рамках которой технопарки финансируются в пропорции 50 на 50 из федерального и регионального бюджетов, стартовала в 2007 году, напоминает ИТАР-ТАСС.
ссылка: http://www.klerk.ru/soft/news/ 269234/

Минкомсвязи: За два года гражданам оказано 5 млн электронных госуслуг.

За два года работы портал госуслуг на сегодняшний день оказал в электронном виде 5 млн услуг. Об этом сегодня в Москве на международной конференции «Развитие государственного управления в России» сообщил заместитель министра связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) Илья Массух.
ссылка: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 20120322134851.shtml

Минкомсвязь организует контроль всех госрасходов на IT

Цена вопроса достаточно велика. Как говорил «Маркеру» замглавы Минкомсвязи Илья Массух, расходы только федеральных исполнительных органов власти на IT в 2011 году оцениваются в 80–120 млрд рублей. А в материалах Минкомсвязи указано, что все государственные бюджетные затраты на IT в России составляют около 170–230 млрд рублей ежегодно. Таким образом, под контроль Минкомсвязи после принятия Правительством постановления о ГИС учета информационных систем попадает расходование больших сумм из бюджета.
ссылка:

Статьи по теме: