Ежели Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой? Ежели Бога нет, то кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком? Кто может доминировать на Земле

Человек Творец Своей Судьбы! Внушительно звучит неправда ли, но так ли это? Насколько это верно? Конечно, мы можем найти тысячи примеров людей, которые сделали себя сами, кажется, они вылепили свою судьбу сами. Разве не жизнетворчеством занимаются люди, когда выбирают себе цели, планируют, действую и превращают свои мечты в реальность? Да, они творцы. Но насколько далеко может простираться творческая сила человека?

В качестве приглашения к размышлению предлагаю фрагмент книги Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита. Кто же человек: творец судьбы, игрушка в руках богов или всего лишь одинокий листик гонимый случайными обстоятельствами?

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита. (фрагмент)

Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?

Сам человек и управляет, — поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.

Виноват, — мягко отозвался неизвестный, — для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И, в самом деле, — тут неизвестный повернулся к Берлиозу, — вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас… кхе… кхе… саркома легкого.. — тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удовольствие, — да, саркома, — жмурясь, как кот, повторил он звучное слово, — и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье — совершенно бессмысленно, вы сами понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, — тут иностранец прищурился на Берлиоза, — пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет — поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? — и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком.

«Надо будет ему возразить так, — решил Берлиоз, — да, человек смертен, никто против этого и не спорит. А дело в том, что…»

Однако он не успел выговорить этих слов, как заговорил иностранец:

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

Владимир Мегре в книге «Энергия жизни», в главе «Творящая мысль» ставит вопрос, от чего зависит жизнь человека. Он приводит два варианта ответа: либо жизнь человека уже предопределена судьбой с его рождения, и управляют ею некие высшие силы, либо человек сам управляет своей жизнью, с помощью так называемой энергии мысли.

"Жизнь человека! От чего или от кого она зависит? Почему одни становятся императорами, полководцами, другие собирают объедки на помойках?

Бытует мнение, что каждому уже с рождения предначертана его судьба. Если это так, то человек - всего лишь малозначимый винтик в системе какого-то механизма, а не высокоорганизованное творение Бога.

Есть и другое мнение: человек самодостаточное творение, в котором заключены абсолютно все энергии мироздания. Но есть в человеке одна энергия, присущая только ему, - она называется «энергия мысли». И если человек поймёт, чем он обладает, научится пользоваться ею в полной мере, то он станет властителем всей Вселенной.

Какое же из этих двух взаимоисключающих определений является истинным?"

«Интуитивно, может быть, подсознательно, люди понимают: их собственная будущая жизнь зависит не только от каких-то Высших Сил, Божьего промысла, но и от них самих, - пишет Владимир Мегре. - Я смею утверждать, и небезосновательно: любая, даже кажущаяся нереальной и совершенно фантастической, мечта будет осуществлена, если человек, который хочет исполнения желаемого, совершит простые и последовательные действия навстречу этой мечте».

Так как мысль материальна, то именно она и является главным началом всех событий в жизни человека. Эта аксиома – главная в , собственно и посвящённой изучению влияния мысли на окружающую реальность.

Но точно так же думал и Берлиоз из «Мастера и Маргариты», пока его не переехал трамвай.

«Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» - спорил с ним неизвестный с Патриарших Прудов.

– Сам человек и управляет, – поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.

– Виноват, – мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И, в самом деле, – тут неизвестный повернулся к Берлиозу, – вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас... кхе... кхе... саркома легкого... – тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удовольствие, – да, саркома, – жмурясь, как кот, повторил он звучное слово, – и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье – совершенно бессмысленно, вы сами понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, – тут иностранец прищурился на Берлиоза, – пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет – поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? – и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком…

… «Надо будет ему возразить так, – решил Берлиоз, – да, человек смертен, никто против этого и не спорит. А дело в том, что...»

Однако он не успел выговорить этих слов, как заговорил иностранец:

– Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.

«Какая-то нелепая постановка вопроса...» – помыслил Берлиоз и возразил:

– Ну, здесь уж есть преувеличение. Сегодняшний вечер мне известен более или менее точно. Само собой разумеется, что, если на Бронной мне свалится на голову кирпич...

– Кирпич ни с того ни с сего, – внушительно перебил неизвестный, – никому и никогда на голову не свалится. В частности же, уверяю вас, вам он ни в коем случае не угрожает. Вы умрете другой смертью.

– Может быть, вы знаете, какой именно? – с совершенно естественной иронией осведомился Берлиоз, вовлекаясь в какой-то действительно нелепый разговор, – и скажете мне?

– Охотно, – отозвался незнакомец. Он смерил Берлиоза взглядом, как будто собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде: «Раз, два... Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть – несчастье... вечер – семь...» – и громко и радостно объявил: – Вам отрежут голову!

Бездомный дико и злобно вытаращил глаза на развязного неизвестного, а Берлиоз спросил, криво усмехнувшись:

– А кто именно? Враги? Интервенты?

– Нет, – ответил собеседник, – русская женщина, комсомолка.

– Гм... – промычал раздраженный шуточкой неизвестного Берлиоз, – ну, это, извините, маловероятно.

– Прошу и меня извинить, – ответил иностранец, – но это так. Да, мне хотелось бы спросить вас, что вы будете делать сегодня вечером, если это не секрет?

– Секрета нет. Сейчас я зайду к себе на Садовую, а потом в десять часов вечера в МАССОЛИТе состоится заседание, и я буду на нем председательствовать.

– Нет, этого быть никак не может, – твердо возразил иностранец.

– Это почему?

– Потому, – ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы, – что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится».

Такие случаи и нарушения планов в жизни человека происходят довольно часто. Когда я работала по распределению в школе, там же работала одна не молодая уже учительница младших классов. Каждый день она ходила на работу, вела уроки в своём 4 «А» классе, а вечерами проверяла тетрадки у детей. Но однажды утром тетрадки детям раздавала уже совсем другая учительница. Неожиданная новость удивила и шокировала всю школу: по дороге с работы учительницу сбила машина. Сразу и насмерть. А ведь ещё вчера о таком и подумать никто не мог…

И когда я, вместе с другими работниками, стояла возле стола с её траурной фотографией и цветами у входа в школу, я подумала тогда: а ведь то же самое могло случиться с каждым, абсолютно с любым человеком! Как же можно что-то вообще планировать в этой жизни, когда ты не знаешь даже, что произойдёт с тобой в сегодняшний вечер?

И в тот день я решила, что человек своей жизнью всё-таки не управляет. Он и правда «всего лишь малозначимый винтик в системе какого-то механизма», которому уже с рождения предначертана его судьба. Мы даже дату смерти своей не знаем, не то, чтобы жизнью своей управлять. А мысль, может быть, и материальна, но сколько ещё таких же материальных мыслей в головах у самых разных людей, которые вовсе не обязательно должны звучать в унисон. И кто знает, сколько аннушек могут пролить масло на пути к даже самой светлой и чистой мечте…

Но как же тогда локус контроля, о котором всё время пишет Эволюция, и который обязательно должен быть у человека внутренним?

Когда-то наша преподаватель по кризисной психологии тоже рассказывала нам про локус контроля. «Мы не можем нести ответственность за все события в нашей жизни, - говорила она. – Но за то, как нам из них выпутываться, ответственность только на нас».

Конечно, если человек внезапно умер, он из этого уже никак не выпутается. Но пока ты не умер, сделать что-то всегда можно.

Человек не может управлять своей жизнью, не может управлять событиями в ней. Но он может управлять собой. Тремя вещами человек может управлять: своими мыслями, своими словами и своими действиями.

Допустим, человек внезапно заболел и ему дали больничный. Он думал, что пойдёт сегодня на работу, а пришлось сидеть дома. То, что с ним произошло, не зависело от него. Но время дома он может потратить по-разному, и это от него уже зависит. Он может просто лежать и ничего не делать, может заняться саморазвитием и почитать книгу, например, а может взять свою работу на дом, если он трудоголик, и работать дома.

От нас не зависят события, которые с нами происходят, ну или не всегда зависят, но от нас зависит наше поведение, наши действия и наши поступки во время этих событий. Одна и та же ситуация может случиться в жизни разных людей, и все эти разные люди в одной и той же ситуации могут вести себя по-разному.

Став инвалидом, кто-то озлобится на весь свет, начнёт пить, принимать наркотики или вовсе не захочет больше жить, а кто-то, наоборот, захочет помогать, как может, другим таким же людям, напишет книгу, освоит новую доступную для себя профессию и т. д. А внезапно разбогатев, можно растратить все деньги на роскошь и развлечения, а можно вложить их в выгодное дело.

Разлившую масло Аннушку можно проклясть, разозлившись, а можно, наоборот, поблагодарить её и пожелать ей счастья просто так. А можно и вовсе плюнуть на неё и думать совсем о других вещах.

Я слова Егора Горда о том, что «самые лучшие предприниматели в кризис расширяются, а слабаки закрывают свои предприятия с глубокой болью разорения». В любом событии можно найти что-то полезное для себя, использовать его себе во благо. И это тоже зависит только от человека.

О чём мы подумаем, когда в нашей жизни случится то или иное событие? Что мы скажем себе и другим? Что будем делать? Это три вещи, которые зависят только от нас. Никто другой, кроме самих нас, не управляет нашими руками и ногами, нашим языком и нашими мыслями. И об этом всегда нужно помнить, что бы не случилось.

В недавно вышедшем фильме «Рассвет планеты обезьян» после эпидемии вируса люди и обезьяны начинают борьбу за господство на нашей планете. По сюжету фильма новый вирус уничтожил большинство людей, а из обезьян сделал высших разумных приматов.

Хотя это всего лишь фильм, после его просмотра у многих зрителей появился вопрос — может ли это произойти в реальной жизни? Ученые уверены, что идея фильма надуманна и не реалистична. Даже если предположить, что появится вирус, который сможет уничтожить 95 процентов населения, и при этом обезьяны значительно поумнеют — выжившие люди все равно будут значительно превышать число приматов.

Ян Заласевич, палеобиолог из университета Лестера, считает, что вести борьбу с людьми за доминирование на нашей планете другим видам было бы весьма тяжело.

За несколько миллионов лет эволюции современные люди уже вытеснили несколько видов других разумных приматов, таких, например, как неандерталец и человек флоресский. Даже если предположить, что человечество погибнет в результате эпидемии, войны или изменения климата, то для развития нового доминантного вида понадобятся многие миллионы лет.

Кто может доминировать на Земле?

Этим новым видом разумной жизни могут стать крысы, либо свиньи. Крысы уже на данный момент достаточно умны, чтобы иметь высокоразвитую социальную структуру. Спустя несколько миллионов лет эволюции крысы могли бы занять место человека и управлять нашей планетой. Свиньи также спустя несколько миллионов лет эволюции смогут иметь достаточный уровень интеллекта для того, чтобы стать доминантным видом жизни на Земле.

Однако Ян считает, что самая большая угроза для человечества – это не естественно развивающийся какой-либо вид жизни, а искусственный интеллект.

Недавно исследователи сообщили, что электронная машина, демонстрируя поведение, подобное поведению человека, прошла тест Тьюринга. Этот тест проводится при участии двух человек и компьютера. Один из участников теста взаимодействует с машиной и другим человеком. Основываясь на полученных ответах, участник должен определить, с кем именно разговаривает, с человеком или с машиной. Задача компьютера - ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор, и это произошло! Мало того, ученые предсказывают, что в недалеком 2045 году интеллект машины полностью достигнет уровня человеческого мышления.

Скрытые правители

Профессор Роберт Штернберг уверен, что на Земле доминантами являются не люди, а бактерии. Он говорит: «Человечеству только кажется, что мы главные. На самом деле большая часть нашего собственного веса состоит из бактерий. Кроме того, в отличие от нас, бактерии намного быстрее размножаются и мутируют. Они появились задолго до людей, и будут существовать после нашего исчезновения».

Как оказалось, бактерии — не единственные претенденты на мировое господство.

Энтомолог Марк Моффетт считает, что муравьи уже контролируют планету. Общий вес муравьев уже сегодня превышает общий вес человечества. Чтобы вести войну, муравьи так же, как и люди, используют традиционные военные правила и стратегии, захватывают территории противника и оберегают свой тыл. Отдельно взятый муравей является частью коллективного разума. Это можно сравнить с нейронами нашего мозга – по отдельности муравьи просто выполняют свои функции, но когда они объединяются, то могут решать самые сложные задачи.

Все, что происходит во времени - в прошлом, настоящем и будущем, - не более чем сон. Таков сокровенный смысл всех ведических писаний.

Нарада Муни, Шримад Бхагаватам, 4 песнь, глава 29

Сегодня мы немного углубимся в ведическую метафизику , для того, чтобы раскрыть хотя бы в небольшой степени одну загадочную тему, связанную с тонкой материальной реальностью, невидимой и потому неведомой очень многим людям. В этом нам поможет философия Санкхьи , являющаяся своего рода ведическим разделом метафизики, изучающим тонкие и грубые материальные объекты природы. Родоначальником этой философии был сам Кришна в образе своего .

Мы постараемся узнать сегодня с вами — кто же на самом деле живет нашей жизнью, кто принимает решения, кто отвечает за то, какие тела мы получаем в этой жизни и в следующей, в конце концов мы узнаем — кто реально управляет нашими поступками сейчас . Очень сильно нам поможет в этом и Великий .

Очень важной темой является то, как мы на самом деле живем и воспринимаем окружающий нас мир. Большинство из вас наверняка скажет: мы используем свои органы чувств, чтобы видеть, слышать, осязать, обонять и испытывать ощущение от прикосновения. И это действительно так. Через познающие органы чувств человек получает информацию об окружающем мире. Но вот вопрос: а где мы испытываем наслаждение от соприкосновения с этими объектами?

Некоторые ученые материалисты, ничего не знающие о тонкой материи и ее устройстве скажут нам, что в нашем головном мозге присутствуют специальные рецепторы, а в теле особые гормоны, которые выделяются и реагируют на внешний мир, что доставляет нам так называемое счастье. По большому счету такие теории нельзя назвать научными, поскольку они основаны сугубо на эмпирических методах изучения (т.е. на том, что можно измерить, пощупать и т.д.). Таким ученым видима только грубая форма реальности, поэтому все их выводы, хоть и являются научными и доказанными, не могут объяснить процесс так, как он происходит на самом деле. Эти ученые не могут объяснить существование привидений, различных сущностей, духов и разных объектов тонкого мира, однако люди и здесь и там сталкиваются с тем, что эта реальность существует и даже воздействует на наш мир.

Согласно всецело полной и научной философии Санкхьи, представленой в Ведах и, в частности, в Шримад Бхагаватам, наша реальность состоит как из грубой материи, так и из тонкой материи. Все описанные выше существа могут не иметь грубого тела, который мы воспринимаем глазами, однако они имеют тонкое тело, которое может иметь форму из стихии огня (светящиеся существа), воды, а также из сочетаний их обоих или вообще из эфира. Частично такие тела можно видеть даже грубым зрением.

Русская матрешка (игрушка, отражающая принцип вложения нескольких тел живого существа)

Наши эмоции, переживания, ощущения, наслаждения и страдания находятся в нашем тонком теле, состоящем из ума, разума и ложного Эго . Это тонкое тело покрывает изначальную духовную частицу и затем, подобно русской матрешке, входит в более грубое тело, которое состоит из пяти грубых элементов (воды, огня, воздуха, земли и эфира).

Если человек задумается над этим, то придет к пониманию, что почти вся его жизненная деятельность протекает в УМЕ . И это легко доказать.

Каждое живое существо испытывает желания. Чтобы осуществить желаемое, мы начинаем обдумывать предмет своего желания в уме. Также, мы можем возвращаться в прошлое и вспоминать картины прошедших дней или даже жизней, но вся эта деятельность не касается грубого тела. Когда мы страдаем от обиды, наше грубое тело никак не участвует в этом процессе, однако мы можем потерять аппетит, стать слабыми или даже заболеть. Когда у нас умирает любимый человек или родственник, мы начинаем испытывать разлуку и страдания, и все эти переживания опять таки протекают в человеческом уме. Так, наслаждение от общения, горечь от расставания, память о прошлых наслаждениях их формы, желания и грезы о будущей мечте — представляют собой разнообразную деятельность, которая протекает в нашем тонком теле, но не в грубом.

По последним данным науки, в частности изучая достижения Американской медицины, можно прийти к выводу, что с точки зрения грубого материализма, вся информация, поступающая от органов восприятия, обрабатывается головным мозгом. В частности, ученые выявили и доказали, что ощущение наслаждения и боли нашего физического тела сосредоточены полностью в работе головного мозга. Так, на примере одного редкого заболевания у девушки после аварии, обнаружилось странное явление: все органы ее тела работают исправно, но она постоянно ощущает острую боль. Это ощущение боли генерируется импульсами головного мозга, для обеспечения предупреждения живого существа о неправильной работе органа тела. Однако в случае с этой девушкой, данная система дала сбой: импульсы посылаются, а органы в полном порядке. Точно таким же образом, мозг содержит и передает необходимые импульсы, которые отвечают за наслаждение тела. Правда, если бы ученые не были бы такими материалистами и смогли заглянуть чуть глубже, они смогли бы понять, что физические грубые импульсы головного мозга, большая часть которых остается для ученых за гранью полного понимания, является всего лишь грубой проекцией деятельности тонкого тела, которое располагается в эфире и через эту, самую тонкую форму материи, соединяется с грубым телом. Так, проанализировав деятельность грубых органов чувств тела человека, можно прийти к пониманию, что почти вся наша деятельность (боль, ощущение, восприятие, наслаждение и т.д.) на 80 % протекает в нашем уме, или в нашем тонком теле, а грубые органы чувств являются всего лишь неким безличным инструментом, соединяющим работу нашего ума с более грубой реальностью конкретных условий материального мира.

Почему мы ничего не знаем о своем тонком теле?

Если мы пришли к выводу, что в большей степени наша жизнь протекает в тонком теле, напрашивается резонный вопрос: почему мы ничего об этом не знаем?

Эта мантра состоит из самых сильных по своему могуществу имен Бога. Имена эти имеют нематериальную природу и тождественны самому Богу. Когда человек произносит имя Бога, его иллюзия начинает постепенно рассеиваться. А когда он произносит святое имя Бога , все его тонкие оболочки ума, разума и Эго — растворяются . Тогда человек начинает видеть мир таким, каким его видит сам Бог. Его разум одухотворяется, а деятельность в материальном теле становится освященной преданным служение Богу.

В некоторых случаях, если живое существо произносит Святое имя Бога в чистом порыве Души — разрушается даже его грубая оболочка и душа тотчас возвращается в духовный мир. Так произошло с щенком Шри Чайтаньи Махапрабху.

Поэтому воспевание мантры Харе Кришна нельзя сравнивать с обычной кармической деятельностью, религиозностью или благочестием. Ее природа такова, что соприкасаясь с вами она почти мгновенно очищает ум человека и возвращает спящую душу к своей изначальной деятельности, деятельности в любовном служении Богу.

© Ваш слуга, Крышень

Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
- Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.
- Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - для того, чтобы управлять, нужно как-никак иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И, в самом деле, - тут неизвестный повернулся к Берлиозу, - вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас... кхе.. кхе... саркома легкого... -тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удовольствие, - да, саркома, - жмурясь. как кот, повторил он звучное слово, - и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье - совершенно бессмысленно, вы сами понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, - тут иностранец прищурился на Берлиоза, - пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет - поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? - и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком.
Берлиоз с великим вниманием слушал неприятный рассказ про саркому и трамвай, и какие-то тревожные мысли начали мучить его. «Он не иностранец! Он не иностранец! - думал он, - он престранный субъект... но позвольте, кто же он такой?»
- Вы хотите курить, как я вижу? - неожиданно обратился к Бездомному неизвестный, - вы какие предпочитаете?
- А у вас разные, что ли, есть? - мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились.
- Какие предпочитаете? - повторил неизвестный.
- Ну, «Нашу марку», - злобно ответил Бездомный
Незнакомец немедленно вытащил из кармана портсигар и предложил его Бездомному:
- «Наша марка».
И редактора и поэта не столько поразило то, что нашлась в портсигаре именно «Наша марка», сколько сам портсигар. Он был громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнём бриллиантовый треугольник.
Тут литераторы подумали разно. Берлиоз: «Нет, иностранец!», а Бездомный: «Вот черт его возьми! А?»
Поэт и владелец портсигара закурили, а некурящий Берлиоз отказался.

Статьи по теме: