Людвиг ван Бетховен: краткая биография и вечные произведения. Мрачное детство Краткая биография Бетховена

Приветствую, дорогие читатели сайта, посвященного творчеству Бетховена. Начать раздел было бы логично с детства великого композитора, как мы и поступим.

На самом деле о детстве Людвига известно не так много. Однако мы точно знаем, что связь Бетховена с музыкой была, можно сказать, «предначертана» уже с самого раннего его детства, ибо некоторые представители его семьи были непосредственно связаны с музыкальной деятельностью.

Музыкальное пророчество Бетховена

Небольшая предыстория. Немецкий город Бонн , расположенный в западной части Германии, является частью земель Северной Рейн-Вестфалии. Река Рейн, которая протекает в непосредственной близости к городу, безусловно, придает ему шарма и очарования.

Современный Бонн представляет собой результат многовекового развития и постоянного совершенствования. За время своего существования он успел «скопить» поистине потрясающее количество достопримечательностей, среди которых можно выделить и знаменитый замок Комменде, и Соборную площадь, центр которой отмечен монастырем Святого Мартина, Музей арифметики...

Но нам с Вами город Бонн интересен по другой причине — именно в этом замечательном городе родился великий композитор, которому посвящен наш сайт .


Если копнуть совсем глубоко, то историю композитора следовало бы начать с того, что в 1733 году в придворную капеллу Бонна был приглашен музыкант Людвиг (в некоторых переводах Луиджи , Луи ) ван Бетховен «Старший» — это был дедушка будущего великого композитора.

Бонн в то время был столицей курфюршества Кельн , в котором правителя (курфюрста) выбирали не граждане, а Церковь. Как правило, потенциальными правителями были князья, либо архиепископы, являвшиеся родственниками текущих правителей.

Правителем Кельна и некоторых соседних курфюршеств в то время был Клеменс Август — весьма образованный и просвещенный человек. Он как раз в то время закончил строительство нового дворца и театра в Бонне и, учитывая его любовь к культуре, был не против насладиться прекрасной музыкой (что ему еще оставалось, когда всю работу за него делали подчиненные - почти все жители Бонна так или иначе трудились во благо курфюрста). Именно при нем был замечен Людвиг ван Бетховен Старший, после чего был приглашен в Бонн.

Поселившись в Бонне,Людвиг Старший поначалу устроился придворным певцом-басистом (1733 г.), а затем и вовсе «поднялся» до капельмейстера (1761 г., после смерти Клеменса Августа).

Да и, вообще, Людвиг «Старший» был очень уважаемым человеком в Бонне — его узнавали прохожие, с ним здоровались, ему кланялись при встрече на улице. Но, несмотря на уважение со стороны жителей Бонна, Людвиг «Старший», как и любой другой музыкант капеллы, не купался в золоте, ибо курфюрст Максимилиан Фридрих , сменивший Клеменса Августа после его смерти, не был особо щедрым к музыкантам (впрочем, как и его предшественник).

Для улучшения материального положения семьи Людвиг «Старший» занимался бизнесом, связанным с торговлей вином . Данная деятельность поначалу не составляла музыканту особого труда, так как в его владении были всего 2 небольших винных погреба, а вино продавала, в основном, его супруга.

Однако стоит отметить, что торговля алкогольным напитком постепенно способствовала развитию у супруги Людвига «Старшего» страсти к алкоголю, и поэтому он был вынужден отослать супругу в монастырь до конца ее дней, ибо ее пристрастия негативно отражались на авторитете состоявшегося музыканта.

Светлое имя Людвига «Старшего» портила не только его спившаяся супруга, но и, наверное, самое главное его разочарование — родной сын , который впоследствии и стал отцом Людвига «младшего» — будущего великого композитора, которому посвящен наш сайт.

Дочь шеф-повара из Кобленца, вышла замуж за Иоганна ван Бетховена, когда ей было 19 лет. Стоит отметить, что для Марии Магдалины это был второй брак — первый ее супруг скончался примерно через год после женитьбы.

Людвиг был вторым из семи детей Иоганна и Марии Магдалины, учитывая то, что их первенец скончался. Что касается младших братьев Бетховена — из них также выживут только двое — , родившийся через 4 года, а также , родившийся через 6 лет после Людвига.


Семья Кеверих (матери Людвига) хоть и не была баснословно богатой, однако по общественному положению формально она стояла выше семьи Бетховенов — среди ближайших родственников Марии Магдалины были торговцы, советники и даже сенаторы. Что касается личных качеств матери Бетховена — современники отмечают ее необычайно добрый характер и то, как она стремилась сделать детство сына как можно более беззаботным.

Появление гения на свет. Детство Бетховена

Как и дедушка с бабушкой, родители будущего великого композитора венчались в церкви Святого Ремигия , что была неподалеку от дома.

Именно в этой же церкви затем крестили Людвига, родившегося накануне. Однако данная церковь не сохранилась — уже при жизни Бетховена на ее месте построили церковь поменьше, где чуть позже юный композитор играл на органе.

Говоря о дате рождения Бетховена, наверное, стоит упомянуть сразу две даты:

  • 16.12.1770 — день, когда Людвиг родился (вероятнее всего. Допускается также 15 декабря, но с меньшей вероятностью);
  • 17.12.1770 — день, когда Бетховена крестили (по обычаям тех времен младенцев должны были крестить в течение 24-х часов после рождения).

Стоит отметить, что сам композитор полагал, что его истинная дата рождения — 1772 год и упорно настаивал на этой дате. Однако все материалы того времени доказывают, что Бетховен ошибался, и родился он все-таки в 1770 году.

Начальное общее и музыкальное образование Бетховена

Первые годы своего детства Людвиг провел вместе со своей семьей, в гармоничной и плодотворной атмосфере Бонна. Иоганн Бетховен (отец) имел в принципе неплохое финансовое положение, однако позволить себе жить в роскоши он не мог. Людвиг «Старший», дед будущего композитора, в той или иной степени оказывал материальную поддержку семье своего сына.

Однако подобная гармоничная атмосфера плавно угасает после смерти Людвига «Старшего» 24 декабря 1773 года (прямо на Рождество). Без поддержки отца Иоганну становится гораздо сложнее обеспечить свою семью. А его страсть к алкоголю требовала больше денег, чем посредственный «тенор» Иоганн мог заработать в капелле.

Постепенно коварный демон алкоголя, овладевавший отцом Людвига, заставляет последнего продавать различные имущественные достояния семьи, вплоть до предметов собственного наследства. Та самая семейная гармония ухудшается прямо пропорционально «спиваемости» Иоганна.

В 1775 году Иоганн Бетховен вместе с семьей переезжает в дом «Зум Уолфиш», принадлежащий местному пекарю, по фамилии Фишер . Этот дом, в котором Иоганн и его отец периодически проживали и до этого переезда, находился на Рейнской улице (Rheingasse, 934), названной в честь реки Рейн, протекавшей рядом, создавая красивейший пейзаж. Видимо, именно здесь начала проявляться любовь маленького Людвига к природе. Сейчас этого дома не существует — он был уничтожен в 1944 году во время авианалета, а по новым картам должен находиться на той же улице, но уже в районе дома №24 (сейчас по соседству с этим адресом находится отель «Бетховен»).

В дальнейшем один из первых друзей будущего композитора, сын того самого булочника Фишера, расскажет в своих рукописях о том, как маленький Бетховен, сидя у окна, наблюдал за этими пейзажами, едва ли ни погружаясь в транс. Но при этом, по словам того же Фишера, Людвиг не был каким-то скучным меланхоликом, а наоборот, был тем еще «живым» и озорным мальчишкой.

До 10 лет Людвиг учился в школе. Маленький Бетховен имел явно не математический склад ума, а, наоборот, интересовался языками, философией, поэзией, да и, вообще, очень много читал. Эта, назовем ее «хорошей», привычка Бетховена преследовала его до последних дней его жизни.

Хоть школу Бетховен и не окончил в связи с еще большим ухудшением финансового положения семьи, в скором времени он все равно будет активно изучать латынь, а также французский и итальянский языки.

К сожалению, отец Людвига, Иоганн , был не самым примерным родителем. Будучи хоть и не выдающимся, но в принципе неплохим музыкантом (скрипачом и вокалистом-тенором), Иоганн запечатлелся в биографических источниках прежде всего, как алкоголик, терроризировавший своего талантливого сына в целях воспитать “второго Моцарта”, дабы заработать денег на его имени.

Обучая маленького Людвига игре на скрипке и клавесине, угрюмый и непредсказуемый Иоганн, будучи его первым учителем, проявлял просто невероятную строгость и жестокость, систематично избивая будущего великого композитора за каждую ошибку. Еще бы: ведь Людвиг, в отличие от своего старшего коллеги, Моцарта, не был вундеркиндом , а поэтому не мог усваивать тот поток музыкальных навыков, который ему навязывал отец.

И все же стоит отметить, что уроки музыки, которые он преподавал маленькому Людвигу (хоть и с жестокостью и отсутствием грамотной методологии), безусловно, сыграли немалую роль в воспитании гения.

Музыкальные достижения маленького Бетховена прогрессировали хоть и не с такой же невероятной скоростью, как было в аналогичном возрасте у Моцарта, но все же этого было достаточно, чтобы уже в 7 лет мальчик играл на концертах в Кельне при дворе тогдашнего курфюрста — Максимилиана Фридриха Кенигсег-Ротенфельского, однако, судя по всему, особый «вау-эффект» на публику мальчик тогда не произвел.

Стоит отметить, что Иоганн не только сам давал уроки своему сыну, но также привлекал и других педагогов. Всего за период детства Людвига обучали как минимум 5 преподавателей . Одним из них был Гиллес ван дер Эден — старенький органист капеллы и друг тогда уже покойного дедушки Бетховена, Людвига «Старшего». Он, по просьбе Иоганна, стал преподавать Людвигу, причем бесплатно.

Другим известным для нас педагогом маленького музыканта после Эдена стал весьма талантливый музыкант, но по совместительству и собутыльник отца Людвига, вокалист-тенор, Тобиас Пфейфер .

Хотя последний был достаточно талантливым музыкантом и играл на разных инструментах, его педагогические методы были не самыми эффективными. В частности, для него было обычным делом напиться алкоголя вместе с отцом Людвига, а ночью вдруг вспомнить, что «сегодня он забыл провести урок с его сыном» .

В процессе такого «обучения» Пфейфер мог просто разбудить спящего Людвига, которого со слезами силой тащил к клавесину. В свою очередь, Иоганн только одобрял подобную манеру «преподавания». Однако стоит отметить, что Бетховен, как позже выяснится, не так уж и негативно относился к этому педагогу и в будущем, переехав в Вену, даже отблагодарил Пфейфера, оказав ему финансовую помощь.

Позже Пфейфера сменил другой преподаватель Людвига — органист Виллибальд Кох . Мы не знаем, насколько хорошим педагогом он был для молодого вундеркинда, но знаем, что именно в это время Людвиг уже неплохо играл на органе.

Более того, в моменты, когда у Коха из-за недостатка времени не получалось играть на органе (он был монахом и играл во время церковной службы), маленький Бетховен с легкостью заменял его, ибо играл он уже вполне достойно.

Еще одним педагогом Людвига был другой монах, с фамилией Ханцман . Известно только, что Людвиг просто ненавидел этого преподавателя, в отличие от того же Коха.

Ну и, наверное, стоит упомянуть Франца Георга Ровантини , который некоторое время преподавал Людвигу скрипку и альт, но скоропостижно скончался в 1781 году. Кстати, семьи Ровантини и Бетховен были родственными. Бабушка Ровантини по материнской линии, Мария Магдалина Даубах (1699—1762) и бабушка по материнской линии Людвига, Анна Клара Кеверих (1704—1768), были дочерьми Якова Весторфа и его жены, Марии Магдалины.

Нефе — один из лучших учителей Бетховена

Так уж получилось, что с 1779 года в Бонне поселилась замечательная театральная труппа Гроссмана , музыкальным руководителем которой был (кстати, именно вместе с труппой Гроссмана в Бонн прибыл упомянутый выше Тобиас Пфейфер).

А после смерти в 1782 того самого Эдена, некоторое время назад обучавшего маленького Людвига игре на органе, Нефе становится придворным органистом (стоит отметить, что последнюю должность Нефе получил с большим трудом, ибо не принадлежал к католической церкви, но все же ему это удалось).

По счастливому обстоятельству умнейший человек и блестящий педагог Нефе взялся за обучение маленького Людвига. Последний, в свою очередь, благодаря своему таланту и быстрой обучаемости в скором времени стал неофициальным помощником органиста Нефе, иногда заменяя его на работе.

Без сомнений, Нефе не только обучал Бетховена музыкальным дисциплинам, но также и привил ему любовь к литературе и философии, в чем сам был очень силен. Нефе был очень хорошим педагогом для Людвига, и во многом, благодаря ему, талант юного музыканта развивался очень интенсивно.

Именно Нефе привил Людвигу любовь к творчеству Генделя и Баха . Стоит отметить, что в те времена о знаменитом "ХТК" Баха мало, кто знал - эти произведения были особенно редкими, но при этом чрезвычайно ценными для любого музыканта. В общем, именно Нефе оказался для Людвига не только хорошим педагогом, но также и его первым наставником, открывшим глаза на многие стороны жизни.

Именно при Нефе и не без его авторитетного взгляда со стороны молодой Людвиг пишет первые сочинения. Это были , написанных для ф-но (1782-83). В качестве темы для вариаций Людвиг взял «Марш» Эрнста Дресслера — кассельского оперного певца, о котором сейчас почти ничего не знают:

Вообще, до конца жизни Людвиг очень любил этот жанр (вариации). Оно и понятно — будучи просто гениальным импровизатором, Бетховен мог взять за основу любую тему и, сидя за фортепиано, бесконечно развивать эту тему в любой тональности.

Буквально после сочинения этих Вариаций Людвиг создает , посвятив их тогдашнему курфюрсту — уже старенькому Максимилиану Фридриху.

Среди биографов даже есть мнение, что юный и хитрый Бетховен, сочиняя эти 3 сонаты, преследовал цель — материальную выгоду. Ведь по идее курфюрст, получив такой подарок, мог щедро отблагодарить Людвига. Однако в любом случае скупой Максимилиан Фридрих просто принял этот дар, и все.

Параллельно с обучением у Нефе Людвиг очень сильно интересуется театральной жизнью Бонна. Особенного его привлекала вышеупомянутая труппа Гроссмана, находившаяся на тот момент в Бонне. Кстати, у этой труппы был собственный оркестр, по составу не отстающий от Боннской капеллы. Учитывая то, что музыкальным руководителем театра был учитель Людвига Нефе, молодой и любопытный Бетховен имел возможность наблюдать за репетициями и выступлениями труппы.

Несколько раз Людвиг даже подрабатывал в этом театре (опять же, благодаря Нефе). Он любил общаться с участниками труппы, лично разучивал вместе с ними вокальные партии и получал от этого огромное удовольствие. Безусловно, тесная связь с труппой Гроссмана также отразилась на воспитании Бетховена. Особенно на маленького музыканта повлияла сильнейшая дисциплина, царившая в этой труппе. Также, во многом благодаря этой труппе, Людвиг знакомится с оперным искусством разных стран.

Кадровые реформы внутри капеллы

В 1784 году Максимилиан Фридрих умирает, и на смену ему приходит другой курфюрст — Максимилиан Франц . Через некоторое время новый курфюрст решил провести экономически выгодные кадровые изменения среди сотрудников капеллы, потребовав у своих советников информацию обо всех работниках капеллы (всего их было 36).

Вместе с кадровой реформой новый курфюрст приостанавливает деятельность «национального театра». Следовательно, распустилась и труппа Гроссмана, актеры которой разъехались по разным городам.

Один из советников курфюрста предложил ему уволить Нефе и назначить Людвига на его должность. Учитывая то, что Людвиг в то время работал бесплатно, с точки зрения советника, молодой органист мог бы «с удовольствием работать за жалованье в 3 раза меньше, чем его учитель». Тем более, что Людвиг к тому времени очень неплохо играл на органе и мог вполне заменить своего учителя, ибо для исполнения не самого сложного «церковного» репертуара навыков Бетховена было бы вполне достаточно.

Этот советник, мягко говоря, недолюбливал Нефе, ибо тот был не католиком, а кальвинистом. Это в принципе и объясняло тот факт, что гораздо менее ценного для капеллы Иоганна Бетховена (отца Людвига), уже прославившегося своей любовью к алкоголю, он уволить не просил, хотя и сам частично признавал его бесполезность. Да и, вообще, судя по всему, к Бетховенам он относился очень положительно.

Однако Максимилиан Франц, несмотря на очевидную экономическую выгоду, оставил Нефе на должности, но при этом сократил ему жалованье в 2 раза. Более того, Людвига он теперь официально поставил на должность «помощника органиста» , и теперь молодой музыкант уже получает за это деньги.

Пожалуй, весьма продуктивные занятия с Нефе можно называть окончанием "детского периода" в биографии Людвига ван Бетховена.

Пара слов о друзьях детства Бетховена

Положительное влияние на юного Бетховена, безусловно, оказывали его близкие друзья, проживавшие недалеко от его дома. Студент-медик Франс Герхард Вегелер стал близким другом Людвига и оставался им до конца жизни великого композитора.

В список близких друзей Бетховена с 1784 года до самого конца жизни также входили Элеонора Брёйнинг , которая позже стала женой Вегелера, а также ее братья: Кристоф , Стефан и Лоренц (Ленц). Кстати, впоследствии Элернору и Ленца молодой Людвиг обучал игре на фортепиано.

Брёйнинги, будучи представителями образованной и культурной семьи, стали для Бетховена, как родными. А их мать, очень умная и интеллигентная вдова - вся информация о Биографии Бетховена

Бетховену посчастливилось родиться в эпоху, которая как нельзя лучше соответствовала его натуре. Это эпоха, богатая великими общественными событиями, главное из которых - революционный переворот во Франции. Великая французская революция, ее идеалы оказали на композитора сильнейшее воздействие - и на его мировоззрение, и на творчество. Именно революция дала Бетховену основной материал для постижения «диалектики жизни».

Идея героической борьбы стала важнейшей идеей бетховенского творчества, хотя далеко не единственной. Действенность, активное стремление к лучшему будущему, герой в единстве с массами - вот что выдвигается композитором на первый план. Идея гражданственности, образ главного героя - борца за республиканские идеалы роднят творчество Бетховена с искусством революционного классицизма (с героическими полотнами Давида, операми Керубини, революционной маршевой песней). «Наше время нуждается в людях, мощным духом» - говорил композитор. Показательно, что свою единственную оперу он посвятил не остроумной Сюзане, а мужественной Леоноре.

Однако не только общественные события, но и личная жизнь композитора способствовала тому, что героическая тематика выдвинулась на первое место в его творчестве. Природа одарила Бетховена пытливым, деятельным умом философа. Его интересы всегда были необычайно широкими, они распространялись на политику, литературу, религию, философию, естественные науки. Поистине необъятному творческому потенциалу противостоял страшный недуг - глухота, способная, казалось бы, навсегда закрыть путь к музыке. Бетховен нашел в себе силы пойти против судьбы, и идеи Сопротивления, Преодоления стали главным смыслом его жизни. Именно они «выковали» героический характер. И в каждой строчке бетховенской музыки мы узнаем ее творца - его мужественный темперамент, несгибаемую волю, непримиримость к злу. Густав Малер сформулировал эту мысль следующим образом: «Слова, будто бы сказанные Бетховеном о первой теме Пятой симфонии - «Так судьба стучится в дверь»… для меня далеко не исчерпывают ее огромного содержания. Скорее, он мог бы сказать о ней: «Это Я».

Периодизация творческой биографии Бетховена

  • I - 1782-1792 - Боннский период. Начало творческого пути.
  • II - 1792-1802 - Ранний венский период.
  • III - 1802-1812 - Центральный период. Время творческого расцвета.
  • IV - 1812-1815 - Переходные годы.
  • V - 1816-1827 - Поздний период.

Детство и юные годы Бетховена

Детство и юные годы Бетховена (до осени 1792 года) связаны с Бонном, где он родился в декабре 1770 года. Его отец и дед были музыкантами. Близкий к французской границе, Бонн в XVIII веке был одним из центров немецкого просветительства. В 1789 году здесь открыли университет, среди учебных документов которого позднее была найдена зачетная книжка Бетховена.

В раннем детстве профессиональное воспитание Бетховена было доверено часто менявшимся, «случайным» учителям - знакомым отца, которые давали ему уроки игры на органе, клавесине, флейте, скрипке. Обнаружив редкий музыкальный талант сына, отец хотел сделать из него вундеркинда, «второго Моцарта» - источник больших и постоянных доходов. С этой целью и он сам, и приглашенные им друзья по капелле, занялись технической тренировкой маленького Бетховена. Его заставляли упражняться за фортепиано даже по ночам; однако первые публичные выступления юного музыканта (в 1778 году были организованы концерты в Кёльне) не оправдали коммерческих планов его отца.

Вундеркиндом Людвиг ван Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Большое воздействие на него оказал Христиан Готлиб Нефе , с 11-летнего возраста обучавший его композиции и игре на органе, - человек передовых эстетических и политических убеждений. Будучи одним из самых образованных музыкантов своей эпохи, Нефе познакомил Бетховена с творениями Баха и Генделя, просвещал в вопросах истории, философии, а главное - воспитывал в духе глубокого уважения к родной немецкой культуре. Кроме того, Нефе стал первым издателем 12-летнего композитора, опубликовав одно из ранних его произведений - фортепианные вариации на тему марша Дресслера (1782г.). Эти вариации стали первым сохранившимся произведением Бетховена. В следующем году были закончены три фортепианные сонаты.

К этому времени Бетховен уже стал работать в оркестре театра и занимал должность помощника органиста в придворной капелле, а чуть позже еще и подрабатывал уроками музыки в аристократических семействах (из-за бедности семьи он был вынужден очень рано поступить на службу). Поэтому он не получил систематического образования: школу посещал лишь до 11 лет, всю жизнь писал с ошибками и так и не постиг тайны умножения. Тем не менее, благодаря собственному упорству Бетховен сумел стать образованным человеком: самостоятельно овладел латынью, французским и итальянским языком, постоянно много читал.

Мечтая учиться у Моцарта, в 1787 году Бетховен побывал в Вене и познакомился со своим кумиром. Моцарт, прослушав импровизацию юноши, сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе». Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: из-за смертельной болезни матери он был вынужден срочно вернуться обратно в Бонн. Там он обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов.

Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.

Композиторское дарование Бетховена развивалось не столь стремительно, как феноменальный талант Моцарта. Сочинял Бетховен довольно медленно. За 10 лет первого - боннского периода (1782-1792) было написано 50 произведений, в том числе 2 кантаты, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами), 3 фортепианных квартета, 2 трио. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования. Среди них - всем знакомая песня «Сурок».

Ранний венский период (1792-1802)

Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен понимал, что ему необходимо серьезно учиться. В ноябре 1792 года он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену - крупнейший музыкальный центр Европы. Здесь он занимался контрапунктом и композицией у И. Гайдна, И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери . Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза.

Молодому виртуозу оказывали покровительство многие знатные любители музыки - К. Лихновский, Ф. Лобковиц, русский посол А. Разумовский и другие, в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты, а впоследствии даже симфонии. Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений композитора. Однако манера Бетховена держаться со своими покровителями была почти неслыханной для того времени. Гордый и независимый, он никому не прощал попыток унизить его человеческое достоинство. Известны легендарные слова, брошенные композитором оскорбившему его меценату: «Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один». Не любивший преподавать, Бетховен все же был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано (оба они завоевали впоследствии европейскую славу) и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции.

В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку: 3 фортепианных концерта и 2 десятка фортепианных сонат, 9 (из 10) скрипичных сонат (в т. ч. № 9 - «Крейцерова»), 2 виолончельные сонаты, 6 струнных квартетов , ряд ансамблей для различных инструментов, балет «Творения Прометея».

С началом XIX века началось и симфоническое творчество Бетховена: в 1800 году он закончил свою Первую симфонию , а в 1802 - Вторую . В это же время была написана его единственная оратория «Христос на Масличной горе». Появившиеся в 1797 году первые признаки неизлечимой болезни - прогрессирующей глухоты и осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привело Бетховена к душевному кризису 1802 года, который отразился в знаменитом документе - «Гейлигенштадтском завещании» . Выходом из кризиса стало творчество: «...Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой», - писал композитор. - «Только оно, искусство, оно меня удержало».

Центральный период творчества (1802-1812)

1802-12 годы - время блестящего расцвета гения Бетховена. Глубоко выстраданные им идеи преодоления страдания силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы оказались созвучными идеям Французской революции. Эти идеи воплотились в 3-й («Героической») и Пятой симфониях, в опере «Фиделио», в музыке к трагедии И. В. Гете «Эгмонт», в Сонате - № 23 («Аппассионате»).

Всего композитором в эти годы было создано:

шесть симфоний (с № 3 по № 8), квартеты №№ 7-11 и другие камерные ансамбли, опера «Фиделио», 4 и 5 фортепианные концерты, Скрипичный концерт, а также Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром.

Переходные годы (1812-1815)

1812-15 годы - переломные в политической и духовной жизни Европы. За периодом наполеоновских войн и подъемом освободительного движения последовал Венский конгресс (1814-15), после которого во внутренней и внешней политике европейских стран усилились реакционно-монархические тенденции. Стиль героического классицизма уступил место романтизму, который стал ведущим направлением в литературе и успел заявить о себе в музыке (Ф. Шуберт). Бетховен отдал дань победному ликованию, создав эффектную симфоническую фантазию «Битва при Виттории» и кантату «Счастливое мгновение», премьеры которых были приурочены к Венскому конгрессу и принесли Бетховену неслыханный успех. Однако в других сочинениях 1813-17 годов отразились настойчивые и порой мучительные поиски новых путей. В это время были написаны виолончельные (№ 4, 5) и фортепианные (№ 27, 28) сонаты, несколько десятков обработок песен разных народов для голоса с ансамблем, первый в истории жанра вокальный цикл «К далекой возлюбленной» (1815). Стиль этих сочинений - экспериментальный, со множеством гениальных находок, однако не всегда столь же цельный, как в период «революционного классицизма».

Поздний период (1816-1827)

Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено как общей гнетущей политической и духовной атмосферой в меттерниховской Австрии, так и личными невзгодами и потрясениями. Глухота композитора стала полной; с 1818 года он был вынужден пользоваться «разговорными тетрадями», в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье (имя «бессмертной возлюбленной», к которой обращено прощальное письмо Бетховена от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным; одни исследователи считают ею Ж. Брунсвик-Дейм, другие - А. Брентано), Бетховен принял на себя заботы по воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. младшего брата. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял Бетховену много огорчений.

К позднему периоду относятся , 5 последних квартетов (№№ 12-16), «33 вариации на вальс Диабелли», фортепианные Багатели ор. 126, две сонаты для виолончели ор.102, фуга для струнного квартета, Все эти сочинения качественно отличаются от всего предыдущего. Это позволяет говорить о стиле позднего Бетховена, имеющем явное сходство со стилем композиторов-романтиков. Центральная для Бетховена идея борьбы света и мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское звучание . Победа над страданием дается уже не через героическое действие, а через движение духа и мысли.

В 1823 г. Бетховен закончил «Торжественную мессу », которую сам считал своим величайшим произведением. «Торжественная месса» впервые была исполнена 7 апреля 1824 г. в Петербурге. Месяцем позже в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова «Оды к радости» Ф. Шиллера. Девятая симфония с ее финальным призывом - «Обнимитесь, миллионы»! - стала идейным завещанием композитора человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX вв.

О традициях

О Бетховене обычно говорят как о композиторе, который, с одной стороны, завершает классицистскую эпоху в музыке, с другой - открывает дорогу романтизму. В целом это верно, однако его музыка не совпадает полностью с требованиями ни того, ни другого стиля. Композитор настолько универсален, что никакие стилистические признаки не охватывают всю полноту его творческого облика. Иногда в один и тот же год он создавал произведения, столь контрастные между собой, что распознать черты общности между ними чрезвычайно сложно (например, 5 и 6 симфонии, которые впервые прозвучали в одном концерте 1808 года). Если же сопоставить произведения, созданные в разные периоды, например, в ранний и зрелый, или зрелый и поздний, то они порой воспринимаются как творения разных художественных эпох.

Вместе с тем, музыка Бетховена, при всей ее новизне, неразрывно связана с предшествующей немецкой культурой. В ней бесспорно влияние философской лирики И.С.Баха, торжественно-героических образов генделевских ораторий, опер Глюка, произведений Гайдна и Моцарта. В формирование бетховенского стиля внесло свой вклад и музыкальное искусство других стран, в первую очередь Франции, ее массовых революционных жанров, столь далеких от галантно-чувствительного стиля XVIII века. Типичные для него орнаментальные украшения, задержания, мягкие окончания уходят в прошлое. Многие фанфарно-маршевые темы бетховенских сочинений близки песням и гимнам Французской революции. Они ярко иллюстрируют строгую, благородную простоту музыки композитора, любившего повторять: «Всегда проще».

Бетховен родился предположительно 16 декабря (точно известна только дата его его крещения – 17 декабря) 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.

Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Кристиан Готлоб Нефе. Уже в 12 лет в биографии Бетховена пополнилась первой работа музыкальной направленности – помощник органиста при дворе. Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку.

Начало творческого пути

После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. Людвиг Бетховен стал играть в оркестре, слушать университетские лекции. Случайно столкнувшись в Бонне с Гайдном, Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. Уже на этом этапе после прослушивания одной из импровизаций Бетховена, великий Моцарт сказал: «Он всех заставит говорить о себе!». После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру. Затем учителем и наставником Бетховена стал Антонио Сальери.

Расцвет музыкальной карьеры

Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая соната.

Грубый, самолюбивый на людях композитор был очень открытым, доброжелательным по отношению к друзьям. Творчество Бетховена следующих лет наполнено новыми произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе». Однако дальнейшая жизнь и работа Бетховена были осложнены развитием болезни уха – тинита.

Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над Третьей – Героической симфонией. Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, Третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.

Последние годы

В 1802-1812 годах Бетховен писал сонаты с особым желанием и рвением. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса.

Отметим, что биография Людвига Бетховена тех лет была наполнена славой, популярностью и признанием. Даже власть, не смотря на его откровенные мысли, не смела трогать музыканта. Однако сильные переживания за своего племянника, которого Бетховен взял на попечительство, быстро состарили композитора. А 26 марта 1827 года Бетховен умер от болезни печени.

Многие произведения Людвига ван Бетховена стали классикой не только для взрослого слушателя, а и для детей.

Великому композитору установлено около ста памятников по всему миру.

Статья по методике музыкального развития для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Знакомство с биографией композитора Л.Бетховена.


Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов начальной школы, музыкальных руководителей. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального развития детей.
Цель: Дать представление о Бетховене как о великом зарубежном композиторе.

1.Рассказать о тяжелых испытаниях композитора.
2.Формировать представления о творчестве композитора.
Педагоги, которых волнуют проблемы развития и воспитания детей, должны хорошо знать важные теоретические положения современной детской психологии, педагогики, оперировать основными методиками развития и воспитания детей. Методике музыкального развития детей выделяется место и в программах детского сада. Развивая музыкальное восприятие детей, формируя представления детей о творчестве композиторов, о жанрах музыки уже с детского сада у дошкольников начнет формироваться музыкально-эстетическая культура. Очень важно взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя. Очень интересно проходят беседы, рассказывающие о творчестве композиторов.

I. Композитор Л.В. Бетховен.

Людвиг Ван Бетховен (Beethoven) принадлежит к тем немногочисленным художникам, которые остаются нашими вечными спутниками на всю жизнь. К его музыке мы возвращаемся вновь и вновь, каждый раз находя в ней нечто новое, не замеченное раньше. Еще в детстве знакомимся мы с простой и доброй песней «Сурок», а через нее - с маленьким бродячим музыкантом и вместе с ним входим в то время, когда жил Бетховен и когда музыка звучала на улицах гораздо чаще, чем в концертных залах. Гениальный немецкий композитор, фоном, для произведений которого служила эпоха наполеоновских войн. Эти события первоначально вдохновляли Бетховена. Потом он разочаровался в них, оглох, обнищал и скончался. Но его гениальная музыка продолжает жить.

1.Жизненный путь.

Людвиг Ван Бетховен родился в декабре 1770года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения - 17 декабря. Его отец Иоганн был певцом в придворной капелле, мать Мария-Магдалина, до замужества, была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце, они поженились в 1767 году. Дед Людвиг служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, затем капельмейстером. Он был родом из Мехелен во Фландрии, отсюда и приставка «Ван» перед фамилией. Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой - на скрипке.
В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлиб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста. После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Среди любимых писателей Бетховена - древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер. Из-за бедности семьи Бетховен был вынужден очень рано поступить на службу: в 12 лет он был зачислен в капеллу как помощник органиста; позднее работал концертмейстером в боннском Национальном театре. В 1787 г. он посетил Вену и познакомился со своим кумиром, Моцартом, который, прослушав импровизацию юноши, сказал: "Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе". Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: тяжкая болезнь и смерть матери вынудили его спешно вернуться в Бонн. Там Бетховен обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов и сблизился с университетской средой, разделявшей самые прогрессивные взгляды. Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.
В Бонне Бетховен написал целый ряд крупных и мелких сочинений: 2 кантаты для солистов, хора и оркестра, 3 фортепианных квартета, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами). Следует отметить, что известные всем начинающим пианистам сонатины соль и фа мажор Бетховену, по мнению исследователей, не принадлежат, а только приписываются, зато другая, подлинно бетховенская Сонатина фа мажор, обнаруженная и опубликованная в 1909 г., остается как бы в тени и никем не играется. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования. Среди них - всем знакомая песня "Сурок", трогательная "Элегия на смерть пуделя", бунтарски-плакатная "Свободный человек", мечтательная "Вздох нелюбимого и счастливая любовь", содержащая прообраз будущей темы радости из Девятой симфонии, "Жертвенная песня", которую Бетховен настолько любил, что возвращался к ней 5 раз (посл. ред. - 1824 г.). Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен понимал, что ему необходимо серьезно учиться. В ноябре 1792 г. он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену - крупнейший музыкальный центр Европы.

2.Бетховен переезжает в Вену.

Он мечтал о Вене, втором после Парижа музыкальном центре Европы. Семнадцати лет он впервые и ненадолго попал в этот город, и рассказывают, что Моцарт, услышав игру молодого музыканта, предсказал ему блестящее будущее. С тех пор Вена стала предметом постоянной мечты Бетховена. Желание жить там еще более укрепилось после знакомства с Гайдном, проездом посетившим Бонн. Вена была не только городом, где музыка постоянно звучала в театрах, на концертах, просто на улицах,- это был город, где жили и работали великие отечественные музыканты - Моцарт и Гайдн. Двадцати двух лет Бетховен переезжает в Вену.
Здесь он занимался контрапунктом и композицией у И. Гайдна, И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. Хотя ученик отличался строптивостью, учился он ревностно и впоследствии с благодарностью отзывался о всех своих учителях. Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза. В первой и последней своей длительной гастрольной поездке (1796) он покорил публику Праги, Берлина, Дрездена, Братиславы. Покровительство молодому виртуозу оказывали многие знатные любители музыки - К. Лихновский, Ф. Лобковиц, Ф. Кинский, русский посол А. Разумовский и др., в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты, а впоследствии даже симфонии. Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений композитора. Из многочисленных аристократок - учениц Бетховена - его постоянными друзьями и пропагандистами его музыки стали Эртман, сестры Т. и Ж. Брунс, М. Эрдеди. Не любивший преподавать, Бетховен все же был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано (оба они завоевали впоследствии европейскую славу) и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции.

3.Сонаты Бетховена.

В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку. Ясное осознание каждой творческой задачи, стремление решить ее по-своему были свойственны Бетховену с самого начала. По-своему пишет он фортепианные сонаты, и ни одна из тридцати двух не повторяет другую. Его фантазия не всегда могла уложиться в строгую форму сонатного цикла с определенным соотношением обязательных трех частей. Так, например, 14-ю сонату он начал с медленной части, и это было так необычно, что композитор снабдил сонату подзаголовком: «Quasi una fantasia» («Почти фантазия» или «Как бы фантазия»). Лирический, мечтательный характер первой части натолкнул издателей сонаты (уже после смерти Бетховена) на мысль дать ей название «Лунная». А иногда и сам Бетховен давал подобные названия: три части сонаты № 26 названы им «Прощание», «Разлука» и «Возвращение». Бетховен очень широко раздвинул рамки фортепианной сонаты, расширил круг образов. Иногда сонаты кажутся фортепианным переложением симфоний - такова прежде всего знаменитая «Аппассионата», мужественная, героическая музыка. Колорит поздних сонат суров и сумрачен, но иногда в них, как цветы в каменистом ущелье, расцветают такие нежные и трогательные мелодии, как «Ариетта» из последней сонаты.

4.Мир симфоний Бетховена.

С началом XIX в. начался и Бетховен как симфонист: в 1800г. он закончил свою Первую симфонию, а в 1802 - Вторую. Работа над Третьей симфонией (1802-1804) совпала с увлечением Бетховена личностью Наполеона, в котором он, как и многие его современники, видел «генерала революции». Первоначально симфония была посвящена Наполеону, но когда композитор узнал, что былой республиканец короновал себя императором, то вместо посвящения написал на титульном листе лишь одно слово: «Героическая». Такой она и осталась в веках: музыкальным памятником не одному какому-либо человеку, а идее, торжествующей вопреки препятствиям, страданиям и смерти. В это же время была написана его единственная оратория "Христос на Масличной горе". Появившиеся в 1797 г. первые признаки неизлечимой болезни - прогрессирующей глухоты и осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привело Бетховена к душевному кризису 1802 г. Композитора вдохновляли также философские и этические идеи эпохи Просвещения, воспринятые им в юности. Мир природы предстает полным динамичной гармонии в Шестой ("Пасторальной") симфонии, в Скрипичном концерте, в фортепианной (№ 21) и скрипичной (№ 10) сонатах.

5.Девятая симфония. Бетховен становится глухим.

Ярче всего нравственные и художественные идеалы Бетховена сказались в его Девятой симфонии. Она явилась синтезом всего самого глубокого и значительного, что было создано в музыке и самим Бетховеном, и его предшественниками. Образы житейских бурь и горьких утрат, мирные картины природы и жизни людей, к природе близких,- все это воспринимается как пролог к единственному в своем роде финалу, впервые в истории жанра симфонии объединившему звучание оркестра и хора. Это величественный гимн радости, призыв к братству всего человечества. Глядя вперед, в будущее, композитор вкладывает в уста хора великие и пророческие слова, обращенные к грядущей радости:
Власть твоя связует свято.
Все, что в мире врозь живет,

Каждый в каждом видит брата
Там, где веет твой полет.
Ф. Шиллер
А ведь этот великолепный гимн радости был написан в очень трудные для композитора годы! Судьба не поскупилась для него на тяжкие испытания. После недолгих лет славы, житейского благополучия, радостей дружеского общения его ожидало одиночество, разочарование в близких людях и, самое страшное, глухота, оторвавшая его от общения с людьми и с музыкой. За исключением той, которая звучала в его сознании…
Глухота композитора стала полной; с 1818 г. он был вынужден пользоваться "разговорными тетрадями", в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье (имя "бессмертной возлюбленной", к которой обращено прощальное письмо Бетховена от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным; одни исследователи считают ею Ж. Брунсвик-Дейм, другие - А. Брентано), Бетховен принял на себя хлопоты по воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. младшего брата. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял. Бетховену много огорчений. Контраст между печальными, а порою и трагическими жизненными обстоятельствами и идеальной красотой создаваемых произведений - проявление того духовного подвига, который сделал Бетховена одним из героев европейской культуры Нового времени.
Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

6.Великий художник и великий человек Бетховен.

В 1823 г. Бетховен закончил "Торжественную мессу", которую сам считал своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции (Г. Шютц, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, И. Гайдн). Первая месса (1807) не уступала мессам Гайдна и Моцарта, однако не стала новым словом в истории жанра, как "Торжественная", в которой претворилось все мастерство Бетховена-симфониста и драматурга. Одной из немногих и неожиданных радостей последних лет жизни было известие из далекой России об исполнении в Петербурге бетховенской «Торжественной мессы», написанной в те же годы, что и Девятая симфония, и так же проникнутой идеей всеобщего мира и единения. Это было первое и единственное при жизни Бетховена полное, без сокращений, исполнение замечательного сочинения. Нельзя не удивляться тому, что одинокий, больной, почти вытесненный из музыкального мира более удачливыми современниками Бетховен и в самые тяжелые годы жизни создавал произведения, полные мужества и душевной чистоты.
Незадолго до смерти Бетховен едет к одному из своих братьев Иоганну. Людвиг предпринял это обременительное для него путешествие ради того, чтобы уговорить Иоганна составить завещание в пользу племянника Карла. Не добившись желаемого результата, взбешенный Бетховен возвращается домой. Эта поездка стала для него роковой. На обратном пути Людвиг тяжело простудился, ему так и не удалось встать на ноги, слишком много сил было потрачено, после нескольких месяце тяжёлой болезни Людвиг ван Бетховен умер 27 марта 1827г. Вена довольно безучастно относилась к его болезни, но когда весть о его смерти облетела столицу, потрясенная многотысячная толпа проводила великого композитора на кладбище. Все учебные заведения в этот день были закрыты.

Творчество Бетховена - одна из вершин в истории мирового искусства. Вся его жизнь и деятельность говорят о титанической личности композитора, соединившего в себе гениальную музыкальную одарённость с кипучим, бунтарским темпераментом, наделённого несгибаемой волей и способностью к огромной внутренней сосредоточенности. Высокая идейность, основанная на сознании общественного долга, составляла отличительную черту Бетховена - музыканта-гражданина. Современник Великой французской революции, Бетховен отразил в своём творчестве великие народные движения этой эпохи, её наиболее прогрессивные идеи. Революционная эпоха определила содержание и новаторское направление музыки Бетховена. Революционная героика нашла отражение в одном из главных художественных образов Бетховена - борющейся, страдающей и в конце концов побеждающей героической личности.

Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в Бонее , Германия, в семье потомственных музыкантов. Отец, Иоганн Бетховен, был человеком активным, местами вспыльчивым. Работал певцом. Всячески содействовал обучению сына. Мать, Мария-Магдалина Кеверих (в девичестве), дочь шеф-повара курфюрста Иоганна Филиппа фон Вальдердорфа.

Бетховен рано освоил игру на скрипке, клавесине, органе . Первым учителем, помимо домашних уроков отца, был К. Нефе, руководитель придворной капеллы. Кристиан Нефе обучил Бетховена классике: Генделю, Гайдну, Баху, Моцарту.

С 12 лет Бетховен писал свои сочинение . Первое – вариация марша Дресслера. В этом же возрасте начал музыкальную карьеру – получил должность придворного органиста. Талантливого юношу заметили в Вене. Популярный в те время Моцарт предрек большое будущее композитору. Бетховен также брал уроки у известного музыканта.

В 1785 году Бетховен был в распоряжении Макса Франца Второго , а позднее переехал в Вену и снискал популярность у эрцгерцога Рудольфа, графа Кинского и князя Лобковица. Каждый из перечисленных правителей старался как можно чаще приглашать Бетховена музицировать на балах.

В 1814 году – период всеобщий популярности композитора. Основная музыкальная деятельность проходила теперь только в Вене, хотя и более маленькие города время от времени удостаивались чести принять новую звезду музыкального Олимпа Германии.

В этот период прогрессирует ранее выявленная болезнь Бетховена – глухота отнимала возможность зарабатывать на хлеб, творить и наслаждаться жизнью. Концертную деятельность Бетховен не бросал до последнего, а писать музыку продолжил и после победы недуга – надиктовывал свекру ноты.

Произведения Бетховена 18-19 вв.:

  • Соната №8 для фортепиано «Патетическая»
  • Соната №14 «Лунная» для фортепиано;
  • Оратория «Христос на Елеонской горе»;
  • «Крейцерова соната» для скрипки и фортепьяно;
  • «Третья симфония – посвящена Наполену I – «Героическая»;
  • Ода «к радости»;
  • «Девятая симфония»;
  • Опера «Фиделио»;

О творчестве композитора: первый период – становление композитора, — характеризуется работами для органа и широкой публики. Произведения возвышенные, носят героических характер, часто посвящены покровителю или известному общественному деятелю.

Поздний период творчества Бетховена – стройный ряд фортепьянных сонат. Всего их 32 в арсенале композитора. Музыка становится более тяжелой, вероятно, омраченная болезнью композитора, что повлияло на мировосприятие автора. Предсмертное творчество – «Девятая симфония» 1823 года, — отличается от более ранних работ. Она стала странной и болезненной точкой в такой же краткой жизни, как биографии немецкого композитора.

Бетховен о музыке:

  • Музыка – это народная потребность.
  • Музыка – медиатор между духовной жизнью и реальной чувственностью.
  • Нет ничего выше, прекраснее, чем приносить счастье многим людям.
  • Сердце – вот настоящий рычаг всего великого. Что от сердца исходит – к сердцу должно привести.

(3 оценили, оценка: 3,67 из 5)

Статьи по теме: