Основы управления экологическими рисками. Управление экологическим риском

Шлегель Ольга Вячеславовна , Соискатель факультета экономика и управление народным хозяйством, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Башкин В.Н. Экологические риски: расчет, управление, страхование. – М.: Высш. Шк., 2007. – 360 с.: ил. − ISBN 978-5-06-005559-7.
2. Давыдова С.Л., Тепляков В.В. Экологические проблемы нефтепереработки – М.: РУДН, 2010 – 175 с.: ил. − ISBN 978-5-209-03229-8.
3. Другов Ю.С., Родин А.А. Экологические анализы при разливах нефти и нефтепродуктов – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. − 270 с.: ил. − ISBN 978-5-94774-503-0.
4. Орлов В., Гостеева О., Компания «КапиталЪ Страхование» создала надежное страховое покрытие для всех предприятий Группы «ЛУКОЙЛ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oilru.com/nr/176/4062.
5. За год в России «теряется» примерно 10% добытой нефти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://primamobile.ru/show/?id=68967.
6. Яковлев В.В. Экологическая безопасность, оценка риска: монография. – СПб.: Международный центр экологической безопасности региона балтийского моря: Издательство НП Стратегия будущего, 2006. − 476 с.: ил. − ISBN 5-903247-04-0.

управление экологический риск

Среди мероприятий, направленных на управление качеством окружающей среды, в соответствии с нормами современного российского экологического права выделяют административно-правовые, экономические и информационные инструменты (Пашков, 1997). При этом к первым относят в числе других экологическое нормирование (в т. ч. нормирование качества окружающей среды) и стандартизацию, экологический учет и контроль, экологическую экспертизу и сертификацию, экологическое планирование и лицензирование деятельности в экосфере. Экономическими рычагами в экоуправлении являются различные принудительные и стимулирующие мероприятия, к которым относят экологические платежи и налоги (в т. ч. налоговые льготы), финансирование обеспечения экобезопасности, природоохраны и рационального природопользования, экологическое страхование и ряд других. К третьей группе могут быть отнесены экологический мониторинг (в т. ч. мониторинг качества окружающей среды), экологические исследования, экологическое прогнозирование и картографирование, геоинформационные системы (ГИС), а также экореклама, экологическое образование и другие информационные мероприятия в экологической сфере деятельности.

Гармонизация подходов управления безопасностью (управления риском) и нормативно-правовых основ системы управления, существующих в РФ и за рубежом, представляет собой первоочередную задачу для нашей страны и может иметь принципиальное значение как для обоснования приоритетов экологической политики, следовательно, рационального и эффективного вложения средств на снижение загрязнения окружающей среды и максимальное уменьшение риска, так и для создания благоприятного инвестиционного климата в отношении России.

Информационные методы управления. Существенным этапом процесса поиска вариантов снижения риска является прогнозирование изменения параметров имеющейся ситуации и моделирование поведения рассматриваемого объекта. Под научным прогнозом понимают высказывание в виде вероятностного утверждения о зависящем от неопределенных или неизвестных факторов поведении некоторой системы в будущем, сделанное на основании изучения и обобщения опыта прошлого с использованием интуитивных представлений о развитии данной системы в будущем. Научные прогнозы делаются экспертами -- специалистами в рассматриваемой области. В основе прогнозных экспертиз лежит особая научная дисциплина -- прогностика. Часто вместо термина “научный прогноз” употребляют термин “экспертные оценки”.

Сущность метода экспертных оценок заключается в том, что специалистам предлагают ответить на вопросы о будущем поведении объектов или систем, характеризующихся неопределенными параметрами или неизученными свойствами. Экспертные оценки оформляются в виде качественных характеристик или количественных значений вероятностей рассматриваемых событий или процессов, отнесенных к определенному отрезку времени. Важное значение при этом придается формированию оценочной шкалы, используемой экспертами. В настоящее время известно несколько десятков методов экспертных оценок, наиболее известный из них -- коллективное обсуждение и согласование по методу Дельфи. Метод экспертных оценок применяется для решения задач, связанных с управлением риском (например, по планированию систем обеспечения технологической, экологической и социальной безопасности некоторого объекта) в тех случаях, когда строгий расчет невозможен из-за наличия принципиальных неопределенностей. Широко используется метод деревьев. Метод деревьев особенно эффективен в тех случаях, когда сложная проблема может быть расчленена на то или иное количество сравнительно простых задач, каждая из которых решается отдельно, после чего производится своеобразный синтез сложного решения. К числу его достоинств относятся удобство и наглядность графического представления, а также существенное облегчение расчетов на компьютерах (Ваганов, 2001).

Получение объективной информации о состоянии окружающей среды возможно путем осуществления процедуры мониторинга.

Мониторинг окружающей природной среды - это постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за ее состоянием - загрязнением, природными явлениями, которые происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения.

биосферный (глобальный) - слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;

медицинский (санитарно-токсикологический) - слежение и контроль за показателями качества окружающей среды, соблюдение которых обеспечивает условия, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья; прогноз состояния здоровья населения в условиях многофакторного воздействия окружающей среды;

импактный - слежение за природными процессами и явлениями, а также их изменениями под влиянием антропогенных факторов в особо опасных для состояния природной среды районах и точках:

  • - чрезвычайных ситуаций (при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий);
  • - локальный (наблюдение за воздействием на окружающую среду промышленных объектов или отдельных источников);

биологический - слежение за биологическими объектами (растительностью и животным миром) с помощью биоиндикаторов, чаще всего на базе биосферных заповедников;

базовый (фоновый) - слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий. Объектами наблюдения и контроля являются атмосферный озон, сейсмический режим на территории страны, физические явления и факторы (акустические, вибрационные, инфразвуковые, электромагнитные);

экологический - это мониторинг окружающей среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологический условий среды обитания и биологических объектов, а также оценка состояния и функциональной деятельности экосистем; во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий жизни не достигаются.

Главная цель экологического мониторинга состоит в обеспечении современной и достоверной информацией системы управления экологической безопасностью. Он ориентирован также на информационное обслуживание конкретных проектов, международных соглашений в области охраны окружающей среды (Масленникова, 2007).

Административные методы. Управление экологическими рисками производится путем разработки и применения нормативно-правовых актов, в которых устанавливается эколого-правовая ответственность. Правовые отношения в области обеспечения экологической безопасности определены в следующих законах Российской Федерации:

Об охране окружающей среды, 2002

Об экологической экспертизе, 1995

О промышленной безопасности, 1997

О гидрометеорологической службе, 1998

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, 1999

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993 (с изменениями 2.12.2000)

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, 1994

О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности, 1996

О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, 1995

О безопасном обращении с пистицидами, 1997

О безопасности гидротехнических сооружений, 1997

Об отходах производства и потребления, 1998 (Матвеев, 2003)

Принятый в 1997 г. Закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает, что предприятие, являющееся источником повышенной опасности, обязано обеспечить меры по защите населения и окружающей среды от опасных воздействий. В этом законе также вводится порядок лицензирования опасных производств и рассматриваются возможности отзыва или приостановления лицензии в случае невыполнения требований промышленной безопасности или несоответствия принятым нормативам. Кроме того, в этом законе впервые в России было введено обязательное экологическое страхование, представляющее собой страхование ответственности за причинение вреда (например, аварийного загрязнения окружающей среды) при эксплуатации опасного производственного объекта. Экологическое страхование следует считать важной составной частью механизма управления экологическими рисками.

Стандарты серии ISO 14000 послужили основой стандартов в области экологического менеджмента, принятых в Российской Федерации:

ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.

ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.

ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.

ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита для систем управления окружающей средой.

ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии (Ваганов, 2001).

Планирование - одна из важнейших функций менеджмента, в том числе и экологического. Под планированием понимается разработка мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды и распределение объема их выполнения применительно к временным интервалам и территориям.

В последние годы планирование и финансирование природоохранных мероприятий осуществляются по федеральным целевым программам. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ «О государственной комплексной программе повышения плодородия почв России». С целью выполнения решений Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 1992 г.) по окружающей среде и развитию в России разработан «Национальный план действий по окружающей среде». На предприятиях мероприятия по охране природной среды должны включаться в бизнес-планы.

Регуляторами природопользования служат так называемые лимиты. Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов.

Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды. Эти нормативы носят следующие названия:

ПДВ -- предельно допустимые выбросы в атмосферу;

ПДС -- предельно допустимые сбросы в водные источники;

ПДК -- предельно допустимые концентрации;

ПДУ -- предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей;

ПДН -- предельно допустимые нагрузки на природную среду (количество посетителей на экскурсию в заповеднике, нагрузка скота на единицу пастбищных угодий и т.д.).

Hopмативы утверждаются федеральным органом, отвечающим за охрану окружающей среды. Виды хозяйственной деятельности, лимиты и экологические требования при использовании природных ресурсов фиксируются в лицензиях (т.е. разрешениях) на природопользование, выдаваемых органами управления. Существует около 30 видов природопользования, на которые выдаются лицензии. Эксплуатация природных ресурсов без соответствующей лицензии влечет за собой ответственность вплоть до уголовной (Орлов, 2002).

К административно-контрольным методам управления относится экологический аудит. В соответствии с законом «Об охране окружающей среды» экологический аудит -- это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

В конкретных случаях экологический аудит может проводиться для выявления потенциальных экологических проблем и оценки риска, связанного с обязательствами владельца предприятия, при обосновании инвестиций в производство с учетом экологических аспектов, для определения направлений повышения эффективности управления природоохранной деятельностью, при изменении собственника предприятия и т.п.

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программы и процедуры периодических аудитов системы управления окружающей средой, проводимых с целью оценки соответствия действующей системы запланированным мероприятиям по управлению окружающей средой (в том числе требованиям самого стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98) и состояния системы с точки зрения ее реализации и поддержания в рабочем состоянии, а также предоставления информации о результатах аудита руководству.

В соответствии с руководящими указаниями стандартов при проведении экологического аудита различают первоначальную и системные проверки. Одним из важнейших пунктов содержания первой экологической проверки должна быть идентификация воздействия на окружающую среду экологических аспектов определенных видов деятельности. При этом идентификация проводится не только в нормальных производственных условиях, но и в чрезвычайных условиях, в условиях аварийной ситуации или несчастного случая.

Программа системных проверок, включая план их проведения, должна основываться на эффективности действий в отношении окружающей среды, результатах предыдущих проверок и соответствующих видов деятельности. Процедура проверки должна включать область ее распространения, периодичность проведения и методику, а также распределение ответственности, требования к проведению проверки и предоставлению отчетов о результатах проверок. Системные проверки представляют собой классический инструмент «постоянного улучшения», так как при правильном проведении они не только гарантируют поддержание уже достигнутого уровня, но и способствуют совершенствованию деятельности по охране окружающей среды.

После проведения на предприятии проверки по охране окружающей среды должно быть составлено заключение о ее результатах (аудиторское заключение).

В аудиторское заключение может быть включена следующая информация, связанная с аудитом:

  • · идентификация проверяемой организации и клиента;
  • · согласованные цели и объем аудита;
  • · согласованные критерии, по которым проводился аудит;
  • · период времени и даты, когда проводился аудит;
  • · идентификация членов аудиторской группы;
  • · идентификация представителей проверяемой организации, участвующих в аудите;
  • · заявление о конфиденциальном характере содержания;
  • · перечень рассылки аудиторского заключения;
  • · краткое изложение процесса аудита, включая любые встретившиеся препятствия;
  • · выводы по аудиту.

Среди многообразных целей экологического аудита особое место занимает сертификация систем управления охраной окружающей среды.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области сертификации, является Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1 (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г. и 31 июля 1998 г.). По этому Закону (ст. 5) системы сертификации создаются государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями, представляют собой совокупность участников сертификации и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Госстандартом России.

В базовой и наиболее крупной системе сертификации ГОСТ Р, центральным органом которой является Госстандарт Российской Федерации, в настоящее время под сертификацией понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» устанавливает обязательную сертификацию (ст. 7), которая предусмотрена в отношении номенклатуры продукции и услуг нормативно-правовыми актами, и добровольную сертификацию (ст. 17), которая распространяется на объекты, не подлежащие обязательной сертификации.

Процесс сертификации предполагает подтверждение соответствия нормативным требованиям по многим направлениям, среди которых особое место занимает обеспечение соответствия требованиям экологической безопасности, как в сфере потребления, так и в сфере производства (Бабина, 2002).

Экономические меры воздействия основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм управления экологической безопасностью.

Экономический механизм управления экологической безопасностью можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле экономический механизм управления -- это система организационно-экономических мер, касающихся природопользования и охраны окружающей среды, что означает наличие взаимосвязанных организационно-административных и экономических мер. Так, планирование, разработка, введение, исполнение и контроль целевых программ природопользования осуществляются с помощью механизма управления экологической безопасностью. В них содержатся элементы экономического воздействия. В частности, контроль за установленными государством нормами осуществляется административными методами, но при этом он сопровождается штрафами и субсидиями, т.е. экономическими воздействиями на природопользователей. В узком смысле экономический механизм включает только собственно экономические меры, без административного воздействия. Например, потребители готовы платить больше за экологически чистые продукты, что стимулирует сельскохозяйственных производителей изготовлять такие продукты.

Механизм управления экологической безопасностью и охраной природной среды в России включает ряд элементов, основными из которых являются:

  • · платежи за использование природных ресурсов;
  • · платежи за загрязнение окружающей природной среды;
  • · платежи за размещение экологически вредных веществ;
  • · система правового и организационного обеспечения экономического стимулирования и экономической ответственности;
  • · система экологических фондов;
  • · система экологического страхования.

Плата за природные ресурсы складывается из трех слагаемых:

  • - выплаты непосредственно за право пользования природными ресурсами;
  • - платежи и штрафы за загрязнение окружающей природной среды;
  • - отчисления на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Мировой опыт показывает, что платность природопользования способствует более рациональному использованию природных ресурсов. Законодательством предусмотрена плата за пользование недрами, водными объектами, лесными и растительными ресурсами, ресурсами животного мира. Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов служат для компенсации затрат ресурсов в процессе производства.

В России введены платежи за загрязнение окружающей среды. Введено три вида платы:

  • · за выброс в атмосферу загрязняющих экологически вредных веществ,
  • · за сброс загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности;
  • · за размещение экологически вредных отходов.

Существенное значение для обеспечения экологической безопасности имеет экономическое стимулирование. Без него выполнение планов и программ в области экологии и рационального природопользования может быть весьма затруднено. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной материальной (денежной) заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.

В основополагающем документе - «Национальном плане России действий по окружающей среде» поставлена задача разработать научные основы экономического стимулирования рационального использования земель и других природных ресурсов.

Основные виды экономического стимулирования предусмотрены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды". К ним относятся льготное налогообложение и кредитование предприятий, установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов, применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию.

Для успешного функционирования механизма управления экологической безопасностью необходимо прежде всего финансирование, т.е. обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного самоуправления; собственных средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения; других источников.

Цель создания экологических фондов -- формирование независимого от государственного бюджета централизованного источника финансирования природоохранных нужд, дополняющего государственные затраты.

Органичный элемент организационно-экономического механизма управления экологической безопасностью и охраны окружающей природной среды - экономическая ответственность. Закон "Об охране окружающей природной среды" называет возмещение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека, одной из задач экономического механизма управления экологической безопасностью и охраны окружающей природной среды. Экономическая ответственность касается юридических лиц.

Одной из актуальных проблем природопользования является научно обоснованный расчет ущерба, причиняемого среде. Полезным инструментом эколога являются математические модели эколого-экономических явлений и процессов (Орлов, 2002).

Управление экологическим риском является логическим про­должением оценки и анализа экологического риска. Оно базируется на совокупности политических, социальных и экономических оце­нок полученных величин риска, сравнительной характеристике воз­можных ущербов для здоровья как отдельного человека, так и общества в целом, возможных затрат на реализацию различных ва­риантов управленческих решений по снижению риска и тех выгод, которые будут получены в результате реализации мероприятий.

Управление экологическим риском состоит из четырех элементов.

1. Сравнительная оценка и ранжирование рисков по их вели­
чине, а также социальной и медицинской значимости возможных
последствий для здоровья человека.

2. Определение уровней приемлемости риска.

3. Выбор стратегии снижения и контроля риска.

4. Принятие управленческих решений.

Если на завершающей стадии оценки экологического риска устанавливается степень опасности конкретного вещества при оп­ределенных условиях, то на начальном этапе управления экологи­ческим риском проводится сравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов - выделение круга вопросов, тре­бующих первоочередного внимания, определение вероятности и ус­тановление последствий. Этот этап управления риском включает в себя определение уровней вероятности развития нарушений состоя­ния здоровья и анализ их причинной обусловленности.

Управление риском может осуществляться несколькими путями:

1. Абсолютный контроль - снижение риска до нуля. Данный подход используется в случае существования реальной возможности полного предотвращения воздействия особо опасного химического ве­щества, например, путем запрета его производства и применения.

2. Снижение риска до разумного максимального технически и экономически достижимого уровня. Данный подход достаточно субъективен, так как требует аргументации понятий «разумность» и «максимальность». Применение данного подхода должно обязатель­но сопровождаться оценкой возможных ущербов для здоровья, так как в противном случае невозможно оценить соотношения «затраты- выгода».



3. Применение концепции минимума, т.е. снижение риска до такого уровня, который воспринимается абсолютно всеми как прак­тически нулевой.

4. Установление риска на приемлемом для каждого индивидуу­ма и общества в целом уровне («адекватный запас безопасности»).

При анализе приемлемости риска учитываются:

Выгоды от использования конкретного вещества (например, увеличение урожайности благодаря использованию пестицидов);

Расходы, связанные с регулированием применения этого вещества (полным или частичным запретом, заменой его другим препаратом и т.п.);

Возможность осуществления мероприятий с целью умень­шения потенциального негативного воздействия вещества на окру­жающую среду и здоровье человека.

Для установления приемлемости риска широко используется метод экономического анализа «затраты-выгода». Однако понятие приемлемости определяется не только результатами экономическо­го анализа, но и большим числом политических и социальных фак­торов, включая восприятие экологического риска различными груп­пами населения.

Стратегия контроля уровней экологического риска предусмат­ривает выбор мероприятий, в наибольшей степени способствующих минимизации или устранению риска. Такие типовые меры могут включать:

Использование предупредительных маркировок (надписей, наклеек, ярлыков);

Ограничение числа лиц, находящихся в зоне источника риска;

Ограничение сферы использования источника риска или территорий с такими источниками (например, запрет использования загрязненньгх участков территории для рекреационных целей);

Полный запрет производства, применения и ввоза опреде­
ленного химического вещества или использования данного техно­
логического процесса или оборудования.

В задачи управления экологическим риском, наряду с разра­боткой приоритетных мероприятий по устранению и снижению риска, входит выбор стратегии периодического или постоянного мо­ниторинга экспозиций и рисков. Данные виды мониторинга выпол­няют следующие функции:

Контрольную (сравнение с предельно допустимыми или приемлемыми уровнями);

Сигнальную (быстрое реагирование на возникновение опас­ной ситуации);

Прогностическую (возможность предсказания рисков);

Инструментальную (как средство для распознавания и клас­сификации наблюдаемых явлений).

Разработка системы управления экологическими рисками в техногенных системах требует определения характерных компонен­тов производства и значимых экологических аспектов деятельности того или иного предприятия, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и здоровье населения, наличия информацион­ной системы с целью распространения результатов определения уров­ней рисков для здоровья человека среди заинтересованной части населения (например, среди врачей, лиц, принимающих управленчес­кие решения, научных сотрудников, населения и общества в целом).

Передача и распространение информации о риске является естественным продолжением процесса оценки риска. Оценка риска не имела бы смысла, если бы получаемые при этом результаты не доводились тем или иным образом до сведения тех, кто причастен к решениям по снижению риска.

Результаты, полученные в процессе оценки риска, должны быть представлены таким образом, чтобы они были доступны для неспе­циалистов, представителей прессы и населения, позволяли выявить общественное мнение о воздействии текущей или намечаемой хо­зяйственной деятельности.

При распространении информации о риске необходимо при­нимать во внимание особенности восприятия риска разными груп­пами населения. Если специалисты в оценке риска руководствуются

количественными характеристиками и профессиональной информа­цией, то население в своем восприятии риска ориентируется не только на его количественные характеристики и возможные последствия для здоровья, но и на уже сформировавшееся мнение общественности.

Важным фактором, влияющим на восприятие информации о риске, является уточнение добровольного характера риска. Населе­ние всегда больше волнует вынужденный, а не добровольный риск. Поэтому к факторам, повышающим чувство опасности и, как след­ствие, вызывающим большее «возмущение», относятся такие, как вдыхание воздуха, загрязненного промышленными химическими веществами (искусственный риск), катастрофические утечки газо­образных ядовитых веществ (катастрофический риск), микроорга­низмы, созданные методами генной инженерии (экзотический риск), риск, связанный с отсутствием видимых преимуществ (строитель­ство каких либо предприятий рядом с жилыми домами).

Реакция человека или группы людей на риск определяется как индивидуальными факторами, так и факторами, характеризующими сам риск или информацию о нем.

Индивидуальные факторы, влияющие на восприятие риска, подразделяются на следующие группы:

Личностные особенности;

Эмоциональное состояние.

Факторы, связанные с самим риском, характеризуются:

Происхождением опасности и теми последствиями, к которым может привести риск;

Выраженностью риска для индивида или группы лиц;

Выраженностью последствий риска;

Вариабельностью информации о риске, получаемой из различных источников.

Информирование населения об экологическом риске является неотъемлемой частью системы управления рисками. При этом ин­формирование представляет собой процесс взаимодействия в ходе обмена данными и мнениями относительно риска между отдельны­ми лицами, группами людей и учреждениями.

Основные правила распространения информации об экологи­ческом риске основаны на максимальном привлечении обществен­ности к квалифицированному и доброжелательному обсуждению проблем, связанных с оценкой этого риска. Данные правила форму­лируются следующим образом.

Относиться к общественности как к законному партнеру и обеспечивать ее участие в решениях, относящихся ее жизни и систе­ме ценностей. Это правило основывается на убеждении, что населе­ние имеет право участвовать в решениях, непосредственно касающихся его жизни. Информирование общественности должно быть организовано так, чтобы ее участие было продуктивным.

Учитывать интересы различных групп населения, тщатель­но планировать передачу информации. Общаясь с той или иной груп­пой населения, следует тщательно планировать передачу ей информации о риске, так как многочисленные группы людей пре­следуют свои особые интересы и имеют свои собственные заботы. Например, жителей, проживающих вблизи от химического предпри­ятия, мало будет интересовать количество случаев смерти на 1 тонну выпуска продукции завода. Их будет интересовать, каков риск забо­левания для них и их детей.

Прислушиваться к тому, что беспокоит население. Люди станут прислушиваться к специалистам лишь тогда, когда специа­листы начнут прислушиваться к голосу граждан. Людей, как прави­ло, больше волнуют такие вопросы, как социальная справедливость, наличие работы, ответственность должностных лиц, чем статистические данные о смертности и заболеваемости. Следует вникнуть в то, что их беспокоит, и дать понять, что вы об этом знаете.

Добиться доверия населения. При распространении инфор­мации необходимо быть честным, не преуменьшать и не преувеличивать степень риска, пытаясь, например, решить задачу финан­сирования научных исследований. Не пытаться ответить на вопро­сы, недостаточно изученные или спорные. Быть готовым ответить: «Я не знаю». Не высказывать ненаучную точку зрения по проблемам, связанным с качеством окружающей среды и ее воздействием на здо­ровье.

Координировать свою работу и сотрудничать с другими надежными партнерами. В случаях разногласий по поводу факторов

риска ученым следует стремиться выработать единую точку зрения, прежде чем информация будет предоставлена населению.

Учитывать запросы средств массовой информации. Спе­циалисты по оценке риска и регулированию должны быть доступны для корреспондентов, так как пресса является основным передаточ­ным звеном информации.

Выражать свои мысли четко и понятно. Необходимо старать­ся реже использовать специальные термины и профессиональный жар­гон, не перегружать информацию статистическими данными.

При передаче и распространении информации об экологичес­ком риске могут возникнуть ошибочные представления о роли са­мой информации, освещающей риск. Например, ошибочным является представление о том, что распространение информации о риске якобы не всегда способствует разрешению конфликтной си­туации и упрощает принятие управленческих решений по контро­лю риска. Это связано с тем, что не всех людей объединяют общие интересы и общие системы ценностей. Управленческие решения по контролю риска могут устраивать одних людей и совсем не устраи­вать других.

Большие возможности в управлении риском предоставляет экологический менеджмент. В течение 90-х годов подавляющее боль­шинство ведущих зарубежных промышленных компаний продемон­стрировали существенные результаты в области уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду при одновре­менном увеличении объемов производства, снижении удельных рас­ходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, повышении качества продукции. Экологическая деятельность как одна из со­ставляющих сбалансированного развития становится все более эко­номически оправданной, позволяя предприятиям использовать связанные с ней разнообразные прямые и косвенные преимущества и выгоды.

Развитие экологического менеджмента становится общеприз­нанным путем практического решения экологических проблем и снижения экологического риска в техногенных системах. Экологи­ческий менеджмент можно определить как процесс и результат ини­циативной деятельности экономических субъектов, направленной на последовательное улучшение в достижении их собственных эколо гических целей и задач, разработанных на основе самостоятельно принятой экологической политики. Характерными особенностями данного процесса являются:

Возрастание экологической ответственности предприятий вследствие общемировой тенденции к сокращению вмешательства государства в экономику, стимулирования частной инициативы и создания глобальных рынков;

Переход предприятий от пассивной позиции в решении эко­логических проблем, определяемой требованиями государственно­го экологического контроля, к активной позиции, в значительной степени определяемой собственными целями и задачами;

Расширение границ инициативной экологической деятель­ности предприятий;

Перенос приоритетов в действиях с «конца трубы» (очист­ка сточных вод, отходящих газов, размещение и удаление отходов) непосредственно на источники образования отрицательного воздей­ствия на окружающую среду (использование ресурсов, технологи­ческие процессы, организация производства);

Установление прямой взаимосвязи экологической деятель­ности с возможностями привлечения инвестиций, развитием произ­водства, экономией и сбережением ресурсов, снижением потерь, повышением качества продукции и ее конкурентоспособностью;

Максимальное использование беззатратных и малозатрат­ных методов и средств для решения экологических проблем; акти­визация внутренних неиспользуемых резервов и возможностей;

Открытая демонстрация предприятием экологических це­лей, задач и достигнутых в соответствии с ними результатов, вклю­чая и отрицательные результаты;

Активное сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторо­нами (от инвесторов, акционеров и деловых партнеров до потреби­телей, общественности и конкурентов).

Практической основой деятельности предприятий в области экологического менеджмента является предотвращение негативно­го воздействия на окружающую среду. К ее характерным направле­ниям относятся:

Экономия сырья, материалов, энергетических ресурсов;

Сокращение технологических потерь, потерь при склади­ровании и транспортировке, неучтенных потерь и т.п.;

Сокращение потребления чрезвычайно опасных и высокоопасных веществ и материалов;

Использование вторичных ресурсов;

Усовершенствование основных и вспомогательных техно­логических процессов с целью сокращения источников образования загрязняющих веществ, отходов и других вредных факторов воздей­ствия на окружающую среду;

Организация потоков загрязняющих веществ и отходов;

Рециклинг (переработка и использование отходов производ­ства и потребления, производство побочной продукции);

Сокращение ситуаций с повышенным экологическим рис­ком (аварийного воздействия на окружающую среду);

Подготовка к деятельности и деятельность в условиях ава­рийного воздействия на окружающую среду; ликвидация экологи­ческих последствий аварий;

Экологическое образование персонала предприятия с целью повышения экологической культуры и снижения экологических рис­ков для персонала;

Повышение эффективности производственного экологичес­кого мониторинга.

Эффективная деятельность предприятия в сфере экологичес­кого менеджмента рассматривается как основная гарантия экологи­ческой безопасности и возможности управления экологическими рисками в процессе проектирования, строительства и эксплуатации промышленных объектов. Развитие деятельности в области эколо­гического менеджмента позволит не только решать конкретные эко­номические и природоохранные задачи, стоящие перед отдельными предприятиями и страной в целом, но и вовлечь неиспользуемый потенциал России (в том числе культурный, интеллектуальный, пред­принимательский) в решение национальных и мировых экологичес­ких проблем.

Практические занятия:

Модуль 2. Основные принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды

№1. Глобальные экологические проблемы: климатические изменения, разрушение озонового слоя, загрязнение природных вод органическими веществами и др.

Защитные механизмы природной среды и факторы, обеспечивающие ее устойчивость. Динамическое равновесие в природной среде. Гидрологический цикл, круговорот энергии и вещества, фотосинтез.

№2. Диагностика и химико-аналитический контроль объектов окружающей среды. Предельно допустимые концентрации. Санитарно-гигиеническое нормирование. Показатели качества окружающей среды. Оценка воздействия на окружающую среду. Пути превращения загрязнителей в окружающей среде

№ 3. Индивидуальный и коллективный риск. Уровень риска. Распределение риска среди населения. Восприятие рисков и реакция общества на них.

Сравнение и анализ рисков в единой шкале. Неопределенности в оценках риска. Риски от воздействия нескольких опасностей. Суммарный риск.

№ 4. Применение логических методов анализа – дерева отказов, дерева событий.

№ 5. Характер и масштабы стационарных и аварийных химических выбросов. Динамика и прогнозы. Анализ причин возникновения аварий на ХТО. Оценка последствий.

Модуль 3 . Основные направления и методы борьбы с загрязнения ми окружающей среды.

№ 6. Методы очистки сточных вод. Методы очистки атмосферы.

№ 7. Утилизация производственных твердых отходов.

№ 8. Методы локализации, консервации, захоронения радиоактивных отходов.


идентификация рисков;

оценка риска;

выбор методов управления риском и их применение.

Идентификация риска заключается в систематическом выявлении и изучении рисков, которые характерны для данного вида деятельности. При этом определяются:

  • опасности, представляющие угрозу;

    ресурсы предприятия, которые могут пострадать;

    факторы, влияющие на вероятность реализации риска;

    ущербы, в которых выражается воздействие риска на ресурсы.

Факторы, влияющие на вероятность реализации риска, подразделяются на:

    факторы I порядка – это первичные причины, вызывающие риск. Чаще всего они носят объективный характер и находятся вне контроля (стихийные бедствия, аварии и т.д.);

    факторы II порядка влияют на вероятность возникновения ущерба и его величину. Сами по себе они не являются причиной ущерба. Эти факторы, в свою очередь, делятся на объективные и субъективные. Объективные факторы – это строительные материалы и конструкции здания, наличие системы обеспечения безопасности на предприятии, местонахождение объекта и т.д. Субъективные факторы связаны с особенностями поведения и характером человека, они оказывают решающее воздействие на рисковую ситуацию.

Оценка риска сводится к определению степени его вероятности и размеров потенциального ущерба.

Существует 4 метода управления риском: 1) упразднение; 2) предотвращение потерь и контроль; 3) страхование; 4) поглощение.

Упразднение исключает какую - либо деятельность в зоне риска. Метод абсолютно надежный, но его повсеместное применение означает полное сворачивание деятельности.

Предотвращение потерь означает проведение превентивных мероприятий, исключающих или уменьшающих риск возникновения нежелательного процесса.

Страхование является распределением возможных потерь среди большой группы физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску.

Поглощение предполагает признание риска без распределения его посредством страхования. Управленческое решение о поглощении может быть принято по двум причинам: 1) в случаях, когда не могут быть использованы другие методы управления риском (для рисков, вероятность которых достаточно мала); 2) при применении самострахования.

Управление риском решает две основные задачи:

    Анализ величины экологического риска и принятие решений, направленных на ее снижение до пределов, соответствующих приемлемому уровню риска;

    Анализ цены экологического риска и реализация методов ее снижения.

Алгоритм стратегии управления риском основан на логических операциях выбора направления действий в зависимости от выполнения критериев приемлемости величины и цены экологического риска.

    Если оценка величины экологического риска показывает, что он мал по сравнению с пренебрежимо малым уровнем риска, то экологический риск принимается пренебрежимо малым и дальнейшие шаги не обязательны.

    Если риск оказывается в диапазоне между пренебрежимо малым и предельно допустимым, то на основе оценки риска проводится расчет цены экологического риска. Если она удовлетворяет заданным требованиям, то дальнейшие мероприятия не планируются.
    Если цена экологического риска превышает приемлемый уровень, то необходимо реализовать мероприятия, направленные на снижение риска и предотвращение ущерба. Если реализация планируемых мероприятий приведет к снижению цены экологического риска до приемлемого уровня, то задача по управлению риском решена.

    Если экологический риск в результате оценки превысил предельно допустимый уровень, то необходимо: а)оценить мероприятия по повышению технической безопасности техногенного объекта, направленные на снижение вероятности реализации неблагоприятных эффектов (основное направление); б)оценить эффект от повышения защищенности объектов окружающей среды (дополнительное направление). В случае достижения приемлемого уровня экологического риска в зависимости от его величины реализуется либо первый либо второй вариант.

Метод уменьшающихся рисков, разработанный А.А. Быковым, позволяет реализовать управление экологическим риском в виде итерационного процесса.

Пусть в начальный момент времени известны значения экологического риска R 0 , ущерба Y 0 и цены экологического риска G 0 . Пусть мероприятия по снижению риска и ущерба в сумме составят: z доп Ro + z доп Yo = z доп Go

Если эта величина в сумме с новым значением G 1 окажется меньше первоначального значения G 0 , то затраты, направленные на снижение риска привели к положительным результатам. Практика многих стран показывает, что по крайней мере на начальном этапе внедрения системы управления экологическим риском сравнительно малые вложения приводят к существенному снижению цены риска. Процедура может повторяться до тех пор, пока стоимость новых мероприятий не превысит уменьшения цены экологического риска от их реализации.

Существует немало мер безопасности, которые могут подойти в той или иной ситуации:

    По возможности, замена опасных материалов безопасными или менее опасными в существующем технологическом процессе.

    Снижение запасов опасных материалов. Производство опасных материалов на месте и их использование непосредственно в технологическом процессе.

    Обеспечение безопасного расстояния между опасным производством и жилой зоной. Предотвращение размещения жилых зданий и других общественных сооружений вблизи предприятия. Если потребуется, выкуп земли вокруг предприятия для обеспечения безопасного расстояния для населения.

    Применение автоматизации с тем, чтобы необходимость для производственного персонала посещать опасные производственные участки предприятия была минимальной.

    Предотвращение аварийных утечек путем:

    грамотного проектирования конструкций с применением коррозионно-стойких материалов, рассчитанных на определенное давление;

    соблюдения установленных норм и стандартов;

    эксплуатации предприятия в соответствии с установленным ограничением по предельной мощности;

    анализа по методике определения опасностей и работоспособности (HAZOP) во время проектирования и до внесения изменений на предприятии;

    регулярного ремонта и технического обслуживания;

    подготовки письменного руководства по безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию (ремонту) оборудования;

    подготовки и повышения квалификации операторов, ответственных за соблюдение техники безопасности;

    минимизации потенциальных источников возгорания на предприятиях, использующих горючие и воспламеняющиеся материалы (специальные конструкции электрооборудования и приборов, запрет и специальные меры предосторожности при проведении сварочных работ, ремонт и техническое обслуживание оборудования с вращающими узлами для предотвращения перегрева от трения);

    быстрого определения любых утечек путем использования детекторов газа, манометров или других средств, в том числе для изоляции подтекающих участков, а также автоматических или ручных дистанционных задвижек для снижения объема выброса опасных веществ. Продувка изолированных участков через трубопроводные системы безопасности, такие как факельная установка, скруббер или вытяжная труба;

    оснащения системами аварийной сигнализации и разработки планов эвакуации людей в безопасные места, расположенные вдали того места, где возможен выброс опасных веществ в значительных количествах;

    оборудование предприятия противопожарными автоматическими системами, такими как: спринклеры, дренчеры и огнетушители для снижения ущерба от пожара.

    использования подручных средств, обучения персонала пользованию противогазами и другими специальными средствами защиты при локализации утечек, борьбе с огнем или выбросом газа. Например, при выбросе аммония, который хорошо растворяется в воде, использование завесы из водяной пыли может способствовать поглощению значительной части этого вредного вещества в облаке выброса.

3.2.Цикл управления риском.

Цикл управления риском как итерационный процесс основан на возможности осуществления эффективного уменьшения цены экологического риска с учетом стоимости мероприятий по снижению риска. При этом выбор тех или иных мероприятий, обеспечивающих снижение цены риска соответствует подходу, называемому в международной практике ALARA (as low as reasonably applicable) Это подход к управлению риском, который подразумевает его максимально возможное снижение, достигаемое за счет реально имеющихся (ограниченных) ресурсов. Особенность подхода заключается в преимущественной ориентации не на жесткие нормативы, а на такие решения, которые разумны с экономической точки зрения.

Две основные фазы управления риском.

Основы деления управления риском на фазы заложены в докладе «Оценка риска на уровне федерального правительства: управление процессом», подготовленным Национальным Научным Советом Национальной Академии наук США в 1983 г.

Принято делить этапы на две фазы. В первой фазе поэтапный процесс состоит в определении опасности, оценке «доза – ответ », оценки воздействия, характеристике риска. Любая оценка риска начинается с идентификации опасности или определения проблемы.

После того, как идентифицированы опасности, следующий шаг – определение потенциальных поражений объектов окружающей среды; воздействие происходит, когда организм входит в контакт с опасностью, т.е. совместное появление по времени и месту (пространству) опасности и «рецептора » индивидуума. Другими словами, опасность представляет собой риск только если имеется такой контакт.

Целью оценки «доза – отклик » является определение взаимосвязи между степенью воздействия опасности и размером и вероятностью негативных последствий. В характеристике риска, результаты оценки воздействия и зависимости «доза – отклик » объединяются, давая возможность провести количественные оценки риска, а также связанные с ними неопределенности.

Данный шаг является «мостом » между оценкой риска и управлением риском. В анализе безопасности конечные результаты хорошо определены: Примерами таких результатов являются: смертность, число пострадавших и экономические потери.

Для анализа кратковременных воздействий причинно - следственные зависимости совершенно четкие, как в катастрофических авариях в Бхопале и Чернобыле. Напротив, значительная неопределенность присуща анализу оценки риска здоровью из - за множественной причинности, видов заболеваний среди населения, длительного периода развития (латентности), где причинно - следственные зависимости выражены не столь явно.

Люди управляют риском уже около четырех тысячелетий. Известно, что примерно 3900 лет назад в древней Месопотамии уже проводилось страхование имущества. В своде законов царя Хамураппи, датируемым 1950 г. до нашей эры, были записаны правила выдачи ссуд под залог корабля, которые предусматривали страховой риск и выплату соответствующей суммы в случае гибели судна и потери его груза. Этот вид страхования был развит позже в Древней Греции. Первый страховой полис, страховавший человеческую жизнь, появился много позже - в 1583 г. в Англии.

Первым законодательным актом, нацеленным на снижение экологического риска, можно считать указ английского короля Эдуарда I, подписанный им более семисот лет назад, в 1285 г. Этот указ запрещал сжигать в печах, служивших для обжига и сушки кирпича, так называемый “мягкий” уголь, в котором много загрязняющих воздух примесей.

Для процессов управления экологическим риском важное значение имеют результаты исследования его восприятия. Выявленные приоритеты в обеспокоенности общества состоянием окружающей среды должны быть учтены при подготовке необходимых экологических мероприятий. Предотвращение риска или его снижение должны принимать во внимание не только количественные, но и качественные характеристики риска, которые обусловлены различными факторами и механизмами восприятия риска (см. гл. 3). Данные по исследованию восприятия риска существенны для адекватной коммуникации риска, поэтому вовлеченные в процесс управления риском менеджеры должны быть заинтересованы в расширении использования таких данных.

С целью предотвращения или уменьшения риска разрабатываются многочисленные и разнообразные документы, сферы действия которых могут ограничиваться каким-нибудь одним предприятием, а могут распространяться и на всю страну. К таким документам относятся законодательные акты и нормативы, направленные на охрану здоровья, улучшение условий труда, снижение загрязнения среды обитания, обеспечение безопасности на дорогах, стандартизацию качества продаваемых товаров и т.д. Всем известная надпись на сигаретных пачках «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья» представляет собой пример простейшей меры по снижению риска.

В последние годы определилась тенденция регулировать экологический риск законодательным путем, причем на самых высоких уровнях. Так, в 1995 г. Конгресс США постановил, чтобы все будущие законодательные акты в области здравоохранения и экологической безопасности основывались на таких научных данных, которые, во-первых, содержат оценки соответствующих рисков, и в которых, во-вторых, сочетаются эффективные меры снижения рисков с лежащими в разумных пределах затратами .

7.1. Допустимые и пренебрежимые риски угрозы здоровью

Использование в законодательстве параметров риска требует точного количественного определения двух важнейших понятий - максимально допустимого риска и пренебрежимо малого (безусловно приемлемого) риска . Риск признается пренебрежимым, если его уровень в силу своей малости не может быть надежно выявлен на фоне уже имеющихся рисков. В большинстве стран Западной Европы индивидуальный риск, которому подвергается население (а не работающий на производстве персонал), считается пренебрежимым, если его уровень не превышает величину 10 6 за год. Исключение составляют Нидерланды, где значение 10 6 в год считается максимально допустимым риском, а пренебрежимый риск зафиксирован на уровне 10 8 год 1 . В США индивидуальный допустимый риск, составляющий 10 6 , установлен не для одного года, а для всей жизни человека, средняя продолжительность которой принимается равной 70 годам. Следовательно, ежегодный индивидуальный допустимый риск составляет в США величину, равную 10 6 /70 = 1,4310 8 год 1 .

Следует отметить, что приведенные значения индивидуального риска являются теоретическими. Практические значения допустимых индивидуальных рисков могут быть гораздо выше. Например, Верховный Суд США установил нижний предел значимого индивидуального риска, обусловленного присутствием в окружающей среде канцерогенов, равным величине 110 –3 . Следовательно, в данном случае незначимым надлежит считать любой индивидуальный риск меньше 110 –3 . Согласно нормативам Агентства США по окружающей среде, допустимый (приемлемый) риск от веществ с канцерогенными свойствами лежит в интервале от 10 –4 до 10 –6 .

Верхняя граница допустимого риска (максимально допустимый риск) различна у населения и персонала, работающего во вредных условиях. В России максимально допустимый индивидуальный риск для техногенного облучения лиц из персонала принят равным 1,010 3 за год, а для населения - 5,010 5 за год (последняя величина в 50 раз превышает уровень пренебрежимого риска, который в Российской Федерации принят равным 10 6 за год).

Рис. 7.1. Индивидуальный риск смерти, отнесенный к одному году

(по статистическим данным Англии).

Сплошная кривая - для мужчин, штриховая - для женщин. Горизонтальные линии указывают средний риск смерти в результате: 1 - загрязнения воздуха; 2 - транспортной аварии; 3 - удара молнии. Заштрихована область между уровнями приемлемого (А ) и недопустимого (Б ) рисков.

На рис. 7.1 представлены уровни недопустимого (10 –3) и допустимого (10 –6) рисков вместе с возрастной зависимостью индивидуального риска смерти, отнесенного к одному году жизни.

Эта зависимость отражает статистические данные по населению Англии, значения недопустимого и допустимого рисков усреднены по возрастам и считаются и одинаковыми для мужчин и женщин. На этом же рисунке показаны уровни аналогичным образом усредненные значения индивидуальных рисков смерти в результате загрязнения воздуха, транспортной аварии и удара молнии.

На рис. 7.2 показано, как зависят установленные правительством Нидерландов предельные значения социального риска от числа возможных жертв в результате техногенных аварий. Напомним, что социальный риск выражается величиной f - отнесенной к одному году частотой таких аварий на одном объекте, количество жертв которых не превышает значение N .

Рис. 7.2. Уровни предельно допустимого и пренебрежимого рисков, принятые в Нидерландах.

График относится к социальному риску, а левая вертикальная ось - к индивидуальному; все значения отнесены к одному году.

Значения допустимого риска используются в качестве критериев в процессе управления экологическими рисками. Цель этого процесса - снизить уровень риска до приемлемого. На рис. 7.3 представлены стадии процесса управления риском.

Определение параметров имеющейся или планируемой ситуации

Оценивание риска

Определение критериев

принятия решений

Сравнение результатов оценки риска с критериями принятия решений

Поиск вариантов снижения риска

Оценки затрат и эффективности снижения риска для каждого из вариантов

Сопоставление вариантов

Выбор оптимального варианта

Рис. 7.3. Схема процесса управления риском

Процесс управления риском базируется на результатах количественного оценивания риска, которое позволяет

    сопоставлять альтернативные проекты потенциально опасных объектов и технологий

    выявлять наиболее опасные факторы риска, действующие на данном объекте

    создавать базы данных и базы знаний для экспертных систем поддержки принятия технических решений и разработки нормативных документов

    определять приоритетные направления инвестиций, направленных на снижение риска и уменьшение опасности.

Как следует из рис. 7.3, сначала осуществляется сравнение результатов оценки риска для рассматриваемой ситуации и соответствующих критериев. После этого сравнения находятся варианты снижения риска, каждый из которых оценивается с учетом затрат на его реализацию. Оценка вариантов является итеративной операцией, она повторяется до тех пор, пока не будет выбрано оптимальное решение.

Статьи по теме: