Презентация на тему поэты пушкинской поры. Языковская модельная библиотека им. А.С. Пушкина: Поэты пушкинской поры Поэты пушкинской поры список

В. И. Коровин

Поэты пушкинской поры

Поэты пушкинской поры

Рядом с Пушкиным жили и творили замечательные поэты. Их обычно называют поэтами пушкинской поры, пушкинского периода, пушкинского времени, пушкинской эпохи, пушкинского круга. Все эти понятия близкие, но не тождественные, не одинаковые. Тут важно прежде всего определить, какое содержание вкладывается в них, где пушкинская пора, например, начинается и где кончается.

К поэтам пушкинского круга разумно отнести поэтов, близких Пушкину лично, разделявших с ним гражданские, социальные, философские, этические и эстетические убеждения, принимавших участие в полемике с одними и теми же литературными противниками.

В пушкинскую эпоху, в пушкинское время, в пушкинский период, в пушкинскую пору часто включают В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Однако творчество каждого из них не вмещается в границы литературной жизни Пушкина. Они опубликовали свои первые произведения прежде, чем их младший современник вошел в литературу, а окончание их творческих судеб не совпадает с завершением творческого пути Пушкина. Батюшков, хотя и пережил Пушкина как человека, покинул литературную арену значительно раньше его, Жуковский же, не оставлявший пера до конца дней, умер спустя много лет после гибели Пушкина. Это означает, что сочетания пушкинская эпоха, пушкинский период, пушкинское время, пушкинский круг, пушкинская пора употребляются условно. В таком же значении они присутствуют и в этой книге.

Чаще всего под словами поэты пушкинской поры подразумевают всех поэтов, которые жили и писали стихи в одно время с Пушкиным, независимо от того, в какой степени человеческой, духовной или просто литературной близости они стояли к Пушкину. Решающее значение имеет одновременность поэтической деятельности.

Одни из поэтов начала и первой трети XIX в. (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский, П.А. Катенин, Ф.Н. Глинка, Н.И. Гнедич, М.В. Милонов и другие) были старше Пушкина и сложились вне зависимости от него, но затем некоторые из них испытали его мощное человеческое и творческое влияние.

Другие были его однокашниками-лицеистами, друзьями (А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер) или соперниками (А.Д. Илличевский).

Третьи были современниками, которые познакомились с Пушкиным в разные периоды его жизни и, благодаря собственной одаренности, находили свою, отличную от Пушкина, дорогу в словесном искусстве (Е.А. Баратынский, Н.М. Языков), сближаясь и расходясь с первым поэтом России.

Четвертые, обладая небольшими талантами, испытали мощное обаяние личности и гения Пушкина, усвоили его темы, легкость стиха, ясный и прозрачный стиль (К.Ф. Рылеев, В.И. Туманский, Ф.А. Туманский, В.Г. Тепляков, А.И. Подолинский, Д.П. Ознобишин и др.).

Пятые, покоренные поэзией Пушкина, навсегда остались подражателями, эпигонами (М.Д. Деларю, П.А. Плетнев, А.А. Шишков, В.Н. Щастный, Е.Ф. Розен), вторя ему или иным поэтам пушкинского круга (например, Баратынскому). Их поэтическая судьба целиком была определена лирикой 1820-1830-х годов, созданной в значительной мере Пушкиным.

Настоящий сборник открывается стихотворениями старших современников Пушкина, из которых Д.В. Давыдову принадлежит почетное место.

Известно, что Пушкин ценил его поэзию и, по собственному признанию, учился у него лихо «закручивать» стих.

Поэт-гусар Денис Давыдов обладал неповторимым поэтическим голосом, а его поэзия – свое, легко узнаваемое лицо, точнее – литературную маску. В поэзии Давыдов примерил к себе и стал носить понравившуюся ему поэтическую маску бесшабашно-смелого, бесстрашного, отважного воина и одновременно лихого, веселого и остроумного поэта-рубаки, поэта-гуляки, не стеснявшегося нарушить светский этикет, светские приличия, решительно предпочитавшего прямое и простое слово манерному и жеманному.

Между боями, на «биваке», он предается «вольному разгулу» среди доблестных друзей, готовых на любой подвиг. Давыдов не терпит «служак», карьеристов, муштру, всякую казенщину. Вот как он обращается к своему другу гусару Бурцову, приглашая отведать знаменитый арак (крепкий напиток):

В дымном поле, на биваке,
У пылающих огней,
В благодетельном араке
Зрю спасителя людей.
Собирайся в круговую,
Православный весь причет!
Подавай лохань златую,
Где веселие живет!
Наливай обширной чаши
В шуме радостных речей,
Как пивали предки наши
Среди копий и мечей,

На коротком отдыхе он никогда не забывает о родине и о «службе царской», то есть о воинском труде:

Но чу! Гулять не время!
К коням, брат, и ногу в стремя
Саблю вон – и в сечу! Вот
Пир иной нам Бог дает,
Пир задорней, удалее,
И шумней и веселее
Нутка, кивер набекрень,
И – ура! Счастливый день!

Давыдов гордился тем, что его поэзия непохожа ни на какую другую, что она родилась в походах, боях, в досугах между битвами:

На вьюке, в тороках цевницу я таскаю;
Она и под локтем, она под головой;
Меж конских ног позабываю,
В пыли, на влаге дождевой…
Так мне ли ударять в разлаженные струны
И петь любовь, луну, кусты душистых роз?
Пусть загремят войны перуны
Я в этой песне виртуоз!

Создав себе маску лихого гусара-поэта, Давыдов стал носить ее в жизни и как бы сросся с ней, подражая в бытовом поведении своему лирическому герою и отождествляя себя с ним.

Из старших друзей и сверстников Пушкина наиболее талантливыми были князь П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, А.А. Дельвиг и Н.М. Языков. Все они обладали собственными поэтическими «голосами», но при этом испытали влияние Пушкина и входили в пушкинский круг поэтов.

Пушкин писал о Вяземском:

Судьба свои дары явить желала в нем,
В счастливом баловне соединив ошибкой
Богатство, знатный род с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой.

Важнейшее качество Вяземского-поэта – острое и точное чувство современности. Он чутко улавливал жанровые, стилистические, содержательные изменения, которые намечались или происходили в литературе. Другое его свойство – энциклопедизм. Поэт был необычайно образованным человеком. Третья особенность Вяземского – рассудочность, склонность к теоретизированию. Он был крупным теоретиком русского романтизма. Но рассудительность в поэзии придавала его сочинениям некоторую сухость и приглушала эмоциональные романтические порывы.

Пушкинской поры поэты - это явление, которое представляет собой золотой век русской поэзии и определяется рамками 1810-1830 гг. (для справки: последующий - серебряный век - имеет рубежи 1894-1929 гг.). Если золотистый свет дарит Солнце, то ночная Луна - серебристый, но это уже другая история, и тоже достаточно интересная.

Каким же образом возникло такое понятие - «поэты пушкинской поры»? Рядом с Пушкиным творило много блистательных лириков. Но в этот круг логично внести поэтов, которые были близки великому классику по духу, разделяли с ним философские взгляды, социальную и гражданскую позицию, этические и эстетические убеждения, людей, которые полемизировали с одними и теми же литературными противниками.

Поэты пушкинской поры: список

К составлению этого списка поэтов нужно подходить очень аккуратно. Если в него обязательно нужно внести Жуковского, Батюшкова и Д. Давыдова, то Лермонтова, Полежаева и Кольцова уже стоит относить к послепушкинской эпохе, так как у них уже иная проблематика и пафос в поэзии.

Однако чаще всего считается, что пушкинской поры поэты - это люди, которые жили и творили в одно время с Пушкиным. И не важно, насколько близки они были духовно и с литературной точки зрения великому поэту, решающим было только то, что занимались они поэзией одновременно и постоянно совершенствовали свое мастерство, учась друг у друга.

Итак, кто же такие поэты пушкинской поры? Список, безусловно, нужно начать с таких творцов, как В. А. Жуковский («Светлана», «Море», «Людмила», «Лесной царь», «Вечер»), К. Н. Батюшков («Мечта», «Послание И. М. Муравьеву-Апостолу», «Мои пенаты», «Ариост и Тасс», «Петрарка»), П. А. Вяземский («Нетленный цветок», «Слезы прощания», «Сельская церковь», «Царь Горох», «Хорошие люди»), Д. В. Давыдов («Богомолка», «Бородинское поле», «Гусарская исповедь», «Моя песня», «Мудрость», «Я вас люблю так...», «Чиж и роза»), Ф. Н. Глинка («О пиитической жизни Пушкина», «Очерк Бородинского сражения», «Иов, свободное подражание книге Иова», «Ура! На трёх ударим разом»), М. В. Милонов («К Рубеллию», «К сестре моей», «Падение листьев», «Послание к земледельцам»), П. А. Катенин («Наташа», «Убийца», «Леший», «Ольга», «Андромаха») и других, которые уже были состоявшимися литераторами, а некоторые были значительно старше по возрасту и опытнее самого Пушкина. Однако после знакомства с ним все они ощутили на себе его мощное воздействие, как человеческое, так и творческое.

Самой распространенной и популярной темой поэзии золотого века были дружеские послания. Поэты пушкинской поры Батюшков и Жуковский, которых тот считал своими учителями, были ее родоначальниками, но потом этот род поэзии усовершенствовал и продолжил сам Пушкин. Александр Сергеевич любил Батюшкова и называл его «философом резвым» и «парнасским счастливым ленивцем», так как стихи Батюшкова отличались благозвучием или, точнее сказать, музыкальным звучанием. Он поражал необычайной аллитерацией, где повторяется согласный «с»: «счастье весной воскреснуть»; «прелестнее весна» и т. д.

Однокашники-лицеисты

Затем в этот список надо включить и его однокашников-лицеистов, и близких друзей: В. К. Кюхельбекера («Грибоедову», «Ода на смерть Байрона», «Арги-вяне», «На 1829 год», «Участь русских поэтов»), А. А. Дельвига («А. С. Пушкину», «Слезы любви», «Сонет», «Эпилог») и А. Д. Илличевского («Надежда», «19 октября», «Три слепца», «Веселость и рассудок», «Каменщик и плотник»). Кстати, последнего за искреннее обаяние Пушкин называл «остряком любезным», «другом и недругом», так как тот действительно считался его главным соперником в поэзии.

Были в этом списке и современники, которые познакомились с великим поэтом в разные периоды его жизни, и, безусловно, благодаря собственной одаренности и таланту, они все же находили свою дорогу в искусстве словесности. Это Н. М. Языков («Буря», «Весна», «А. С. Пушкину», «Тригорское», «Утро»), Е. А. Баратынский («Ахилл», «Муза», «Водопад»). Их творческие пути то сближались, то расходились с Пушкиным.

К этому списку можно добавить еще одну группу - это люди, которые обладали совсем небольшими талантами, но, испытав мощное влияние и обаяние личности гения Пушкина, очень легко освоили темы и легкость его ясного и прозрачного стихотворного стиля. Это К. Ф. Рылеев («Иван Сусанин», «Смерть Ермака», «Димитрий Самозванец»), Ф. А. Туманский («Птичка», «Элегия», «Родина»), В. И. Туманский («Одесса», «Певец», «Размолвка», «Примирение»), В. Г. Тепляков («Одиночество», «Белые страницы», «Призрак», «Моя старушка»), Д. П. Ознобишин («Венок», «Тайна пророка», «Ревнивый демон», «Дума»), А. И. Подолинский («Жребий», «Портрет», «Урок», «Звезда») и др.

Подражатели

В этом списке имелись и подражатели, и эпигоны Пушкина, которые были буквально покорены поэтическим талантом великого гения (П. А. Плетнев, М. Д. Деларю, В. Н. Щастный, А. А. Шишков, Е. Ф. Розен).

В общем, все упомянутые имена - это и есть поэты пушкинской поры. Давыдову, однако, старшему современнику Пушкина, принадлежит почетное место в настоящем перечне. Пушкин высоко ценил его поэтические труды, и у него учился лихо «закручивать» стихи.

Гусар Давыдов имел неповторимый и очень оригинальный поэтический голос. Он надел на себя литературную маску смелого и бесшабашного, остроумного, лихого и веселого поэта-гуляки, поэта-рубаки, который никогда не стеснялся нарушать привычный и приличия, при этом он предпочитал простоту и прямоту слов жеманному манерничанью, от которого ему было скучно.

Гусар-поэт

Действительно, далеко не ангелвми были поэты пушкинской поры. Васильевич в среде доблестных друзей готов был на любые подвиги, а между боями предавался «вольному разгулу». Он не терпел карьеристов и служак, всякую казенщину и муштру. Он всегда, даже в минуты короткого отдыха, не забывал об Отчизне и воинском долге перед ней. Его поэзия уникальна по-своему, она зародилась в боях, походах и перерывах между битвами, и этим он гордился.

Очень своеобразны поэты пушкинской поры. Давыдов Денис Васильевич как примерил маску лихого гусара-поэта и разгульника, так потом больше ее и не снимал, словно сросся с ней.

В его лирике звучали «гусарские» песни, сатирические стихи и любовные элегии, он создал новый тип героя - воина-патриота, свободолюбивого, деятельного, с открытою душою человека.

Вяземский - поэт пушкинской поры

В продолжение темы стоит непременно отметить, что Пушкин очень любил и уважал Вяземского. Ему казалось, что в нем от природы заложено острое и правильное чувство современности. Это был необычайно эрудированный человек энциклопедических знаний.

К тому же Вяземский - приверженец и теоретик русского романтизма. Но в своих сочинениях он любил вдаваться в рассуждения, которые придавали произведениям некоторую сухость и слегка приглушали эмоционально-романтический настрой. Его поэтическая культура была очень схожа с Пушкинской. Вяземский считал себя наследником XVIII века, поклонником французских философов, таких как Вольтер, которые представляли блестящий век Просвещения.

Петр Андреевич Вяземский сформировался как поэт благодаря любви к просвещению и разуму, его привлекал либерализм, он был вольнодумцем, стремящимся к полезной гражданской и государственной деятельности. Однако в своем творчестве он был консервативен и больше всего тяготел к традиционным формам поэзии - свободолюбивой оде, дружескому посланию, меланхолической элегии, басням, притчам, эпиграммам, сатире и дидактике.

А. А. Дельвиг

Одним из поэтов пушкинской поры является Антон Антонович Дельвиг, который, в отличие от Вяземского, свой романтизм облек в классические жанры. Он использовал античные, древнеримские и древнегреческие, стихотворные размеры и избрал для своей поэзии жанр идиллии. Вот, например, действие одного сюжета происходит в прохладной тишине под сенью деревьев у сверкающего источника. Его лирические герои - это цельные существа, не изменяющие своим чувствам и желаниям. Одно из лучших его стихотворений так и называется - «Идиллия». Здесь он рассказывает о прекрасной любви двух молодых людей, которую те сохранили друг к другу навеки. В своих лирических зарисовках он смог передать всю возвышенность, глубину и благородство этих нежных чувств. Сама природа и боги сочувствовали им, и даже когда герои умерли, высшие силы оберегали пламя их любви.

При чтении произведений Дельвига может показаться, что он некий запоздалый классицист, явившийся в романтическое время (это подсказывает его стиль, размеры и жанр, взятые именно у классицистов). Но причислять его к ним не стоит. Дельвиг - настоящий романтик, тоскующий о давно утраченной античности, по тому условному миру классической стройности и гармонии.

Он разочарован в современном обществе, где уже давно нет подлинной любви и дружбы, где человек чувствует разлад с обществом, с самим собой и боится будущего. Дельвиг внес в жанр идиллии несвойственную этому жанру скорбь о конце золотого века.

Пушкин в этом вопросе соглашался с Дельвигом, он тоже понимал, что гармоничное и прекрасное рано или поздно погибнет, однако позже возвратится, только уже в совсем ином облике. Скорби и трагедии, уныние и печаль, как и все прекрасное, - временные гости в этом мире и, увы, не властны вечно.

Великолепный венец так называемого золотого века представляют поэты пушкинской поры. Дельвиг - еще одно бесценное его украшение.

Н. М. Языков

Совсем иной по тону была поэзия Николая Михайловича Языкова, который писал о пафосе романтической свободы человека. Он верил в нее безудержно и поэтому радостно и беспечно воспринимал жизнь. Языков - поэт пушкинской поры, который любил жизнь и всегда радовался ее бурлению во всех проявлениях. Такое отношение не зависело от каких-то философских или политических взглядов, оно было безоглядным. Языков ничего не анализировал и не пытался понять. Лирика его была направлена на природу человека как суверенного и свободного существа. В некоторых его творениях все же проскальзывает некое уныние и печаль, но это встречается очень редко, такие случаи буквально единичны. Эти не пугающие, не обессиливающие и преодолеваются достаточно легко.

В поэтической речи этого автора выразилось очень ясное и восторженное состояние, приподнятое настроение и великое жизнелюбие. Отсюда и его центральные жанры - гимны и дифирамбы. Языков может любой жанр, будь то элегия или песня, романс или послание, перевоплотить в гимн или дифирамб. И в них обязательно будут преобладать восторг и радость.

Для того чтобы научиться ярко выражать эту романтическую свободу как восторг души, Языков обратился к Пушкину, который помог довести его поэтическую стилистику до совершенства. Стихи Языкова полились без преград, слова буквально льнули друг к другу, овладевший стихотворным периодом, он мог продлевать свое произведение без конца. Пример - послание «Д. В. Давыдову».

Е. А. Баратынский

Если и упрекали Языкова современники в скудости мыслей, то в другом поэте, Баратынском, читателей не удовлетворял их избыток.

Приступая к творчеству Евгения Абрамовича Баратынского, в первую очередь надо отметить, что после Пушкина это самый глубокий поэт своего поколения, пришедший в литературу следом за Жуковским и Батюшковым. В его поэзии в основном преобладают элегии и поэмы. Он так и вошел в русскую поэзию как превосходный поэт-элегик.

Очень разными были в своих творческих замыслах поэты пушкинской поры. Баратынский очень отличался от своих коллег по перу Жуковского и Батюшкова, которые всегда надеялись на лучшее. Жуковский был уверен в том, что счастье вечное ждет людей в загробном мире и что именно там они найдут мир, спокойствие и любовь. Батюшков же после его «маленькой философии», в которой он указывал на то, что человек рожден для тихой уединенной жизни и любви, однажды потерпел крах и сразу же начал искать спасение в религии.

А вот Баратынский был разочарован во всем, он не верил ни в гармонию мира на земле, ни тем более на небе, а также сомневался в возможности счастья «здесь» и «там». По его мнению, человек раздвоен и разорван изначально и поэтому никак не может найти гармонию ни с душой своею, ни с окружающим миром. Он считал, что таков закон мироустройства.

Баратынский очень интересно размышляет о том, что человеческое тело смертно и привязано к земле, а душа постоянно рвется в небо, и она бессмертна. Но зачастую душа не выдерживает всех земных переживаний и погибает раньше тела, и тело как бы становится лишенным разума и чувств, а значит, бессмысленным. Он также думал, что человеку даны страсти, благодаря которым он живет напряженно и полно, но вот сама жизнь втиснута в очень узкие временные рамки судьбы.

Все эти противоречия не могут ни исчезнуть, ни отмениться, ни примириться, так как это закон бытия. Баратынский - скептик, его не так волнует возникающее при всем этом чувство разочарования, как просто размышления о нем. О жизни он рассуждает как о неизбежном для человека страдании, которое сопровождает его от рождения и до смерти.

В творчестве Баратынского современники видели талантливого поэта прежде всего пушкинской школы. Но позднее его творчество критика не поняла. А вот русскими символистами он стал восприниматься как крупный и самостоятельный лирик-философ, пытавшийся воплотить в поэтических строках что-то глубокое и трудно передаваемое.

Величины

Пушкинской поры поэты не всегда работали в атмосфере миролюбия и согласия. Их литературные дискуссии часто проходили остро, хлестко и бескомпромиссно, полемические выпады в обсуждениях очень часто ранили самолюбие оппонентов.

Как видно, были определенные сложности и в литературной жизни, но при этом поэзия так называемой пушкинской поры стремительно развивалась и достигала высокой культуры. И конечно же, она обязана этим в первую очередь А. С. Пушкину, глубоко, на гениальном уровне, постигшему российский механизм создания стихов и доведшему слова поэзии до непостижимого совершенства.

Пушкинской поры поэты открыли нам который так и остался непревзойденным периодом сверкающего творческого полета отечественной музы. И теперь мы имеем возможность наслаждаться их великолепными трудами.

Заключение

Конечно же, не только Пушкину было присуще мастерское владение языком русской поэзии, однако он был Солнцем на небосклоне, которое притягивало к себе, как наша планетная система другие яркие и сверкающие, хорошо заметные поэтические планеты, каждая из которых имела способность привлекать в свою сферу еще более мелкие спутники.

Поэты пушкинской поры - фундамент всей русской поэзии. С их творчеством обязательно нужно познакомиться и по возможности изучить. К сожалению, эта взрощенная пушкинским временем плеяда поэтов в действительности очень велика, и нет возможности поговорить о каждом. Все они стали главным украшением богемного мира поэзии.

СОЗВЕЗДИЕ ЛИРЫ.

Есть поэты, чьи имена стали не только гордостью, но символом национальной культуры. Для итальянцев это Данте, для англичан - Шекспир, для немцев - Гете, для русских - Пушкин. В прошлом целые эпохи назывались обычно по имени правивших монархов. Ныне человечество вносит коррективы в хронологию, для которой в качестве ориентиров все чаще избираются ярчайшие светочи разума, властители дум, а не коронованные особы. Существовала дантовская эпоха в Италии, были времена "царя драматических поэтов" Шекспира в Англии и была пушкинская пора в России.
Пушкин - начало всех начал русской художественной культуры нового времени. Он дал ей мощный импульс, вывел на мировую дорогу и указал ориентиры для движения вперед. С его именем сопряжены вершинные достижения в отечественной литературе, музыке, изобразительном и театральном искусстве XIX-XX веков.
"У нас все ведь от Пушкина, - говорил Достоевский. - Поворот его к народу в столь раннюю пору его деятельности до того был беспримерен и удивителен, представлял для того времени неожиданное новое слово, что объяснить его можно лишь если не чудом, то необычайною великостью гения..."
Поистине Пушкин был "Солнцем нашей поэзии", как назвал его В.Одоевский в знаменитом некрологе. Он вобрал в себя богатейший опыт предшественников и современников, озарив мирообъемлющим гением пути дальнейшего развития русского слова. По выражению Белинского, "как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей". Одновременно с ним на поэтическом небосклоне России сияло немало светил, образуя блистательное созвездие Северной Лиры. Уступая солнцу в блеске и накале творческого горения, питаясь его лучами, они и сами оказывали воздействие на спектр исходящего от него света, согревали своим теплом множество благодарных читательских сердец.
В предлагаемом комплекте открыток представлено шестнадцать поэтов пушкинской эпохи. Каждый из них вписал заметнейшую страницу в заветную книгу русской изящной словесности, закладывая фундамент национальной классики, содействуя утверждению выдвинутых Пушкиным нравственных и художественных принципов.
Не только благодаря дружеским узам очерчивается круг пушкинских соратников, важнейшую роль здесь сыграло единство помыслов, "дум высокое стремленье", готовность служить своим пером патриотической идее процветания нации. То, что Пушкин - центральная фигура тогдашней эпохи, осознавалось многими. Показательны в этом отношении обращенные к нему незадолго до декабрьского восстания слова Рылеева: "...на тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь Поэт и гражданин". Все учились у создателя "Евгения Онегина", у некоторых учился он сам. Но совместными усилиями лучшие умы России делали общее дело.
Титаническая деятельность Пушкина не имела бы столь впечатляющих последствий, если бы он не был выразителем чаяний прогрессивной общественности страны, вдохновлявшей своего кумира на борение с темными силами. Не случайно среди ближайшего окружения Пушкина мы видим декабристов - все передовое тянулось к нему, и сам он неизменно был устремлен в будущее.
Отечественная война 1812 года стала той огненной купелью, из которой Россия вышла преображенной. Рост национального самосознания требовал своего воплощения в художественно зрелом искусстве. Для этого необходимо было явление Пушкина народу. Под его водительством создан был литературный русский язык, стремительно усвоены уроки мастеров прошлого и настоящего, отечественных и зарубежных, произведены коренные реформы во всех жанрах словесности.

Поэтической дружины
Смелый вождь и исполин!
С детства твой полет орлиный
Достигал крутых вершин.
. . . . . . . . . . .
Там поэт в родной стихии
Стих златой свой закалил,
И для славы и России
Он расцвел в избытке сил, -

Писал, вспоминая Пушкина, один из самых близких его друзей поэт Вяземский.
Пушкина мы по праву считаем родоначальником нашей классической литературы, но он шел не один. Рядом были друзья, единомышленники, а порою и "соперники по славе". Их портреты сейчас перед Вами. Выполненные художником Юрием Ивановым в технике итальянского карандаша и сангины, они достаточно полно передают аромат эпохи, которую мы зовем пушкинской порой и которая справедливо названа также "золотым веком" русской поэзии.
Святослав Бэлза.

АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЬЦОВ
(1809 - 1842).

"Страдалец был этот человек, - сказал Белинский, узнав о смерти Кольцова.
Один из самобытнейших русских поэтов Кольцов прожил трудную жизнь в безуспешном стремлении вырваться из мрачного мещанского мира (его отец был прасолом - торговцем скотом и не поощрял литературных наклонностей сына). Рожденный поэтом, жадно стремящийся к культуре, Кольцов вынужден был влачить жалкое существование среди торгашей и самодуров.
В 1831 году в печати появились первые стихи поэта, в 1835 году - первая книга. Кольцов, по словам Пушкина, обратил на себя всеобщее "благосклонное внимание". Его певучие, музыкальные стихи рассказывали о жизни и труде простого народа ("Песня пахаря", "Удалец", "Урожай", "Косарь", "Молодая жница"). Как отмечал Белинский, вместе с лирикой Кольцова в литературу "смело вошли и лапти, и рваные кафтаны, и всклокоченные бороды, и старые онучи, - и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото поэзии".
"Прострелено солнце" - так отозвался Кольцов на смерть Пушкина, посвятив памяти великого поэта, дарившего его своим вниманием и участием, стихотворение "Лес":
С богатырских плеч
Сняли голову -
Не большой горой
А соломинкой...

Многие произведения поэта, положенные на музыку композиторами Римским-Корсаковым, Мусоргским, Балакиревым, не забыты народом и поныне.

ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ
(1800 - 1844)

"Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит г.Баратынскому", - писал Белинский о крупнейшем поэте пушкинской эпохи, близком друге Дельвига и Пушкина. Уже первые стихи Баратынского обратили на себя внимание читателей. В его "прелестных элегиях" они нашли "стройность и зрелость необыкновенную" ("Оправдание", "Разуверение" ("Не искушай меня без нужды"), "Водопад", "Две доли", "Истина", "Буря"). Лучшей русской любовной элегией считал Пушкин "Признание" Баратынского:

Притворной нежности не требуй от меня,
Я сердца моего не скрою хлад печальный...

Философская направленность отличала уже ранние стихи Баратынского, но наиболее сильно своеобразное дарование "поэта мысли" развилось в 30-40-е годы. Он создает много произведений, ставших достоянием русской классики, - "Приметы", "Бокал", "Последний Поэт", "Осень":

И вот сентябрь! Замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.

Философские раздумья о судьбах человека и поэта, человечества и искусства придавали особую тональность позднему творчеству Баратынского, определили исключительное своеобразие его художественного мира. Высоко ценил "необщее выражение" поэтического облика Баратынского Пушкин: "Он у нас оригинален, ибо мыслит... мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко".
"Читателя найду в потомстве я" - это предсказание Баратынского, мастера тонкой философской лирики, сбылось. Он читаем и любим.

ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВИЧ РАЕВСКИЙ
(1795 - 1872)

Первым декабристом нередко называют Раевского. Участник Отечественной войны 1812 года, награжденный за храбрость, проявленную в боях при Бородино, золотым оружием, Раевский за четыре года до восстания на Сенатской площади был обвинен властями в революционной пропаганде. После пяти мучительных лет заточения в одиночных камерах был сослан в Сибирь почти до конца жизни. Раевский не только первый декабрист, но и первый поэт-декабрист. Из дошедшего до нас литературного наследия поэта большая часть написана уже в тюрьме или в ссылке. Лучшие его произведения являют собой прекрасные образцы гражданской политической поэзии декабристов. В них уверенность автора в правоте революционных идей сочетается с большим накалом чувств. Таков "Певец в темнице" - стихотворение, вызвавшее горячее одобрение Пушкина. В нем, так же как в послании "К друзьям в Кишинев", звучит призыв Раевского к товарищам по боевому перу, и в первую очередь к Пушкину, беспощадно бороться против деспотизма и угнетения:

Оставь другим певцам любовь!
Любовь ли петь, где брызжет кровь.

Призывы эти не остались без ответа. Пушкин откликнулся строками:

Недаром ты ко мне воззвал
Из глубины глухой темницы...

Литературные и политические взгляды Раевского оказали несомненное влияние на Пушкина. Он восхищался мужеством, стойкостью первого поэта-декабриста, посвятившего борьбе за свободу свою жизнь и творчество.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ПОЛЕЖАЕВ
(1805 - 1838)

Трагическая судьба поэта Полежаева характерна для участи революционера-одиночки 20-30-х годов XIX века. Отданный в армию по приказу царя за поэму "Сашка", содержащую протест против "презренных палачей", поэт так и не смог до конца жизни выбраться из солдатчины. В творчестве Полежаева, как в зеркале, отразились драматические перипетии его жизни. В поэтическом наследии центральное место занимают лирические стихотворения, проникнутые мотивами протеста, отчаяния, гордого одиночества ("Песнь пленного ирокезца", "Песнь погибающего пловца", "Негодование", "Арестант"). Служба на Кавказе дала ему материал для поэм "Эрпели" и "Чир-Юрт". Как непосредственный участник событий, он изображает солдат в походах, в лагерной и боевой обстановке. В мрачных "кандальных песнях" и элегических произведениях, полных скорбной жалобы ("Вечерняя заря", "О, для чего судьба меня сгубила", "Ожесточенный"), звучит протест свободолюбивой личности против несправедливости и угнетения.
Современник Пушкина Полежаев несомненно испытал не себе его могучее воздействие, однако в произведениях поэта уже ощутимы мотивы, которые в полную силу прозвучат в мятежной лирике Лермонтова. По словам Огарева, Полежаев "заканчивает в поэзии первую, неудавшуюся битву свободы с самодержавием".

ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ ГЛИНКА
(1786 - 1880)

В период формирования декабристского движения Глинка играл значительную организаторскую роль, был членом "Союза спасения" и одним из создателей и руководителей "Союза благоденствия". Свободолюбивые идеи декабристов, близкие молодому Глинке, нашли отражение в его поэтическом творчестве. Лучшие стихи поэта проникнуты мечтами о свободе и равенстве, резко осуждают деспотизм и социальную несправедливость ("Плач плененных иудеев"). Широкую известность приобрело яркое патриотическое стихотворение Глинки "Москва" ("Город чудный, город древний..."). Истинно народными песнями стали стихотворения поэта, положенные на музыку: "Тройка" ("Вот мчится тройка удалая...") и "Песнь узника" ("Не слышно шуму городского...").
Сильное влияние оказал Глинка на формирование политических взглядов Пушкина (они часто встречались на заседаниях литературного общества "Зеленая лампа"), поддерживал его в сложных жизненных ситуациях, ходатайствовал об облегчении участи великого поэта накануне ссылки в 1820 году. Пушкин называл Глинку "почтеннейшим человеком здешнего мира", высоко оценил его гражданскую позицию в послании "Ф.Н.Глинке":

Когда средь оргий жизни шумной
Меня постигнул остракизм,
Увидел я толпы безумной
Презренный, робкий эгоизм.
Без слез оставил я с досадой
Венки пиров и блеск Афин,
Но голос твой мне был отрадой,
Великодушный гражданин!

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ОДОЕВСКИЙ
(1802 - 1839)

Совсем юным, в 22 года, корнет лейб-гвардии конного полка Одоевский, стал первым членом Северного общества декабристов. За активное участие в восстании на Сенатской площади был осужден на каторжные работы в сибирских рудниках. И только в 1837 году в порядке высочайшей милости переведен рядовым на Кавказ. Передовые антикрепостнические взгляды юного поэта выразились в его первом известном стихотворении "Молитва русского крестьянина". Но лучшие произведения Одоевский создает уже на каторге: "Тризна", "Стихи на переход наш из Читы в Петровский завод" ("Что за кочевья чернеются"), "При известии о польской революции". Необыкновенно сильно в устах измученного тяжелой неволей поэта звучат строки:

За святую Русь неволя и казни -
Радость и слава!

Одоевсктй стал выразителем дум и чаяний сосланных декабристов. Именно ему довелось ответить Пушкину на послание в Сибирь ("Во глубине сибирских руд..."):

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки
И - лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард! - цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

Строка из этого стихотворения Одоевского стала эпиграфом ленинской "Искры" - "Из искры возгорится пламя".

ИВАН ИВАНОВИЧ КОЗЛОВ
(1779 - 1840)

"Несчастье сделало его поэтом, - писал о Козлове Жуковский, - годы страдания были самыми деятельными годами ума его". В возрасте 40 лет, разбитый параличом, лишенный способности передвигаться, поэт потерял зрение. Разлученный навсегда с внешним миром, он весь отдается поэзии. В 1821 году в печати появилось его первое стихотворение ""К Светлане". Необычайной популярностью пользовалась романтическая, "полная чувств" поэма "Чернец", вызвавшая восторженный отзыв Пушкина. Козлов создал немало лирических стихотворений ("Венецианская ночь", "Плач Ярославны"). Как переводчик он занял видное место в русской литературе. Переводил с английского произведения Байрона, Мура, с французского - Шенье, Ламартина, с итальянского - Петрарки, с польского - Мицкевича. Широкую популярность приобрели песни Козлова "Вечерний звон", "Не бил барабан..." ("На погребение английского генерала сира Джона Мура").
Глубоко трогала Пушкина судьба слепого поэта, к творчеству которого он относился с большим вниманием и которому посвятил прекрасные строки:

Певец., когда перед тобой
Во мгле сокрылся мир земной,
Мгновенно твой проснулся гений,
На все минувшее воззрел
И в хоре светлых привидений
Он песни дивные запел.
О милый брат, какие звуки!
В слезах восторга внемлю им...

ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ВЕНЕВИТИНОВ
(1805 - 1827)

Литературное наследие Веневитинова невелико - всего около 40 стихотворений, как оригинальных, так и переводных, - из Гете, Вергилия, Гофмана. Вольнолюбивые идеи декабристов нашли отражение в его творчестве, он славил Родину и свободу ("Песнь грека", "Освобождение скальда", "Смерть Байрона"). Тема новгородской вольницы, разрабатываемая в характерных для поэтов-декабристов традициях, звучит в его стихотворении "Новгород":

Здесь место свято,
Здесь воздух чище и вольней!
. . . . . . . . . . . . .
Ответствуй, город величавый:
Где времена цветущей славы,
Когда твой голос, бич князей,
Звуча здесь медью в бурном вече,
К суду или кровавой сече
Сзывал послушных сыновей?

Лирические произведения Веневитинова ("Поэт", "Три розы", "Три участи") отличает философская направленность, получившая дальнейшее развитие в поэзии Тютчева и Лермонтова. Безвременная смерть молодого талантливого поэта, окружив имя его романтическим ореолом, поразила многих литературных деятелей того времени. Пушкин горевал, что "так рано умер чудный поэт". Лермонтов, Дельвиг, Кольцов, Одоевский написали поэтические эпитафии на его кончину. Чернышевский считал, что "проживи Веневитинов хотя десятью годами более - он на целые десятки лет двинул бы вперед нашу литературу".

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ЯЗЫКОВ
(1803 - 1846)

"Имя Языков пришлось ему неларом, - писал о поэте Гоголь, - владеет он языком, как арвб диким конем своим...". Уже первые виртуозно исполненные, жизнерадостные, воспевающие свободу стихи Языкова выдвинули его в ряд ведущих русских поэтов. Автор размышляет о судьбе России ("Элегия") и о своем поэтическом будущем ("Молитва", "Извиненье"). Прекрасным стихотворением "Не вы ль убранство наших дней...", в котором звучит призыв отмстить за смерть поэта-декабриста, откликнулся Языков на казнь Рылеева:

О, вспомяни о нем, Россия,
Когда восстанешь от цепей
И силы двинешь громовые
На самовластие царей!

Темы русской истории, разрабатываемые поэтом в декабристских традициях, оставили глубокий след в его творчестве: "Песнь барда во время владычества татар в России", "Баян к русскому воину...","Евпатий". Стихотворения Языкова, положенные на музыку ("Из страны, страны далекой...", "Пловец" ("Нелюдимо наше море..."), любимы народом и поныне.
Поэтическое дарование Языкова, его "звучная лира" вызывали неизменное восхищение Пушкина: "Человек с обыкновенными силами ничего не сделает подобного, тут потребно буйство сил", - восторженно писал великий поэт после выхода сборника стихотворений Языкова в 1833 году. Наивысшим признанием его таланта звучит пушкинское:
Клянусь Овидиевой тенью:
Языков близок я тебе.

КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ
(1795 - 1826)

О своих сокровенных желаниях Рылеев говорил:"Я буду лить кровь свою, но за свободу отечества, за счастие соотчичей, для исторжения из рук самовластия железного скипетра, для приобретения законных прав угнетенному человечеству". Вся жизнь и творчество поэта-декабриста были подчинены этому. Литературную судьбу Рылеева как поэта-гражданина определила острая сатира на советника царя, деспота и мракобеса Аракчеева. По словам современников, это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью. В 1825 году выходят рылеевские "Думы". Две новеллы - "Иван Сусанин" и "Петр Великий в Острогожске" - были высоко оценены Пушкиным. "Напоминать юношеству о подвигах предков..." - так понимал Рылеев назначение сборника "Думы". Поэма Рылеева "Войнаровский", пропагандирующая идеи декабристов, являла собой свидетельство высокого художественного мастерства автора, очаровала Пушкина, и он увидел в Рылееве "истинный талант". Незавершенной осталась поэма "Наливайко", где приближение декабря 1825 года звучит особенно ощутимо. Свою творческую позицию Рылеев утверждает в стихах "Я ль буду в роковое время..." и "На смерть Байрона". О Рылееве, поэте-гражданине, можно сказать его же стихами:

Ему неведом низкий страх;
На смерть с презрением взирает
И доблесть в молодых сердцах
Стихом правдивым зажигает.

13 июля 1826 года Рылеев был казнен как один из руководителей Северного общества декабристов, организатор и активный участник восстания.

КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ БАТЮШКОВ
(1787 - 1855)

Еще в лицейские годы Пушкин испытал серьезное воздействие лирики Батюшкова, снискавшей ему славу эпикурейца, любителя жизненных наслаждений, а также мастера элегической батальной поэзии. В послании "К Батюшкову" Пушкин так обращался к нему:

Философ резвый и пиит,
Парнасский счастливый ленивец...

Большинство стихов Батюшкова навеяны личными впечатлениями, эпизодами биографии. Так, военная служба, участие в войне с Наполеоном дали ему материал для послания "К Дашкову", исторической элегии "Переход через Рейн" и других произведений, которые посвящены идеям гражданского служения и жертвенности во имя Родины. Подлинной зрелостью отмечен сброник Батюшкова "Опыты в стихах и прозе", некоторые стихи из него были высоко оценены Пушкиным. Блистательными подражаниями древнегреческой лирике поэт во многом подготовил появление пушкинских "антологических" стихов. Многие строки Батюшкова исполнены философской глубины и стали крылатыми:

О память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной...

Пушкина восхищало в Батюшкове то, что его "слог так и трепещет, так и льется, гармония очаровательна". Опередив на несколько лет развитие отечественной поэзии, автор "Опытов" был предшественником раннего Пушкина, который во многом шел ему вослед.

ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ ДАВЫДОВ
(1784 - 1839)

Самобытный поэт, один из близких друзей Пушкина, легендарный герой Отечественной войны 1812 года, Денис Давыдов вошел в литературу стремительно и ошеломляюще. Слава литературная пришла к нему вместе со славой воинской.

Певец-гусар, ты пел биваки,
Раздолье ухарских пиров
И грозную потеху драки -

Вот, говоря стихами Пушкина, содержание поэзии Давыдова. Его герой - отчаянный рубака, не ведающий страха не перед лицом смертельной опасности, ни перед... чарой вина ("Бурцову", "Гусарский пир", "Песня", "Песня старого гусара"). По определению Белинского, в "гусарской" поэзии Давыдова "удалое разгулье", любовь к шумным пирам и "веселой жизни" соединяются "с высокостию чувств, благородством в помыслах и жизни".
Пушкин высоко ценил поэзию певца-героя, автора знаменитой современной песни:

Тебе, певцу, тебе, герою!
Не удалось мне за тобою
При громе пушечном, в огне
Скакать на бешеном коне.
Наездник смирного Пегаса,
Носил я старого Парнаса
Из моды вышедший мундир:
Но и по этой службе трудной,
И тут, о мой наездник чудный,
Ты мой отец и командир.

ПЕТР АНДРЕЕВИЧ ВЯЗЕМСКИЙ
(1792 - 1878)

Судьба свои дары явить желала в нем...
Пушкин

В пушкинском окружении Вяземскому по праву принадлежит одно из самых важный мест. Знавший великого поэта еще ребенком, он в числе первых оценил его поэтическое дарование. "Какая бестия! - писал Вяземский в 1818 году Жуковскому, - ...этот бешеный сорванец нас всех заест как отцов наших". С искренней благодарностью принимал юный Пушкин восторженные отзывы Вяземского на его первые поэтические опыты, необычайно ценил их.
Со стихотворений, проникнутых вольнолюбивыми идеями декабристской эпохи ("Петербург", "Негодование"), началась литературная известность поэта. От высокой политической оды до шуточных песен, сатирических куплетов - таков его творческий диапазон. Истинная боль за Россию звучит в одном из лучших произведений Вяземского "Русский бог", в котором поэт выразил ненависть к деспотизму, барскому своеволию и бюрократизму, властвующим в его отечестве. Блестящий талант поэта отмечал Белинский, высоко ценил его творчество Пушкин:

Язвительный поэт, остряк замысловатый,
И блеском колких слов, и шутками богатый,
Счастливый Вяземский, завидую тебе.
Ты право получил благодаря судьбе
Смеяться весело над злобою ревнивой,
Невежество разить анафемой игривой.

ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ КЮХЕЛЬБЕКЕР
(1797 - 1846)

"Мой брат родной по музе, по судьбам" - так называл Пушкин Кюхельбекера, товарища по лицею, талантливого поэта, человека, высокого духом, честного сердцем и помыслами. Созданный, по словам Баратынского, "для любви к славе и для несчастия", второе испил полной чашей. За активные действия в восстании декабристов был осужден и после почти десятилетнего заключения в Шлиссельбургской, Динабургской, Ревельской крепостях сослан на вечное поселение в Сибирь.
Ранние произведения поэта отличает высокая гражданская направленность, они воспевают "веселый час свободы", готовность отдать за нее жизнь ("К Ахатесу", "К друзьям на Рейне", "Греческая песнь"). В годы тюрьмы и ссылки с полной силой развилось поэтическое дарование Кюхельбекера, он не изменил юношеским идеалам ("Тень Рылеева", "Давид", "Элегия"). Полуослепший, больной, измученный непосильным трудом поэт гордился своей причастностью к "орлиной стае" декабристов ("На смерть Якубовича").
Глубокой скорбью в сердце Кюхельбекера отозвалась весть о смерти Пушкина ("19 октября 1837 года", "Тени Пушкина"). Прочные дружеские отношения, любовь и уважение связывали поэтов. Пушкин посвятил Кюхельбекеру несколько прекрасных стихотворений, среди них известные строки "Служенье муз не терпит суеты..." ("19 октября"). Великий поэт активно содействовал публикации произведений Кюхельбекера, присланных из ссылки.

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
(1783 - 1852)

В пушкинской квартире на Набережной Мойки висит портрет Жуковского, подаренный им в 1820 году юному певцу "Руслана и Людмилы" со знаменитой надписью: "победителю-ученику от побежденного учителя". Жуковский действительно был одним из главных наставников Пушкина в поэзии. По мнению Белинского, "Жуковский... имеет великое историческое значение для русской поэзии вообще: одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина".
Довольно быстро отношения учителя и ученика переросли в истинную дружбу. Жуковский с энтузиазмом приветствовал первые шаги Пушкина в поэзии и присутствовал при его последних минутах, многое сделал для посмертной славы национального гения России. Он всю жизнь трогательно, по отечески опекал Пушкина, не раз протягивал ему руку помощи в самых сложных ситуациях. Со своей стороны Пушкин воздавал должное литературным заслугам старшего собрата, высоко ценя "его стихов пленительную сладость".
Широкое признание в России Жуковский завоевал созданием оригинальных произведений, в частности стихотворения "Певец во стане русских воинов", замечательных романтических баллад и многочисленными переводами и переложениями шедевров мировой поэзии.

Комплект открыток "Поэты Пушкинской эпохи". "Данный комплект открыток является первым выпуском, посвященным русским поэтам XIX века".
Худ.ЮВ.Иванов. Автор вступительной статьи С.И.Бэлза. Автор аннотаций М.Л.Рыжкова. Ред. О.Ф.Иващенко. Литер.ред.Л.А.Трепцова. Изд."Изобразительное искусство". Москва. 1986г.

Тема 21. ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ

§ 1. Особенности лирики 1820-1830 гг.

"Пушкинская эпоха”, "пушкинское время”, "пушкинская пора” эти названия определенного периода истории прочно вошли в литературу, в наше сознание и употребляются для ха­рактеристики культуры 1820-1830 гг. Еще более естественны и правомерны понятия "литература пушкинского времени", "поэты пушкинской поры", "поэзия пушкинской эпохи”.

Поэзия пушкинской норы - это та эпоха русской поэзии, в ко­торой вырос Пушкин, в которой работал, творил, на развитие ко­торой оказал решительное влияние и в которой, также под воздей­ствием гения, сделали свои первые шаги те поэты, чье творчество полностью проявилось уже в новые времена, спустя годы.

Поэтому само понятие "поэзия пушкинской поры" охватыва­ет период гораздо более широкий хронолог и чески, чем годы его жизни. В творчестве и литературной деятельности Пушкина со­шлись и связались воедино прошлое, настоящее и будущее рус­ской литературы.

Пушкин входил в русскую литературу в важнейшим, пере­ломный момент ее исторического развития. Литература XVIII в., названная историками "новой русской литературой” в отличие от предшествующей "древнерусской", дала много интересных про- нзведенин, ряд талантливых имен. Эти произведения на рубеже веков еще жили активной жизнью и имели хождение среди чита­телей наряду с последними новинками: еще пелись песни на стихи В. Я. Тредиаковского, а оды М. В. Ломоносова служили образцами.

И в то же время люди зачитывались "Бедной Лизой" Н. М. Карам­зина и романтическими балладами В. А. Жуковского. Таким обра­зом, для Пуши и на и его современ ни ков поэзи я В. Я. Тредиа ковского была такой же живой современной литературой, как и элегии К. Н. Батюшкова.

Одновременно с Пушкиным в этот переломный период в рус­ской поэзии выступил целый ряд замечательных поэтов. Все они были приблизительно одного возраста, люди одного поколения, все испытали на себе воздействие одних и тех же исторических со­бытий, общественных настроений и идей.

Характерной чертой этого поколения, воспитанного на идеях просветительства и мечтах о социальной справедливости (из этого поколения вышли декабристы), было стремление к самостоятель­ности, оригинальности своего пути. Баратынский с гордостью пи­сал о том, что его муза отличается "лица необщим выраженьем". Стремление поэтов к "необщему выраженью" поддерживалось не только самолюбием, а общим направлением "духа времени", кото­рое провозглашало идею ценности каждого члена общества и его права на свое мнение, на свое слово.

Литературу своего времени Пушкин называл "республикой словесности". Кипели литературные споры, создавались партии и общества. Поэты часто говорили о "союзе", "братстве”, что от-

ражало стремление к объединению близких по идейным и худо­жественным ценностям литераторов. Возникали литературные кружки, появились коллективные сборники, альманахи.

Характерной чертой этого времени было и то, что одновременно творили поэты, глубоко и принципиально отличающиеся друг от друга. Но все они были яркими, талантливыми, оригинальными художниками слова, составившими славу и гордость русской! лите* ратуры. "Звезды плеяды”, "прекрасный союз, созвездие имен ’ - так образно называют поэтов пушкинской эпохи, а поэзия пуш­кинской поры вошла в историю русской литературы как Золотой век русской поэзии.

Произведения поэтов-современников составили томик "Из­древле сладостный союз...", названный но строке из послания А. С. Пушкина к Н. М. Языкову:

Издревле сладостный союз Поэтов меж собой связует:

Они жрецы единых муз:

Единый пламень их волнует;

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью...

Каждый из поэтов, обладая большим дарованием, шел своей дорогой. Ни один не повторял Пушкина, но все они объединялись вокруг своего духовного вождя. Все они разделяли гуманистиче­ские представления о жизни, ниспровергая старые правила в ис­кусстве, стремились правдиво выразить мысли и чувства своих современников.

§ 2. Евгений Абрамович Баратынский (1800-1814)

Крупнейший поэт русского романтизма, автор элегий, поэм. Его творчество глубоко и многообразно: он писал и поэмы ("Пиры”, "Эда”. "Бал”. "Цыганка" и др.), и прозу, и критические статьи, но все же по преимуществу он лирик, его излюбленный лириче­ский жанр - элегия. Философско-элегический взгляд на жизнь, на судьбу человека доминирует у Баратынского, какой бы темы он ни касался. Главный герой романтической лирики 1810-х го­дов - личность, стремящаяся к свободе, полная мечтательных, гуманных идеалов, противоречивых чувств, живущая в ореоле разочарования, печали, грусти. Последовательно развивая эти мо­тивы, Баратынский преобразует лирику, обогащая ее философско- психологическим содержанием. В его произведениях инструмен­

том познания выступает не чувство, а мысль, стихотворения приобретают ана­литический характер. Ценность человече­ской личности, по мысли Баратынского, состоит не в созерцании мира, не в бег­стве от действительности, а в стойкости и жизнеспособности под ударами судьбы.

Вместо иллюзий и "снов” поэт предпочита­ет рассудительно-спокойное мпровидение.

Он стремится понять, почему терпят кру­шение естественные человеческие порывы, почему исчезают мечты и надежды. Так Баратынский приходит к анализу слож­нейших психологических переживаний, чтобы "холодом ума проверяющего” обнажить внутренние причи­ны угасания чувств и постичь этот процесс в соответствии с при­родой человека, с законами существования его в обществе и мире в целом.

В элегиях Баратынского дана как бы целостная история чув­ства от его полноты до исчезновения; переживание психологиче­ски драматично, закончено, целостно. Не случайно поэт избира­ет для своих произведений момент перехода, "перелива” одного чувства в другое, и этот сложный, не лишенный драматизма путь прокладывается мыслью. В лучших произведениях поэта эмоции и переживания неразрывны с правдивостью и простотой анализи­рующей мысли, именно поэтому творчество Баратынского называ­ют "поэзией мысли”. Сам поэт раскрыл своеобразие своих произ­ведений в элегии "Муза” (1829).

Муза Баратынского не имеет ничего общего с внешней красо­той и изысканностью, она не вызывает слепого обожания, она про­ста, скромна и рассудительна. А главное ее достоинство - ‘‘ее лица необщее выраженье”, как определял сам поэт суть своего творче­ства.

МУЗА

Не ослеплен я музою моею;

Красавицей ее не назовут,

И юноши, узрев ее, за нею Влюбленною толпой не побегут.

Приманивать изысканным убором.

Игрою глаз, блестящим разговором Ни склонности у ней, ни дара нет;

Но поражен бывает мельком свет Ее лица необщим выраженьем.

Ее речей спокойной простотой;

И он скорей, чем едким осужденьем,

Ее почтит небрежной похвалой.

1829

§3. Николай Михайлович Языков (1803-1846)

Поэт принадлежал к старинно­му и богатому роду симбирских дво­рян. Наследство, полученное Николаем и его старшими братьями Петром и Александром, позволило поэту спокойно жить и творить. Братья учились в Горном кадетском корпусе, затем в Институте корпуса инженеров путей сообщения, ко­торый Николай не окончил. Впоследствии молодой поэт оказался в прибалтийском городе Дерпте (Тарту), где приобщился к вольной студенческой среде. Здесь он стал своим, его удалые песни пелись на студен­ческих праздниках, с его именем стали связывать студенческую поэзию наслаждения жизнью. Таким вошел Языков в тогдашнюю литературу.

Литературными кумирами, "питомцами вдохновения” мо­лодой поэт считал Батюшкова, Жуковского, Карамзина. Рядом с их именами вскоре появляются имена Байрона и Пушкина. Но не только у этих поэтов учился романтик Языков. К гармо­нии и точности стиха, к пластике и мелодичности поэтов школы Жуковского он хотел прибавить то, чего в ней не было, - мощь и торжественность. Языков искал силу стиха и нашел ее в "высоком косноязычии” поэтов XVIII в. - Ломоносова и Державина. Здесь же он нашел любовь к возвышенным темам.

Встреча с Пушкиным в 1826 г. в Тригорском составила целую эпоху в биографии Языкова. Встрече этой поэт обязан лучшими своими стихотворениями. Пушкин любил Языкова как поэта, любил его слог, "твердый, точный и полный смысла”. Он писал в "Литературной газете”: "С самого появления своего сей поэт удив­ляет нас огнем и силою языка. Никто самовластнее его не вла­деет стихом и периодом”. Пушкин поддерживал молодого поэта, способствовал развитию его таланта, приглашая сотрудничать в "Московском вестнике” и "Современнике”.

Мощная, органичная, яркая поэзия Языкова была к тому же многоликой. Поэт создавал вольнолюбивые стихи ("Н. Д. Ки­селеву”), обращался к исторической тематике (поэмы "Ала”, "Кудесник", "Олег"), писал дружеские стихи в духе студенчества ("Гений", "Молитва") и на тему предназначения музы ("Барону Дельвигу”).

Поэт не любил сухой теоретической мысли, стремился соеди­нить поэтический язык и мысль в гармоническое целое, и это ему блестяще удавалось. Лучшие языковские стихотворения пред­ставляют собой образцы, пластичные, завершенные, полноцен­ные и как бы светящиеся изнутри гармонией, изяществом, словно "сотканным из света", как сказал о них Гоголь. Сам поэт говорил о своей музе так:

Молва стихи мои хвалила,

Я непритворно верил ей,

И поэтическая сила Огнем могущественным била Из глубины души моей!

У разноликих творений Языкова есть одна основа, одна глав­ная мысль, которая если и не выражена в них прямо, то все же присутствует всегда и озаряет стихи ровным и сильным светом. Это прочная основа - постоянная мысль о России. В историю сло­весности Языков вошел как поэт-патриот, певец России. Особенно сильна и неотступна мысль о родине в стихотворении, написанном на чужбине. В далекой чудесной Ницце, где Языков лечился от тя­желой болезни, было написано одно из самых "русских" произве­дений - повесть в стихах "Сержант Сурмин”.

В истории русского романтизма имя И. М. Языкова занимает достойное место рядом с именем его учителя Жуковского и дру­гих поэтов школы "гармонической точности". Языков своим яр­ким творчеством продлевает традиции романтизма до середины 40-х годов.

Нестареющие образы языковской поэзии заставляют заду­маться о вечной молодости настоящего искусства и вспомнить ве­щие пушкинские строки: "Произведения истинных поэтов остают­ся свежи и вечно юны”. Обратимся к одному из самых знаменитых стихотворений Языкова, которое стало народной песней.

Это стихотворение "Пловец", написанное в 1829 г. Герой произ­ведения - мужественный пловец, смело преодолевающий "бурю”, "непогоду", "громаду вод” и стремящийся найти "блаженную


страну", тихую, спокойную, счастливую. Как се достичь? Только с помощью силы и смелости - "но куда выносят волны только сильного душой". Любимое слово Языкова "сила” является ключе­вым. в нем глубокое внутреннее убеждение поэта, его вера в побе­ду пловца. Пловец - символ жизни вообще, символ судьбы самого поэта, воплощенной в поэтическом слове. Вместе с тем это и са­моценный художественный образ, причем настолько общезначи­мый. абсолютный, настолько узнаваемый в своей строгой красоте, что стихотворение быстро стало народной песней.

Языков предсказал жизнь своему "Пловцу”, утверждая "прям и крепок парус мой”. Действительно, "Пловец" победил морскую стихию, а вместе с ним навсегда остался в литературе и народной памяти и сам поэт, хотя не все знают, что песня "Нелюдимо наше море” создана на слова языковского стихотворения.

ПЛОВЕЦ

Нелюдимо наше море.

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе Много бед погребено.

Смело, братья! Ветром полный Парус мой направил я:

Полетит на скользки волны Быстрокрылая ладья!

Облака плывут над морем.

Крепнет ветер, зыбь черней.

Будет буря - мы поспорим И помужествуем с ней.

Смело, братья! Туча грянет,

Закипит громада вод.

Выше вал сердитый встанет,

Глубже бездна упадет!

Там, за далью непогоды,

Есть блаженная страна:

Не темнеют неба своды,

Не проходит тишина.

Но туда выносят волны Только сильного душой!..

Смело, братья! Бурей полный Прям и крепок парус мой.


§ 4. Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805-1827)

Представитель древнего, заслуженно­го и богатого дворянского рода. Родители поэта слыли в Москве людьми просвещен­ными и хлебосольными, в доме у них соби­рались художники и артисты.

Дмитрия Веневитинова называли са­мым красивым поэтом пушкинской эпохи.

Одна из его современниц оставила приме­чательное словесное описание поэта: "Это был красавец в полном смысле этого слова.

Высокого роста, словно изваяние из мрамо­ра. Лицо его имело кроме красоты какую- то еще прелесть неизъяснимую. Громад­ные голубые глаза, опушенные очень длинными ресницами, сияли умом”. Юный поэт обладал к тому же звучным голосом незаурядного певца и блестящим даром сло­ва. Сравнение с античным богом Адонисом дополняло его роман­тический облик.

Знатное происхождение, богатство, счастливая внешность, блестящие способности и прекрасное воспитание открывали по­эту дорогу к незаурядной жизненной судьбе. Веневитинов начал удивлять своих современников уже в стенах Московского уни­верситета, где он являлся вольным слушателем на лекциях по истории, литературе и философии. Юный поэт был не только сви­детелем, но н активным участником споров классицистов и роман­тиков о будущем литературы. Увлечение философией привело его в "Общество любомудрия”, которое объединяло молодых поэтов и философов. Цель общества была определена в названии - любовь к мудрости, изучение античной и немецкой философии, работа над созданием оригинальной отечественной философии, из кото­рой, по мнению любомудров, и должна была возникнуть новая русская литература.

На первый взгляд, поэзия Веневитинова - это смешение со­вершенно различных тем, мотивов. Поэт писал и элегические стихи, и вольнолюбивую лирику, и философские строки, и сти­хи о гармонии человека и природы. Его лирический герой одно­временно элегический мечтатель и бурный байронический об­раз. Этот образ неотделим от темы времени, мировой истории, вечности. Веневитинов, продолжая традиции романтизма, шел

в поэзии своим путем. Об этом писал его друг А. С. Хомяков: "С Веневитиновым, бесспорно, начинается новая эпоха для рус­ской поэзии, эпоха, в которой красота формы уступает первенство красоте и возвышенности содержания".

Провозглашая философское направление в поэзии, Веневити­нов писал:

Без мыслей гений не творит,

И самый редкий ум С одним природным чувством К высокому едва ли воспарит.

Молодого поэта ценили Пушкин, Дельвиг, Языков. Пушкин рассказывал ему о своих творческих замыслах, с интересом про­чел и по достоинству оценил статью Веневитинова о первой главе романа "Евгений Онегин”, Два поэта много общались, обсуждая свои произведения, настоящее и будущее поэзии.

Д. В. Веневитинов прожил всего 22 года. Его смерть потрясла всех и породила ноток стихотворений, составивших мемориаль­ный сборник "Венок”. В истории литературы романтизма поэт остался как символ молодости и красоты, великих надежд и чи­стых порывов. В его стихах каждое чувство освящено мыслью, каждая мысль согрета сердцем.

Люби питомца вдохновения И гордый ум пред ним склоняй;

Но в чистой жажде наслаждения Не каждой арфе слух вверяй.

Не много истинных пророков С печатью власти на челе,

С дарами выспренных уроков,

С глаголом неба на земле.

1827

§ 5. Константин Николаевич Батюшков

(1787-1855)

В истории русской литературы этот поэт стоит рядом с Жуковским как один из основателей романтизма. Сравнивая двух поэтов, Белинский писал: "Направление поэзии Батюшкова совсем противоположно направлению поэзии Жуковского”, от­мечал определенность и ясность как главные признаки поэзии Батюшкова, противопоставленные неопределенности и туманно­сти Жуковского.


Лирический герой Батюшкова - это свободный человек, бурно проявляющий свои чувства, с радостью предающийся на­слаждениям жизни. Поэт стремится воз­высить, облагородить чувства, придать им духовную содержательность, и с этой целью он обращается к античному миру.

Античный колорит и мифология прида­ют его произведениям яркость, празднич­ность, театральность, торжественность.

Так, например, в стихотворении "Вак­ханка" Батюшков употребляет высокую одическую лексику. Он пишет "Жрецы Вакховы текли”, а не шли или бежали; вместо слова "одежды" поставит "ризы”. В "Моих пенатах” мифо- логическая образность и одическая речь совмещаются на равных правах с русскими реалиями. Таким образом, высокий стиль по­зволяет перенести стихи в сферу искусства, сделать этот мир жи­вописным, динамичным, пластичным, сообщить чувственной страсти духовный смысл.

После войны 1812 г., которая потрясла поэта, в его твор­честве изменчивый мир страстей уступает роковым, печаль­ным мотивам, усиливаются темы одиночества и разочарования ("К Дашкову”, "На развалинах замка в Швеции”).

мой ГЕНИЙ

О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальней.

Я помню очи голубые,

Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов.

Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой,

И образ милый, незабвенный Повсюду странствует со мной.

Хранитель гений мой - любовью В утеху дан разлуке он;

Засну ль? приникнет к изголовью И усладит печальный сон.

§6. Конлратий Федорович Рылеев (1795-1826)

В истории русского романтизма есть особое направление, которое называют гражданским. Это декабристская поэзия. Движение декабристов - яркая страница в истории государства, отразившаяся и в литературе.

Многие декабристы были незаурядны­ми поэтами, среди них было много дру­зей Пушкина. Свой литературный талант поэты-декабристы использовали в борьбе за свободу, подчиняли общественным ин­тересам.

Гражданское направление развивали такие поэты, как П. А. Катенин, В. К. Кю­хельбекер, К. Ф. Рылеен и многие другие. Они связывали с поня­тием романтизм воспитание прежде всего гражданских, патрио­тических чувств. Рылеев писал: "Я не поэт, а Гражданин”.

ГРАЖДАНИН

Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян?

Нет, не способен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы.

Пости гнуть не хотят предназначенье века И не готовятся для будущей борьбы За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав.

Застанет их в объятьях праздной неги И. в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги.


В отличие от Жуковского эти поэты выдвинули на первый план национально-историческую и гражданско-героическую тема­тику. При этом подлинным содержанием искусства для них оста­валась душа, но не наедине с собой, а в контексте окружающего мира. Высокие порывы, нравственность, по мнению декабристов, воспитываются в обществе, рождаются в гражданской истории. Поэтому в поэзии нашли свое воплощение многие события на­циональной истории и героического прошлого (у Рылеева, напри­мер. "Ольга при могиле Игоря”, "Богдан Хмельницкий”, "Иван Сусанин” и др.).

Гражданский пафос произведений определил жанровую специ­фику. Это в основном думы, исторические элегии, поэмы. Даже в любовных элегиях декабристов проявляются гражданские моти­вы.

Революционный пафос поэзии декабристов, их взгляды и вся многообразная деятельность значительно повысили обществен­ный тон литературы, и не было ни одного поэта, который в той или иной степени не разделял воззрений декабристов или не со­чувствовал им. В том, что декабристы высоко подняли идейный уровень романтической поэзии, состоит их неоценимая заслуга.

Русский романтизм был явлением историческим, целой куль­турной эпохой, полной жизни, страстей, всеобщих исканий. Романтики всех течений достигли немалого: они провозгласили и отстояли гуманистические ценности, подвергли сомнению и пере­смотру правила классицизма, разрушили связь между жанром и стилем, добились лексической и стилистической точности слова. Всем этим они проложили дорогу свободному, искреннему выра­жению переживаний, развитию гармонии и совершенства в поэ­зии, как писал Л. А. Дельвиг - вдохновению.

ВДОХНОВЕНИЕ

Как часто к нам слетает вдохновенье,

И краткий миг в душе оно горит;

Но этот миг любимец муз ценит.

Как мученик с землею разлученье.

В друзьях обман, в любви разуверенье,

И яд во всем, чем сердце дорожит.

Забыты им: восторженный пиит Уж прочитал свое предназначенье.

И презренный, гонимый от людей.

Блуждающий один под небесами.

Он говорит с грядущими веками;

Он ставит честь превыше всех частей.

Он клевете мстит славою своей И делится бессмертием с богами.

А. А. Дельвиг , 1822

Романтическая эпоха счастливо совпала с пушкинской, когда в литературе появилось и засияло созвездие поэтических имен, давшее право назвать это время Золотым веком русской поэзии. Великое слово "самобытность” определяет своеобразие творчества каждого из поэтов. В нашем обзоре названы далеко не все имена представителей Золотого века, а только наиболее яркие, представ­ляющие различные течения романтической школы. В целом же поэзия пушкинской поры - это самородок, отливающий многими гранями, и каждая грань по-своему ценна и прекрасно.

Романтическая школа в русской литературе, отразившаяся в поэзии Жуковского и Батюшкова, в творчестве поэтов пушкин­ской поры, в романтических повестях Бестужева-Марл и некого, Одоевского, Вельтмана, была продолжена в лиро-эпических про­изведениях Пушкина и Лермонтова.

1. Назовите имена поэтов представителей Золотого века русской поэ­зии.

2. Расскажите о жизни и творчестве Е. А. Баратынского. Прочитайте сти­хотворение "Муза". Как вы понимаете слова поэта о музе, отличающей­ся "лица необщим выраженьем"?

3. Каким образом создавалась "поэтическая сила” и гармония стихов Н. М. Языкова? Прочитайте и проанализируйте стихотворение "Пло­вец".

4. Что объединяло поэтов и философов в "Обществе любомудрия"?

5. Расскажите о жизни и творчестве Д. В. Веневитинова. Каков ого лири­ческий герой - элегический мечтатель или байронический бунтарь?

6. Назовите основные темы лирики К. Н. Батюшкова. Почему его наравне с В. А. Жуковским считают основоположником русского романтизма?

7. Какое направление русской романтической лирики называют особым? Назовите представителей этого направления.

8. Расскажите о жизни и творчестве К. Ф. Рылеева. В чем заключается па­фос его лирики?

9. Какие произведения поэтов пушкинской поры вам запомнились боль­ше всего?

10.Выучите наизусть понравившиеся вам стихи.

1 . Почему лирику пушкинской поры пазывлют Золотым веком русской поэлю ? Каноны хронологические рамки этого периода в литературе?

2. Что объединило поэтов, каждый из которых был яркой талантливой личностью, имеющей свой путь в литературе?

3. Прочитайте в рабочей тетради поэтические послании представителей Золотого века русской поэзии. Что нового оы узнали об Л. С. Пушкине и поэтах пушкинской поры из посланий? Подтвердите свой ответ цита­тами.

4. Прочитайте и проанализируйте послание В. JI . Пушкина своему пле­мяннику. Кем он был для А. С. Пушкина - дядей, учителем, собратом по перу?

5. Какие факты биографии поэтов отражены в посланиях? Напишите ре­ферат об одном из поэтов пушкинской поры.

«Поэты пушкинской поры »

С другой – они были старше него, их поэтический мир сложился до и помимо Пушкина. Наоборот, это он учился у них и в каком-то смысле был поэтом поры Жуковского и Батюшкова. Но мы уже говорили с вами, что роль Пушкина в развитии русской литературы огромна. Благодаря ему она (русская литература) она не только догнала, но и перегнала западноевропейскую литературу.

Что касается творчества Жуковского и Батюшкова, то, что тоже вам уже известно, Пушкин не только продолжил развитие намеченных ими тем, мотивов, жанров и т. п., но и пошел далеко вперед. Таким образом, целесообразнее говорить о поэтах, писавших и печатавшихся приблизительно в те же годы, или даже ранее, что они творили в пушкинскую эпоху, они поэты пушкинской поры. Сегодня мы с вами будем говорить о таком поэте пушкинской поры, как Н. М. Языков. Как вы думаете, почему именно о нем? Ведь к поэтам пушкинской поры относился не только Языков. Ну скажем, Полежаев, Кольцов, Рылеев и другие. Но мы с вами остановимся подробнее на творчестве Николая Михайловича.

Потому что помимо того, что Языков поэт пушкинской поры, он еще и поэт-симбирянин, наш земляк. В нашу с вами сегодня задачу не входит знакомство со всем творчеством поэта, этапами формирования его художественного мира и т.п. Нет, наша задача гораздо скромнее. Мы лишь остановимся на некоторых его произведениях, вспомним, что мы уже знаем о Языкове, попытаемся определить основные темы его творчества, а также его вклад в развитие русской литературы.

А знаете ли Вы что Пушкин, прочитав стихотворение «Тригорское», сказал: «Если уж завидовать, так вот кому я должен бы завидовать… Он всех нас, стариков, за пояс заткнет»).

Творческое начало Николая Михайловича совпало с расцветом романтизма. Находясь в Симбирске, где родился, он много читал Ломоносова, Державина, Жуковского. В романтизме его привлекало:

· Героическая возвышенность чувств.

· Гражданская направленность.

· Интерес к историческому прошлому и фольклору.

· Творческая свобода художника, ломающего установившиеся каноны и правила.

Но судьба поэта связана с общественной жизнью, которая находит отражение в его лирике. Отсюда реалистические черты, но они внутри романтического стиля. Следовательно, главными темами в творчестве Языкова являются следующие:

· Родина, героика, дружба, братство, радость.

Мы убедились в том, что Языкову близки романтические тенденции: он воодушевлен любовью к Родине, прошлое изображает в романтическом ореоле величия и славы, воспевает народ, тоскует по героическому подвигу, призывает к борьбе, мужеству, отваге. Переломным моментом в жизни и творчестве Языкова становятся годы перед декабристским восстанием. Николай Михайлович думал о судьбе личности в полицейском государстве, о проблеме: царь – народ. Выражает протест против самодержавия. Он не мог примириться с академическим режимом, подавляющем свободную личность.

Учитель: после восстания декабристов Языков остался верен прежним идеям. Тема героя, не сломленного судьбой, сопротивляющего, моральная победа – вот круг его интересов.

В эти годы для Языкова идеалом является Пушкин, его творчество. Как и многие поэты той эпохи, увлекается библейскими мотивами.

Учитель: какова тема данного стихотворения? Как разрешается конфликт?

(Тема поверженных, но внутренне не покорившихся борцов: «Свято нам воспоминанье о славной родине своей; мы не дадим на посмеянье высоких песен прошлых дней!». Здесь появляется мотив возмездия, жестокого отмщения). Для поэта Родина – героическое прошлое, победы народа и т. п. Настоящее - рабская Россия - не соответствует героическому прошлому. В рабстве повинны как власть, так и сам народ. Но поэт надеется не только на лучшее будущее, но и на возмездие за настоящее. Итак, основной особенностью творчества Языкова является лиризм, звучность, яркость, блеск, энергия стиха.

Приложение.

Стихотворения.

Статьи по теме: