Денежная реформа в России – деноминация рубля в тысячу раз (1997). Г. финансовая реформа, которая ввела золотое обеспечение рубля, его свободную конвертируемость год, Павловская реформа

К середине 1997 года в экономике Российской Федерации стали проявляться позитивные тенденции, следствием чего стало некоторое улучшение ряда показателей. Так, по официальным данным, впервые за достаточно длительный период объем валового внутреннего продукта в реальном выражении приобрел тенденцию к росту по отношению к 1996 году, в ряде отраслей промышленности наметилось увеличение производства, выросли объемы розничного товарооборота, денежные доходы населения. Существенно сократилась и стабилизировалась на минимальном жестко контролируемом уровне инфляция, курс рубля по отношению к доллару США и другим конвертируемым валютам удерживался в пределах, установленных Банком России.

Все это сделало возможным изменение нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен с целью нормализации денежного обращения. Дополнительным аргументом в пользу проведения деноминации национальной денежной единицы стало устранение неудобств при расчетах населения за товары и услуги.

4 августа 1997 года президентом Российской Федерации был подписан указ N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" , в соответствии с которым с 1 января 1998 года правительство и Центральный Банк (Банк России) провели деноминацию (уменьшение номинала) рубля и изменение масштаба цен в тысячу раз с 1 января 1998 года.

Основными принципами проводимых мероприятий являлись недопущение каких-либо потерь для владельцев денег и постепенная замена денежных знаков в процессе их обращения.

С 1 января 1998 года в платежный оборот Российской Федерации были введены банкноты Банка России образца 1997 года достоинством в 5, 10, 50, 100, 500 рублей и разменные монеты Банка России образца 1997 года достоинством в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей.

Для удобства населения и обеспечения плавного перехода к новым денежным знакам внешний вид их в основном сохранился при уменьшении номинала в 1000 раз и введении дополнительных элементов защиты.

На них помещались изображения Новгорода (5 рублей), Красноярска (10 рублей), Санкт-Петербурга (50 рублей), Москвы (100 рублей) и Архангельска (500 рублей). В 2001 году была введена в обращение купюра в 1000 рублей образца 1997 года (с видом Ярославля), а в 2006 году — 5000 рублей образца 1997 года (с видом Хабаровска).

Выпуск банкнот и монет образца 1997 года производился путем выдачи их из касс учреждений Банка России и кредитных организаций на выплату заработной платы, пенсий, пособий и других платежей, для которых необходимы наличные деньги.

Проводимая с 1 января 1998 года деноминация рубля предусматривала параллельное обращение на протяжении 1998 года денежных знаков старого и нового образцов.

В течение всего 1998 года банкноты Банка России образца 1993 и 1995 годов, а также монеты СССР и Банка России выпуска 1961-1996 годов (включая монеты СССР чеканки до 1961 года достоинством в 1, 2, 3 копейки) постепенно, по мере поступления в кассы Банка России, изымались из обращения.

Изъятие из обращения банкнот и монет старого образца проводилось через обычные каналы денежного обращения — торговлю, сферу услуг, банковские учреждения и т.д. без ограничений из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости.

Для России в настоящее время одной из основных целей является укрепление экономики и повышение международной роли национальной валюты на основе расширения степени конвертируемости рубля. Если с 1991 г. по 1998 г. Россия стояла на грани утраты валютного суверенитета, то сейчас возникли объективные предпосылки использования российского рубля как единой валюты.

В России сохранялись ограничения на капитальные трансграничные операции. Кроме того, существовали ограничения на операции с рублями для нерезидентов. Поэтому рубль не являлся полностью конвертируемой валютой и не мог служить средством расчетов и платежей во внешнеэкономической деятельности России. Это повышало издержки российских товаропроизводителей и банков а, следовательно, - снижало их международную конкурентоспособность. Именно поэтому существовала необходимость перейти к полной конвертируемости рубля и приступить к созданию системы международных расчетов в рублях.

В нашей стране были осуществлены важнейшие меры по либерализации финансовой системы, включая отмену всех ограничений на движение капитала, что сделало рубль полностью конвертируемой валютой. Благодаря этому шагу, доверие к рублю повысится. Благодаря чему был изменен Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которому с 1 января 2007 г. отменяются ограничения на трансграничное движение капитала.

отменяется обязательная продажа валютной выручки экспортерами (составлявшая обязательную норму 10% от общей суммы);

отменяется требование о резервировании части валютной выручки при проведении отдельных видов операций (предварительно с 1 мая 2006 г. ЦБ РФ в 2 раза снизил действовавший норматив резервирования средств на счетах ЦБ при осуществлении капитальных валютных операций);

каждый россиянин без получения разрешения и предварительной регистрации сможет открывать и размещать вклады в банках за рубежом;

сводятся к минимуму ограничения на совершение валютных операций по валютным счетам граждан, открытым ими за границей, и на приобретение гражданами долей и вкладов в иностранных компаниях (разрешено вкладывать свои средства в капиталы иностранных компаний, приобретать в собственность их акции и имущество);

ликвидируются барьеры на проведение расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при предоставлении займов, кредитов, операций с ценными бумагами.

Российский рубль отныне формально является конвертируемым, однако одного желания видеть национальную валюту конвертируемой еще мало. Убедительно требует решения простой, но вместе с тем чрезвычайно сложный вопрос: что необходимо предпринять для того, чтобы рубль наконец-то стал реально конвертируемой валютой? Чтобы конвертируемость рубля стала мощным фактором укрепления геоэкономических позиций страны, предстоит решить серию задач и претворить в жизнь комплекс мероприятий по стабилизации экономики, наращиванию ее потенциала и мощи, укреплению интереса к ней со стороны мирового сообщества.

Уровень инфляции в стране с конвертируемой валютой не должен превышать порога в 3-4% в год. А в нынешней Российской Федерации по итогам 2012 года инфляция составила 6,6% что говорит о многом.

Требуется продолжить реформирование национальной финансовой системы, чтобы российские банки всерьез воспринимались мировым сообществом как надежные и зрелые финансовые институты. Без развитой банковской системы и финансового сектора вообще никакая страна не может претендовать на место эмитента конвертируемой валюты, а в перспективе - и мировой резервной валюты.

Если Россия стремится стать на одну ступень с такими развитыми странами, как США, Великобритания, Япония, пристальное внимание должно быть обращено на структуру и масштабы ее внутреннего валютного рынка. Его объемы в сотни раз уступают мировым показателям.

Изменение ситуации требует тщательного изучения, анализа и выработки комплекса предложений по диверсификации его институционально-инструментальной структуры.

Важным инструментом в комплексном механизме мер по укреплению финансового рынка России должен стать реализуемый с недавнего времени проект по организации биржевой торговли рядом товаров за рубли. Именно для повышения привлекательности рубля как средства расчетов и платежей и для расширения объемов национального валютного рынка на российских биржах уже началась торговля нефтью и золотом за рубли, нефтепродуктами и зерном.

Для того чтобы исправить ситуацию и усилить интерес к рублю за пределами России, необходимо расширение торгово-экономических связей, в частности за счет вступления страны во Всемирную торговую организацию.

Ожидается, что Россия после вступления в ВТО будет получать дополнительно по 2 миллиарда долларов в год на протяжении нескольких лет, а российская экономика пойдет в рост за счет притока зарубежных инвестиций.

Важным вкладом в обретение рублем конвертируемости должны стать массированный перевод на рубли торговли со странами, для которых Россия является важным торговым партнером (страны СНГ, а также Финляндия и некоторые другие), и перевод на рубли военных и машиностроительных контрактов со странами - традиционными покупателями российского оружия и энергомашиностроительного оборудования (например, Индия, Алжир, Ангола и другие). Данный процесс может даже стимулироваться при помощи более низких налогов, нормативов, регулирующих экономическую деятельность, прочих экономических рычагов, когда режим операций с рублями будет трактоваться как преференциальный. Последние годы рубль активно укреплялся, чему способствовали результаты развития экономики и, что немаловажно, высокие мировые цены на энергоносители.

Укрепление рубля имеет ряд положительных последствий для экономики. Например, повышается покупательная способность населения, увеличивается объем импорта товаров производственного назначения, открываются новые инвестиционные возможности, растет доступность внешних заимствований для частного сектора, снижаются темпы инфляции.

От укрепления рубля способны выиграть в первую очередь те отрасли и сектора экономики, которые, не испытывая жесткой конкуренции со стороны импорта, работают в основном на внутренний спрос и получают большую часть доходов в рублях. Большая же часть отраслей экономики сталкивается с все увеличивающейся конкуренцией со стороны иностранных товаров, и в этой связи в последнее время, даже в официальных кругах, слышатся высказывания о том, что слабая национальная валюта - благо, и ее укрепления необходимо избегать любыми способами. Какое обоснование несет подобная точка зрения, тем более что Президентом РФ была серьезно поставлена задача обретения рублем полной конвертируемости? Если разобраться, в условиях перманентного обесценения рубля импортные товары продаются внутри России с большой прибылью, которая затем используется для закупки сырья на внутреннем рынке по ценам значительно ниже мировых с целью последующего экспорта его за свободно конвертируемую валюту. При таких условиях рост потребительских цен оказывается ниже темпов обесценения рубля, а это означает дальнейшее повышение покупательной способности ведущих иностранных валют на российском рынке, а каждый последующий виток отпуска цен автоматически приводит к следующему витку диспропорций, разрушению и в конечном итоге уничтожению внутреннего рынка в России. Импорт при падении курса рубля становится все дороже, и внутренние цены ориентируются не столько на рост издержек производства, сколько на падение курса рубля - снижение курса заранее становится фактором внутреннего ценообразования, одновременно стимулируя экспорт продукции по демпинговым ценам. Предприятия получают прибыль больше, чем при реализации продукции на внутреннем рынке, и не заинтересованы наращивать экспорт за счет увеличения объема производства и снижения себестоимости продукции. Но как согласуется с такой ситуацией курс на конвертируемость национальной валюты? Ведь достаточно очевидно, что только укрепление реального сектора экономики, его развитие, наращивание мощи и потенциала может способствовать реализации намеченного. Самодостаточная, прогрессивная экономика даст России шанс получить все выгоды и преимущества от обретения ее валютой свободной конвертируемости.

Чрезвычайно важно законодательным и исполнительным органам власти обратить внимание на данный аспект в комплексе будущих мероприятий. Рост взаимозависимостей национальных экономик, все более глубокая интеграция России в систему мирохозяйственных связей делают закономерным процесс перехода рубля к полной конвертируемости, однако, предстоит сделать еще очень много в этом направлении для получения осязаемых результатов. Теперь свободный рубль будут испытывать силы мирового рынка.

Денежная реформа 1897 (денежная реформа Витте) - денежная реформа, установившая золотой монометаллизм рубля или жесткую привязку рубля к золоту, Золотой стандарт рубля.

В 1895-1897 годах министром финансов С. Ю. Витте (1849-1915) была осуществлена новая денежная реформа, целью которой было установление в России золотого монометаллизма. В ее основе - золотое обеспечение денежной системы государства. По замыслу реформаторов для обеспечения устойчивой конвертируемости рубля был установлен свободный размен кредитных билетов, выпуск которых был ограничен на золотую монету из расчета один бумажный рубль за один рубль в золоте, а также уменьшено золотое содержание империала.

Подготовка реформы началась в 1880-х гг. и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Министр финансов С. Ю. Витте в феврале 1895 представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения.

С.Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии, а не золотосеребряный, принятый во Франции.

Законом от 8 мая 1895 было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой.

В июне 1895 Государственному банку был разрешён приём золотой монеты на текущий счёт (этому примеру последовали частные петербургские банки); в ноябре 1895 был допущен приём золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казённых железных дорог. В декабре 1895 был установлен курс кредитного (бумажного) рубля в размере 7 руб. 40 коп. за золотой полуимпериал номиналом 5 рублей (с 1896года - 7 руб. 50 коп.).

К 1897 Госбанк увеличил золотую наличность с 300 млн. до 1095 млн. рублей, что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн. руб.).

29 августа 1897 был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом. Обеспеченные золотой наличностью кредитные билеты обменивались на золото без ограничений. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты.

Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.

С началом Первой мировой войны в 1914 обмен денег на золото был прекращен.

Литература:

1. Тимошина Т.М. «Экономическая история России». Учебное пособие под редакцией М.Н. Чепурина – М. 2006 год

2. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX – XX вв. – Санкт-Петербург 2005 год

3. Земцов И. Черненко. Советский Союз в канун перестройки. 2005 год

4. Гусаков А.Д. "Очерки по денежному обращению России". 2007 год

5. 1. Л.Л.Любимов, И.В.Липсиц "Основы экономики", Москва "Просвещение", 2008 год

6. Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю "Экономикс" т.1. Баку, "Азербайджан", 2006 год

7. Максимова В.Ф., Шишов А.Л. "Теория рыночной экономики" т.1. ч.2., Москва, Соминтэк, 2007 год

8. "Деньги и кредит" 12/2005 год Издательство "Финансы и статистика".

9. Эдвин Дж.долан "Деньги, банки и денежно-кредитная политика". Санкт-Петербург "Санкт-Петербург Оркестр" 2007 год

10. "Деньги, кредит, банки". Справочное пособие. Под редакцией Г.И.Кравцовой, 2005 год

1897 г. финансовая реформа, которая ввела золотое обеспечение рубля, его свободную конвертируемость.

в)Иностранный капитал: за и против. Особая заинтересованность России в притоке иностранного капитала объяснялась тем, что страна несла огромное бремя непроизводительных расходов:

на содержание царского двора, полиции, армии и флота, огромного бюрократического государственного аппарата. Иностранный капитал поступал в страну путем непосредственных капиталовложений в виде государственных займов, продажи ценных бумаг на финансовых рынках. Иностранные инвестиции в российскую экономику составляли почти 40% всех капиталовложений. Немецкие предприниматели предпочитали создавать в России филиалы действовавших в Германии крупных фирм. Излюбленными сферами их деятельности были электротехника, химические производства, металлургическая и металлообрабатывающая промышленность, торговля. Французские капиталы направлялись в Россию главным образом через банки. Они действовали преимущественно в угольной и металлургической промышленности Донбасса, металлообработке и машиностроении, добыче и переработке нефти. Английские капиталы обосновались в нефтяной промышленности, добыче и выплавке цветных металлов.

Таким образом, наиболее передовые отрасли промышленности, определявшие лицо индустриализации, развивались, как правило, с участием иностранного капитала. Однако это не привело к созданию иностранных зон влияния, к полной или даже частичной зависимости России от иностранных компаний и государств. Иностранные фирмы, компании, банки не вели в России самостоятельной экономической политики, не имели возможности влиять на принимаемые политические решения.

Приток иностранного капитала сопровождался процессом сращивания его с капиталом отечественным, создавая тем самым реальные предпосылки включения России в мировую экономическую систему. В то же время широкое проникновение иностранного капитала имело и свои минусы: часть накоплений, которая могла бы умножить национальное богатство страны, расширить возможности капиталовложений в экономику, повысить жизненный уровень населения, уплывала за границу в виде прибылей и дивидендов.


4. Российский монополистический капитализм.

а) В конце ХIХ - начале ХХ в. европейские страны потряс мощный экономический кризис. Выход из него был мучительным и трудным, но в то же время он продемонстрировал высокие адаптационные способности капиталистического производства. Ответом капиталистической экономики на разрушающие последствия кризисов, обусловленных свободной конкуренцией, стало создание монополистических объединений. И если европейское индивидуализированное сознание с большим трудом воспринимало новые явления в экономике, то в России этот процесс принял как бы естественный характер. Российская экономическая система в силу своих особенностей (традиционно сильные позиции государственного сектора, изначально высокий уровень концентрации производства, широкое проникновение иностранного капитала и пр.) оказалась очень восприимчива к монополистическим тенденциям.

Первые монополистические объединения и союзы появились в России еще в 80-х гг. ХIХ в. А в начале ХХ в. они становятся основой промышленной жизни страны. Монополистические союзы договариваются об условиях продажи товаров, сроках платежей, определяют количество производимых продуктов, устанавливают цены, делят между собой рынки сбыта и сырья, распределяют между предприятиями доходы и прибыль. В соответствии со своими основными функциями монополии имеют различные формы: синдикаты, картели, тресты, концерны.

Преобладающей формой монополистических союзов в России были синдикаты. Они создавались в виде акционерных компаний, съездов и обществ фабрикантов и заводчиков, контор по продаже товаров и т. п. Однако перед первой мировой войной во многих отраслях промышленности стали создаваться тресты, преимущественно с участием иностранных компаний.

Возникшие в России монополии тотчас же повели борьбу за полное подчинение своему господству ведущих отраслей хозяйства. Так, синдикат «Продамет», объединявший в 1901 г., в момент своего возникновения, 12 металлургических заводов юга России, в 1904 г. контролировал сбыт 60%, а в 1912 г.-около 80% металлургической продукции страны. Синдикат «Прод-уголь» контролировал почти всю каменноугольную промышленность, синдикаты «Продвагон» и «Гвоздь» держали под контролем от 90 до 97% соответствующей продукции, производимой в России, картель «Нобель-Мазут» безраздельно господствовал в нефтяной промышленности.

б)Финансовый и государственно-монополистический капитал. Одновременно шел процесс монополизации банков. Пять крупнейших банков имели до сотни филиалов каждый, в том числе в Париже, Лондоне. К 1913 г. они сосредоточили до половины финансовых ресурсов всех российских банков. По мере укрепления позиций российских банков меняется и их место в экономике страны -они начинают теснить иностранные капиталы, закрепляя за собой роль основных инвесторов отечественной промышленности.

Вступление российских банков на путь финансирования промышленности положило начало сращиванию банковского и промышленного капиталов и появлению финансового капитала. Активней всего этот процесс шел в тяжелой промышленности. Так, под эгидой Петербургского международного банка возникли тресты «Коломна-Сормово» и «Наваль-Руссуд»; в сфере интересов Русско-Азиатского банка оказался военно-промышленный концерн, организационным центром которого был Путиловский завод.

Облегченным оказался для России проходивший во всех индустриальных странах процесс сращивания интересов государства с интересами монополий, получивший название государственно-монополистического капитализма. Так, правительство, например, активно занималось регулированием сахарного производства, пойдя на этот шаг под влиянием настойчивых просьб крупнейших сахарозаводчиков.

в)Кустарная Россия. В то же самое время целые пласты русской экономической жизни оказались вне зоны модернизации. Речь идет о той кустарной, ремесленной и промысловой России, которая существовала как бы параллельно с фабрично-заводским производством, являясь по сути придатком сельского хозяйства. И хотя крупная фабрично-заводская промышленность занимала в целом ведущее место (стоимость валовой продукции-7,3 млрд. рублей, число предприятий-29,4 тыс.), мелкая промышленность имела устойчивые позиции в российской экономике. На 150 тыс. предприятий работало 600 тыс. ремесленников и кустарей, выпускающих продукции на 700 млн. рублей в год. А в зимние месяцы занимались промыслами еще 3,5-4 млн. человек. В таких отраслях, как хлебопекарная, обувная, строительная, швейная, кожевенная, преобладала продукция мелких заведений.

Значительный удельный вес докапиталистических форм промышленности был обусловлен спецификой сельскохозяйственного производства, природно-климатическими условиями страны. Короткий цикл сельскохозяйственных работ делал неизбежным совмещение крестьянского труда с промыслово-ремесленным. Да и недостаточный уровень развития фабрично-заводского производства поддерживал устойчивый спрос на изделия кустарей и ремесленников.


Сельское хозяйство: «оскудение центра».

В середине 90-х гг. ХIХ в., после некоторого упадка, вызванного снижением цен на хлеб на мировом рынке, начинается подъем сельскохозяйственного производства в стране. К началу ХХ в. Россия занимала первое место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции. На ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, около 20% - пшеницы и 25% мирового экспорта зерна. Чистые среднегодовые сборы (т. е. валовые сборы минус семена) хлебов и картофеля увеличились к началу века (1900-1904) по сравнению с 70-ми годами ХIХ в. на 46,8%, а в перерасчете на душу населения - на 18,9%. Еще более быстрыми темпами увеличивалось производство сахарной свеклы, льна, всех технических культур. Росли поголовье и продуктивность скота.

Но тем не менее положение в сельском хозяйстве вызывало озабоченность у общества. Дело в том, что весь прирост продукции приходился лишь на незначительную часть крестьянских хозяйств и помещичьих имений. Помещичьи хозяйства давали примерно 12% валового сбора зерна и 22% товарного хлеба, т. е. основным производителем сельскохозяйственной продукции являлось крестьянство. Но не все, а лишь 15-20% зажиточных хозяйств, на долю которых приходилось 30-40% валового сбора зерна и до 50% товарной продукции. Причем в Центральных губерниях России прослойка таких хозяйств была весьма незначительна. Здесь преобладали в основном полусередняцкие и бедняцкие хозяйства, не производившие товарной продукции, а если и продававшие хлеб на рынке, то в ущерб собственному питанию. Это явление было названо «оскудением центра». Его катастрофическим следствием был массовый голод в неурожайные годы, о котором давно забыла Европа. Но не потому, что в стране не было хлеба, а потому, что в связи с ростом цен на него, у крестьян не хватало денег на его покупку. Вот почему в неурожайные годы общественность занималась в основном сбором денег для голодающих.

Бедственное положение большинства крестьянских хозяйств вызывало беспокойство и у правительства. Но его волновали лишь два аспекта этой проблемы: 1) невозможность поднять налоги и рост недоимок по уже имевшимся налогам и платежам и 2) бесконечные крестьянские волнения. В 70-х гг. прошлого века было отмечено 399 крестьянских выступлений (с числом участников свыше 15 человек), в 80-х гг.-659, в 90-х гг.-594, а в 1900-1904 гг.- 1205. Настоящим потрясением для правительства стало массовое участие крестьян в революции 1905- 1907 гг. В эти годы произошло 25,8 тыс. выступлений, в результате которых было уничтожено около 4 тыс. помещичьих имений. Основное требование крестьян - передача им части помещичьей земли. И оно имело свое экономическое обоснование.

В начале ХХ в. на огромном российском пространстве было разбросано более 20 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений. На каждое крестьянское хозяйство приходилось в среднем чуть больше 6 десятин земли, а на каждое помещичье - около 370 десятин. При этом помещичьи земли использовались крайне неэффективно-их обрабатывалось всего лишь 10%. По подсчетам специалистов для нормального существования семьи из 6 человек в черноземной полосе требовалось 8,5 десятин пашни, 1,5 десятин луга, 0,5 десятин огорода, т. е. 10,5 десятин. Эти показатели и являлись экономическим обоснованием крестьянского требования передачи им части помещичьей земли.

Ситуацию в деревне осложняли также еще два взаимосвязанных обстоятельства: аграрное перенаселение и существование общины.

К началу ХХ в. 4/5 надельной крестьянской земли находилось в общинном пользовании. Община господствовала во всей центральной, северной, восточной и южной России и на Север-ном Кавказе. И лишь в западных губерниях преобладала крестьянская частная собственность на землю. Община производила регулярный передел земли между своими членами, зорко следя, чтобы земли всем досталось поровну. А так как население Российской империи ежегодно увеличивалось на 2,5 млн. человек и в основном за счет крестьянства, то при очередном переделе в каждом крестьянском хозяйстве земли оставалось все меньше и меньше. К тому же крестьянин, ушедший на фабрику или промысел, мог в любой момент вернуться в общину и потребовать причитающийся ему надел. Община не только перераспределяла землю между своими членами, но и устанавливала правила и порядок ее обработки. На основании принципа круговой поруки она являлась также коллективным налогоплательщиком.

С течением времени недостатки общинного землевладения становились все более очевидными: община, спасавшая слабых, тормозила деятельность крепких, хозяйственных крестьян; она способствовала уравнению, но препятствовала повышению общего благосостояния деревни.

Таким образом, главной проблемой российской экономики стала проблема расширения модернизационного пространства за счет подключения к нему прежде всего аграрного сектора. Промедление в решении этой насущной экономической задачи грозило революционным взрывом. Но в то же время форсирование модернизационных процессов во многом тормозилось косностью российской государственной системы. Политическая власть в стране оставалась в руках старой элиты - помещиков и дворян, не дававшей полной свободы предпринимателям новой волны и уж тем более не допускавшей их к принятию политических решений.

Объективные потребности развития экономики настоятельно требовали эволюции политического режима.

Заключение

К началу ХХ в. Россия представляла собой среднеразвитую страну «второго эшелона» капиталистического развития. В отличие от стран «первого эшелона» (Англии, Франции) она вступила на путь капитализма значительно позже-лишь в середине ХIХ в. Поэтому ее экономическое развитие носило догоняющий характер, проявлявшийся как в высоких темпах, так и определенной деформации его фаз и стадий. Одной из значительных особенностей была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны.

Стране предстояло решить в кратчайший срок комплекс проблем, касавшихся всех основных сфер общественной жизни: в политической сфере - использовать достижения демократии, на основе конституции, законов открыть доступ к управлению общественными дела-ми всем слоям населения, в сфере экономики - осуществить индустриализацию всех отраслей, превратить деревню в источник капиталов, продовольствия и сырья, необходимых для индустриализации и урбанизации страны, в сфере национальных отношений - не допустить раскола империи по национальному признаку, удовлетворив интересы народов в области самоопределения, способствуя подъему национальной культуры и самосознания, в сфере внешних экономических связей - из поставщика сырья и продовольствия превратиться в равноправного партнера в индустриальном производстве, в сфере религии и церкви - покончить с отношениями зависимости между самодержавным государством и церковью, обогатить философию, трудовую этику православия с учетом установления в стране буржуазных отношений, в сфере обороны - модернизировать армию, обеспечить ее боеспособность использованием передовых средств и теорий ведения войны.

Моей энергии…», добавляя при этом, что ели бы не поддержка двух императоров – Александра и Николая – ничего бы не вышло. Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию России. В экономическую жизнь стран были включены Сибирь и Дальний Восток – регионы с богатейшими природными ресурсами. Развитая транспортная система развития оказала неоценимое содействие...

Этапа развития России, реализация которой, во многом будет зависеть от решения проблем, выделенных в процессе данного исследования. Заключение В ходе исследования проблемы политической модернизации России в посткоммунистический период, авторы данного дипломного сочинения пришли к некоторым выводам. В этой связи, нам, прежде всего, хотелось бы сказать о том, что многочисленные...

Что политическая структура мира ХХI в. будет напоминать, видимо, особым образом организованную сеть - по подобию Интернета - с множеством узлов и переплетений. Глава 2. Изменение политического портрета России в ХХI в связи с глобализацией Глобальная цель. Если говорить о глобальной цели политического портрета России, стоит вспомнить предложенную Президентом России В.В. Путиным в начале...

Вступление

За всю историю своего развития мировая валютная система использовала две основные принципиальные системы валютного режима:

первое: золотой стандарт с 1867 по 1914гг., затем с 1925 по 1931гг .;

второе:управляемый плавающий обменный курс - с 1918по 1925гг., затем с 1973 по настоящее время .

Россия интегрировала в мировую валютную систему и прошла все её тапы развития.

Случилось так, что текущий 2007 год выступает юбилеем для многих знаковых исторических событий в развитии мировой валютной системы.

Первое , исполнилось 140 лет «Золотому стандарту». В 1867г. на Парижской конференции золото было признано единственной формой мировых денег. Главный принцип золотого обеспечения и обращения денег был оформлен юридически.

Второе , исполняется 110 лет денежной реформе С.Ю. Витте (1895 - 1897гг.). Россияприсоединилась к парижской валютной системе. Управление денежным обращением страны стало строиться на основных принципах золотого стандарта.

Третье , исполнилось 85 лет Генуэзской валютной системе . В 1922 году на Генуэзской конференции межгосударственным соглашением был юридически оформлен «золотодевизный стандарт».

В месте с этим, в советской России с 1922 по 1924 гг. была успешно проведена денежная реформа усилиями первого наркома финансов Г.Я. Сокольникова. В основе регулирования денежным обращением стали использоваться принципы золотодевизного стандарта.27 ноября 1922 года была выпущена в обращение параллельная валюта - Червонец . Таким образом, 27 ноября 2007г. - юбилей, червонцу исполняется 85 лет.

Наконец , 16 декабря 2007 года исполняется 60 лет денежной реформе А.Г. Зверева, министр финансов СССР с 1938 по 1960 годы. В результате денежной реформы в 1947г .была восстановлена стоимость рубля и найдены ресурсы для финансирования ежегодных снижений розничных цен в послевоенноё время.

Что общего у этих событий? Всех их объединяет один очень важный вопрос - стоимость денег . Какой метод лучше использовать для её определения?На каких принципах строить денежноё обращение страны, с тем, чтобы эффективно защитить национальные интересы России?

Актуальность вопроса ещё подкрепляется тем, что фактически золотодевизный стандарт трансформировался в “товарно-сырьевой долларовый стандарт”. Крометого, Ямайская валютная система подвержена мировым финансовым и экономическимкризисам, плавающие курсы отражают больше спекулятивные мотивы, нежели реальную экономическую стоимость валют. Поэтому настоящая валютная система нуждается в реформировании.

Кроме того, использование её принципов в полной мере не отвечаетнациональным интересам страны.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо внимательно посмотреть на эволюцию мировой валютной системы, проанализировать опыт прошлых лет и провести исторические параллели.

В этой связи давайте обратимся к историческому опыту интеграции России в мировую валютную систему и проведения денежных реформ, которые обогатят наши знания в решении поставленных проблем. При анализе проблемы поставим три фундаментальных вопроса:

- какой эффект испытывает экономика?

- насколько уязвима стоимость рубля от внешнего фактора?

- насколько принципы валютного режима отвечают национальным интересам России?

Исследования начинаются с текущих проблем перехода рубля к полной конвертируемости на принципах Ямайской валютной системы и денежной реформы Г.Я. Сокольникова, так какиспользуются единые принципы валютного режима и сочетаются исторические параллели. Кроме того, 27 ноября2007г. червонцу исполняется 85 лет.

В этойсвязи,историческая последовательность развития мировой валютной системы не будет соблюдена.

Используется академический язык.

Статьиобъединяютсяпод названием “Опыт прошлых лет и исторические параллели”, посвящаются великим реформаторам России.

Цель - привлечь внимание к истории интеграции России в мировую валютную систему на примере денежных реформ и извлечь пользу для решения текущих задач в трансформации рубля в твёрдую валюту.

Великим реформаторам России посвящается.

Твердый рубль - основа развитияРоссии

“Твердая валюта -есть один из атрибутов государственной власти”

Г.Я. Сокольников

“Национальная валюта - есть не только инструмент товарообмена, это инструмент развития экономики и возможности существования государства, а также его признания в международных отношениях”: - Г.Я. Сокольников. Поэтому наличие и сохранение твердой валюты - есть политика национальной безопасности, которая должна занимать приоритетное место в развитии экономики страны.

Дискуссия, поднятая в последнее время в экономической прессе на тему о конвертируемости рубля, поднимает ряд актуальных вопросов, по сути сложных и спорных, в том числе решение Госдумы РФподнять престиж рубля в законодательном порядке. Установить правильность этого решения можно будет на основании практических результатов.

С началом экономической реформы в России в 1992 году с либерализацией валютного рынка была введена внутренняя конвертируемость рубля, и стал использоваться «плавающий обменный курс». Предполагалось таким образом контролировать поведение экономики страны через стоимость национальной валюты, формировавшейся на валютном рынке.

Вместе с тем, использование системы плавающего обменного курса предусматривает наличие большой суммы валютных резервов для поддержания устойчивого уровня стоимости национальной валюты Центральным Банком. Однако их в России в 90-е годы проведения реформ было недостаточно. В результате курс рубля стал формироваться на рынке под действием спроса и предложения. Центробанк России не имел возможности влиять на уровень обменного курса, вследствие чего фактически поведение экономики стало контролироваться силами рынка, а российское правительство не смогло добиться желаемых результатов в неоднократной попытке стабилизации финансов. Вместе с этим, из-за больших темпов инфляции российский рубль перестал выполнять две основные функции денег: как базовой меры стоимости,так и средства накопления . Эти функции перешли к доллару США, соответственно к нему стало привязываться и ценообразование в России. Фактически доллар США стал стандартной мерой стоимости рубля России , который потерял свою экономическую самостоятельность. Как следствие, экономика России была поставлена в прямую зависимость, как от стабильности иностранной валюты, так и от проведения монетарной политики ФРС США . В итоге, произошла “долларизация” экономики России со свободным обращениеминостранной валюты внутри страны, и которая одновременно стала тяжелым инфляционным прессом на нее. В августе 1998 года экономика испытала очередной финансовый кризис, когда рубль девальвировался более чем в 2,5 раза.

Кроме того, с 1 января 2002 годас началом наличного обращения евро экономика России стала дополнительно ещё испытывать “евролизацию” c теми же последствиями.

Таким образом, внешние условия были и остаются главнымфактором определения стоимости рубля.

Суммируя вышесказанное, как я думаю, вопрос о переходе к полной конвертируемости рубля требует последовательныхэкономических мер, а не патриотических призывов поднять престиж рубля за счет дискриминации доллара и евро, которые вступают в конфликт с обязательствами Росси, вытекающие из 8-й статьи Устава МВФ от 1993 года .

В связи с этим, уместно обратиться к классическому опыту денежной реформы и стабилизации финансов, проводимой первым наркомом финансов правительства России Г.Я. Сокольниковым в 1922 - 1924 годах прошлого столетия.

Необходимо отметить, что стартовые условия стабилизации финансов оценивались как крайне тяжелыми. Первая мировая война 1914-1918 годов привела Россию к экономическому развалу и стала причиной невероятно высокого уровня инфляции, из-за инфляционного финансирования военных расходов. К началу 1917 года после выхода Росси из войны не последовало экономического облегчения. Вопреки ожиданиям, произошло очередное углубление финансового кризиса. Захватившие власть большевики, следующие три года, использовали политику «военного коммунизма», и силой насаждали социализм, ведя гражданскую войну. Многие товары распределялись по фиксированным ценам; квартплата осуществлялась билетами вместо денег; продукция промышленности распределялась бесплатно; применялась натуральная форма зарплаты и налога; свободная торговля зерном и другими товарами была запрещена.

Следствием этого эксперимента стало то, что рубль в большинстве случаев оказался просто не нужен и перестал выполнять одну из основных функций денег - обмена и платежа . С другой стороны, государственные расходы из-за ведения гражданской войны, а также войны против польских интервентов, резко увеличились. Рост государственных расходов вырос в 4 раза в 1919г., в 5 раз в 1920г. и более чем в 20 разв 1921г.

К тому времени мир был восстановлен ценой тяжелого соглашения, в соответствии с которым польские границы были передвинуты на несколько сот километров на восток, советская политика по конфискации крестьянских запасов зерна привела к неизбежным тяжелейшим последствиям - нечем было засеивать землю и кормить скот, что стало главной причиной поголовного забоя скота. К началу 1921г. невиданные лишения и голод охватили всю территорию России.

Проводимая в годы обоих войн эмиссия бумажных денег ничем не была обеспечена. В марте 1921 года она выросла более чем в 870 раз по сравнению с годом, предшествующим началу гражданской войны и вызвала гигантскую инфляцию.

Об инфляции как результате острого недостатка предложения товаров на фоне резкого роста эмиссии денег можно судить по данным таблицы №1. Между 1913г. и февралем 1922г. индекс цен, рассчитанный Госпланом, вырос в 545000 раз. Темп роста второго показателя по сравнению с предыдущим годом составил в 1921г. 11 раз и в 1922г. 125 раз.

Необходимо заметить, что уже к середине 1917г. государственный долг Банку России чрезмерно превысил все другие долги. Обменный курс рубля сталрезко падать. Однако в период военного коммунизма его курс внутри России оставался предметом второстепенной важности из-за очень малого объема внешней торговли. На международных денежных рынках курс рубля находился под значительным влиянием перспектив восстановления старого режима, военного и политического развития России .

С началом проведения новой экономической политики (НЭП ) в 1921г. на некоторое времяпроизошла либерализация развития экономики страны . Внешняя торговля оживилась, получили право торговать частные экспортеры, наблюдался резкий рост обменных операций. Вместе с этим из-за высоких темпов инфляции, спрос на иностранную валюту возрос. Участники рынка предпочитали хранить сбережения в твердой валюте, так как рубль ещё не выполнял две основныефункции денег - базовая мера стоимости и средство сбережений . Однако НЭП вселил уверенность в незыблемости частной собственности как стимула к производству и восстановил коммерческие инициативы коммерсантов в торговле и промышленности.

Экономическое оживление неизбежно сопровождалось растущим спросом на деньги. Правительство сделало шаги по восстановлению денежной экономики, что стало базовым условием проведения денежной реформы.

В мае 1921 года ограничения на хранение денег, иностранной валюты, драгоценных металлов и камней были сняты. Затем в феврале 1923г. покупка и продажа золота и серебра, иностранной валюты и чеков, обменных векселей в иностранной валюте были узаконены. Таким образом, силу закона получила либерализация валютного и товарного рынков для граждан России, что инициировало их поддержку в стабилизации финансов страны.

Для страны, экономика которой всё в большей степени зависела от кругооборота денег, незамедлительные действия правительства по обузданию гиперинфляции были крайне необходимы, чтобы защитить от обесценения валютные сбережения владельцев и приостановить падение доходов инфляционных финансов.

На первом этапе правительство ввело «золотые счета» - через индексацию коммерческих счетов. Последние были выражены в золотых рублях, но фактические расчеты производились в бумажных рублях, пересчитанных в стоимость золота. В расчете текущих операций включались повседневные обмены, обменный курс между бумажным рублем и золотом. Новая система распространялась быстро - от коммерческих операций до ежедневного личного использования.

Затем последовали новые этапы реформы. Декретом Совета народных комиссаров от 12 октября 1921г . был учреждён Государственный банк РСФСР, в последствии стал называться Государственный банк СССР. В первые месяцы своей деятельности Государственный банк работал в условиях резкого обесценивания бумажных денег. Только за 1922г. количество совзнаков в обращении выросло с 17,5 млн. рублей до 1 994,5 млн. рублей, то есть в 116 раз, что привело к снижению стоимости денежной единицы по отношению к товарам в 72 раза. Денежноё обращение поставило Госбанк перед лицом главной проблемы - найти способы, с помощью которых можно уберечь стоимость национальной валюты от обесценивания.

За основу решения проблемы Госбанк стал использовать переход на базу твёрдой валюты.27 ноября 1922г. была выпущена новая национальная валюта - червонец . Она стала параллельной валютой в обращении вместе с рублем, но больше с плавающим, чем с фиксированным обменным курсом. Червонец обеспечивался не менее чем на 25% драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой по курсу на золото, а также на 75% - краткосрочными векселями и легко реализуемыми товарами. Выпуск червонцев позволил Госбанку полностью поставить свои операции на основу единого устойчивого стандарта.

Червонец конвертировался в золото, что отражалось на золотых счетах, и стал выполнять две основные функции денег - базовую меру стоимости и средство накопления . Кроме того, новая валюта замышлялась для облегчения развития операций банка, в частности для начисления процентов по векселям и проведения предварительных расчетов.

Одной из причин введения в обращение параллельной валюты, то есть одновременного хождения двух национальных валют, было то обстоятельство, что правительство не могло предугадать, насколько быстро население воспримет червонец. Кроме того, немедленное изъятие из обращения старой валюты было нежелательным, ибо правительству, когда необходимо, пришлось бы финансировать дефицит бюджета дополнительной эмиссией новых червонцев, а это неминуемо вызвало бы резкое снижение их стоимости. Введением червонцев через начисление процентов и, на начальном этапе, строго в ограниченном количестве правительствуудалось осуществить задуманное. Червонец девальвировался, но значительно более низкими темпами, чемрубль, эмиссия которого проводилась для финансирования дефицита бюджета.

После первого этапа реформы цены росли быстрее, чем объем денег в обращении. Но уже в конце 1923 года страна стала свидетелем восстановления и роста реальной стоимости государственных денег. Успех финансовой стабилизации подкрепился подавлением гиперинфляции.

Результат стабилизационных мер незамедлительно сказался на поведении экономики. Начиная с апреля 1924г. цены, выраженные в червонцах, перестали расти и, спустя несколько месяцев (после легких колебаний), стали снижаться. Среднемесячный обменный курс червонца слегка вырос и затем стабилизировался на уровне$1,02 (см. таблица №2).

Кроме того, правительство предприняло ряд мер по снижению инфляции , понизив цены товаров государственных и кооперативных организаций,понизив уровень зарплаты в государственном секторе и суммы кредитов, выдаваемых госбанком промышленности. Бюджетные сокращения были существенным элементом в снижении темпов инфляции, так как без этих мер доверие к новой валюте не было бы завоевано, и частный сектор экономики, оживший благодаря НЭПу, не смог бы работать эффективно.

По сравнению с 1922 годом было достигнуто существенное сокращение бюджетного дефицита. Сократилось число служащих в государственном секторе. Были введены новые налоги на частные и государственные предприятия, постепенно отменялся натуральный налог, росла пропорция денежных доходов по отношению к натуральным поступлениям, бюджет был сбалансирован. Производилась принудительнаяпродажа гособлигаций. К началу 1924 года бюджет достиг своего равновесия и следующий 1924/1925 финансовый год показал положительное сальдо.

Вместе с тем система параллельной валюты имела ряд недостатков. Один из них - спекуляция, затрудняющая правильный подсчет реальной стоимости коммерческих сделок в будущем. Затем, ограниченное количество червонцев в обращении вызвало колебания обменного курса, а также паническое бегство от старой валюты, что стало причиной больших потерь у государственных учреждений, так какосновными держателями старой валюты были именно они.

Давая оценку проводимой денежной реформы правительства, поставим вопрос - какой эффект испытала экономика? Вызвала ли стабилизация финансов депрессивный эффект на экономику? Если в целом рассматривать полученный итог, то результаты свидетельствуют о том, что экономика испытала положительный эффект и произошел рост, а общество увеличило своё благосостояние.

Начиная с 1923 года при распространении червонцев наблюдался рост производства товаров народного потребления и основных средств производства; также увеличилось производство совокупной аграрной продукции, но чуть более медленными темпами. Очередной 1924 год показал совокупный рост экономики и благосостояния общества. В последующие годы рост индустрии пошел более быстрыми темпами.

К успеху использования системы параллельных валют также следует отнести выигрыш времени: всего чуть более года потребовалось, чтобы остановить инфляцию и стабилизировать финансы. Правительству удалось получить свою национальную твердую валюту (червонец конвертировался в золото, и стал выполнять две основные функции денег: базовую меру стоимости и средство накопления), а такжевытеснить из внутреннего обращения страны иностранные валюты - доллар США и Британский фунт стерлингов. Червонец получил свою стоимостную самостоятельность с отменой привязки стоимости к доллару США и Британскому фунту стерлингов. Таким образом, зависимость определения стоимости национальной валюты от внешнего фактора была ликвидирована.

В конечном счете, результатом проводимой политики стало очень высокое соотношение полученной выгоды для общества к издержкам, затраченным для получения положительного итога.

Какие следуют уроки из опыта денежной реформы и стабилизации финансов, проводимой Г.Я. Сокольниковым в начале 20-х годов прошлого столетия?

Безусловный и самый главный результат: правительство России получилоатрибут власти - крепкую национальную твёрдую валюту . Твердый червонец стал фундаментом стабилизации финансов и развития экономики России в последующие годы, что позволило ему вытеснить иностранные валюты из внутреннего обращения и быть признанным в международных экономических отношениях.

Правительство России нового времени приняло решение перейти к полной конвертируемости рубля ещё 11 лет назад. Однако переход к полной конвертируемости рубля требует правовых и экономических предпосылок.

Началом перехода кконвертируемости рубля стало присоединение России к восьмой статье Устава МВФ (Указ президента России «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля», от 16 мая 1996г.).Россия стала 116-й страной, признавшей свои обязательства по статье - 8 Устава МВФ. В соответствии с этой статьёй запрещается:

Вводить ограничения на осуществление платежей и перевода по текущим международным операциям;

Участвовать в дискриминационных валютных соглашениях;

Применение множественности валютных курсов.

Россия фактически присоединилась к Ямайской валютной системе (1978г.) и получилаправо использовать её принципы:

Выбор любого режима валютного курса;

Привязать стоимость национальной валюты - рубля к третьей валюте, корзине валют, или вообще ни к чему не привязывать.

Банк России с 1 июля 2006 года отменил требования о резервировании валютной выручки при проведении валютных операций, а также использование специальных счетов. Ранее был доведен до нулевого значения норматив обязательной продажи части валютной выручки российских граждан и компаний. Таким образом были сняты последние валютные ограничения и открылась прямая дорога к переходу полной конвертируемости рубля и либерализации валютного рынка в России.

Что касается экономических предпосылок, то они остаются самыми трудными проблемами для нашего правительства.

Самая главная и трудная из них - это снижение инфляции до приемлемого уровня: 2% -3% в год , потому что стабилизация денег увязывается со стабилизацией цен. К сожалению, правительству не удаётся предложить эффективных мер для подавления инфляционных процессов. Ежегодный уровень инфляции не выдерживается в заданных параметрах и остается на уровне более 10,0%.Текущий2007 год не стал исключением, вместо запланированных 8%, ожидается - 10,5%.

Для решения этой задачи требуется более широкое видение и глубокое осмысление проблемы .

По сравнению с правительством 20-х годов, которое привязалостоимость национальной валюты к твёрдой базе, нынешнее правительство пытается стабилизировать финансы, не решив вопрос о базовой мере стоимости рубля.

В настоящее время, стоимостьрубля привязана к бивалютной корзине - американский доллар США и Евро ($.6 + Ev .4, соотношение не выдерживается из-за падения стоимости $США), курс которых колеблется на международных валютных рынках и зависит от проводимой процентной политики ФРС США и Европейского Центрального Банка. Таким образом, стоимость рубля сильно уязвима от внешнего фактора и не отражает реальной экономической стоимости произведенного национального продукта. Вследствие этого, долларизация и евролизация экономики России являются одним из основных факторов инфляционного пресса.

Кроме того, ставка рефинансирования ЦБ РФ перестала выполнять основной функцию - предложение денег экономике, потому чтово внутреннем обращении иностранная валюта выступает ценной бумагой при обмене на рубли. По оценке ЦБ РФ приток капитала в 2007г. ожидается в пределах 60 - 70 млр. долл. США, и вместе с этим, стерилизация излишней рублёвой массы в обращении остаётся трудно выполнимой.

Данная проблема загнала ЦБ России в угол, и на этой основе сильно обострился конфликт между политикой сдерживания инфляции,укрепления рубля и развитием экономики.

Следовательно, денежно-кредитная политика ЦБ России должна быть скорректирована с целью - уменьшитьвлияние внешнего фактора на инфляционный процесс.

Второе ,бюджетному процессу также не удается преодолеть инфляционных тенденций в экономике. Исполнение бюджета 2006г. не стало исключением. Уровень инфляции за год составил 9%при прогнозе8,5% на год. Данная ситуация объясняется следующими причинами.

По сравнению с 2005г. рост дохода бюджета превысил рост товарной массы иуслуг, что составило 52% и 30,2% соответственно.

Затем, рост расходов бюджета 2006г. также превысил рост ВВП и составил 40%, что является второй составляющей инфляционного ожидания.

Вместе с этим, налоговая структура доходов не рациональна . Доля косвенных налогов составила 54% против 46% прямых налогов. Поскольку косвенные налоги являются элементами цены, то в условиях роста цен они автоматически индексируются темпами инфляции в отличие от прямых налогов, которые больше подвержены инфляционному обесценению. Данное соотношение прямых и косвенных налогов является дополнительным фактором инфляционного давления.

В дополнение к этому переход на дефицитную модель бюджета будет дополнительно стимулировать инфляционный процесс.

Таким образом, бюджетно - налоговая политика не совершенна и должна быть выведена на новый качественный уровень.

Третье , слабым местом для правительства остается регулирование уровня прибыли и нормы накопления естественных и государственных монополий.

В структуре инфляции за 2005 годцены на продовольствие составили 47,1%, рост тарифов ЖКХ и муниципальный транспорт - 29,4%. Данные указывают на отсутствие эффективных мер контроля над доходами монополий, на низкий уровень конкурентной среды в экономике страны и на слабую налоговую систему; когда при этом основной груз роста цен приходится на население с малыми доходами, так как они являются основными потребителями выше указанных товаров и услуг.

Данная статистика, к сожалению, повторяется из года в год. Вместе с тем она высветила ещё одну острую проблему - высокая зависимость от импортного продовольствия, около 60%, которая стала одной из причин всплеска цен в сентябре - октябре 2007 года.

Далее , наличие больших запасов золото-валютных резервов (ЗВР ) даёт сильную поддержку рублю при переходе к полной конвертируемости. Россия занимает третье место в мире по запасамЗВР и на 15 октября 2007г. они составили около 424 млр. долларов США.

Наконец, открытие торгов на РТС фьючерсами на нефть и золото за рубли в июне 2006г. стало дополнительной основой перехода к полной конвертируемости. В этом случае ценность вложенных рублей будет определяться ценой золота и нефти формирующейся на международном рынке. Однако данный инструментиспользуется очень слабо, если вообще используется в последнее время. Создание в России своей товарно-сырьевой биржи с продажей товаров за рубли будет одним из фундаментов в создании базовых условий для трансформации рубля в твёрдую валюту.

Кроме того, действующие «золотые счета» в банках мало привлекательны из-за обложения НДС. В этой связи, необходимо создать более привлекательный правовой и налоговый режим на финансовом рынке России. Такой режим, который вселил бы уверенность в защите частной собственности граждан как стимула к инвестиционной инициативе, что стало бы основой доверия к правительству и государству, и в конечном счете к росту спроса на рубли.

В заключение , правительство России поставило перед собой сложную задачу - трансформировать рубль в твердую валюту на принципах Ямайской валютной системы. Однако пройденный этап развития Ямайскойвалютной системы свидетельствует, что она подвержена мировым экономическим и финансовым кризисам, а стоимость рубля поставлена в зависимость от внешнего фактора.

В этой связи, ставится прямой вопрос - насколько правильно будет использовать принципы Ямайской валютной системы в управлении стоимостью национальной валюты - рубля?

Думаю, что вопрос очень актуальный и заслуживает особого внимания, а егорешение следует искать в эффективной твердой базе стоимости рубля , которая смогла бы отражать действительную экономическую стоимость произведенного продукта . Тогда можно будет говорить о том, чторубль стал аккумулятором произведённой стоимости и отражает резервы страны.

Таблица 1

Показатели экономики России за 1916 - 1923 годы

Индекс цен, в (%)

1913г. 1,0

Дефицит гос.бюджета в (%)

Эмиссия денег

(млн.руб.)

Статьи по теме: